Содержание понятия «эффективность образования» в контексте инклюзивных тенденций современной школы / И. С. Самохин, М. Г Сергеева, Н. Л. Соколова, Е. А. Марченко // Научный диалог. — 2018. — № 1. — С. 278—288. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-278-288.
Samokhin, I. S., Sergeyeva, M. G., Sokolova, N. L., Mrachenko, E. A. (2018). Concept of "Educational Efficiency" in Context of Inclusive Trends of Modern School. Nauchnyy dialog, 1: 278288. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-278-288. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА
^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 37.01::336.532.2
DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-278-288
U I. К I С Н ' S
PfRtiXMCAtS DIRK [ORV
Содержание понятия
«эффективность образования» в контексте инклюзивных тенденций современной школы
© Самохин Иван Сергеевич (2018), orcid.org/0000-0002-2356-5798, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), [email protected].
© Сергеева Марина Георгиевна (2018), orcid.org/0000-0001-8365-6088, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), [email protected].
© Соколова Наталия Леонидовна (2018), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), [email protected].
© Мраченко Екатерина Аркадьевна (2018), заместитель директора Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), [email protected].
Актуальность исследования обусловлена сущностью инклюзивного подхода к обучению и воспитанию, который предполагает достижение всеми школьниками положительного результата при минимальных психологических издержках. Анализируются понятия «эффективность» и «эффективность образования», зафиксированные в отечественных словарях экономической и педагогической тематики. Установлено, что понятие «эффективность образования», используемое в педагогике, опирается не на экономическое, а на общелитературное значение ключевого слова эффективность. Показано, что эффективность образования связывается с результативностью, действенностью, качеством учебно-воспитательного процесса, а не с соотношением достигнутых педагогических результатов с теми или иными затрата-
ми (финансовыми, трудовыми, хронологическими и т. д.). В то же время отмечается, что почти все толкования понятия «эффективность образования» коррелируют с дефинициями экономического термина эффективность по своей структуре. Излагаются основы авторской концепции И. С. Самохина, согласно которой эффективность школьного инклюзивного образования базируется на иерархизации затрачиваемых ресурсов. Новизна исследования заключается в представлении позиции, в соответствии с которой все ресурсы учащихся разделены на неприкосновенные (здоровье, эмоциональное благополучие, гармония в отношениях с людьми) и те, которые можно расходовать в любом количестве (время, силы, свобода), если это не затрагивает ресурсов первой категории.
Ключевые слова: инклюзивное образование; эффективность; эффективность образования; результат; затраты; ресурсы.
1. Введение
В проведенных ранее и представленных в ряде публикаций исследованиях авторы настоящей статьи затронули почти все базовые аспекты инклюзивного образования: этико-философский, исторический, правовой, методологический, дидактический, организационный [Самохин, 2015; Са-мохин и др., 2016а; Самохин и др., 2016б и др.]. В данной работе мы сосредоточимся на анализе понятий «эффективность» и «эффективность образования», которые И. С. Самохин (один из авторов статьи) планирует сделать объектом подробного анализа в своем диссертационном исследовании. Сейчас же нашей задачей является лишь осмысление некоторых расхождений между трактовками понятия «эффективность» в экономической и педагогической сферах.
2. Методология исследования
В предлагаемой статье предлагается обзор определений понятий «эффективность» и «эффективность образования», зафиксированных в отечественных словарях экономической и педагогической тематики. Посредством сопоставительного анализа осмысливаются некоторые расхождения между трактовками понятия «эффективность» в соответствующих сферах. Анализ словарных дефиниций из экономических и педагогических словарей сопровождается обращением к научным трудам по экономике и педагогике, а также к лингвистическим словарям с целью уточнения понятий. Таким образом, данное исследование основывается на междисциплинарном подходе к изучению теории и практики инклюзивного образования.
