УДК 76.58 ББК 56.9
Насурова Наталья Владимировна
преподаватель кафедра менеджмента Южно-Уральский Г осударственный Университет
г. Челябинск Nasurova Nataliya Vladimirovna Lecturer Chair of Management South-Ural State University Chelyabinsk
Педагогические условия развития экологической компетентности будущих менеджеров Pedagogical Environmental Complex of To-Be Managers’
Ecological Competence Development
В статье уточнена сущность педагогических условий, способствующих успешному развитию экологической компетентности будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в высшей школе, а именно:
- разработка программно-содержательного обеспечения экологического образования будущих менеджеров на основе инновационного типа обучения;
- использование системы учебно-экологических задач;
- применение деловых игр, основанных на моделировании различных эко-лого-экономических систем;
- организация рефлексивной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин специализации и использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и развития экологической компетентности будущих менеджеров.
The article specifies the essence of pedagogical environmental complex that contributes to the successful development of to-be managers’ ecological competence while studying at a university. The above mentioned terms are specified as follows:
- development of the ecological educational program for to-be managers based on the innovative education type;
- application of ecologically-oriented training tasks;
- application of simulation exercises based on bounded ecological and economic systems design;
- reflexive activity organization in the process of special subjects studying and pedagogical reflection usage for professionalism and ecological competence development of to-be managers.
Ключевые слова: экологическая компетентность, педагогические условия, междисциплинарный подход, экоцентрический подход, рефлексия, инновационное обучение.
Key words: ecological competence, pedagogical environmental complex, interdisciplinary approach, ecocentrism approach, reflection, innovative education.
Экологическая компетентность как важнейшая составляющая профессиональной компетентности - это комплексное свойство личности, включающее профессиональные знания, умения и функциональные качества к практической деятельности, характеризующееся степенью вовлеченности в экологически целесообразную деятельность и определяющее качество этой деятельности, а также качества личности, необходимые для осуществления экологически сообразной деятельности, структурно представленное в единстве когнитивного, содержательно-информационного, операционно-деятельностного и мотивационно-ценностного компонентов. Успешность развития экологической компетентности будущих менеджеров зависит от правильно избранных педагогических условий.
Нами разделяется точка зрения Е.Ю. Никитиной [2], Н.Ю. Посталюк [3] и др. о том, что «педагогические условия» - это взаимосвязанная совокупность мер, осуществляемых в образовательном процессе высшей школы для успешного развития экологической компетентности будущих менеджеров. С нашей точки зрения, данное определение является наиболее продуктивным, поскольку в его основу заложены достижения обучаемых как конечный результат воздействия условий. При обосновании комплекса педагогических условий развития экологической компетентности будущих менеджеров мы учитывали взаимосвязь между понятиями «будущий менеджер», «экологическая компетентность», полагая целесообразным выделить особые условия с учетом специфики и содержания экологического образования, способствующие развитию конкретных компонентов экологической компетентности.
В процессе профессионального образования студентов рассматривается последовательный переход личности обучающегося от эмпирического уровня к нормативному, методологическому и теоретическому. Соответственно выделяются следующие уровни профессиональной подготовки студентов. Во-первых, общеобразовательная и методологическая подготовка, предполагающие усвоение студентами следующих компонентов образования: общеобразовательный базовый компонент знаний, умений и навыков; учебные и познавательные уме-
ния обобщенного характера; мировоззренческие знания и качества личности. Во-вторых, теоретическая подготовка, обеспечивающая овладение теоретическими знаниями основных наук по изучаемой профессии. В-третьих, методическая подготовка включает изучение студентами методов, методик и технологий овладения профессией, профессиональных умений и навыков. В-четвертых, практическая подготовка характеризуется как этап овладения профессией, на котором происходит первоначальная апробация приобретенных знаний, умений и навыков в условиях реальной профессиональной деятельности. В-пятых, рефлексивная подготовка развивает у студентов целостное представление о правильности выбранной профессии, соответствии собственных качеств студента требуемым профессиональным качествам. Именно здесь задаются четкие представления о перспективах профессионального роста студента.
