METHODOLOGICAL BASES OF DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF ADOPTION OF ADMINISTRATIVE DECISIONS IN SPORTS MANAGEMENT. The relevance of this subject of the research is caused by objectively existing contradictions revealed by the analysis of the processes of adoption of administrative decisions. These contradictions can be presented at three levels: social and pedagogical, scientific and practical and scientific and methodical. All of them, if one means training of sports managers in higher education institution of physical culture, are integrally connected with the development of mechanisms of adoption of these decisions. The task of the work is to disclose specifics of methodological bases of development of mechanisms of adoption of administrative decisions in sports management. The research methods are observation, conversation, generalization, questioning, analysis of registration and analytical and financial activity. The authors refer to the development of mechanisms of adoption of the administrative decisions in sports management that allows increasing efficiency of the process of formation of knowledge, abilities and skills necessary for the sports manager in professional activity to results of the research. The novelty of the results of the research consists in generalization and scientific justification of the main mechanisms of adoption of administrative decisions in sports management (fundamental and specific, specifying). The practical importance of results of a research consists in use of his results in practice of sports management, introduction of theoretical and methodical bases of training of specialists for the sphere of physical culture and sport that leads to authentically high level of educational activity of higher education institution of physical culture and its close connection with economic entities of the considered sphere of national economy.
Key words: pedagogics physical culture, sports management, methodology, mechanisms, decision-making, business success.
Е.А. Попова, д-р экон. наук, проф. каф. бухгалтерского учёта, анализа и аудита Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
А.Ф. Попова, д-р пед. наук, проф. каф. анатомии, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
А.А. Дёмин, канд. экон. наук, директор института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МЕХАНИЗМОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СПОРТИВНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Актуальность темы исследования обусловлена объективно существующими противоречиями, выявленными путем анализа процессов принятия управленческих решений. Эти противоречия можно представить на трех уровнях: социально-педагогическом, научно-практическом и научно-методическом. Все они, если иметь в виду подготовку спортивных менеджеров в вузе физической культуры, органически связаны с разработкой механизмов принятия данных решений. Цель статьи - раскрыть специфику методологических основ разработки механизмов принятия управленческих решений в спортивном менеджменте. Методы исследования: наблюдение, беседа, обобщение, анкетирование, анализ учетно-аналитической и финансовой деятельности. К результатам исследования авторы относят разработку механизмов принятия управленческих решений в спортивном менеджменте, позволяющих повысить эффективность процесса формирования знаний, умений и навыков, необходимых спортивному менеджеру в профессиональной деятельности. Новизна результатов исследования состоит в обобщении и научном обосновании основных механизмов принятия управленческих решений в спортивном менеджменте (основополагающих и специфических, уточняющих). Практическая значимость результатов исследования заключается в использовании его результатов в практике спортивного менеджмента, внедрении теоретических и методических основ подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта, что приводит к достоверно высокому уровню образовательной деятельности вуза физической культуры и его тесной связи с хозяйствующими субъектами рассматриваемой сферы национальной экономики.
Ключевые слова: педагогика физическая культура, спортивный менеджмент, методология, механизмы, принятие решений, деловой успех.
В настоящее время особое внимание обращает на себя устойчивая тенденция снижения качества образования в вузах физической культуры, проявляющаяся на всех его уровнях, включая подготовку научных кадров. В этих условиях самое время задуматься о том, что же ожидает не только образование, но и педагогическую науку на данном - поворотном - этапе развития высшей школы.
А.Я. Найн в своих полемических заметках о науке и образовании (путях их реабилитации) акцент делает на ключевых направлениях модернизации «большой науки», от которой зависит все дальнейшее образование [1]. Подчёркивая мысль об интернационализации образования, автор актуализирует вопросы мониторинга последнего (а по большому счету - методологии современной педагогики физической культуры и спорта как науки).
Нами - с методологических позиций - рассматривался вопрос об оценке профессионализма ППС вузов физической культуры. В орбиту оценок были включены параметры, так или иначе имеющими отношение к рассматриваемой нами теме. Прежде всего, это: компетентность в основной области деятельности, высокая культура делового общения, уверенность в принятии профессиональных решений.
