ник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 34-36.
11. Шарипов Ф.Ф. Команда как субъект инновационных преобразований. Вестник университета. 2002. № 1 (4). С. 230-233.
12. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза. Управление, 2017, 5(1). С. 80-87.
13. Шарипов Ф.Ф. Команда как субъект инновационных преобразований. Вестник университета. 2002. № 1 (4). С. 230-233.
Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of philos. sciences, associate professor State University of management, Moscow, Russia (e-mail: [email protected])
The globalization of culture, which implements scientific and technical achievements on a global scale, inevitably introduces the Institute of education and national education systems into the space of generally significant trends. In this situation, virtually any of today's subjects of education are involved in the processes of digital socialization, and social expectations for education bear the imprint of the" digital code " of modern culture. Modern education is becoming an increasingly visible factor in the development of digital socialization processes. Keywords: Institute of education, digital socialization, University education, production and reproduction of knowledge, online technologies in education.
УДК 338.37
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕБАТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Лапшова Анна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Воронина Ирина Романовна, студент (e-mail:[email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Развитие современного общества определяет необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих рядом профессиональных компетенций. Реформация образования подразумевает внедрение инновационных методов и технологий, направленных на формирование теоретических знаний, развитие практических навыков, творческих умений, навыков работы в коллективе, способности к самопознанию и самообучению. Технология «Дебаты» выступает как эффективная педагогическая технология личностно-ориентированного обучения. Данная разновидность дискуссии определяется как строго структурированный процесс интеллектуальной игры, в котором участники выполняют свою роль по заранее созданным правилам. Основой дебатов является наличие обратной связи. Использование данной технологии предполагает обеспечение диалогового обучения. В статье представлен ряд принципов технологии, среди которых выделены следующие: целостность, вариативность, универсальность, самообразование, личностная ориентированность и др.
Функциями дебатов являются воспитывающая, социализирующая и развивающая. Дебаты могут быть реализованы в следующих формах: как форма занятия; форма аттестации и тестирования студентов и др. Сформулированы особенности проблемных и экспресс-дебатов по мини-темам. Использование дебатов в образовательном процессе способствует устойчивой мотивации, активизации процесса обучения, развитию критического мышления. Дидактическое значение технологии заключается в том, что она позволяет решать метапредметные, личностные, и предметные задачи.
Ключевые слова: дебаты, образовательный процесс, развивающие технологии, проблемные ситуации, диалоговое обучение, интеллектуальная игра, обратная связь, развитие критического мышления.
Результативность обучения в современных условиях связана с осознанием потребности замены традиционного вербального способа передачи знаний деятельным подходом, основой которого является индивидуализация обучения, ориентация на личность. Одной из наиболее актуальных развивающих технологий, применяемых в современном образовательном процессе, являются дебаты.
Вопросом изучения возможностей дебатов занимался ряд ученых. Проблема актуальности технологии освещена в труде Н. В. Кларина, который определяет дебаты как игру в соревновательном формате, где действия участников направлены на достижение определённой цели, но ограничены определёнными условиями. М. В. Короткова в вопросе использования интеллектуальных игр в образовательном процессе подчеркивает эффективность реализации технологии «Дебаты». Данная форма дискуссии подразумевает упорядоченный и целенаправленный обмен мнениями и суждениями [1].
Технология «Дебаты» - это не только увлекательная игра, но и эффективное средство развития студентов, формирования у них профессионально-значимых качеств, способствующих активизации обучения, эффективной деятельности обучающихся в условиях современного общества. Данная технология направлена формированию собственной позиции студентов, на развитие навыков системного анализа. Под дебатами понимается интеллектуальная игра в форме дискуссии, которая осуществляется на основе ряда правил. Основным назначением данной технологии является обучение студентов приемам дискуссии, достижение консенсуса, поиск истины, а также развитие интеллектуальных, коммуникативных и лингвистических навыков [2].
Организация дебатов подразумевает создание на семинарских занятиях интеллектуальной игры, где одна и та же проблемная ситуация рассматривается с различных сторон, противоположных позиций. Студенты высказывают свои мнения, что позволяет всесторонне исследовать проблему. Обучающиеся отстаивают свою точку зрения на основе жизненного опыта,
изученного материала, багажа теоретических знаний; ведут полемику, проявляют лидерские качества, конкурируют со сверстниками.
Дебаты в образовательном процессе могут быть реализованы в следующих формах: как форма занятия; форма аттестации и тестирования студентов; элемент семинара: организация самостоятельной работы, актуализация знаний, систематизация, обобщение, закрепление материала, обеспечение «обратной связи». Преподаватель выступает в качестве наставника, тьютора, что создает благоприятный эмоциональный фон для интеллектуальной игры, качественное взаимодействия субъектов образовательного процесса [3].
Реализация технологии «Дебатов» основывается на основе следующих принципов: универсальность, целостность, вариативность, самообразование, личностная ориентированность и самообучение студентов. В этой технологии семинарские занятия рассматриваются в качестве процесса формирования и развития умений, способностей и личностных качеств студентов, где преподаватель выступает как наставник и руководитель этого процесса.
