УДК 378:796.01
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ДЕЛОВОЙ УСПЕХ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.А. Попова - аспирант Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск
FORMATION OF BUSINESS SUCCESS OF FUTURE MANAGERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS PHYSICAL EDUCATION OF THE HIGH
SCHOOL
A.A. Popova - post-graduate student Ural State Academy of Physical Culture Chelyabinsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: менеджмент сферы физической культуры и спорта, установка на деловой успех, профессиональная подготовка спортивного менеджера.
Аннотация. В статье рассматриваются основные компоненты профессиональной подготовки менеджеров сферы физической культуры и спорта, обучающихся в профильных высших учебных заведениях. Представлена личностно-профессиональная модель подготовки менеджеров сферы физической культуры и спорта, предлагается методика ее реализации, дается оценка эффективности формирования установки на успех будущих менеджеров физической культуры и спорта.
Key words: management of the sphere of physical culture and sports, setting to business success, training of sports managers.
Summary. This article discusses the essential components of professional training of the physical culture and sports managers, studying in specialized higher educational institutions. A personal-professional model of managers, training in the sphere ofphysical culture and sports, and technique of its realization is presented. Assessment of the effectiveness of setting for the success of future managers in physical in physical culture and sports formation is also provided.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе модернизации высшего профессионального образования возрастают требования к качеству подготовки менеджеров, обучающихся в вузе физической культуры. Одним из направлений повышения качества профессиональной подготовки спортивных менеджеров является формирование у них установки на деловой успех, что предполагает переход к новой парадигме образования. Суть новой парадигмы состоит в обеспечении качественного прорыва в познании, развитии нестандартного, творческого мышления будущих специалистов - менеджеров сферы физической культуры и спорта.
Механизмом внедрения новой парадигмы в образовательную среду профильного ВПО является формирование у будущих специалистов профессиональной культуры, включающей в себя следующие виды: деловую, организационную, предпринимательскую, менеджерскую. Именно эти виды культур позволяют освободиться от управленческих стереотипов, развить креативное мышление и способность решать широкий круг задач по обеспечению
синергетического эффекта за счёт реализации творческого потенциала личности. Сам образовательный процесс вуза при этом должен носить аналитический характер, а мыслительная деятельность формируется на четко выраженной основе установки на деловой успех в профессиональной деятельности.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена основной задачей подготовки специалистов высшего учебного заведения физкультурного профиля - формирование профессионально значимых свойств и качеств личности будущего менеджера. Стратегия современного образования в этой сфере деятельности состоит в развитии и самореализации личности, способной свободно ориентироваться в сложных социально-экономических обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных и практических задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурно сформированной личности, имеющей четкую установку на успех в профессиональной деятельности.
Однако анализ состояния исследуемого вопроса в теории и практике профессионального образования спортивных менеджеров показывает, что организационно-педагогические условия формирования установки на деловой успех менеджеров в образовательном процессе вуза физической культуры не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ВПО. Отмеченное, прежде всего, касается установки на ознакомление, готовность и доверие в процессе осуществления профессиональной деятельности спортивного менеджера.
В этой связи целью исследования является разработка теоретических и методических основ формирования установки на деловой успех у менеджеров сферы физической культуры и спорта.
Для реализации цели исследования должны быть решены следующие задачи:
1. Разработать личностно-профессиональную модель формирования установки на деловой успех менеджеров в образовательном процессе вуза физической культуры и спорта.
2. Разработать и обосновать методику, обеспечивающую реализацию личностно-профессиональной модели формирования установки на деловой успех в профессиональной деятельности менеджеров физической культуры и спорта.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность методики, обеспечивающей реализацию личностно-профессиональной модели формирования установки на деловой успех, и разработать методические рекомендации для внедрения их в практику работы вузов физической культуры и спорта.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методами исследования являлись анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта, системный подход, моделирование, проектирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось на базе ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» с 2009 по 2010 гг. В эксперименте приняли участие студенты четвертого курса обучения, изучавшие дисциплину «Экономика физической культуры и спорта».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сегодня все чаще требуются хорошо подготовленные менеджеры, организаторы, предприниматели в сфере физической культуры и спорта, а традиционные стандарты высшего образования не предусматривали такой специализации, да и базовый курс не обеспечивает надлежащей профессиональной подготовки. Все вышеизложенное явилось основной причиной пересмотра подходов к управленческой подготовке студентов вузов
физкультурного профиля. Особый акцент при этом делается на формирование установки на деловой успех (успех в своей профессиональной деятельности в данном секторе национальной экономики), исходя из следующих концептуальных положений:
- университетская (академическая) подготовка спортивных менеджеров предполагает разумное сочетание фундаментального теоретического образования и профессиональной практики на различных этапах обучения;
- подготовка спортивных менеджеров осуществляется при приоритете специальных, гуманитарных дисциплин над дисциплинами естественнонаучными;
- многоуровневая подготовка специалистов физической культуры и спорта различных профилей предполагает наличие базового и специализированного этапов, содержание обучения на которых методологически и методически принципиально различаются;
- базовая подготовка включает освоение студентами всего комплекса дисциплин, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности, в том числе дисциплин организационно-управленческих и экономических;
- специализированная подготовка освобождена от изучения вспомогательных дисциплин, не имеющих прямого отношения к будущей профессиональной деятельности, акцент при этом должен делаться на деловое общение, а также разумное сочетание интересов и ценностей в педагогическом процессе.