Выявляя педагогические условия, способствующие развитию экологической компетентности будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки, нами учтены: 1) фиксация социального заказа общества высшей профессиональной школе к уровню подготовки будущих менеджеров; 2) постановка задач развития экологической компетентности, включающих развитие экологического сознания, овладение адекватными знаниями в области экологически сообразной деятельности, актуализация экологической направленности и субъективного ценностного отношения к природе, формирование профессионально значимых качеств будущего менеджера и умений взаимодействий с природой; 3) выявление специфики образовательного процесса высшей профессиональной школы в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров; 4) выявление сущности экологической компетентности будущих менеджеров.
В результате исследования процесса развития экологической компетентности менеджера, анализа психологической, педагогической и экологической литературы, опыта работы в высшей школе, мы пришли к выводу, что более успешному развитию данного процесса способствуют следующие педагогические условия: 1) разработка программно-содержательного обеспечения экологиче-
ского образования будущих менеджеров на основе инновационного типа обучения; 2) использование системы учебно-экологических задач на основе междисциплинарной интеграции; 3) применение деловых игр, основанных на моделировании различных эколого-экономических систем. Рассмотрим более подробно содержание каждого из выделенных нами педагогических условий; 4) организация рефлексивной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин специализации и использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и развития экологической компетентности будущих менеджеров.
Разработка программно-содержательного обеспечения экологического образования на основе инновационного типа обучения обеспечивает успешность развития экологической компетентности будущих менеджеров. Образовательная программа рассматривается как программа деятельности обучаемого, отождествляя ее с программой жизни и развития отдельного индивида, а также всех людей [1]. Мы согласны с той позицией, что под образовательной программой понимается не только перечень вопросов или умений, формирующихся у учащихся, но и перечень тем, придерживаясь которых учебное учреждение должно представить образовательную услугу.
Анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (1994, 2000, 2005 гг.) показал, что все программы нацелены на подготовку студентов к развитию профессиональной компетентности, однако развитию экологической компетентности вообще и, в частности экологической компетентности будущих менеджеров, отводится незначительная роль. Это обусловлено рядом причин: 1) недооценкой глубины экологического; 2) недостаточное наполнение экологического образования новым содержанием, начеленным высокий уровень развития и интеграции экологоэкономических знаний и умений; 3) отсутствием скоординированости между экологической и эколого-экономической подготовкой (по содержанию и по времени), а также интеграции теоретического, практического и мотивационного
компонентов подготовки; 4) нехваткой учебно-методических пособий, интегрирующих различные дисциплины и т.д.
Инновационное обучение как раз и подразумевает внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду, поддерживает традиции и приводит к активному отклику на возникающие проблемные ситуации. Инновационная модель обучения рассматривает обучение как творческий поиск: от видения и постановки проблемы к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии (осознанию результатов и процесса познания). Кроме того, она: подчеркивает важность развивающего потенциала обучения; основывается на самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставит педагога в позицию партнера по учебному процессу. Реализация данного условия позволяет нам при создании экологической образовательной программы использовать элементы составления концепции, так как при помощи них учитываются особенности образовательной практики того или иного вуза, а также конкретные затруднения, возникающие у преподавателей и студентов.
Выделение такого педагогического условия как использование системы учебно-экологических задач на основе междисциплинарной интеграции
продиктовано тем, что в процессе профессиональной подготовки должны разрабатываться такие программы, которые бы способствовали созданию в нем условий развития экологической компетентности будущих менеджеров для решения комплексных задач эколого-экономической деятельности. Возможность организации междисциплинарных связей в образовательном процессе, необходимых для обеспечения навигации студентов в образовательном пространстве и усвоения методологии деятельности, является актуальным вопросом современной системы образования [4, 5, 6]. Подготовка менеджера немыслима без высокого уровня связи теории и практики, соединяющей теоретическую и практическую подготовку обучаемых и усиливающей каждое их слагаемых, что достигается решением учебно-экологических задач. Именно интегративное содержание на междисциплинарной основе дает больше возможности для создания ин-
теллектуального творческого мышления через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем. Студент под руководством преподавателя формулирует цель, выявляет проблемы, анализирует информацию, вырабатывает критерии и возможные пути решения поставленных задач. Проблемные ситуации легко создаются на стыке разнохарактерных знаний и способов деятельности. А именно это и присуще междисциплинарному интегрированному содержанию. Таким образом, использование системы учебно-экологических задач на основе междисципалинарной интеграции в современном содержании образования является одним из необходимых условий, способствующих интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности студента, но и органичному целостному развитию личности.
