Научная статья на тему 'Развитие открытого глобального образовательного пространства'

Развитие открытого глобального образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОБИЛЬНОСТЬ / EDUCATION / OPENNESS / CONTINUITY / EDUCATIONAL SPACE / MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Новое «обустройство» информационно-образовательного пространства требует инновационных способов управления развитием образовательных систем и процессов. Они должны быть основаны на современных представлениях об учении, новых технологических средствах доступа к знаниям, глобальных социально-образовательных средах, обеспечивающих широким слоям населения академическую и профессиональную мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN OPEN GLOBAL EDUCATIONAL SPACE

The new" arrangement " of the information and educational space requires innovative ways to manage the development of educational systems and processes. They should be based on modern concepts of learning, new technological means of access to knowledge, and global socio-educational environments that provide academic and professional mobility to a wide range of the population.

Текст научной работы на тему «Развитие открытого глобального образовательного пространства»

УДК 37.013.76

РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОГО ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: [email protected])

Новое «обустройство» информационно-образовательного пространства требует инновационных способов управления развитием образовательных систем и процессов. Они должны быть основаны на современных представлениях об учении, новых технологических средствах доступа к знаниям, глобальных социально-образовательных средах, обеспечивающих широким слоям населения академическую и профессиональную мобильность.

Ключевые слова: образование, открытость, непрерывность, образовательное пространство, мобильность.

Комплекс представлений о глобальном образовательном пространстве в значительной мере изменился с появлением международного рынка образовательных услуг и стран, выполняющих функцию мировых провайдеров этих услуг. Примером может служить альянс Join Forces In The World Education Alliance, объединивший на платформе SharePoint трех наиболее известных в индустрии акторов (Combined Knowledge, Mindsharp и Critical Path Training), чтобы предлагать клиентам образовательные решения в глобальном масштабе. Теперь этот гигант с более чем 30 годами опыта экспертной деятельности предоставления услуг, технологических тренингов, продуктов и сервисов заявляет о самом крупном в мире портфолио образовательных услуг SharePoint.

Между ведущими университетами мира также разворачивается конкуренция за потенциальных «потребителей знаний», о чем свидетельствует ежегодное составление различного рода рейтингов, включение в систему критериев оценки их работы «процента» зарубежных студентов. Параллельно с этим можно наблюдать процессы, способствующие демократизации информационно-образовательного пространства за счет предоставления широкого доступа к знаниям всем желающим: появление онлайн образовательных организаций, открытых образовательных ресурсов, сетевой поддержки самообразования и др. Организации и фирмы одного профиля, разнесенные в пространстве, объединяются для взаимного обучения путем анализа и обмена позитивным опытом. В определенной мере, все это создает предпосылки к выравниванию качества образования в различных странах.

Процессы глобализации и интернационализации образовательного пространства отражаются в появлении в международном лексиконе таких понятий, как global education, global learning, international еducation,

transnational higher education, the landscape of global higher education. Концептуализация представлений о глобальном обучении ведет к созданию соответствующих программ и появлению социальных сетей.

На воплощение идеи развития открытого глобального образовательного пространства оказывают влияние гуманистические устремления людей, живущих в разных точках планеты, но желающих усовершенствовать мир путем всеобщего обучения. На это нацелены разнообразные общественные инициативы и акции. Показательно появление неформальных структур (чаще всего, сетевых), способствующих созданию пространства обучения, для людей, желающих стать осознанными субъектами (акторами) устойчивого развития общества. Так, в задачи The Global Learning Network (GLEAN) входит: а) создание пространства обучения людей и организаций для развития их потенциала как глобальных акторов устойчивого развития своего сообщества, своей страны, мира в целом; б) развитие концепции и программ глобального обучения.

Новое «обустройство» информационно-образовательного пространства требует инновационных способов управления развитием образовательных систем и процессов. Они должны быть основаны на современных представлениях об учении, новых технологических средствах доступа к знаниям, глобальных социально-образовательных средах, обеспечивающих широким слоям населения академическую и профессиональную мобильность. При этом в общественном сознании присутствует понимание сложностей межкультурного взаимодействия и неоднородности реального образовательного пространства. Одним из выходов видится поиск и достижение баланса хотя бы в виртуальной среде.

Технология сближает нас, но культурные различия могут отдалить нас друг от друга: в то время как организации все чаще используют глобальные социальные образовательные площадки, эти вызовы становятся все более актуальными. Итак, какую позицию мы должны занять по отношению к этим различиям в онлайн пространстве? Какие правила действуют по мере нашего приближения к ситуации, когда географические границы более не разделяют нас? По какому пути нам двигаться?

Инновационные задачи управления конструированием общего пространства повсеместного обучения (менеджмента образовательного пространства, инжиниринга знаний) порождают такие метафоры, как «архитектура знаний», «география обучения», а также сопряженные с ними понятия и совместные действия. Глобальные практико-ориентированные образовательные площадки становятся центральными в создании глобальных пространств и географий образования в различных организациях. Упорядочение и распространение профессионального опыта начинает рассматриваться с позиций продвижения знаний в пространстве, трансферта знаний в различных секторах индустрии, причем не только на местном, но и на глобальном уровне. Одним из конкретных примеров обмена идеями по формированию среды совместного профессионального обучения являются

открытые сетевые материалы по глобальной географии обучения в сфере бизнеса.

Одним из результатов практического взаимодействия людей в глобальном образовательном пространстве становится появление специфических форм международной социальной активности. В качестве одного из примеров можно привести Global Learn Day (Глобальный день обучения), назначением которого является: прославление обучения во всем мире в «День образования на Земле»; расширение и ускорение возможности всеобщего доступа к образованию во всем мире; распространение идеи о важности образования; формирование представления о том, что мы живем на единой планете и мы едины; содействие проведению локальных (местных) событий в рамках Глобального дня образования.

Только благодаря образованию мы повышаем качество и безопасность нашей жизни. У нас одна планета, и человечество едино. Человеческий разум - высочайшая ценность, его необходимо постоянно развивать. Никто не знает, где и когда появится истинный гений, который приведет человечество к новым вершинам гуманности, безопасности, уверенности, надежды и нового качества жизни для каждого... Приглашаем школы, библиотеки, музеи, образовательные компании присоединится к нам в продвижении Глобального дня образования и организовать событие или серию событий, предваряющих глобальный день... Приглашаем каждого педагога, каждый класс, каждую библиотеку, музей и НКО, участвующих в распространении знания, найти минуту и подумать о том, какую важную роль образование играет в улучшении жизни. Мы отдаем дань достижениям человечества, когда в едином порыве отмечаем наше обучение. Конкретная площадка для образования не столь важна. Гораздо важнее волнение от прикосновения к знанию и возможность учиться. Путешествие в новый мир дистанционного образования. исследование богатейшей неведомой территории в истории человечества. где конечный пункт назначения - допустимое и доступное образование для всех. С одной стороны, мы стремимся объединиться в процессе обучения, с другой - нас разделяют довольно серьезные различия. Некоторые из них - глубоко личные, некоторые - предмет конфликта и насилия. Это те основания, на которых мы выстраиваем свои моральные и этические принципы. Что является смыслом социального обучения: создать новое, третье пространство, с его собственной культурой и нормативами или помочь нам исследовать различия и прийти к консенсусу? А может, просто проигнорировать эти различия и сосредоточиться на предмете обсуждения?

В целом ряде обобщающих работ авторы из разных стран с разных сторон рассматривают феномен глобального образовательного пространства. Например, Карин Амос анализирует такие процессы, как глобализация образования, образование глобализации и влияние глобальной перспективы на педагогическую историографию. В статье Н. Ашенюк4 представлена комплексная характеристика глобального образовательного про-

странства как социальной идеи обеспечения права на образование любому жителю, признания достижений вне зависимости от национальности и страны обучения; специфической области деятельности человека, формирующей среду индивидуального развития; продукта развивающегося педагогического мышления, семантическая сторона которого отражает универсальные образовательные интересы. В ее представлении глобальное образовательное пространство, будучи частью глобального социального пространства, сводит воедино бизнес и образовательные возможности во всемирной системе координат, представляет формальные и неформальные институты образования, образовательные продукты (концепции, образовательные стандарты, традиционные и инновационные подходы к обучению). Месту России в глобальном образовательном пространстве и на международном рынке образовательных услуг посвящена публикация А. Л. Андреева1. Можно также сослаться на ряд материалов французских авторов.

В целом сегодня за словосочетанием «глобальное образовательное пространство» угадывается целый комплекс представлений:

1. Это метафора, отражающая социальную идею создания общедоступной информационной среды, где станет возможной реализация права на непрерывное образование каждого жителя планеты.

2. Это реальная часть мирового социально-экономического пространства, в которое «встроены» и на международном уровне взаимодействуют акторы образования, интегрируются различные национальные образовательные системы/ процессы.

3. Это результат международной политики интернационализации образования, формирующий основу академической и профессиональной мобильности.

4. Это научно-педагогический концепт, являющийся структурным компонентом концептосферы непрерывного образования.

5. Это потенциальное пространство для усовершенствования нашей планеты путем взаимного обучения всех людей, их подготовки к тому, чтобы стать гражданами мира (Learning through head, heart and hands empowers people to become global citizens). Как сказано на одном из сайтов, we can make this world a bit better by learning together. Система ценностей, характерная для гуманистического понимания характеристик такого пространства: разнообразие, равенство, эмпатия, справедливость, радость (позитивная атмосфера).

Концептуальные представления о пространстве непрерывного образования непрерывно развиваются и трансформируются. При этом во всех странах используются глобальные и локальные масштабы пространственных измерений и изменений в сфере образования. Наблюдается последовательное расширение представлений о территории, где разворачиваются образовательные процессы: от конкретного, ограниченного физическими рамками (стенами) места, где обучают и обучаются, до глобального открытого

информационно-образовательного пространства современного мира. Общим явлением стало разделение представлений о реальном и виртуальном пространстве обучения.

Концепт образовательного пространства рассматривается сегодня как глобальный фон для межкультурного взаимодействия и свободного передвижения субъектов обучения (очевидна связь понятий «академическая» и «профессиональная мобильность» с идеей передвижения в образовательном пространстве). При неоднородности качества национальных и региональных пространств обучения намечается повсеместное движение к таким общим характеристикам, как: открытость, многообразие, инклюзив-ность, многоуровневость, полиструктурность.

Список литературы

1. Жернакова М.Б. Формирование социальной среды преобразований. Вестник университета. 2009. Т. 1. № 25. С. 294-301.

2. Румянцева И. А. Развитие устойчивых взаимодействий российских организаций в современных условиях // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 11. С. 136-139.

3. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.

4. Сундукова Г.М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза. Вестник университета. 2012. № 17. С. 168-173.

5. Шарипов Ф.Ф., Дьяконова М.А. Россия и мир. В книге: Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 261-264.

Krotenko Tatyana Yuryevna, Ph. D., associate Professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: [email protected])

DEVELOPMENT OF AN OPEN GLOBAL EDUCATIONAL SPACE

The new" arrangement " of the information and educational space requires innovative ways to manage the development of educational systems and processes. They should be based on modern concepts of learning, new technological means of access to knowledge, and global socio-educational environments that provide academic and professional mobility to a wide range of the population.

Keywords: education, openness, continuity, educational space, mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.