УДК 371.08 ББК 4421.41
ЕВРОПЕЙСКИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОГО РУКОВОДСТВА
И.А. Иваненко
Стерлитамакская государственная педагогическая академия EUROPEAN MODELS OF TRAINING SCHOOL MANAGERS I. Ivanenko
Sterlitamak State Pedagogical Academy
Выявлены европейские тенденции в подготовке школьных администраторов. Проанализированы и выявлены три наиболее типичные модели подготовки специалистов в области управления (руководства) школьным образованием.
Ключевые слова: компетентностный подход, профиль компетенций руководителей школ, школьное руководство, руководство-лидерство, модель.
European tendencies in training school managers are revealed. The three most typical models of training school education managers are detailed.
Keywords: competence approach, profile of school managers ’ competences, school management, management and leadership, model.
Разработка новых или адаптация известных моделей подготовки руководителей школы являются одной из актуальных задач педагогики. В настоящее время существует большой объем исследовательских материалов, которые представляют модели управления в образовании. Одним из наиболее полных является аналитический доклад «Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) по совершенствованию школьного руководства (Improving School Leadership)» [6,
7]. Материалы доклада позволили автору выделить две тенденции в подготовке школьных администраторов, которые характеризуют происходящие в области профессионального образования изменения.
Первая тенденция связана с общим переходом образования на компетентностный подход. В целях его реализации проводятся исследования эффективности управления и на основе метаанализа разрабатывается профиль компетенций руководителей школ.
Вторая - связана с реализацией социального заказа на образование, что также предполагает проведение исследований и выделение проблем руководства школьным образованием.
В докладе ОЭСР раскрывается понятие
«школьное руководство» (school leadership). Анализируя обширную литературу по проблемам школьного руководства, в числе распространенных точек зрения мы выделили два основных суждения.
1. Большинство определений понятия «руководство» допускает наличие некоего процесса воздействия посредством осуществления намеренного влияния одного индивида (или группы индивидов) на действия другого индивида (или группы) с целью структурирования деятельности и взаимоотношений внутри группы или организации. Термин «намеренное влияние» (intentional influence) представляется важным в силу того, что сам процесс руководства опирается на сформулированные цели-намерения или планируемые результаты.
2. Под термином «школьное руководство» (school leadership) в зависимости от странового контекста подразумевается либо управление (school management), либо администрирование (school administration) школы.
Понятие «руководство-лидерство» затрагивает процесс управленческой деятельности внутри организации посредством формирования у ее членов определенного рода установок, мотиваций и поведенческих практик, по-
нятие «руководство-менеджмент» в большей степени связано с выполнением текущих задач организации. Между понятиями «управ-ление-менеджмент» и «управление-админи-стрирование» существуют концептуальные различия, которые относятся к сфере полномочий и ответственности школьного руководства. В результате нами был сделан вывод, что для руководства школой представляет трудность обеспечение баланса между задачами высокого порядка - задачами «руководства-лидерства» (совершенствование качества работы преподавательского состава, достижение прогресса в обучении, роста эффективности воздействия школы на социализацию учащихся) и рутинными задачами, составляющими основу менеджмента (management). Также сложно установить баланс между двумя предыдущими задачами и обязанностями по администрированию (administration), которые определены в должностных обязанностях руководителей.
По мнению авторов доклада ОЭСР, понятие «руководство-лидерство» («leadership») -более современное, так как оно предполагает, что управленческие полномочия предоставляются более чем одному человеку, распределяются между разными участниками, выполняющими различные функции и роли как внутри, так и за пределами школы. Поэтому программы подготовки руководителей школы должны быть направлены на подготовку лидеров и быть разнообразными. В докладе дается обобщенное мнение руководителей образования различных стран - нужно готовить руководителей не только к административным функциям управления, следует сделать их способными к эффективному социальному менеджменту и лидерству. Результаты отчета, представленного в докладе, активизировали открытие магистерских программ для подготовки руководителей школьного образования. В результате сложилось две модели подготов-
ки руководителей школ и их назначения на должность (см. рисунок).
Анализ различных моделей подготовки школьных руководителей в Европейских странах позволяет выделить в качестве примера Финляндию, где осуществляется системная подготовка школьного руководства на базе университетского образования.
