УДК 37.013.76
ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Кротенко Татьяна Юрьевна, к.филос.н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: [email protected])
Глобализация культуры, реализующая в мировом масштабе научно-технические достижения, неизбежно погружает институт образования и национальные системы образования в пространство общезначимых трендов. В такой ситуации фактически любой из сегодняшних субъектов образования вовлечен в процессы цифровой социализации, а социальные ожидания в отношении образования несут на себе отпечаток «цифрового кода» современной культуры. Современное образование становится все более заметным фактором развития процессов цифровой социализации.
Ключевые слова: институт образования, цифровая социализация, университетское образование, онлайн-технологии в обучении.
Сегодняшний переход на инновационный путь развития превращает нас в свидетелей и участников нового витка модернизации экономики и общества. Важным условием этой трансформации становится пересмотр образовательных технологий и быстрое их приспосабливание к вызовам динамичного мирового развития.
Глобальное пространство культуры, которая масштабах всего мира реализует научно-технологические и технические достижения, неизбежно вводит образование как важнейший институт социализации и системы образования национального уровня в пространство общезначимых мегатрен-дов, наиболее выпуклыми из которых являются следующие:
- глобализация рынков технологий, знаний, технологий, инноваций, образования, расширение партнерства университетов с использованием информационно-коммуникационных, главным образом в виртуальном пространстве;
- нарастающее усиление конкуренции в образовании, причем не только в сфере научных исследований, но также в производстве новаций и продвижении инноваций; эта соревновательность особенно заметна ка между университетами развитых, так и развивающихся стран, между университетами и другими когнитивными институциями (научно-исследовательскими центрами, инновационными компании, цифровыми средствами массовой информации и др.);
- видоизменение и передел образовательных рынков в пользу ведущих университетов, соперничество с глобальными университетами и консорциумами мира за подающих надежды студентов, талантливых исследователей и преподавателей;
- увеличение мобильности при заметном расширении возможностей субъекта позиционировать себя, заявлять о своей идентичности, выстраи-
вать индивидуальную образовательную траекторию (используя ресурсы разных образовательных учреждений, онлайн-платформ и т.д.) и, следовательно, международный характер исследовательской и образовательной деятельности;
- лавинообразное внедрение цифровых (вычислительных, мультимедийных, информационно-коммуникативных и др.) технологий во всех сферах жизни и деятельности человека: в производстве, социальной и культурной сферах, в общественной жизни, в индивидуальной жизни человека;
- развитие принципиально новых способов производства и воспроизводства знаний, типов мышления и коммуникации; создание новых типов коллективных и гибридных интеллектов; трансформация когнитивных способностей человека, массовое внедрение «умных систем» на основе больших данных и искусственного интеллекта, автоматизация большинства процессов («умные производства», «умные сети», «умные города», «умные регионы» и др.).
Перечисленные и многие другие тренды получили свой отклик и в российском высшем образовании в качестве основания стратификации современной системы российского высшего образования: уход от локальной привязки и виртуализация образования; открытость субъектов современного образования при рассмотрении этого явления в ретроспективе; стремление их к выходу за рамки одного отдельно взятого региона, страны, континента; освоение практики сотрудничества с представителями других культур и стилей жизни и международная аккредитация программ обучения; кооперация и сетевые подходы в вузовском образовании в направлении конвергентного развития экономической, политической и культурной сфер жизни общества; увеличение разрыва между новыми поколениями студентов и преподавательским корпусом (разные системы ценностей, картины мира, стили жизни, способы учения/обучения); стремление к социальной ангажированности современного университета, молниеносно реагирующего на запросы общества.
Надо отметить, что перечисленные тренды действуют в России неравномерно и отвечают уровню экономического развития конкретных регионов. Распределение учреждений высшего образования по стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей государственной образовательной политики в зависимости от значимости их образовательной деятельности для государства, общества и личности.
В такой ситуации фактически любой из сегодняшних субъектов образования вовлечен в процессы цифровой социализации, а социальные ожидания в отношении образования несут на себе отпечаток «цифрового кода» современной культуры.
С другой стороны, современное образование становится все более значимым фактором развития процессов цифровой социализации. Цифрови-зация различных видов и уровней образовательной деятельности становится более масштабной. При этом значительно меняется структура образова-
тельной среды, возрастает удельный вес неформальных цифровых образовательных программ, позволяющих вовлекать в онлайн-взаимодействие большие контингенты людей разных возрастных групп.
Практики онлайн-обучения серьезно трансформируют организационные принципы и формы обучения, виртуализируют образовательное пространство и тем самым усиливают опосредованность цифровыми технологиями субъект-субъектные взаимодействия.
В нынешних образовательных структурах использование компьютеров в учебном процессе наблюдается в следующих направлениях: во-первых, в качестве тренажера, когда требуется систематизация и закрепление уже пройденного; во-вторых, в режиме репетитора, когда задача ясна, условия даны, вариантов решения не больше одного и ответ однозначен; в-третьих, как моделирующий инструмент, дающий учащемуся возможность окунуться в проблемную среду и в ней самостоятельно подействовать.
Первые две формы эксплуатации электроники для учебных целей явно повышают темп работы с информацией, скорость принятия решений. Именно «тренажеры» и «репетиторы» получили широкую известность в мире на заре компьютеризации и очаровали пользователей в школах и вузах. Однако, опьянение скоростью быстро прошло, когда обнаружили отсутствие качественных положительных изменений в мышлении учащихся: имеет ли существенное значение, сколько решить задач (быстро десять или медленно пять), ведь главное - направление движение, ход мысли. Третья форма, предполагающая колоссальную вариативность (поскольку учащийся в имитационной модели действует самостоятельно), действительно имеет много положительных качеств и дает фору обучению без компьютерного моделирования. Задаваемый режим интеллектуальной игры достаточно перспективен, поскольку в создаваемой обучающей среде есть где развернуться самостоятельному мышлению.