3. Содержание понятий «эффективность» и «эффективность образования» в экономических и педагогических словарях
В настоящее время термин эффективность приобрел междисциплинарную значимость. Он активно используется в таких науках, как экономи-
ка, медицина, социология, психология, педагогика и др. В рамках данного исследования мы задались вопросом о том, как соотносятся трактовки экономического термина эффективность и педагогического эффективность образования. В энциклопедическом словаре по экономике эффективность рассматривается как «показатель результативности конкретного хозяйственного или иного решения, определяемый отношением полученных от его реализации конкретных результатов (эффекта) к затраченным ресурсам (трудовым, материальным, финансовым и др.)» [Золотогоров, 2003, с. 678]. Аналогичные определения можно найти и в других схожих по тематике словарях [Кураков и др., 2004; Райзберг и др., 1999 и др.]. Что же касается справочной литературы по педагогике и смежным областям, то здесь мы не обнаружили подобного единодушия в толковании понятия. В ряде источников эффективность трактуется как соотношение результатов и затрат [Вишнякова, 1999, с. 394 и др.], что сближает такого рода дефиниции с определением эффективности в экономике. Это вполне логично: становясь достоянием другой науки, термин обязан отражать ее специфику, но не должен утрачивать своего основного значения, в данном случае это ключевой критерий — соотношение результатов и затрат. Однако в словаре А. А. Вербицкого эффективность (ребенка, учащегося, молодого специалиста) рассматривается иначе: она отождествляется с двумя отдельными категориями — компетентностью и адаптивностью (способностью «справляться с трудностями окружающей среды») [Вербицкий, 2013].
Обратимся к другому термину — эффективность образования. В словаре под редакцией В. И. Загвязинского и А. Ф. Закировой, она представлена прежде всего как «степень соответствия результатов обучения и воспитания социальным ожиданиям, корректно поставленным задачам» [Педагогический словарь ..., 2008, с. 32] и лишь затем — как характеристика «соотношения затрат (материальных и духовных) и полученного продукта» [Там же]. В другом источнике эффективность образования рассматривается как «оценочная категория, характеризующая результаты образовательной <...> деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям» [Словарь-справочник ..., 2012, с. 336]. В словаре С. М. Вишняковой приведены оба рассматриваемых нами термина: под эффективностью в нем понимается «степень соизмерения результатов с затратами» [Вишнякова, 1999, с. 394], а под эффективностью образования — «степень соответствия результатов образовательной деятельности поставленным целям» [Там же, с. 395]. Поскольку указанный труд вышел почти двадцать лет назад, можно предположить, что подобная трактовка
понятия «эффективность образования» (почти не коррелирующая с экономическим определением понятия «эффективность») сформировалась задолго до того, как его зафиксировал автор словаря. В пользу нашего предположения говорит и тот факт, что данное понятие встречается и в трудах, написанных в 70—80-х годах прошлого столетия [Рекомендации ..., 1977; Авраменко, 1988 и др.].
Таким образом, в словарях педагогической и схожей тематики под «эффективностью образования», как правило, понимается степень соот -ветствия достигнутых результатов поставленным целям.
Проанализировав справочную литературу, мы пришли к выводу, что включенное в состав термина эффективность образования слово эффективность используется не в терминологическом, а в общелитературном значении как 'свойство по знач. прил. эффективный' [Словарь русского ..., 1999, с. 772], а прилагательное эффективный представлено в словаре как имеющее значение 'приводящий к нужным результатам; действенный' [Там же]. Таким образом, в этом значении слово эффективность имеет синонимы действенность, результативность [Александрова, 2001, с. 275]. Кроме того, во многих контекстах прилагательное эффективный также можно заменить синонимами продуктивный, плодотворный, качественный, успешный и даже просто хороший1.
Следует отметить, что эффективность — не единственный термин, имеющий «ненаучного» двойника. Например, в экономике «прибыль» и «доход» — взаимосвязанные, но разные понятия: так, прибыль представляет собой «превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров» [Райзберг и др., 1999], а доход — «в широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью» [Там же]. Однако в обыденном представлении прибыль и доход обозначают любое денежное поступление и являются синонимами наряду с другими словами, например, барыш нажива, прибыток и др., что и фиксирует словарь синонимов Н. Абрамова [Абрамов, 1999, с. 10]. В русском языке есть немало слов, которые когда-то являлись только терминами, а затем стали использоваться в повседневной жизни в более широком значении: интенсивность, дивиденды, идеализм, склероз и т. д. [Райзберг и др., 1999].
1 Отметим, что в английском языке общелитературному и терминологическому значениям русского существительного эффективность соответствуют разные слова: effectiveness
и efficiency [Журавлева, 2006, с. 298-299; Dictionary ..., 2017]. В первую очередь это
следует учитывать исследователям и переводчикам, работающим с англоязычной литературой.