Среди основных функций дебатов выделяют такие, как социализирующая, развивающая и воспитывающая. Суть воспитывающей технологии заключается в том, что дебаты позволяют студентам вырабатывать поведенческие установки обучающихся, нравственно-мировоззренческую позицию. Дебаты дают возможность вырабатывать самостоятельность оценивания своей деятельности. Студенты, участвуя в дебатах, обладают общительностью, более высокой коммуникативной культурой, а также способностью найти компромисс. Социализирующее значение технологии заключается в том, что дебаты являются механизмом приобщения студентов к ценностям общества. Также дебаты выступают педагогическим средством, позволяющим студентам адаптироваться к условиям современного общества. В рамках развивающей функции дебаты позволяют участникам интеллектуальной игры развивать мышление и память, включая умение формировать, анализировать, структурировать, сопоставлять, сравнивать, находить аналогии, делать выводы, самостоятельно добывать разноплановый материал по актуальным проблемам и др. Целевые возможности и функции дебатов способствуют развитию у обучающихся одной из наиболее актуальных профессиональных компетенций - навыков критического мышления [4].
Использование данной технологии предполагает обеспечение диалогового обучения не только между студентами и педагогом, но и между обучающимися в процессе изучения новых знаний; активное включение самого студента в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации. Также дебаты основываются на совместной деятельности, обеспечении партнёрских отношений студентов и педагогов.
Выделяют несколько этапов работы в технологии «Дебаты». Первый -подготовка, которая включает в себя знакомство студентов с правилами, особенностями, сущностью, условиями проведения дебатов; определение исходного тезиса дебатов; разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов; разработка критериев оценки и распределение ролей. Следующим этапом выступает выбор темы, характеризующийся четкостью и конкретностью формулировки, значимость для участников дебатов, а также перспективностью для дальнейшего обсуждения. Впоследствии осуществляется основной этап - дискуссия, оглашение позиций, раунд перекрестных вопросов, судейство. Последний этап - это рефлексия.
Использование образовательной технологии «Дебаты» в образовательном процессе способствует развитию устойчивой мотивации к учению, активизации процесса за счет обеспечения личностной значимости образовательной информации для студентов. Наличие соревновательного духа, элемента состязательности, желания победы стимулирует поисковую и творческую деятельность, что способствует качественному освоению изучаемого материала, усвоению комплекса задач образовательного процесса
[5].
Согласно основной классификации дебатов выделяют командные и индивидуальные, а также проблемные и экспресс-дебаты по мини-темам. Под проблемными дебатами понимаются дебаты, подразумевающие ознакомление студентов с различными концепциями. Особенностью данного вида являются дискуссионные и ключевые проблемы. Примером реализации данного вида технологии является организация занятия по дисциплине «История государства и права» в Мининском университете. Преподаватель может по итогам изучения темы провести интеллектуальную игру, дебаты, для определения взглядов студентов, например, на влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси или формулированию взглядов на значение варягов в образовании Древнерусского государства. Обучающиеся на таком занятии не ограничиваются фактами одной конкретной темы и используют обширный материал, ряд знаний по изученным темам, привлекают все известные источники информации, в которых поднимается важная проблема. Такой формат работы активизирует познавательную деятельность, способствует повышению уровня теоретических знаний [6].
Экспресс-дебаты по мини-проблемам - это форма дискуссии, где фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка производится на занятиях по материалам или лекции педагога. Главным элементом технологии выступает элемент обратной связи, что способствует закреплению изученного материала. Примером использования технологии в Мининском университете может стать организация семинара по теме «Реформы Ивана IV». Можно предложить следующие тезисы для мини-дебатов: «Реформы способствовали экономическому развитию»; «Реформы Ивана были благом для государства»; «Влияние реформ на политику на укрепление госу-
дарства»; «Роль личности Ивана Грозного в укреплении централизованного государства». Дебаты позволяют сделать выводы о неоднозначности политики исторического деятеля. Для мини-дебатов достаточно участия одной пары «спикеров», которые защищают противоположные точки зрения [7].
Вариантом экспресс-дебатов являются дискуссии на тему в формате неоднозначного вопроса « Что было бы, если...». Реализация технологии в такой форме позволяет проявить творческие способности студентов, дает возможность поразмышлять, включить фантазию на семинаре. Обучающиеся на основе известных им данных подробно изучают проблемный вопрос, после чего анализируют несостоявшиеся варианты развития, что активизирует обучение студентов, повышает их мотивацию. Примером могут служить следующие темы: « Что было бы, если .»
-«Земля была бы в два раза больше?»;
-«Центром России стал Новгород Великий»;
- «Якутия не была Автономной республикой»;
-«В 1825 году декабристы одержали победу»;
-«СССР был сохранен в 1991 году».
Важным условием в использовании дебатов на занятиях является конструирование системы аргументов и контраргументов, формулирование аргументов «за» и «против» конкретного тезиса.
Дебаты как эффективная форма организации образовательного процесса основываются на осознании студентами трудностей, противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой. