Научная статья на тему 'Образование для карьеры и идея гуманизации профессионального образования'

Образование для карьеры и идея гуманизации профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КАРЬЕРА / CAREER / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ / HUMANITARIAN PRINCIPLE / ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КАРЬЕРЫ / CAREER EDUCATION GOALS AND CONTENT / CAREER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова А.С.

В статье представлен анализ образования для карьеры в контексте реализации идеи гуманизации профессионального образования. Выделяются базовые аспекты содержания образовательных программ в области поддержки формирования и развития карьеры и дифференцированного подхода к практике организации карьероформирующего обучения на основе принципов гуманитаризации, деятельностной направленности и учёта национальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER EDUCATION AND THE IDEA OF HUMANIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article contains the career education analysis within the context of the implementation of the idea of professional education humanization. Basic aspects of educational programs in the sphere of career buiding-up and development are highlighted as well as differentiation approach towards the practice of organization of career education based on the humanitarian principle, activity-oriented principle and national speciality consideration.

Текст научной работы на тему «Образование для карьеры и идея гуманизации профессионального образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Презентация научных работ — Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования

Соколова А.С.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ И ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В конце двадцатого века потребности в формировании надпрофессиональных навыков и компетенций, существенно влияющих на становление и профессиональное развитие индивида, привело к формированию и становлению специальной области педагогической теории и практики - образованию для карьеры. Термин «образование для карьеры» («career education») был введён Сиднеем Марландом в 1974 году в США и в настоящее время широко используется в зарубежной научной литературе [3]. Этот несколько непривычный для русского языка термин может быть синонимирован как внеконтекстный (по отношению к профилю профессиональной деятельности) пласт знаний, практических умений, стратегий познавательной деятельности, ориентированных на достижение человеком профессионального успеха, который проявляется как общественное признание, движение по карьерной «лестнице», с одной стороны, так и субъективное переживание человеком удовлетворенности характером и результатами своего труда. Образование для карьеры - это и практическое осуществление качественного процесса обучения, результатом которого становится овладение человеком новыми эффективными моделями поведения, мышления и эмоционального отношения, обеспечивающими продуктивное движение по выбранным профессиональным и социальным траекториям. Целью образования для карьеры является подготовка человека умелого и мобильного, способного вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.

Мир профессий в современном обществе характеризуется исключительной динамичностью, интеллектуализацией, всё большим совмещением различных видов деятельности в рамках одной профессии. В современном постиндустриальном обществе проблема обостряется тем, что высшая школа ставит основополагающей целью воспитать у своих выпускников устойчивый профессиональный интерес, стремление к углублению и накоплению знаний, однако не уделяет должного внимания развитию личностной адаптационной способности, возможности человека приспосабливаться к различным требованиям социума. В связи с этим формируется новое понимание профессионального образования как процесса и результата профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека - формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений и интересов, привычек, внимания, воли, чувств и т.д. Именно система поддержки формирования и развития карьеры (как одна из подсистем профессионального образования) занимается развитием личности индивида в контексте его профессионального становления, что позволяет нам считать данную подсистему существенной составляющей системы профессионального образования в целом.

15

ISNN 1029-3388

Представляется интересным спроецировать идею гуманизации профессионального образования [1] , понимаемую как его личностная направленность, перенесение центра внимания на интересы индивида, создание оптимальных условий для развития личности и формирование социальной устойчивости человека, на теоретическое и практическое поле образования для карьеры, где человек перестал восприниматься лишь как производительная сила, поэтому акцент был перенесён на потребности развития индивида в процессе реализации профессиональной деятельности, которая, прежде всего, стала рассматриваться как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности. Сформировалось понимание необходимости максимально полного раскрытия потенциала человека в труде, необходимости поддержки человека в выстраивании профессионально-личностного маршрута на основе понимания своих интересов, способностей, ценностей, образовательного уровня, профессиональной квалификации и опыта, с учётом изменяющейся природы индивида и его отношений с динамично развивающейся социально-профессиональной средой.

Образование для карьеры преломляет ряд значимых с позиции гуманизации целей: анализ и формирование продуктивных моделей поведения в профессиональной и личной жизни, работу со структурой жизненных ценностей и их согласование с ценностями общества, подготовку обучающегося к выбору стиля жизни, максимально соответствующего индивидуальным психофизиологическим характеристикам и личным ценностным представлениям и устремлениям, преодоление индивидуальных негативных стереотипов мышления относительно возможностей развития индивидуальной профессионально - личностной траектории и их трансформация в позитивные. В этом смысле очевиден противоположный технократическому подход, который был направлен на формирование человека - « винтика» общественно-государственного механизма.