Теперь рассмотрим еще одну особенность использования экономического понятия «эффективность» в педагогической сфере. Напомним: согласно педагогическим словарям, эффективность образования представляет собой степень соответствия достигнутого результата поставленным целям. На наш взгляд, это можно сформулировать и гораздо короче: эффективность = результат. Ведь ясно, что результаты оцениваются в рамках тех или иных целей (задач, нормативов, ценностей). Например, сороковое место в списке лучших школ РФ можно считать положительным результатом, если целью было войти в первую сотню, и отрицательным, если учебное заведение рассчитывало на пьедестал. По нашему мнению, авторам словарных определений стоило уточнить, каким / чьим целям должна соответствовать эффективность образования. Вряд ли подразумеваются задачи, которые ставят перед собой конкретные образовательные организации. Если же речь о глобальной миссии, «путеводной звезде» педагогики в целом, то по этому поводу до сих пор идет немало споров. Для кого-то первостепенна задача передачи детям важной информации о мире, для кого-то — развития у них творческого мышления, для кого-то — социализации учащихся, их подготовки к взрослой жизни. Например, по мнению П. Фриера, главная задача образования состоит в том, чтобы «создавать возможности для продуцирования или конструирования знаний» [Журавлёва, 2006, с. 291]. Весьма достойной представляется цель, сформулированная в работе Т. С. Фещенко: «самоопределение обучающихся, осознание ими своих возможностей и соотнесение со своими желаниями» [Фещенко, 2016, с. 93]. Данная рекомендация относится только к профильному обучению, но вполне может стать ориентиром и для всей средней школы.
А может быть, во главу угла нужно ставить пожелания педагогов, учащихся или их родителей? Например, последние, по данным Е. М. Авра-амовой, хотели бы, чтобы школа: (1) давала полезные знания; (2) социализировала; (3) развивала у детей склонность к спорту и продуктивному досугу [Авраамова и др., 2014, с. 118].
Или же дефиниции должны отражать цель, провозглашённую и закреплённую на государственном уровне? Такая цель есть, она приведена в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: учебные заведения существуют ради «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [Об образовании ..., 2012]. Но ведь верность закону — это vadit sine dicens; если в рассмотренных толкованиях имеется в виду именно она, то констатация данного императива представляется нам несколько избыточной.
4. Основы авторской концепции
эффективности школьного инклюзивного образования
На наш взгляд, современной школе следует ориентироваться на цели, оформившиеся в рамках инклюзивного обучения и воспитания и зафиксированные в международных документах [Convention ..., 2006; Policy ... 2009 и др.]. В таком случае целью образования будет его эффективность в значении, близком к экономическому: получение результатов, превосходящих затраты. Напомним, что справочная литература по экономике толкует понятие «затраты» достаточно широко: помимо финансовых, учитываются «материальные», «трудовые» и прочие ресурсы [Золотогоров, 2003, с. 678 и др.]. Таким образом, расширенные интерпретации могут использоваться и в других науках — в частности, в педагогике. Следует отметить, что неотъемлемыми элементами инклюзивного образования выступают толерантность (сокращение моральных издержек), фасилитация (экономия усилий обучающихся), здоровьесберегающие технологии (сохранение главного объективного ресурса) и психологическая комфортность образовательной среды (сохранение главного объектив -но- субъективно го ресурса — хорошего настроения, радости от жизни). Уменьшение временных затрат не является специфической функцией инклюзивной школы, но входит в круг задач современного образования в целом.
Н. А. Тимочкина подчеркивает, что для оценки образования следует выбрать адекватную «единицу измерения знаний» [Тимочкина, 2014, с. 257]. Безусловно, это требование применимо не только к результатам, но и к издержкам. Ясно, что физические величины в большинстве случаев не подойдут: едва ли усилия школьников стоит отражать в ньютонах или джоулях, а с нравственностью и эмоциями все еще сложнее. Очевидно, нужен комплексный подход в виде системы психологических тестов, опросов, бесед с учащимися, наблюдений учителей-предметников и школьных психологов, регулярных медицинских обследований. При этом следует вспомнить истину, которая представляется нам особенно очевидной в свете инклюзивных тенденций: образование (даже понимаемое в самом широком смысле) не является высшим благом для большинства людей. Оно уступает, как минимум, трем ценностям — счастью, здоровью и гармоничным отношениям с людьми (пока позволим себе принять это за аксиому, не прибегая к анализу научной литературы и оценке общественного мнения). Таким образом, школа не может (не имеет права!) посягать на соответствующие ресурсы (назовем их ресурсами первой категории).