Еще одно педагогическое условие - применение деловых игр, основанных на моделировании различных эколого-экономических систем. Принятие решений - сложный интеллектуально-волевой процесс, обусловленный различными факторами, требующий формирования и развития не только экологического образования, но и экологического сознания. Принятие решений по вопросам, имеющим экологические последствия, должно осуществляться на основе осознания экологических потребностей, интересов общества, региона, предприятия. Применение деловых игр: 1) развивает эколого-экономическую культуру; игры являются определенным полигоном, на котором отрабатываются профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным; 2) ориентирует студентов на рефлекцию, глубокий анализ действий и ошибок, проводимый при подведении итогов деловой игры; 3) раскрывает личностный потенциал менеджера, так как имеется возможность продемонстрировать свои собственные возможности каждым участником как в отдельности, так и совместно с другими участниками; 4) развивает потребность в совершенствовании экологической компетентноси - создавать условия для формирования профессионально важных качеств менеджера (активность, самостоятельность, способность принимать управленческие решения и работать в коллективе).
Важным педагогическим условием развития экологической компетентности является организация рефлексивной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин специализации и использование педагогической рефлексии. Использование педагогической рефлексии включает самоанализ, самооценку профессиональной деятельности, самоконтроль, анализ продуктов совместной деятельности, поиск путей эффективных способов решения профессиональных задач и др. Развитие рефлексивных способностей как механизма самопознания, самоопределения, самоорганизации открывает пути к личностно ориентированному образованию. Овладение личностно ориентированной профессиональной деятельностью предполагает, что у будущего менеджера адекватным образом формируется и собственная ценностно-смысловая сфера будущей деятельности. Многие авторы отмечают, что профессиональное совершенствование специалиста предполагает у него достаточный уровень развития рефлексии. Рефлексивные процессы являются не только показателем осознанного отношения к процессу обучения, но и являются инструментом, посредством которого осуществляется развитие личности экологически компетентного специалиста в процессе профессиональной подготовки. Используя замыслы, учитывая особенности ситуации менеджер должен уметь выстраивать кооперации с различными людьми, анализировать, контролировать и оценивать результаты своей работы и вносить необходимые изменения.
Таким образом, опытно-поисковая работа показала, что развитие экологической компетентности будущих менеджеров протекает более успешно на фоне данного комплекса педагогических условий.
Библиографический список
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
2. Никитина, Е.Ю. Управление дифференциацией образования: Учебно-практическое пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 296с.
3. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. - Казань: КГУ, 1989. - 2005 с.
4. Сергиевский, В.В. Размышление о фундаментальном блоке инженерного образования // Вестник высшей школы. - Минск: Изд-во ALMA MATER, 1996. - № 4. - С. 11-16.
5. Смирнов, И.П. ХХ1 веку - открытое образование // Высшее образование сегодня. -М.: ИРПО, 2003. - № 8. - С. 4-13.
6. Соколова, Э.С. Образование - путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. - М.: Наука, 2002. - № 2. - С. 111- 113.
Bibliography
1. Davydov, V.V. Problems of Developmental Education / V.V. Davydov. - M.: Pedagogika, 1986. - 239 p.
2. Nikitina, E.Yu. Education Process Differentiation Management / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2000. - 296 p.
3. Postalyuk, N.Yu. Creative Style of Activity: Pedagogical Aspect / N.Yu. Postalyuk. - Kazan: Publishing House of Kazan State University, 1989. - 2005 p.
4. Sergievsky, V.V. Reflections About Fundamental Module of Engineering Education / V.V. Sergievsky // Higher School Bulletin. - Minsk: ALMA MATER Publishing House, 1996. - № 4. -P. 11-16.
5. Smirnov, I.P. Open Education for XXI Century / I.P. Smirnov // Higher Education Today. -M.: IRPO, 2003. - № 8. - P. 4-13.
6. Sokolova, E.S. Education as a Way for the World Culture and Tolerance / E.S. Sokolova // Public Education. - M.: Nauka, 2002. - № 2. - P. 111-113.