Научная статья на тему 'Инновационно-предпринимательская компетентность как результат подготовки эффективного менеджера'

Инновационно-предпринимательская компетентность как результат подготовки эффективного менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / INNOVATIVE-ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / INNOVATIVE-ENTREPRENEURIAL READINESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибизова Татьяна Юрьевна, Соколова Наталия Леонидовна

В рецензии на монографию В. В. Колчиной и М. Г. Сергеевой «Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вузов будущих менеджеров», опубликованную в 2016 году, представлено краткое аннотирование исследуемых авторами научных и практических проблем подготовки профессионального менеджера, востребованного на рынке труда и способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибизова Татьяна Юрьевна, Соколова Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative-Entrepreneurial Competence as Result of Training the Effective Manager

The review of the monograph by V. V. Kolchina and M. G. Sergeyeva “Formation of Innovative-Entrepreneurial Competence of Students Future Managers,” published in 2016, presents a brief annotation of studied by the authors scientific and practical problems of training a professional manager demanding in the labour market and able to effectively carry out professional activities.

Текст научной работы на тему «Инновационно-предпринимательская компетентность как результат подготовки эффективного менеджера»

Цибизова Т. Ю. Инновационно-предпринимательская компетентность как результат подготовки эффективного менеджера / Т. Ю. Цибизова, Н. Л. Соколова // Научный диалог. — 2017. — № 11. — С. 498—501. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-498-501.

Tsibizova, T. Yu., Sokolova, N. L. (2017). Innovative-Entrepreneurial Competence as Result of Training the Effective Manager. Nauchnyy dialog, 11: 498-501. DOI: 10.24224/2227-1295-201711-498-501. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и i. Fi I С Н' S

PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-

УДК 378:33(049.32)

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-498-501

Инновационно-предпринимательская компетентность как результат подготовки эффективного менеджера

© Цибизова Татьяна Юрьевна (2017), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Системы автоматического управления», начальник Управления образовательных технологий, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (Москва, Россия), vesta952006@yandex.ru.

© Соколова Наталия Леонидовна (2017), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), oushkate@mail.ru.

В рецензии на монографию В. В. Колчиной и М. Г. Сергеевой «Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вузов — будущих менеджеров», опубликованную в 2016 году, представлено краткое аннотирование исследуемых авторами научных и практических проблем подготовки профессионального менеджера, востребованного на рынке труда и способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Ключевые слова: инновационно-предпринимательская компетентность; инновационно-предпринимательская готовность; педагогические условия.

В монографии старшего преподавателя кафедры «Экономика транспорта» ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» В. В. Колчиной и профессора кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов доктора педагогических наук М. Г. Сергеевой «Формирование иннова-

ционно-предпринимательской компетентности у студентов вуза-будущих менеджеров» [Колчина и др., 2016], изданной в 2016 году, рассматриваются современные подходы к подготовке конкурентоспособных управленческих кадров, составляющих основу эффективной экономической системы.

В первой главе рецензируемой монографии приводится ретроспективный анализ проблемы управленческого образования в нашей стране и за рубежом, анализируются работы российских и зарубежных авторов по данной проблематике. Авторы монографии выявили противоречия:

— на социально-педагогическом уровне —между возросшими и постоянно меняющимися требованиями к подготовке будущих менеджеров, которые предъявляет динамично развивающийся рынок труда, и доминированием в педагогической практике обучения приоритетного формирования теоретических знаний, не рассматривающего сформированную готовность будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности в качестве результата профессиональной подготовки в вузе;

— на научно-теоретическом уровне — между необходимостью теоретического обоснования процесса формирования готовности будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности посредством реализации педагогических условий эффективной подготовки профессионалов-менеджеров и серьезными различиями в методологических и теоретических подходах к сущностной характеристике этих условий;

— на научно-методическом уровне —между необходимостью активизации процесса формирования готовности будущих менеджеров к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности при постоянном мониторинге успешности их профессиональной подготовки и отсутствием методик, технологий, методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование готовности будущих менеджеров к инновационно-предпринимательской деятельности.