Все эти (а также и другие качества) характеризуют собой компетентностный подход к оценке профессионализма ППС вуза физической культуры.
Ранее особый акцент в процессе такой оценки делался на профессиональных знаниях преподавателя вуза, умении их преподносить обучающимся. Однако далее (с течением времени - в последние 2-3 десятилетия) все более стали играть «личностные качества», определяющие умение общаться и уверенность
в себе с позиций реализации ценностей профессиональной культуры спортивных менеджеров [2].
Речь (по сути) идет о профессионализме и профессиональной культуре ППС вузов названного выше профиля. То и другое означает (в единстве) гармоничное сочетание таких качеств, как компетентность, эффективность, ответственность, надежность и стабильность в профессиональной деятельности преподавателя вуза физической культуры, выраженное - в концентрированной форме - в создаваемых им «духовных ценностях», коими должен обладать и выпускник данного вуза.
Нами - в процессе исследования - акцент делался на «эко-номизацию» образовательного процесса в вузе физической культуры, что - в конечном итоге - привело к появлению идеи «экономической педагогики физической культуры и спорта» (ФКиС).
Центральное место в данной педагогике занимают вопросы формирования установки на деловой успех [3]. Именно они -исходя из принципа от практики к теории - позволили «выйти» на рассматриваемую тему и обогатить её исходя из названного принципа.
Под деловым успехом нами понимается практическая реализация идей лидерами физкультурно-спортивных организаций (ее агентским центром), направленных на рост цены бизнеса и реализованных в финансовых и материально-этических результатах [4]. Говоря иначе, он органически связан с формированием установки на лидерство и доверие в процессе подготовки будущих экономистов и менеджеров в вузе физической культуры.
Именно с этих позиций и актуализируется вопрос о методологических основах разработки механизмов принятия решений спортивным менеджером. В педагогике - это так называемая
синергетическая методология [5]. Личностно-ориенти-рованный подход в данном случае является общенаучным методологическим основанием осуществления научных исследований в рамках как общей, так и экономической педагогики ФКиС. Схематично это нами представляется в следующем виде (рисунок 1).
В более детальном (концептуальном) виде речь идёт о методологических основах разработки механизмов принятия управленческих решений конвенциональной направленности. В соответствии с ней - этой направленностью - научные теории в педагогической науке и образовании - не пассивные отражения событий, которые происходят в педагогике (образовании), а свободные творения разума, резюмирующие, происходящее наиболее приемлемым образом.
С позиций «качественно-количественного анализа педагогических процессов» можно выделить также априористскую и фальсификационалистскую направленность формирования методологий. В совокупности они и определяют содержание данных - методологических - основ.
Рис. 1. Схематичное представление связи современной общей и экономическойпедагогики физическойкультурыиспорта (ФКиС): - методо-логическиеосновынаучныхисследований,ОС-обратнаясвязь, характеризующаясистемно-синергетическую методологию совершенствованияпедагогическойтеории
Рис. 2. Профессионально-личностная инновационная модель обучения принятию решений в системе спортивного менеджмента
Таблица 1
Разработка механизмов принятия решений в спортивном менеджменте
Уточненный механизм принятия управленческих решений Вид основополагающего механизма
Образно-мыслительный Учетно-аналитический Финансово-контрольный
1. Поведения лидеров + +
2. Распределения ресурсов +
3. Ролевого моделирования + +
4. Процедурный +
5. Организационный +
6. Ценностный +
7. Структурный +
8. Адаптационно-направленного действия +
9. Вариативного и гибкого мышления +
10. Психолого-педагогический +
На рисунке 2 представлена разработанная в процессе исследования профессионально-личностная инновационная модель обучения принятию решений в системе спортивного менеджмента. Она состоит из ряда блоков, определенным образом связанных между собой. Один из них - управление разработкой механизмов принятия решений в системе спортивного менеджмента. Это - ключевой (с позиций методологических основ) блок, состоящий из ряда основополагающих принципов, в основе которых заложено определенное понимание нижеследующих понятий.
Другим блоком, лежащим в основе модели, является «ключевые (основополагающие) механизмы принятия управленческих решений в спортивном менеджменте». И прежде всего это: 1) образно-мыслительный; 2) учётно-аналитический; 3) финансово-контрольный механизм.