Образование для карьеры имманетно включает в свои основополагающие цели общее развитие человека в контексте накопления им профессионального, социального, бытового опыта. Работа с различными категориями населения в разнообразных образовательных учреждениях основывается на известных теориях развития карьеры, которые, в свою очередь, базируются и частично включают в себя известные теории развития личности. Взаимосвязь на теоретическом уровне концепций развития карьеры и личности на практическом уровне воплощается в последовательной постановке целей для индивида - с юного до преклонного возраста, в контексте реализации индивидуального профессионально-образовательного маршрута и личностного развития в целом. В рамках практической реализации программ образования для карьеры идёт подготовка индивида к осознанному выполнению роли работника с учётом индивидуальной ролевой интеграции и индивидуальных ценностных ориентаций в отношении значения работы в их жизни.

В контексте реализации идеи гуманизации зарубежные авторы формулируют некоторые концептуальные положения, на которые опирается теоретически и практически система поддержки формирования и развития карьеры [4]:

1) Поддержка формирования и развития карьеры сосредоточена на помощи молодым людям и взрослым в развитии умений принятия решений, а также для работы с проблемами выбора;

2) Формирование Я-концепции: все решения и планы являются выражением самоконцепции человека, поэтому важно помогать молодёжи и взрослым достигнуть са-

16

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

мопонимания перед вступлением в мир работы или считать этот процесс составной частью общей адаптации к миру работы. Однако, информация о мире работы не должна ограничиваться только информацией о профессиональных требованиях и материальной стороне вопроса, - она должна содержать факты о соотношении мира работы с устремлениями и ценностями индивида;

3) Забота о стиле жизни, ценностях, использовании свободного времени, образовании и профессиональной жизни, поскольку все они взаимодействуют в процессе развития карьеры, формируя стиль жизни. В процессе реализации карьеры происходит реализация жизненных ценностей, поэтому планирование карьеры должно происходить в постоянном соотношении с жизненными ценностями - настоящими и будущими;

4) Свобода выбора. Человек имеет дело с большим спектром возможностей выбора, не ограничиваясь лишь узкопрофессиональным выбором. Делая выбор, индивид ставит задачу сохранения целостности индивидуальности и соотнесения альтернатив с личностными характеристиками и устремлениями;

5) Осознание индивидуальных различий, уважение к которым является признаком свободного общества, равно как и уважение к индивидуальным талантам. Идёт поиск и анализ тех возможностей, где эти таланты могут быть раскрыты и развиты, человек должен быть свободен в поиске путей развития и выражения своих талантов;

6) Гибкость в восприятии и управлении изменениями. Это предполагает оказание помощи индивиду в создании оптимальных планов, продумывании многовариантности в достижении целей, проявлении определённой гибкости в постановке целей, вооружение индивида определённой методологией для восприятия и плодотворного функционирования в быстро меняющихся экономических условиях.

Выделенный А.М.Новиковым в рамках идеи гуманизации принцип гуманитаризации профессионального образования подразумевает не только усиление удельного веса гуманитарных предметов в учебных планах, но и усиление роли гуманитарного образования в профессиональном развитии, что призвано способствовать формированию широты кругозора, гибкости мышления, гражданственности и духовности. Как подчеркивает А.М. Новиков, «гуманитаризацию образования следует рассматривать в широком смысле - как формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нём. Применительно к профессиональному образованию его гуманитаризация будет означать формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле), и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире производства» [1, стр. 51]. С широких позиций понимания гуманитаризации профессионального образования, обозначенных А.М.Новиковым, предполагается насыщение его содержания этическими (нравственными), эстетическими, экономическими и правовыми компонентами.

Гуманитаризация в образовании для карьеры проявляется, прежде всего, в содержании разнообразных образовательных программ для различных целевых групп. Следует отметить, что и сам термин «карьера» в значительной степени гуманитаризирован, поскольку карьера подразумевает гораздо более объёмное наполнение, чем профессия (т.е. однократный выбор профессии, рода занятий и дальнейшее узкопрофессиональное развитие). Формирование карьеры подразумевает формирование стиля жизни и определённой жизненной философии, что предопределяет гуманитаризацию содержания образовательных программ по проблематике развития карьеры [2].