На примере Финляндии видно, как повышение качества подготовки педагогических кадров в рамках одного из сегментов университетского сектора (педагогических магистратур) влияет на повышение качества школьного обучения. Уже более 10 лет в стране реализуется доктрина непрерывного образования, что помимо прочего предполагает сотрудничество школ и университетов на нормативных основаниях. В 2004 году в «Акт об университетах» были внесены изменения. Наравне с преподаванием и исследовательской деятельностью - функцией университетов законодательно закреплена «третья роль вузов»: их «социальная миссия». Проводятся исследования участия университетов в социальном развитии, в том числе и в области школьного образования. В результате в Финляндии создана стройная система подготовки кадров для школьного образования [2] (см. таблицу).
Сильные стороны руководства школой в Финляндии отражены в докладе Министерства образования этой страны, посвященном школе лидерства [5]. К сильным сторонам руководства отнесены следующие.
- Долгосрочная политика в области образования (решения принимаются путем проведения широких консультаций).
-Интерактивные и прозрачные системы принятия решений, которые способствуют осуществлению ключевых школьных реформ и создают приверженность к ним.
- Децентрализация принятия решений, являющаяся одним из основных преимуществ. Руководители учебных заведений мо-
1 - вариант
Университетская подготовка (степень) - стажировка
Фильтрация кандидатов на руководящую должность - назначение
2 - вариант
Работа в школе - курсы подготовки резерва - сертификат
Рис. 1. Модели подготовки руководителей школьного образования и их назначение на должность
Подготовка педагогических кадров в Финляндии
Квалификационная должность Степень Кредитов (лет)
Преподаватель дошкольных учреждений Бакалавр искусств (воспитания) 180 (3 года)
Школьный учитель (первичный уровень) Магистр педагогики 300 (5 лет)
Учитель-предметник (начального и среднего уровня) Магистр искусств, магистр наук, мастер образования и педагогических исследований 300 (5 лет)
Специалист педагогического образования Магистр в области образования или специального образования 300 (5 лет)
Директор с дипломом школы лидерства Квалификация учителя (высший уровень) 25 (менеджерская подготовка) и 25 (исследовательская)
гут принимать решения по широкому кругу вопросов, касающихся развития школы, так как они не загружены проверками и ведомственными отчетами.
- Администрация страны и территорий может сосредоточиться на долгосрочном стратегическом планировании в области образовательной политики и развития законодательства.
- Школа лидеров готовит высокообразованных руководителей и постоянно повышает их квалификацию по современным моделям лидерства.
- Постановка задач развития школы и их решение находятся в зоне ответственности образовательных учреждений. Это, например, организация обучения, решения по работе школьной сети и т. д. Для того чтобы руководители были способны к постановке и решению подобных задач, постоянно совершенствуются и реализуются программы развития специальных знаний и компетенций руководителей.
- Ассоциация школьных лидеров взяла на себя разработку новых моделей школы, их анализа и распространения примеров удачных решений.
- Руководители учебных заведений широко участвуют в профессиональном развитии, для чего создаются виртуальные ресурсы и службы сопровождения.
В докладе дан анализ содержания программ подготовки руководителей школ, которые концентрируются на двух направлениях работы руководителя школы. Первый блок в содержании программ подготовки связан со спецификой работы самой школы. Анализ этих программ позволил нам выделить общие моменты. Так, в большинстве случаев программы включают:
1) школьные законы или другое законодательство, касающееся школьного образования;
2) административные проблемы школьного образования;
3) однородную оценку в образовательном учреждении;
4) участие школы в муниципальной однородной оценке;
5) внутреннюю кооперацию в образовательном учреждении;
6) международное сотрудничество;
7) мультикультуризм;
8) национальные стандарты обучения;
9) отражение специфики конкретной школы;
10) предметные области школьного образования плана;
11) индивидуализацию образования;
12) инструкции по удовлетворению специальных потребностей в школьном образовании;
13) управляющие советы;
14) оценивание учащихся;
15) обучение основам предпринимательства;
16) квалификации 1СТ;
17) повышение квалификации работников школы;
18) кооперацию с «миром работы»;
19) работу с педагогической документацией.
Второй блок подготовки отражает специфику реализации конвенциальной политики в сфере школьного образования и включает следующие девять направлений, связанных с новым пониманием социального заказа и партнерства:
1) разработку программ развития школьного образования как коллективного и персонального документа ответственности;
2) кооперацию между школами;
3) кооперацию между школой и муници-
пальным департаментом;
4) кооперацию между муниципалитетами;
5) региональную кооперацию;
6) стратегическое руководство;
7) педагогическое руководство;
8) финансовое руководство;
9) руководство штатом сотрудников.