Кроме названных следует различать уточненные механизмы принятия управленческих решений. Каждый из них представляет собой совокупность средств (способов) воздействия на исследуемые нами управленческие процессы с целью достижения спортивными менеджерами делового успеха в своей повседневной практике осуществления физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
В таблице 1 показана взаимосвязь основополагающих и уточненных механизмов принятия управленческих решений. Таблица построена исходя из представленных выше методологических основ принятия решений в системе спортивного менеджмента.
Заключение
1. Актуальность темы исследования обусловлена объективно существующими противоречиями, выявленными путем анализа процессов подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта. Все они связаны с компетентностным подходом к обучению принятию управленческих решений в системе спортивного менеджмента.
Библиографический список
2. Если речь вести о подготовке к педагогической деятельности спортивных менеджеров, то она органически связана с методологическими основами разработки механизмов принятия управленческих решений и их реализацией на практике. В работе они представлены в виде основополагающих и уточненных механизмов, определенным образом связанных между собой.
3. Особую значимость имеет образно-мыслительный механизм принятия решений в спортивном менеджменте. Он имеет непосредственную связь с рядом уточненных механизмов (поведения лидеров, ролевого моделирования, вариативного и гибкого мышления), а также психолого-педагогического и механизма адаптационно-направленного действия.
4. Учётно-аналитический и финансово-контрольный механизмы формируют подсистему спортивного менеджмента, обеспечивающую его информацией, используемой для планирования и контроля за физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельностью. Учетно-аналитический механизм, кроме того, акцент делает на аналитическую деятельность руководителей (лидеров) организации, а финансово-контрольный - на реальность предложений по обеспечению запланированных мероприятий, направленных на достижение конкурентных преимуществ в сфере инноваций, включая организационное куль-туростроение.
5. Образно-мыслительный механизм играет в системе спортивного менеджмента роль методологического индикатора. Это проявляется (в сознании представителей агентского центра физ-культурно-спортивной или оздоровительной организации) в формировании субъективных представлений (мнений) о намерениях в отношении возможных управленческих решений по обеспечению жизнедеятельности хозяйствующего субъекта. Мышление при этом, являясь образным по своему содержанию, играет роль измерительного механизма в рамках данной - управленческой -деятельности.
1. Найн А.Я. Наука и образование: пути реабилитации. Педагогическая наука и образование. Выпуск 15. Челябинск: УралГУФК, 2015.
2. Попова А.Ф., Попова А.А. Педагогическая наука и экономическое образование в вузе физической культуры. Вестник ЮУрГУ. 2016; 1.
3. Попова А.Ф., Шакиров В.Р. Педагогическая технология обучения принятию решений в спортивном ориентировании. Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 1.
4. Попова А.Ф. Культура управления научно-педагогической деятельностью в вузе: методологический аспект. Современность: экономика и культура предпринимательской деятельности: сборник статей. Магнитогорск: МГТУ, 2012.
5. Сериков Г.Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса. Вестник ЮУрГУ. 2010; 2.
References
1. Najn A.Ya. Nauka i obrazovanie: puti reabilitacii. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie. Vypusk 15. Chelyabinsk: UralGUFK, 2015.
2. Popova A.F., Popova A.A. Pedagogicheskaya nauka i 'ekonomicheskoe obrazovanie v vuze fizicheskoj kul'tury. Vestnik YuUrGU. 2016; 1.
3. Popova A.F., Shakirov V.R. Pedagogicheskaya tehnologiya obucheniya prinyatiyu reshenij v sportivnom orientirovanii. Pedagogiko-psiholog-icheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2017; 1.
4. Popova A.F. Kul'tura upravleniya nauchno-pedagogicheskoj deyatel'nost'yu v vuze: metodologicheskij aspekt. Sovremennost': 'ekonomika i kul'tura predprinimatel'skoj deyatel'nosti: sbornik statej. Magnitogorsk: MGTU, 2012.
5. Serikov G.N. Gumanno orientirovannaya sistemno-sinergeticheskaya interpretaciya chelovecheskogo resursa. Vestnik YuUrGU. 2010; 2.
Статья поступила в редакцию 14.02.18