С ее стороны это будет насилием над истинными потребностями детей и ценностной иерархией, сложившейся в человеческом обществе. Если учебный процесс приводит учащихся к небольшим проблемам со зрением, вялой тоске или холодности в общении с близкими, то его нельзя считать эффективным и при очень высоких знаниевых результатах. Более серьезные случаи (клинические неврозы, стойкое агрессивное поведение) даже не обсуждаются.
Зато некоторые другие ресурсы (назовем их ресурсами второй категории), на наш взгляд, вообще не следует включать в структуру образовательной эффективности. Так, школьник может посвящать учебе практически все свое свободное время. Если его настолько увлек один из предметов, зачем этому противостоять? Скорее всего, юный энтузиаст готов и к приложению определенных усилий, вероятно, довольно значительных. Наконец, учебное заведение вправе ограничивать свободу детей: и на занятиях, и на переменах они должны соблюдать известные нормы поведения, действующие и в других местах: не драться, не мусорить, не использовать бранные выражения и т. д. Пока идут занятия, охраннику не позволено выпускать учащихся за территорию школы, если нет записки с разрешением от педагога или одного из родителей, поскольку это вопрос базовой безопасности.
Ресурсы второй категории можно сравнить с техническими алмазами, позволяющими усилить инструмент (в данном случае им являются педагогические методы и технологии), а ресурсы первой категории — с алмазами ювелирного качества, достойными более бережного обращения.
5. Заключение
Было установлено, что в настоящее время представление об «эффективности образования» в педагогических исследованиях и справочной литературе опирается не на экономическое, а на общелитературное значение ключевого понятия «эффективность». Другими словами, речь идет о результативности, действенности, качестве учебно-воспитательного процесса, а не о соотношении достигнутых педагогических результатов с теми или иными затратами (финансовыми, трудовыми, хронологическими и т. д.). В то же время почти все толкования понятия «эффективность образования» коррелируют с дефинициями экономического термина «эффективность» по своей структуре: результаты рассматриваются не обособленно, а в связи с еще одним фактором, которым в большинстве рассмотренных определений выступают цели образования.
В дальнейшем авторы статьи собираются использовать полученные данные для развития собственной концепции эффективности школьного
инклюзивного образования, в частности, планируется уделить внимание не только методическим вопросам инклюзивного образования, но и определению статуса финансовых затрат в области обучения и воспитания. Авторы склоняются к мысли, что подобные затраты все-таки следует рассматривать с учетом результатов экономических, а не только педагогических исследований.
Источники и использованные сокращения
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений : около 5000 синонимических рядов. Более 20000 синонимов [Электронный ресурс] / Н. Абрамов. — 7-е изд., стереотип. — Москва : Русские словари, 1999. — Режим доступа : https://www.slovari.ra/defaultaspx?p=237.
2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Русский язык, 2001. — 568 с.
3. Вербицкий А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий. — 2013. — Режим доступа : http:// psychology_pedagogy.academic.ru/
4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — Москва : НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
5. ЗолотогоровВ. Г. Экономика : Энциклопедический словарь / В. Г. Золотого-ров. — Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2003. — 720 с.
6. Кураков Л. П. Экономика и право : словарь-справочник / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. — Москва : Вуз и школа, 2004. — 1072 с.
7. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 ФЗ № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016). — Режим доступа : http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-201.
8. Педагогический словарь : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — Москва : Академия, 2008. — 352 с.
9. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — Москва : ИНФРА-М, 1999. — 479 с. — Режим доступа : https://www.twirpx.com/file/697926/.
10. Словарь русского языка : в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой / РАН, Институт лингвистических исследований. — 4-е изд., стер. — Москва : Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 4. — С—Я. — 800 с.
11. Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств — участников СНГ / Под ред. М. А. Вуса и В. В. Бон-дуровского. — Санкт-Петербург : Издательство «Юридический Центр-Пресс», 2012. — 360 с.
12. Dictionary by Merriam-Webster [Electronic resource]. — 2017. — Access mode : https://www.merriam-webster.com/.
Литература
1. Авраамова Е. М. Эффективность школы — позиция родителей / Е. М. Ав-раамова, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов // Вопросы образования. — 2014. — № 3. — С. 118—134.
