Научная статья на тему 'Глобализация, интернационализация и интеграция в области образования как факторы формирования мировой образовательной системы'

Глобализация, интернационализация и интеграция в области образования как факторы формирования мировой образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВУЗ / РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ СРЕДА / ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / INTEGRATION / GLOCALIZATION / FORMATION OF THE GLOBAL EDUCATIONAL SYSTEM / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / ACADEMIC MOBILITY / UNIVERSITY / UNIVERSITY RATING / COMPETITIVE ENVIRONMENT / WORLD EDUCATION TRENDS / EDUCATIONAL REFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузовенкова Ксения Олеговна

В работе рассматриваются факторы формирования мировой образовательной системы, которая становится все более многообразной, способной обеспечивать растущий набор образовательных услуг, позволяющих человеку учиться на протяжении всей его активной жизни. Автор приходит к выводу, что существующее мировое образование это сложная постоянно изменяющаяся система, которая формируется под воздействием многих факторов, из которых в статье подробно рассматриваются глобализация, интернационализация и интеграция в области образования. В статье обосновывается необходимость сменить цели, переориентировать стандарты и программы образования с учетом нового подхода к знанию и динамических изменений, происходящих в мире. Отмечается, что за последние десятилетия глобализация не только не уменьшила общую напряженность на планете, но и значительно усложнила взаимоотношения различных цивилизационныx структур. Раскрывается такое понятие, как «глокализация» процесс глобализации локального и локализации глобального. Показывается, что интернационализация образования выступает одной из ведущих тенденций его развития: стираются образовательные границы, возрастает академическая мобильность преподавателей и студентов, расширяется обмен научной информацией. Интернационализация позволяет повысить статус вуза на международной арене. Автору удалось выявить, что интеграция в образовании проходит под действием постоянно растущей необходимости сближения образовательных систем разного уровня развития, а также региональных потребностей, которые связаны с усиливающейся конкуренцией на мировом рынке образовательных услуг. В результате интеграции возникает новая системная целостность, которая является главным шагом к достижению целей образования и решению образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational globalization, internationalization and integration as factors for forming global educational system

The paper dwells upon the factors for forming the global educational system. World education as a system is becoming increasingly diverse, as it gradually transforms into a more complex social institution capable of providing a multifaceted and growing set of educational services that allow a person to learn throughout his active life. The author tells in detail on the phenomena of educational globalization, internationalization and integration. Today there is a rapid change in social needs. Educational standards and programs should instill the necessary skill to choose in-depth content and to approach it wisely. It is necessary to reorient educational goals, standards and programs, taking into account the new approach to knowledge and global dynamic changes. The author comes to the conclusion that the existing global education is a complex constantly evolving system that is formed under the influence of many factors. In the course of the work the author determines that globalization has not only reduced the overall global tension, but also significantly complicated the relationship of various civilizational structures over the past decades. The author also managed to reveal such term as ‘glocalization', which is a process of globalization of local and localization of global. Internationalization is one of the leading trends in modern educational development. The present day world witnesses elimination of educational boundaries, increasing academic mobility of teachers and students, and exchange of scientific information. Internationalization allows increasing the status of the university on the international scene. The author also succeeded in revealing that educational integration is a process and the result of interaction between differentiated components. It results in a new qualitative state, a new systemic integrity. It is the main step for achieving the goals of education and solving educational problems is integration of global education, which is being carried out under the ever-growing need to bring different educational systems closer together, as well as regional needs that are associated with growing competition in the world market of educational services.