Как показал сравнительный анализ, наиболее разнообразные программы подготовки руководителей школьного образования традиционно реализуются в университетах Великобритании [1]. Например, программа School Business Management (DSBM). Программа готовит инвестиционных менеджеров и экспертов для школьного образования, которые должны улучшить эффективность деятельности школ. Она включает три учебных блока -Стратегическое управление, Совершенствование школьного управления, Управление изменениями [3].
В институте педагогики Ноттингемского университета (одного из лучших британских университетов) для магистров предлагается программа «Образовательное лидерство». Продолжительность 1 - полный год или 2-4 неполные.
Цель программы - дать ее участникам возможность применить теорию и идеи о развитии школьного образования на практике и использовать знания, которые предоставляют в этой области международные сообщества сферы образования.
Программа позволяет:
- Отработать умение критической оценки школьной организации, в которой работают ее участники.
- Сформировать умения управлять изменениями, содействовать развитию коллег и организации школы.
- Знать и применять новые теории образования.
- Исследовать, каким образом эффективное руководство может помочь видеть более широкий контекст своей работы.
-Проводить исследование в области потребностей учителей и учащихся.
- Отработать навыки: критической рефлексии, критического чтения, критической письменной речи, исследования и проектирования, этики руководства.
Программа может быть изучена по трем маршрутам магистратуры в области лидерства в образовании.
Маршрут 1 - Частичная занятость: в уни-верситете и дома (летний этюд с дополни-
тельной поддержкой виртуального обучения).
Маршрут 2 - Полная занятость: в университете и дома (при дополнительной поддержке на семинарах и в виртуальном обучении).
Маршрут 3 - Частичная занятость: в университете и дома (школы или группа школ могут договориться о частичном обучении в школе, на рабочем месте).
Школы или группы школ, которые заинтересованы в этих маршрутах, изучают следующие модули.
Модуль 1 (для всех маршрутов) - индивидуальное понимание организационного развития (30 кредитов). Модуль посвящен: осведомленности и пониманию себя как лидера, развитию навыков межличностного общения, руководству изменениями, созданию организационной культуры, изучению инструментов критического анализа и рефлексии.
Модуль 2 (для всех маршрутов) - эффективное лидерство и изменения в образовании (30 кредитов). Модуль позволит изучить: природу и практику руководства, теории управления, мотивацию персонала, поведение и компетенции, силу и власть в организации, новшества.
Модуль 3 - для маршрутов 1 и 2 - вопросы в области лидерства (30 кредитов). Модуль обеспечивает доступ к ключевым современным наработкам, связанным с руководством: роль лидерства в технологиях обучения; инновации в образовании; лидерство в различных культурах; международная политика и управление в образовании; эмоции и этическое поведение руководителей, доверие в организациях.
Модуль 4 - только для маршрутов 1 и 2.
Модуль 3 - для маршрута 3. Практика планирования (30 кредитов). Активное критическое рассмотрение исследований в образовании в контексте рабочего места (концептуализация идей и данных; дилеммы образования; процессы исследования и их результаты), различные подходы в исследованиях образования.
Модуль 4 - только для маршрута 3. Проведение и оценка практики (по запросу) (30 кредитов). Большая часть содержания, структуры и организации модуля вытекает из процесса познания себя, включая: формулировку задания, проведение исследования; оценку результатов, анализ и обзор результатов.
Студенты должны успешно пройти четыре основных модуля, включая письменные работы, представляющие тридцать кредитов
каждая. Кроме того, они должны представить диссертацию (или эквивалент) на сумму шестьдесят кредитов по теме, связанной с одним из модулей и одобренной наставником, -180 кредитов.
Кроме того, можно пройти программы магистратуры по Управленческому консультированию. Ноттингемский университет является партнером многих университетов Европы, в том числе и российских по проекту BRIDGE [9].
Нужно отметить, что существуют программы для руководителей определенного уровня образования в Великобритании. Они имеют название «Head teacher». Эти программы готовят руководителей учительского персонала и соотнесены с другой рамкой квалификаций. Ассоциация и университеты предлагают программы лидерства для трех групп практических работников школ: Headteacher or Principal, Deputy headteacher(s), Assistant headteacher(s) [4].
Разнообразные программы для школьных лидеров предлагают университеты и других европейских стран. Анализируя множество из них, мы пришли к мнению, что весьма эффективна программа «Мастер школьного лидерства» в Национальном университете Ирландии в Мэйнуте (National University of Ireland, Maynooth). Она включает три обязательных модуля в первый год обучения:
1а. Равенство и разнообразие в образовании.
lb. Школа как образовательная среда.