Для обеспечения эффективности формирования установки на деловой успех менеджеров нами разработана личностно-профессиональная модель, которая реализуется в образовательном процессе вуза физической культуры и спорта (рис. 1).
Рис. 1. Личностно-профессиональная модель формирования установки на деловой успех
Модель по своей структуре является многоуровневой. Так, на первом уровне у студента формируется культура предпринимательского мышления, посредством четырех основных видов установок: на ознакомление, на готовность, на лидерство, на доверие,
которые в полной мере согласуются с основными личностными потребностями, интересами, мотивами и стимулами. На втором уровне модели применяется культурологический и компетентностный подходы, отражающие формирование компетенций, необходимых спортивному менеджеру для эффективной реализации своей профессиональной деятельности, совокупность развития которых и составляет общий уровень профессиональной компетентности конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста.
Для реализации личностно-профессиональной модели формирования установки на деловой успех было использована методика, основанная на разработанном автором спецкурсе «Формирование и оценка делового успеха физкультурно-спортивной организации предпринимательского типа». В методике реализации личностно-профессиональной модели формирования установки на деловой успех выделены три основных блока: 1) реализация на практике теоретических, методологических и методических установок специалистов (лидеров в сфере педагогического менеджмента) по формированию и оценке делового успеха; 2) составляющие элементы методики формирования установки на успех выпускников вуза физической культуры; 3) психолого-педагогическое обеспечение формирования и оценки установки на успех в профессиональной деятельности (рис. 2).
Г (ОС 1
Теоретические и методологические основы исследования проблемы формирования установки на деловой успех
Методические предпосылки формирования установки на успех в сфере экономического управления ФКиС
Реализация на практике теоретических, методологических и методических установок специалистов по формированию и оценке делового успеха
Составляющие элементы методики формирования установки на успех выпускников вуза физической культуры в управленческой деятельности: - определение, осознание уровня формирования установки на успех в профессиональной деятельности - стремление к повышению данного уровня - формирование исследуемой установки
*
Психолого-педагогическое обеспечение формирования и оценки установки на успех в профессиональной деятельности: - комплекс дидактических средств по формированию управленческо-педагогической направленности - целенаправленно-организованный спецкурс
- использование диагностических методик, лежащих в основе опытно-экспериментальной работы
Представление результатов опытно-экспериментальной работы: - оценка соответствия подготовки профессионально-личностной модели спортивного менеджера - диагностика моделей спортивного менеджера первого и второго уровня - мониторинг сформированности культурного профиля предпринимательского мышления - тестирование уровня компетентности будущих менеджеров в сфере производительности, администрирования, инициативы и интеграции
|ос
Рис. 2. Методика реализации личностно-профессиональной модели формирования установки на деловой успех выпускников вуза физической культуры Условные обозначения: ОС - обратная связь, определяющая непрерывность совершенствования
образовательного процесса
В исследовании мы исходили из наличия культурной парадигмы личностно-ориентированного обучения как совокупности представлений об отношениях. Исходная посылка данной парадигмы следующая: если лидеры не знают четких культурных основ того, что они делают, то вероятность неудачи очень высока. Под лидерами в данном случае имеются в виду спортивные менеджеры (обучающиеся лидеры).