17

ISNN 1029-3388

Этические (нравственные), эстетические, экономические и правовые компоненты в образовании для карьеры присутствуют уже на этапе конструирования содержания образовательных программ для различных целевых групп. Важная содержательная составляющая работы в области поддержки формирования и развития карьеры - формирование понимания основ экономической системы и воспитание уважения к ней, а также формирование знания о структуре рынка труда, что необходимо для эффективного функционирования на нём. Воспитание позиции активного субъекта на рынке труда важно для того, чтобы индивид мог активно искать место и условия «приложения» своего главного капитала - профессии. Такие образовательные программы характерны для центров трудоустройства, которые непосредственно помогают обращающимся в них людям находить работу. В центрах также организуются семинары по юридическим аспектам поиска работы и трудоустройства. Образовательные программы поддерживаются информационными ресурсами, среди которых: компьютеризированные базы данных, справочная литература по различным аспектам трудоустройства, публикации о ситуации на рынке рабочей силы, получаемые от экспертов, в которых отслеживаются возникающие тенденции и делаются прогнозы относительно динамики развития различных секторов рынка труда.

В образовании для карьеры на концептуальном уровне присутствует и значимая нравственная составляющая. Прежде всего, она проявляется на уровне личностных и профессиональных ценностных представлений специалистов, работающих в данной системе, которые реализуются ими в повседневной профессиональной деятельности. К ним, в первую очередь, относится убеждение, что смысл человеческого существования заложен в том, что человек старается стать самим собой, а перед специалистом, работающим в структуре системы, всегда стоит задача выявить и помочь развить все потенции человеческой личности. Для специалистов, работающих в системе поддержки и развития карьеры, вера в человеческий потенциал никогда не являлась лишь красивым теоретическим убеждением, а представляла собой основной ориентир профессиональной деятельности, с позиций которого специалист ежедневно работает с индивидом по любому узкому аспекту из заявленной проблематики.

Конечно, на практическом уровне реализация человеческого потенциала у индивида начинается с его самоидентификации, поэтому в образовании для карьеры разрабатывались и продолжают разрабатываться различные методики выявления человеческого потенциала, работа с конкретным человеком по любой заявленной проблематике в группе или индивидуально начинается с диагностики личностных особенностей и способностей. В дальнейшей практической работе с конкретным индивидом вера и понимание необходимости самореализации систематически транслируются индивиду и таким образом у него формируются значимые ценностные представления, на которых основывается индивидуальное планирование и реализация карьеры. Формируется менталитет людей как хозяев своей судьбы, своей личности, распорядителей основной своей собственности - капитала, представленного профессиональной квалификацией, образованием, уникальной комбинацией личностных характеристик. В этом смысле можно говорить и о целенаправленном формировании эстетики профессиональной деятельности, которая основана на идее самореализации, культе человеческого капитала.

18

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

Хотелось бы также выделить деятельностную направленность образования для карьеры, которую А.М. Новиков выделяет как один из принципов гуманизации образования. Образование для карьеры предлагает широкий охват различных групп населения с выделением конкретной актуальной проблематики для каждой из них. Идёт исследование конкретных, специфических проблем целевых групп населения. В системе поддержки формирования и развития карьеры находит воплощение всё более дифференцированный подход, позволяющий предложить образовательные услуги всё большему кругу лиц с учетом их индивидуальных запросов: включение в процесс обучения самого широкого спектра активных форм работы, преимущественно проецирующих процесс подготовки на конкретные задачи и ситуации, с которыми индивид столкнётся в профессиональной практике. Кроме того, новые явления в жизни общества обязательно входят в спектр проблематики, прорабатываемой в данных образовательных программах, реализующих идеи образования для карьеры.

И, наконец, принцип учёта национальных особенностей, выделяемый А.М.-Новиковым в контексте воплощения идеи гуманизации образования, реализуется в образовании для карьеры на уровне выявления особенностей национального менталитета в процессе профессиональной реализации, особенностей национального рынка труда, а также его связей с международным рынком и использовании выявленных особенностей в формировании содержания образовательных программ по карьерной проблематике.

Проведённый анализ образования карьеры с позиции идеи гуманизации позволяет более полно осознать возможности формирования теоретического содержания и расширения спектра практического применения программ по карьерообразующей проблематике в профессиональном образовании. Образование для карьеры является одной из новых реалий профессионального образования, попытка с помощью образования охватить и поддержать охватить многие аспекты жизнедеятельности современного специалиста. Образование для карьеры - прообраз новых подходов в образовании в XXI веке, когда человек и его жизнь воспринимаются более интегрированно и полно, и понимание этого позволяет вывести образовательные программы профессионального образования на новый содержательный и организационный уровень.

Библиографический список

1. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М.: Эгвес, 1997. - 232с.

2. Clements , I. Career education and vocational education: a comparison. Washington: National Educational Association, 1977. - 32 p.

3. Marland, S.P. Career education. A proposal for reform. New York, McGraw-Hill, 1974. - 334p.

4. Montross, D.H., Shinkman C.J. Career Development in the 1980“s: theory and practice. Springfield, Ill: C.C.Thomas, 1981. - 450 p.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.