2. Авраменко Л. К. Групповое взаимодействие как фактор повышения эффективности образования взрослых : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Л. К. Авраменко. — Ленинград, 1988. — 146 с.
3. Журавлева Л. В. Эффективность образования : опыт Европы и США / Л. В. Журавлева // Вопросы образования. — 2006. — № 3. — С. 291—299.
4. Самохин И. С. Путь к общему инклюзивному образованию в современной России : от «Ковчега» до Закона / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. 2016а. — № 7 (55). — С. 280—299.
5. Самохин И. С. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. — 2016б. — № 5 (53). — С. 234—253.
6. Самохин И. С. Удовольствие от познавательного процесса как неотъемлемый элемент детской одарённости / И. С. Самохин // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». — 2015. — № 10 (55). — С. 4—9.
7. Рекомендации Научно-методического семинара «Эффективность применения технических средств в учебном процессе» (28 июня — 1 июля 1977 г.). — харьков : [б. и.], 1977. — 6 с.
8. Тимочкина Н. А. Методы и формы оценки эффективности обучения в школах [Электронный ресурс] / Н. А. Тимочкина // Novaum.ru. — 2017. — № 7. — Режим доступа : http://novaum.ru/public/p245.
9. Фещенко Т. С. К вопросу о критериях оценивания эффективности модели развития системы профильного обучения для подготовки школьников к работе в наукоемких отраслях города Москвы / Т. С. Фещенко // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 9. — С. 92—99.
10. Convention on the Rights of Persons with Disabilities [Electronic resource]. — United Nations, 2006. — Access mode : http://www.un.org/disabilities/convention/con-ventionfull.shtml.
11. Policy Guidelines on Inclusion in Education [Electronic resource]. — UNESCO, 2009. — Access mode : http://www.inclusive-education.org/system/files/publications-documents/UNESm%20Policy%20Guidelines%202009.pdf.
Concept of "Educational Efficiency" in Context of Inclusive Trends of Modern School
© Samokhin Ivan Sergeevich (2018), orcid.org/0000-0002-2356-5798, PhD in Philology, senior lecturer, Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University (Moscow, Russia), [email protected].
© Sergeyeva Marina Georgiyevna (2018), orcid.org/0000-0001-8365-6088, Doctor of Education, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), [email protected]. © Sokolova Nataliya Leonidovna (2018), PhD in Philology, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University (Moscow, Russia), [email protected]. © Mrachenko Ekaterina Arkadyevna (2018), Deputy Director, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University (Moscow, Russia), [email protected]
The research urgency is caused by the essence of an inclusive approach to education, which assumes the achievement of all pupils a positive result at minimal psychological cost. The concepts of "efficiency" and "effectiveness of education" enshrined in domestic economic and pedagogical dictionaries are analyzed. It is established that the concept of "educational efficiency" used in pedagogy is based not on economic, but on general meaning of the word efficiency. It is shown that the educational efficiency is associated with performance, effectiveness, quality of the educational process, not with the ratio of the achieved pedagogical results with those or other cost (financial, human, chronological, etc.). At the same time, it is noted that almost all interpretations of the concept of "educational efficiency" correlate with economic definitions of the term efficiency in their structure. The fundamentals of I. S. Samokhin's author conception, according to which the efficiency of the school inclusive education is based on a hierarchy of resources. The novelty of the study is to present the position according to which all students' resources are divided into inviolable (health, emotional well-being, harmony in relationships with people), and those that can be spent in any amount (time, energy, freedom), if it does not affect resources of the first category.
Key words: inclusive education; efficiency; educational efficiency; result; costs; resources.
Material resources
Abramov, N. 1999. Slovar'russkikh sinonimov i skhodnykhpo smyslu vyrazheniy. okolo 5000 sinonimicheskikh ryadov. Boleye 20000 sinonimov. 7-e izd., stereotip. Moskva. Russkiye slovari. Available at. https://www.slovari.ru/default. aspx?p=237. (In Russ.). Aleksandrova, Z. E. 2001. Slovar' sinonimov russkogo yazyka. 11-e izd., pererab. i dop.
Moskva. Russkiy yazyk. (In Russ.). Dictionary by Merriam-Webster. 2017. Available at. https://www.merriam-webster.com. (In Engl.).