Во второй главе монографии осуществлено моделирование процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров с представлением научных подходов, модели и педагогических условий этого процесса:

Первое педагогическое условие — содержательное сопровождение процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности (ИПК) будущих менеджеров посредством введения специальной дисциплины «Венчурное предпринимательство». Второе пе -

дагогическое условие — реализация комплекса рефлексивно-педагогических приемов по формированию компонентов ИПК будущих менеджеров с учетом имеющегося практического опыта посредством овладения способами разрешения инновационно-предпринимательских ситуаций в педагогическом процессе, центральным звеном которых является системная совокупность ситуационных задач. Третье педагогическое условие — создание эмоционально-стимулирующей и мотивационно-ценностной среды в процессе формирования ИПК. Четвертое педа -гогическое условие — внедрение в процесс профессионального обучения будущих менеджеров структурно-функциональной модели формирования инновационно-предпринимательской компетентности, включающей взаимосвязанные блоки: целевой, содержательно-деятельностный, процессуальный и оценочно-результативный. Пятое педагогическое условие — мониторинг процесса и результатов сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров — включает в себя разноуровневые (высокий, средний, низкий) критерии и показатели сформированности инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров: ценностно-позиционный, когнитивный, профессионально-важные качества, субъектный и креативно-де-ятельностный.

Третья глава посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по формированию инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров. Авторы монографии подробно описывают критериально-диагностический инструментарий по формированию инновационных умений у студентов вуза — будущих менеджеров и приводят результаты экспериментального исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие сформированные контрольная и экспериментальные группы, за которыми для осуществления процесса верификации были закреплены определенные педагогические условия, а освоение обучающимися теоретического и практического материала осуществлялось с использованием инновационных методов, форм, технологий обучения, обеспечивающих стимулирование будущих менеджеров к самоопределению, а преподавателей — к моделированию процесса профессионального обучения. В контрольной группе процесс формирования инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров осуществлялся по традиционной системе обучения.

Авторы монографии представили новый профессиональный портрет студента — будущего менеджера, включающий инновационно-предпринимательскую готовность, способность к освоению инновационных обра-

зовательных программ, умение принимать рациональные управленческие решения. Представленная монография свидетельствует об актуальности исследуемой темы, ее теоретико-практической значимости и востребованности в реальном образовательном пространстве профессиональных организаций.

Литература

1. Колчина В. В. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза — будущих менеджеров / В. В. Колчина, М. Г. Сергеева. — Курск : Региональный финансово-экономический институт, 2016. — 290 с.

Innovative-Entrepreneurial Competence as Result of Training the Effective Manager

© Tsibizova Tatyana Yuryevna (2017), Doctor of Education, associate professor, professor of Department "Systems of Automatic Control", head of the Department of educational technology, Moscow State Technical University named after N. E. Bauman (National Research University)" (Moscow, Russia), vesta952006@yandex.ru.

© Sokolova Nataliya Leonidovna (2017), PhD in Philology, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University (Moscow, Russia), oushkate@mail.ru.

The review of the monograph by V. V. Kolchina and M. G. Sergeyeva "Formation of Innovative-Entrepreneurial Competence of Students — Future Managers," published in 2016, presents a brief annotation of studied by the authors scientific and practical problems of training a professional manager demanding in the labour market and able to effectively carry out professional activities.

Key words: innovative-entrepreneurial competence; innovative-entrepreneurial readiness; pedagogical conditions.

References

Kolchina, V. V., Sergeyeva, M. G. 2016. Formirovaniye innovatsionno-predprinimatel-skoy kompetentnosti u studentov vuza — budushchikh menedzherov. Kursk: Regionalnyy finansovo-ekonomicheskiy institut. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.