Текст научной работы на тему «Глобализация, интернационализация и интеграция в области образования как факторы формирования мировой образовательной системы»

УДК 37.01:008

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

EDUCATIONAL GLOBALIZATION, INTERNATIONALIZATION AND INTEGRATION AS FACTORS FOR FORMING GLOBAL EDUCATIONAL SYSTEM

© 2018

К.О. Кузовенкова K.O. Kuzovenkova

В работе рассматриваются факторы формирования мировой образовательной системы, которая становится все более многообразной, способной обеспечивать растущий набор образовательных услуг, позволяющих человеку учиться на протяжении всей его активной жизни. Автор приходит к выводу, что существующее мировое образование - это сложная постоянно изменяющаяся система, которая формируется под воздействием многих факторов, из которых в статье подробно рассматриваются глобализация, интернационализация и интеграция в области образования. В статье обосновывается необходимость сменить цели, переориентировать стандарты и программы образования с учетом нового подхода к знанию и динамических изменений, происходящих в мире. Отмечается, что за последние десятилетия глобализация не только не уменьшила общую напряженность на планете, но и значительно усложнила взаимоотношения различных цивилизацион-ных структур. Раскрывается такое понятие, как «глокализация» - процесс глобализации локального и локализации глобального. Показывается, что интернационализация образования выступает одной из ведущих тенденций его развития: стираются образовательные границы, возрастает академическая мобильность преподавателей и студентов, расширяется обмен научной информацией. Интернационализация позволяет повысить статус вуза на международной арене. Автору удалось выявить, что интеграция в образовании проходит под действием постоянно растущей необходимости сближения образовательных систем разного уровня развития, а также региональных потребностей, которые связаны с усиливающейся конкуренцией на мировом рынке образовательных услуг. В результате интеграции возникает новая системная целостность, которая является главным шагом к достижению целей образования и решению образовательных задач.

Ключевые слова: глобализация; интернационализация; интеграция; глокализация; формирование мировой образовательной системы; высшее образование; образовательный процесс; академическая мобильность; вуз; рейтинг университетов; конкурентоспособная среда; тенденции мирового образования; образовательные реформы.

The paper dwells upon the factors for forming the global educational system. World education as a system is becoming increasingly diverse, as it gradually transforms into a more complex social institution capable of providing a multifaceted and growing set of educational services that allow a person to learn throughout his active life. The author tells in detail on the phenomena of educational globalization, internationalization and integration. Today there is a rapid change in social needs. Educational standards and programs should instill the necessary skill to choose in-depth content and to approach it wisely. It is necessary to reorient educational goals, standards and programs, taking into account the new approach to knowledge and global dynamic changes. The author comes to the conclusion that the existing global education is a complex constantly evolving system that is formed under the influence of many factors. In the course of the work the author determines that globalization has not only reduced the overall global tension, but also significantly complicated the relationship of various civilizational structures over the past decades. The author also managed to reveal such term as 'glocalization', which is a process of globalization of local and localization of global. Internationalization is one of the leading trends in modern educational development. The present day world witnesses elimination of educational boundaries, increasing academic mobility of teachers and students, and exchange of scientific information. Internationalization allows increasing the status of the university on the international scene. The author also succeeded in revealing that educational integration is a process and the result of interaction between differentiated components. It results in a new qualitative state, a new systemic integrity. It is the main step for achieving the goals of education and solving educational problems is integration of global education, which is being carried out under the ever-growing need to bring different educational systems closer together, as well as regional needs that are associated with growing competition in the world market of educational services.

Keywords: globalization; internationalization; integration; glocalization; formation of the global educational system; higher education; educational process; academic mobility; university; university rating; competitive environment; world education trends; educational reforms.

Нынешнее мировое образование - это сложная постоянно формирующаяся система, основанная на экономических, культурных и идеологических факторах.

В современной научной литературе понятие «система» используется в различных значениях, чаще всего - для обозначения упорядоченного множества элементов. Так, по мнению В.Г. Афанасьева, «система - совокупность элементов, находящихся в отношении и связях между собой и образующих целостное явление» [1, с. 21].

Система имеет целый ряд определенных признаков. В.Г. Афанасьев выделил следующие: присутствие составных элементов; системность; структурность; наличие коммуникативных свойств; историчность, преемственность [1, с. 14].

Мировое образование как система становится все более многообразным, постепенно трансформируется в еще более сложный социальный институт, который способен обеспечивать растущий набор образовательных услуг, позволяющих человеку учиться на протяжении всей его активной жизни.

По мнению С.В. Булаевой, мировая образовательная система соответствует системным принципам спецификации, общности, различия, согласованности, целостности, аддитивной разделимости, информационности, существования [2, с. 29].

Признак структурности предполагает выявление основных структурных элементов системы. При этом необходимо принимать во внимание различные иерархические уровни: общественно-культурный уровень (мировая цивилизация), уровень социального института (система мирового образования), уровень его структурных единиц (региональные образовательные системы, образовательные учреждения, виды и формы образования), уровень первичных коллективов (педагогические коллективы, школьные классы, студенческие группы) и уровень отдельных личностей. Мировое образование представляет собой систему третьего уровня в иерархии «Общество -

Культура - Образование» и является подсистемой общественно-культурного уровня - мировой цивилизации, что весьма важно для определения целей и задач образования на современном этапе развития общества [2, с. 26].

Наряду со структурными компонентами мировой системы образования выделяют также функциональные - гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский [2, с. 27].

Уровень развития мировой образовательной системы зависит от уровня развития мировой цивилизации. Формирование мировой образовательной системы происходит параллельно с развитием системы мирового хозяйства, развитием инфосферы, ростом академической мобильности преподавателей и студентов, расширением обмена научной информацией, созданием новой образовательной парадигмы, формированием благоприятной международно-правовой среды для разработки эффективной стратегии организации и содержания образования.

В настоящее время существует прямая зависимость между уровнями образовательного и социально-экономического развития. Образование является одним из основных показателей качества жизни. Оно влияет на положение государства в мире, его безопасность, творческий потенциал, культуру, науку, искусство и т.д. В то же время развитие образования определяется финансовыми вложениями государства, а также проводимыми реформами.

К числу основных тенденций, определяющих развитие системы мировой образования, относятся:

- ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования у молодого поколения современного мышления;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения [3, с. 6].

В образовательной политике зарубежных стран, по мнению В.Н. Чистохва-лова, прослеживаются следующие основные черты: профильный характер обучения в школе, реализация образовательных стандартов, регулирование и организация итоговой аттестации выпускников школ и приема в вузы, непрерывное образование (LLL - Lifelong Learning), образование как образовательная услуга, докторская подготовка, мобильность [4, с. 40-56].

За последние годы в мире произошли существенные изменения в сфере образования. Они приводят многие государства к глобальной реформе системы образования. Реформы нацелены на текущие, а также перспективные потребности общества и рациональное использование ресурсов.

Россия не может не следовать подобным мировым тенденциям. Потребность в переменах в сфере образования связана также с рядом социально-экономических и

социокультурных факторов внутри нашего государства. Глобальные изменения в образовательной области появляются только в результате крупных социально-экономических трансформаций, дополнительного финансирования и эффективных методов реализации реформ.

В настоящее время в России существует основательная образовательная система, оставшаяся после распада Советского Союза и существенно укрепившаяся в 2000-2018 годы. Гражданам нашей страны предоставляется образование различных ступеней в полном объеме. При этом его качество достаточно. В то же время образование далеко не всегда раскрывает и развивает таланты и способности учащихся, идет по оптимальным образовательным траекториям, что существенно снижает его социальные и экономические преимущества.

Низкая активность граждан после окончания старшей школы, колледжа или вуза влечет за собой низкую вовлеченность в необязательные образовательные программы. Доля взрослых в возрасте от 25 до 60 лет, вовлеченных в любые формы образования в России, в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах [5, с. 14].

Образовательная деятельность в нынешних условиях РФ должна принципиально измениться. Государственная система образования становится все менее эффективной, поскольку теряется связь с рынком труда.

Текущий уровень развития рыночной экономики предполагает новое качество образования. Вузам необходимо готовить специалистов, которые, получив полезные и необходимые знания, развив навыки и личные качества, готовы работать и развиваться в обществе экономики, построенной на знаниях.

Другая глобальная проблема, стоящая перед образовательной системой РФ, связана с созданием мирового рынка услуг образования. Образовательные системы многих стран активно формируют спрос на об-

разование, в том числе и среди граждан России.

В XXI веке происходит быстрая смена общественных потребностей. Необходимо изменить цели, переориентировать стандарты и программы образования с учетом нового подхода к знанию и динамических изменений в мире. Задача образовательных стандартов и программ - привить специалистам навык выбирать необходимый контент, имеющий глубину, и подходить к нему с умом.

Одно из главных препятствий на пути к изменению целей, стандартов и программ образования заключается в исторической инертности. Даже сейчас, когда к нам пришло осознание важности разнообразных компетенций, выходящих за рамки базовых знаний и навыков, эффективно включить новые предметы и практические занятия в уже устоявшуюся и перенасыщенную программу трудно. Масштабные инновации при таких ограничениях почти невозможны. В большинстве случаев новые цели и дополнительные материалы добавляют в и так перегруженный учебный план, а учитывая необходимость подготовки к стандартным тестам, лишь относительно немногие преподаватели способны постоянно выделять время на эффективную интеграцию в программу новых целей образования.

Рассмотрим факторы формирования мировой образовательной системы.

Что касается глобализации, отметим, что на сегодня еще не завершено обсуждение содержании понятия «глобализация». Разброс мнений достаточно широк, но нам представляется, что правы те авторы, которые, во-первых, рассматривают глобализацию как процесс, а не как состояние, во-вторых, не сводят этот процесс к экономической составляющей. На основе многих достаточно близких по смыслу построим следующее определение: «Глобализация есть процесс установления взаимосвязей в экономической, социальной, политической, духовно-культурной и других сферах жизнедеятельности социумов, процесс, регулируемый политикой государств, их лидеров

и иных субъектов». Обратим внимание, что подобное понимание глобализации требует отличать ее как процесс от глобализма как состояния. «Глобализм, - отмечает О. Гло-сикова, - как объективное состояние взаимопроникновения разнообразных сфер жизни между странами и народами всегда имеет позитивное содержание и отражает объективную закономерность развития человечества. Глобализация как субъектная деятельность может иметь как позитивные, так и негативные последствия» [6, с. 134]. Так, глобализационный процесс последних десятилетий свидетельствует о том, что глобализация не только не уменьшила общую напряженность на планете, но и значительно усложнила взаимоотношения различных цивилизационных структур.

По отношению к глобализму глобализация как процесс выражает себя через субъектную сторону жизнедеятельности, что проявляется:

1) в изменении коммуникационных возможностей человека и общества. Шедший в течение тысячелетий процесс коммуникационного сжатия мира привел к «уменьшению» не только физических, но и социальных дистанций, поставив людей многих слоев и классов в относительно одинаковые условия существования;

2) в росте масштабов взаимосвязей и степени взаимозависимости в современном обществе;

3) в усилении процессов взаимодействия культур, интенсификация которых становится возможной благодаря современным электронным средствам связи, дистанционного образования и массовой информации. Обмен культурными традициями в широчайших масштабах и с огромными скоростями приводит к тому, что люди, живущие в разных странах, все больше проникаются сознанием, что они живут в едином плюралистическом мультикультур-ном мире.

Несомненно, каждый из обозначенных процессов объективен по социальной природе, но реальное воплощение этих процессов в жизнь имеет выраженный проти-

воречивый характер, так как объективные тенденции становления глобального сообщества проявляются через столкновение целей, интересов, потребностей социально представленных субъектов деятельности. Поскольку глобализация - процесс, а не нечто уже состоявшееся и завершенное, ее диалектическая противоречивость естественна, закономерна и многозначна. «И прежде всего, - как подчеркивает Е.Ф. Моле-вич, - она представлена единством противоположных по своей направленности процессов глобальной интеграции и транснационализации, сплачивающими и универсализирующими мировые сообщества, и процессов локальной дифференциации, наоборот, фрагментирующих и разнообразящих общественное бытие, во всей его конкретной представленности» [7, с. 114]. Причем оба эти противоположные начала взаимодействуют друг с другом не как независимые в своем существовании, а, наоборот, в рамках реального единства, внутренней неразрывной слитности и взаимопроникновении. И это находит свое отражение в рождении специального термина, охватывающего обе противоположные тенденции в их диалектически-неразрывном единстве, - понятия «глокализация» [7, с. 114]. «Глокализация как процесс представляет собой глобализацию локального и локализацию глобального» [7, с. 115]. «Локализация глобального» реализуется в двух вариантах. Во-первых, глобальная культура принимается, но с существенными местными видоизменениями. Во-вторых, глобальная культура может быть позитивно воспринята местной средой в случае ее какого-то синтеза с этой средой. Возникающие таким образом многообразные композитные социально-культурные формы в целом воспринимаются обществом без особой отчужденности. «Таким образом, принципиальная специфика адаптивных процессов глокализации в том, что они решают общую задачу глобализации - делокализа-цию, а соответственно и универсализацию и унификацию мира - не прямо и непосред-

ственно, заменяя локальное глобальным, а опосредованно, с растяжкой во времени, через сеть промежуточных, с течением времени все более делокализированных состояний и явлений» [8, с. 865].

Противоречивый характер воздействия глобализации на образовательную сферу снимается, если рассмотреть образование как международное общественное благо. Д. Бадарч и Б.А. Сазонов указывают, что «образование должно оставаться общественным благом, а не превращаться в товар». Угроза данной трансформации вызывает озабоченность и не согласуется с интересами вузов, учащихся, работодателей, преподавателей, а также общества в целом [9, с. 23].

В наше время существует три основных точки зрения на признание образования образовательной услугой. Согласно первой, образование - обычная услуга, за которую всегда должна взиматься плата. Вторая точка зрения предполагает, что образование - это общественное общедоступное благо. С третьей позиции образование рассматривается как один из факторов производства, в соответствии с чем может решаться вопрос о его оплате или общедоступности [4, с. 49].

Необходимо предпринимать эффективные меры против коммерциализации и маркетизации образования, поскольку именно стремление к знаниям должно определять цели и содержание образовательных программ. Образование представляет собой не только информационно-коммуникационное средство и способ передачи и распространения знаний, но и социальный институт духовно-нравственного развития личности, поддержания национально-культурных традиций и основу социализации, активного включения человека в различные сферы жизни общества.

Доля России на мировом рынке образовательных услуг невелика из-за отсутствия, с одной стороны, конкурентоспособного продукта (недооформленного до мировых стандартов) и слабой образователь-

ной инфраструктуры (включающей учебные лаборатории, студенческие кампусы, компьютерный парк и т.д.), с другой - корпоративной позиции высшей школы: интересы стран-лидеров на мировом рынке представляют масштабные образовательные корпорации (DAAD, British Council, IDP Education Australia, EduFrance и другие), Россия же представлена лишь разрозненными действиями отдельных вузов. И если Россия хочет сохранить статус мировой державы, то требуются кардинальные меры по расширению экспорта образования и приданию ему привлекательности хотя бы для развивающихся стран.

Организация «Международное образование», в которую входит более 1 млн. вузовских преподавателей и ученых, из которых почти половина живет и работает в странах - участницах Болонского процесса, не поддерживает рост частного образовательного сектора и увеличение количества частных вузов, что является наиболее ярким примером трансформации высшего образования в коммерческую услугу. Последняя тенденция заставляет некоторые университеты наращивать объем иностранных студентов на платной основе, но это не должно делаться за счет отечественных студентов [9, с. 24].

Интернационализация и усиленная взаимозависимость стран - одна из ведущих тенденций современного развития. Интернационализация в сфере высшего образования имеет внутренние и внешние аспекты. Под внутренней интернационализацией понимается включение в содержание учебных планов, в процессы преподавания и обучения, а также во внеаудиторную работу со студентами межкультурного и межнационального содержания. Под внешней интернационализацией понимается процесс обмена образовательными продуктами и услугами между странами с использованием различных образовательных технологий и посредством соглашений на административном уровне [10, с. 255].

В современных условиях развития мирового хозяйства образование должно

быть максимально открытым для международных связей.

Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг в последнее время существенно усилилась. За пределами своей страны учатся около двух миллионов студентов. С.В. Булаева приводит следующие данные: почти 548 тыс. иностранных студентов получают образование в США, 200 тыс. - в Великобритании, 160 тыс. - в Германии, более 140 тыс. - во Франции, около 65 тыс. -в России. За минувшие годы значительно возросло количество иностранных студентов в Японии (+15%), Португалии (+13,5%), Австралии (+11%) [2, с. 31].

Во всех странах ликвидируются образовательные границы, возрастает академическая мобильность преподавателей и студентов, расширяется обмен научной информацией.

Мобильность - один из важнейших факторов Болонского процесса. Она представляет собой комплексную меру обеспечения качества образовательных программ. По мнению студентов, мобильность должна стать правом, а не привилегией. Но довольно непродолжительные бакалаврские и магистерские программы представляют собой серьезное препятствие для расширения академической мобильности [9, с. 24].

Одним из методов ускорения формирования мировой образовательной системы является эффективное применение стратегии, направленной на интернационализацию. Талантливые иностранные студенты могут обеспечить повышение академического уровня обучающихся и обогащение их опыта благодаря межкультурному общению. Поэтому создание и реализация программ обучения на иностранном языке могут привлечь способных студентов из-за рубежа. Молодежь в настоящее время стремится поступить в лучшие учебные заведения, а правительства стран заинтересованы в получении максимальной прибыли от вложений в вузы.

Приток иностранных преподавателей и ученых - важная характеристика достижения превосходства в сфере образования.

Для обеспечения этого притока вузам необходимо предложить зарубежным ученым определенные привилегии, включая гибкие условия оплаты труда и привлекательный график работы. Некоторые университеты заключают эффективные соглашения с ведущими вузами развитых стран для установления контактов с зарубежными учеными и доступа к их преподавательской базе.

Интернационализация позволяет глобально повысить статус вуза. Степень владения учеными иностранным языком (в частности, английским) позволяет повысить их востребованность на мировой арене, а также укрепить репутацию учебного заведения, в котором они работают. В нынешних условиях это просто необходимо, так как индексы цитируемости включают данные из международных научных журналов, публикуемых на английском языке. Вузы, сотрудники которых распространяют свои исследования подобным образом, способны быстро добиться успеха [3, с. 64-65].

В.Н. Чистохвалов пишет, что многие молодые специалисты, покидая свои вузы и исследовательские центры, направляются из Европы в США на заработки. Европейские страны привлекают меньше академических кадров, чем США, где большое количество иностранных ученых позволяет исследовательским центрам и университетам производить качественный отбор новых кадров и постоянно повышать конкуренцию между ними [4, с. 55].

За первую половину 2018 года в топ-100 глобальных рейтингов лучших университетов мира входит только один российский вуз - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (QS World University Rankings 2018 -95 место, ARWU 2018 - 86 место). Остальные российские университеты либо не попадают в топ-100, либо отсутствуют среди участников рейтингов, в то время как университеты США, Великобритании, Японии, Канады, Западной Европы, Австралии представлены в них большим числом университетов.

Включение вузов в топ глобальных рейтингов университетов означает, что они известны профессионалам в своей области, включены в международные сети обмена знаниями, их научно-преподавательский состав участвует в международных конференциях и семинарах, их студентов принимают в аспирантуры и магистратуры всемирно известных университетов.

В последнее время прослеживается тенденция к интеграции мирового образования. Интеграция представляет собой процесс установления взаимосвязей между различными частями: процессами, элементами, явлениями. По мнению С.Е. Мансуровой, интеграция в образовании является процессом и результатом взаимодействия дифференцированных компонентов, в результате которого возникает новое качественное состояние - новая системная целостность [11, с. 18]. Данный процесс обусловлен постоянно растущей необходимостью сближения образовательных систем разного уровня развития в различных странах, а также региональными потребностями, которые связаны с усиливающейся конкуренцией на мировом рынке образовательных услуг. Это главный шаг к достижению целей образования и решению образовательных задач.

На всех стадиях интеграции образовательная политика находится в сфере ответственности государства и осуществляется на межгосударственном уровне. Повышение уровня сотрудничества в образовательной сфере неотрывно от экономической интеграции.

Для того, чтобы сотрудничество в сфере образования было успешным, требуется создание регулярной специализированной информационной сети, которая могла бы предоставлять актуальную информацию всем участникам процесса [2, с. 42].

Необходимо, чтобы образовательная система была гибкой. Не существует идеальной образовательной системы, не нуждающейся в доработке, поскольку мир про-

должает меняться, а с ним меняются и цели оптимальной системы образования. Эти изменения могут происходить с разной скоростью. По-настоящему гибкая программа образования в современном обществе никогда не будет закончена и доведена до конца по двум причинам. Во-первых, база знаний человечества продолжает расти и меняться, и программа должна также постоянно меняться, чтобы оставаться актуальной. Во-вторых, важно сохранить отдельные гибкие элементы, которые можно будет подогнать к индивидуальным потребностям учеников, их интересам и личным целям развития.

Личный контроль собственного обучения является решающим как для мотивации учеников и получения положительных результатов образования, так и для развития способностей к целенаправленной деятельности. Это важный стимул для образования в течение всей жизни. Эффективная образовательная программа предоставляет ученикам добротное введение в различные области знания, где выделяются ключевые идеи, приёмы, методы и инструменты. Она освещает соответствующие практические, когнитивные и эмоциональные черты профессионалов, которые занимаются расширением этих знаний и применения их в жизни, так что ученики подготовлены к выбору того, какие предметы изучать, и продолжают оптимизировать собственный карьерный выбор на протяжении всей жизни [12, с. 70].

В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент РФ отметил: «Нужно переходить и к принципиально но-

вым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, <...> к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху» [5, с. 24].

Безусловно, формирование мировой образовательной системы - длительный процесс. Независимо от того, сколько инвестиций вложено, быстрого результата данного процесса ожидать не стоит. Достижение цели потребует много времени, постоянной и систематической затраты сил и внимания всех заинтересованных сторон. Кроме того, процесс формирования образовательной системы неотделим от развития общества. Образовательной системе приходится подстраиваться под новые требования людей.

В долгосрочной перспективе стратегия формирования мировой образовательной системы и ее практическая реализация должны опираться на генеральную стратегию социально-экономического развития, на происходящие и планируемые реформы на более низких уровнях системы образования, а также на планы развития других типов учреждений образования.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что совокупность таких факторов, как глобализация, интернационализация и интеграция в области образования способствует успешному формированию мировой образовательной системы, которая, в свою очередь, неразрывно связана с экономической, культурной и идеологической сторонами жизни современного общества.

& & &

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М. : Политиздат, 1980. 368 с.

2. Булаева С.В., Исаева О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития : монография. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2012. 128 с.

3. Салми Дж. Создание университетов мирового класса : пер. с англ. М. : Весь Мир, 2009. 132 с.

4. Чистохвалов В.Н. Современная образовательная политика России : учеб. пособие. М. : РУДН, 2008. 246 с.

5. Кузьминов Я., Фрумин И., Овчарова Л. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и высшей школы экономики. М. : ЦСР, НИУ «ВШЭ», 2018. 106 с.

6. Глосикова О. Онтологическая сущность коэволюции социокультурной реальности и природы : монография. Минск : Технопринт, 2004. 190 с.

7. Молевич Е.Ф. Введение в социальную глобалистику : учеб. пособие. Самара : Бахрах-М, 2007. 160 с.

8. Лопухова Ю.В. Толерантность в контексте глобализации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11, №4(4). Самара : СамНЦ РАН, 2009. С. 862-867.

9. Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем : монография. М. : Бюро ЮНЕСКО в Москве ; ТЕИС, 2007. 190 с.

10. Кузовенкова К.О. Теоретические аспекты проблемы интернационализации высшего образования в современном мире // Самарский научный вестник. Т. 7, № 2 (23). Самара : СГСПУ, 2018. С.252-256.

11. Мансурова С.Е. Общенаучный феномен интеграции в современном образовании // История и педагогика естествознания. № 3. М. : Обракадемнаука, 2014. С. 16-20.

12. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование. М. : Сколково, 2015. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.