Однако, тотальное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование влечет за собой определенные затруднения, проблемы, опасности, угрозы.
Во-первых, обучение превратилось в сферу бизнеса: образовательные услуги продаются, перспективные навыки покупаются, чтобы в будущем быть прибыльно проданными. Эмоциональные высказывания родителей учащихся: «в школе учителя устремлены на таланты, ставка на одаренных учеников уже не вуалируется», «фундаментальное образование дорогое, поэтому не для всех, а дешевое, «компьютерное», дистанционное - удел остальных», - это не просто вселенский стон взрослых, обеспокоенных такой нарастающей стратификацией и перспективой своих детей. Во-вторых, действительно отсутствуют длительные наблюдения, посвященные последствиям широкомасштабного внедрения электроники в школах, не разработаны психофизиологические, клинические, здравоохранительные, психологические нормы применения девайсов в учебном процессе. Электронные учебники, интерактивные доски и парты, мультимедийные гадже-
ты не имеют веских объективных, удовлетворительных, успокаивающих родителей обоснований их безвредности для здоровья детей. Осваивая эту продукцию прогресса, школьники портят зрение и слух. Ранний сколиоз, вялость мышц, нарушения обменных процессов и состояния внутренних органов - вот неполный перечень последствий тотального и бездумного внедрения в школах цифровых средств. Чтобы оценить потери, нужно не менее десяти лет кропотливых и дорогостоящих исследований, а у государства и производителей техники этих ресурсов нет.
Использование онлайн-технологий в образовании объективно способствует снижению различий в практиках использования интернета, преодолению так называемых цифровых барьеров второго уровня в доступе к Интернету: упрощенных или примитивных (например, ориентированных только на развлекательность) стратегий поведения пользователей в Интернете. Онлайн-технологии в образовании тем самым в определенной степени регулирует процессы цифровой социализации с целью снижения их стихийности и минимизации рисков.
Список литературы
1. Сазанова С.Л., Шарипов Ф.Ф. «Умные города», оптимальные размеры предприятий и городское самоуправление. Самоуправление. 2019. Т. 2. № 4 (117). С. 300-303.
2. Жернакова М.Б. Формирование социальной среды преобразований. Вестник университета. 2009. Т. 1. № 25. С. 294-301.
3. Шарипов Ф.Ф., Дьяконова М.А. Россия и мир. В книге: Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 261-264.
4. Дьяконова М.А., Мамаханян А.А. Человеческие ресурсы как основа международного бизнеса. В сборнике: Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 78-80.
5. Шарипов Ф.Ф., Дьяконова М.А. Современные аспекты развития электронной коммерции. В сборнике: Современные тенденции развития инвестиционного потенциала в России. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 266-267.
6. Румянцева И.А., Савченко А.В. Актуальные аспекты развития современной экономики: сотрудничество и латентное управление / монография, И. А. Румянцева, А.В. Савченко. - М.: Изд. дом ГОУВПО «ГУУ», 2010. 317 с.
7. Шарипов Ф.Ф. Цифровое развитие международного бизнеса. В сборнике: Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 112-113.
8. Казеева О.Г. Влияние кластеров на занятость в регионах. Вестник университета. 2016. № 11. С. 65-68.
9. Шарипов Ф.Ф. Перспективы реализации новых образовательных программ для новой экономики в Государственном университете управления с участием китайских вузов-партнеров. В книге: Стратегическое планирование и развитие предприятий Материалы Девятнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г. Б. Клейнера. 2018. С. 228-231.
10. Макеева В. Г. Инновационные процессы в организации: менеджмент в образовании. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России Сбор-
ник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 34-36.
11. Шарипов Ф.Ф. Команда как субъект инновационных преобразований. Вестник университета. 2002. № 1 (4). С. 230-233.
12. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.
13. Шарипов Ф.Ф. Команда как субъект инновационных преобразований. Вестник университета. 2002. № 1 (4). С. 230-233.
Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of philos. sciences, associate professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: [email protected])
The globalization of culture, which implements scientific and technical achievements on a global scale, inevitably introduces the Institute of education and national education systems into the space of generally significant trends. In this situation, virtually any of today's subjects of education are involved in the processes of digital socialization, and social expectations for education bear the imprint of the" digital code " of modern culture. Modern education is becoming an increasingly visible factor in the development of digital socialization processes. Keywords: Institute of education, digital socialization, University education, production and reproduction of knowledge, online technologies in education.
УДК 338.37
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕБАТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Лапшова Анна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Воронина Ирина Романовна, студент (e-mail:[email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Развитие современного общества определяет необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих рядом профессиональных компетенций. Реформация образования подразумевает внедрение инновационных методов и технологий, направленных на формирование теоретических знаний, развитие практических навыков, творческих умений, навыков работы в коллективе, способности к самопознанию и самообучению. Технология «Дебаты» выступает как эффективная педагогическая технология личностно-ориентированного обучения. Данная разновидность дискуссии определяется как строго структурированный процесс интеллектуальной игры, в котором участники выполняют свою роль по заранее созданным правилам. Основой дебатов является наличие обратной связи. Использование данной технологии предполагает обеспечение диалогового обучения. В статье представлен ряд принципов технологии, среди которых выделены следующие: целостность, вариативность, универсальность, самообразование, личностная ориентированность и др.