2. Школы и образовательное лидерство.
3. Введение в исследования в области образования.
Во второй год обучения нужно пройти еще два обязательных модуля.
4. Школа лидерства: финансовые, законодательные и политические контексты и их последствия.
5. Информационные и коммуникационные технологии для преподавания, обучения и управления в школьной среде.
6. Защита диссертации.
Дополнительный модуль - участие в семинарах по образовательной политике.
Школа лидерства разработана для удовлетворения потребностей школ, учителей и выпускников - бакалавров образования, которые стремятся к руководящим должностям в школах. Она дает возможность уточнить собственные ценности, одна из которых - человек, определить роль этих ценностей при осуществлении руководства школой. В частности, она позволяет: развивать свой потен-
циал для содействия школе как учебному сообществу; отрабатывать навыки участия в руководящей работе, исследовательской практике; учиться понимать правовой и политический контекст работы школы; учиться устанавливать балансы взаимоотношений в рамках школьного сообщества; обращаться к международным исследованиям в области школьного руководства [8].
Кроме университетских магистерских и докторских программ, которые готовят школьных администраторов, существуют и программы подготовки школьных лидеров, которые создает и реализует Национальный центр развития подготовки школьных управленцев (NDCSMT). В задачу данного центра входит не только организация подготовки, но и анализ существующих в данной области проблем, а также разработка соответствующих рекомендаций по подготовке управленцев.
В целях содействия обновлению подготовки школьных лидеров была создана Европейская сеть исследований и подготовки управленцев в образовании (European Network for Research and Teaching in Educational Management). В задачи этой организации входит повышение управленческой компетентности, отбор школьных лидеров, а также изучение влияния различных моделей управления с общественным участием на руководство школой. Европейская школа образовательного менеджмента проводит обучение школьных лидеров с помощью консультаций и заочной формы обучения. Слушатели набираются из стран ЕС по ряду направлений: школьные руководители, инспекторы, старшие учителя, специалисты по организации и менеджменту. Обязательно учитывается, а затем и используется в процессе подготовки «национальный опыт» участников. Таким образом, можно выделить третью модель подготовки школьных лидеров - модель сетевой кооперации. Данная модель рассматривается шире, чем просто повышение квалификации, так как она предполагает обучение и сдачу экзаменов на получение сертификата, который подтверждает качественное профессиональное управленческое образование.
В целом можно отметить, что в Европейских странах происходит профессионализация школьного руководства. Программы для лидеров образования выстраиваются на основе Европейской и Национальных рамок квалификации. Они также предполагают разнообразную подготовку по различным моделям образования, но все они завершаются сдачей
квалификационных экзаменов и предполагают получение или университетского магистерского диплома, или профессионального сертификата. Анализ европейских отчетов позволил нам сделать вывод о том, что система подготовки лидеров образования имеет много общего в различных странах, но всегда связана с приоритетами развития страны и социальным контекстом работы школы.
Литература
1. Данданова, С.В. Подготовка руководителей школ в Англии на базе Национального колледжа управления школой / С. В. Данданова // Ярославский педагогический вестник. -2005. —№ 3 (44). - С. 139-148.
2. Обзор систем образования стран ОЭСР: Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов. -М.: Центр ОЭСР - ВШЭ, 2005. -144 с.
3. Anglia Ruskin University. Cambridge Campus Faculty of Education http://www. an-glia. ac. uk/ruskin/en/home/faculties/education. ht ml (дата обращения август 2009).
4. Grace G (2000) Research and the challenges of contemporary school leadership: the contribution of critical scholarship. - British Journal of Educational Studies. - Vol. 48, № 3. -P. 231-247.
5. Improving School Leadership, Finland Country Background Report Publications of the Ministry of Education. Department for Education and Science. -2007. - 56p.
6. Improving School Leadership. Volume 1: Policy and Practice. OECD. Directorate for Education. Edited by Beatriz Pont, Deborah Nusche and Hunter Moorman. - Publication Date: 28 August. - 2008. -195 p.
7. Improving School Leadership. Volume 2: Case Studies on System Leadership. OECD. Directorate for Education. Edited by Beatriz Pont, Deborah Nusche and David Hopkins. -Publication date: 28 August. - 2008. -275p.
8. National University of Ireland, Maynooth. http://www.nuim.ie (дата обращения
- сентябрь 2009).
9. The University of Nottingham. http://www.nottingham.ac.uk/ дата обращения
- сентябрь 2009).
Поступила в редакцию 3 июня 2010 г.