Границы простирания культурной парадигмы лежат в основе представлений об отношениях, которые нами подразделены на три уровня: 1) адаптация к окружающей среде; 2) управление внутренней интеграцией; 3) представление о физической и социальной реальности. Говоря иначе, речь идет об обучающейся культуре, основанной на знаниях о физкультурно-спортивной организации предпринимательского типа, развивающихся в условиях глобализации и компьютеризации деловых процессов; умениях управлять противоречиями между стабильностью, обучением и изменениями; специфических навыках руководителей таких организаций, называемых «обучающимися лидерами».
Дидактические принципы обучения при этом выглядят следующим образом (рис. 3).
5 -1-----те---—
4
3
2
1
123456789
Рис. 3. Дидактические принципы формирования установки на деловой успех в вузе
физической культуры
Условные обозначения:
1 - всестороннего развития личности; 2 - научности содержания и методов учебного процесса; 3 -систематичности и последовательности преподавания; 4 - сознательности творческой активности и самостоятельности; 5 - наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; 6 - учета особенностей развития обучающихся; 7 - прочности результатов обучения; 8 - единства процессов обучения и воспитания с жизнью; 9 - рационального сочетания страха и интереса; - традиционный
подход к обучению; • • • • • - личностно-ориентированный подход
В совокупности, данные принципы определяют связь личностно-ориентированного обучения с профессионально-деятельностным воздействием на будущих лидеров, обучающихся в вузе физической культуры и спорта. Интегрирующую роль при этом играет целенаправленно организованный спецкурс «Формирование и оценка делового успеха физкультурно-спортивной организации предпринимательского типа». Данный курс наряду с компьютерным тестированием, новыми информационными технологиями, деловыми играми, кейс-стадиями и методом «менеджмент-проектов» формирует инновационную направленность формирования культуры предпринимательского мышления развивающейся личности спортивного менеджера. В процессе исследования сформулированы его знания, умения и навыки (в рамках личностно-профессиональной модели спортивного менеджера), раскрывая различные типы менеджеров: менеджер-тренер, менеджер-экономист, менеджер-
администратор и др.
Методика реализации личностно-профессиональной модели формирования установки на деловой успех выпускников вуза физической культуры и спорта предусматривает критерии оценки (диагностики и мониторинга) результатов опытно-экспериментальной работы: осознание факторов воздействия на установку; знание сути предпринимательского менеджмента, адекватные применению стратегий управления образовательным процессом; осознание индустриально-управленческих компетенций и дидактических принципов формирования установки на деловой успех в вузе физической культуры и спорта.
Методика реализации личностно-профессиональной модели осуществлялась на основе выявления состояния установки к самореализации в профессиональной деятельности в ходе констатирующего эксперимента. Результаты, полученные в начале эксперимента, были примерно равные как в контрольной группе, так и экспериментальной группе. В процессе эксперимента использовались две методики преподавания: традиционная и авторская. В первом случае осуществлялось обучение контрольной группы, во втором -экспериментальной группы, с использованием спецкурса «Формирование и оценка делового успеха физкультурно-спортивной организации предпринимательского типа». В конце эксперимента ситуация изменилась, особенно выраженно в экспериментальной группе, где установка на успех как обобщающий показатель достиг 96,4 баллов, а в контрольной группе 87,3 (табл. 1).
Таблица 1
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у _студентов установки на деловой успех_
Период эксперимента Набранные баллы
Экспериментальная группа Контрольная группа
Установка на ознакомление
Начало эксперимента 19,7 20,0
Конец эксперимента 24,4 24,7
Установка на лидерство
Начало эксперимента 18,2 17,9
Конец эксперимента 23,1 19,3
Установка на доверие
Начало эксперимента 20,6 21,2
Конец эксперимента 23,4 23,0
Установка на готовность
Начало эксперимента 16,8 16,4
Конец эксперимента 25,5 20,3
Установка на успех (общий итог)
Начало эксперимента 75,3 75,5
Конец эксперимента 96,4 87,3
В последующем эксперимент носил углубленный характер, направленный на формирование установки на деловой успех по направлениям: когнитивно-комплексный, институционално-культурологический, интуитивно-эмоциональный, который подтвердил высокую эффективность использования названных выше методов, приемов и технологий
формирования установки на деловой успех, причем с ростом профессиональных и социальных качеств обучающихся в вузе физической культуры.
ВЫВОДЫ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В процессе исследования выявлено, что особую роль с позиций, рассматриваемых в работе вопросов, имеет культура предпринимательского мышления: результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций, необходимых для получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект в обществе должна выполнять, прежде всего, система образования, именно она должна стать обучением «искусству жизни», вырабатывать стиль мышления, ориентированный на успех в профессиональной деятельности спортивного менеджера.