Evgenyeva, A. P. 1999. Slovar' russkogo yazyka: v 4-kh t., 4. Moskva. Russkiy yazyk;
Poligrafresursy. (In Russ.). Kurakov, L. P, Kurakov, V. L, Kurakov, A. L. 2004. Ekonomika ipravo: slovar'-sprav-
ochnik. Moskva. Vuz i shkola. (In Russ.). Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii. Federalnyy Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2012 FZ№ 273-FZ (red. ot 02.03.2016). Available at. http.//www. assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-201. (In Russ.). Rayzberg, B. A, Lozovskiy, L. Sh, Starodubtseva, E. B. 1999. Sovremennyy ekonomi-cheskiyslovar'. Moskva. INFRA-M. Available at. https.//www.twirpx.com/ file/697926/. (In Russ.). Verbitskiy, A. A. 2013. Entsiklopedicheskiy slovar' po psikhologii i pedagogike. Available at. http.//psychology_pedagogy.academic.ru/. (In Russ.).
Vishnyakova, S. M. 1999. Professionalnoye obrazovaniye: Slovar '. Klyuchevyyeponyat-iya, terminy, aktualnaya leksika. Moskva: NMTs SPO. (In Russ.).
Vus, M. A., Bondurovskiy, V. V. (ed.) 2012. Slovar'-spravochnik terminov i opredele-niy ponyatiy modelnogo zakonodatelstva gosudarstv —uchastnikov SNG. Sankt-Peterburg: Izdatelstvo «Yuridicheskiy Tsentr-Press». (In Russ.).
Zagvyazinskiy, V. I, Zakirov, A. F. (ed.) 2008. Pedagogicheskiy slovar ': uchebnoye po-sobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Moskva: Akademiya. (In Russ.).
Zolotogorov, V. G. 2003. Ekonomika: Entsiklopedicheskiy slovar'. Minsk: Interpresser-vis; Knizhnyy Dom. (In Russ.).
References
Avraamova, E. M, Klyachko, T. L, Loginov, D. M. 2014. Effektivnost' shkoly pozitsiya roditeley. Voprosy obrazovaniya, 3: 118—134. (In Russ.).
Avramenko, L. K. 1988. Gruppovoye vzaimodeystviye kak faktor povysheniya effek-tivnosti obrazovaniya vzroslykh: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Leningrad. (In Russ.).
Convention on the Rights of Persons with Disabilities. 2006. United Nations. Available at: http://www.un.org/disabilities/convention/conventionfull.shtml. (In Engl.).
Feshchenko, T. S. 2016. K voprosu o kriteriyakh otsenivaniya effektivnosti modeli raz-vitiya sistemy profilnogo obucheniya dlya podgotovki shkolnikov k rabote v naukoemkikh otraslyakh goroda Moskvy. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal, 9: 92—99. (In Russ.).
Policy Guidelines on Inclusion in Education. 2009. UNESCO. Available at: http:// www.inclusive-education.org/system/files/publications-documents/UNES-C0%20Policy%20Guidelines%202009.pdf. (In Engl.).
Rekomendatsii Nauchno-metodicheskogo seminara «Effektivnost' primeneniya tekh-nicheskikh sredstv v uchebnom protsesse», 28 iyunya — 1 iyulya 1977 g. 1977. Kharkov: [b. i.]. (In Russ.).
Samokhin, I. S. 2015. Udovolstviye ot poznavatelnogo protsessa kak neotyemlemyy element detskoy odarennosti. Novyy universitet. Seriya «Aktualnyye problemy gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk», 10 (55): 4—9. (In Russ.).
Samokhin, I. S, Sokolova, N. L, Sergeyeva, M. G. 2016. Put' k obshchemu inklyuz-ivnomu obrazovaniyu v sovremennoy Rossii: ot «Kovchega» do Zakona. Nauchnyy dialog, 7 (55): 280—299. (In Russ.).
Samokhin, I. S, Sokolova, N. L, Sergeyeva, M. G. 2016. Rezultativnost' i komfort-nost' obucheniya kak osnovnyye kriterii yego uspeshnosti. Nauchnyy dialog, 5 (53): 234—253. (In Russ.).
Timochkina, N. A. 2017. Metody i formy otsenki effektivnosti obucheniya v shkolakh. Novaum.ru, 7. Available at: http://novaum.ru/public/p245. (In Russ.).
Zhuravleva, L. V. 2006. Effektivnost' obrazovaniya: opyt Evropy i SShA. Voprosy obrazovaniya, 3: 291—299. (In Russ.).