2. В результате исследования разработана личностно-профессиональная модель формирования установки на деловой успех менеджеров сферы физической культуры и спорта. Модель состоит из двух уровней: 1) на первом уровне формируется культура предпринимательского мышления; 2) а на втором - происходит формирование компетенций, необходимых спортивному менеджеру для эффективной реализации своей профессиональной деятельности, совокупность развития которых и составляет общий уровень профессиональной компетентности конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста.
3. В процессе исследования разработана методика реализации личностно-профессиональной модели, основанная на разработанном автором спецкурсе «Формирование и оценка делового успеха физкультурно-спортивной организации предпринимательского типа», включает в себя три основных блока: 1) реализация на практике теоретических, методологических и методических установок специалистов (лидеров в сфере спортивного менеджмента) по формированию и оценке делового успеха; 2) составляющие элементы методики формирования установки на успех выпускников вуза физической культуры; 3) психолого-педагогическое обеспечение формирования и оценки установки на успех в профессиональной деятельности спортивного менеджера.
4. Экспериментальная проверка эффективности методики реализации модели формирования установки на деловой успех в профессиональной деятельности менеджеров сферы физической культуры и спорта показала следующие изменения результатов от начала к концу исследования: в установке на ознакомление в экспериментальной и контрольной группах на 4,7 балла; в установке на лидерство в экспериментальной группе на 4,9, а в контрольной группе - на 1,4 балла; в установке на доверие в экспериментальной группе на 2,8, а в контрольной группе - на 1,8 балла; в установке на готовности в экспериментальной группе на 8,7, а в контрольной группе - на 3,9 балла; в установке на успех в экспериментальной группе на 21,1, а в контрольной группе - на 11,8 баллов. Таким образом, полученные результаты показывают, что более значимо они возросли в экспериментальной группе и это доказывает эффективность предложенной модели и методики ее реализации.
Литература
1. Видгоф, Б.Е. Комплексный подход к формированию и оценке делового успеха / Б.Е. Видгоф, Ю.А. Зубарев, А.А. Попова // Формирование экономического образа мышления : труды выездной научно -практической конференции. - Нью-Йорк-Челябинск : УралГАФК, 2003. - С. 98-101.
2. Попова, А.А. Формирование и оценка делового успеха / А.А. Попова // Спортивная тренировка, восстановительная медицина, образование, правовые и экономические аспекты физической культуры и спорта : сборник научных трудов молодых ученых. - Челябинск : УралГУФК, 2005. - Вып. 4. - С. 101-102.
3. Попова, А.А. Формирование и оценка делового успеха физкультурно-спортивной организации предпринимательского типа: учебное пособие / А.А. Попова. - Челябинск : УралГУФК, 2009. - 34 с.
4. Попова, А.А. Формирование установки на успех в педагогическом менеджменте / А.А. Попова, Е.Ф. Орехов // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2(24) - С. 77-83.
5. Формирование установки на успех в профессиональной деятельности : монография / А.Ф. Попова,
Е.Ф. Орехов, Н.Ю. Сазонов, А.А. Попова и др. - Челябинск : УраГАФК, 2005. - 160 с.
Literature
1.Vidgof, B.E. Comprehensive approach to the formation and assessment of business success / B.E. Vidgof, U.A. Zubarev, A.A. Popova // Development of economic thinking : transactions of exit theoretical and practical conference. - New-York-Chelyabinsk : UrSA of Ph.C. - P. 98-101.
2.Popova, A.A. Formation and assessment of business success / A.A. Popova // Sports training, rehabilitative medicine, education, legal and economic aspects of physical culture and sport : collector of theoretical transactions of young scientists. - Chelyabinsk : UrSU of Ph.C, 2005. - Issue 4. - P.101-102.
3.Popova, A.A. Formation and assessment of business success of sport and health-improving business-type organization : a tutorial / A.A. Popova. - Chelyabinsk : UrSU of Ph.C, 2009. - 34 p.
4. Popova, A.A. Formation of the installation for success in pedagogical management / A.A.Popova, E.F. Ore-khov // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - The Ural SUPC, 2009. - 34 p.
5.Formation of the installation for success in professional activity : a monograph / A.F. Popova, E.F. Orekhov, N.U. Sazonov, A.A. Popova etc. - Chelyabinsk : UrSA of Ph.C., 2005. - 160 p.
Статья поступила в редакцию 11.10.2011 г.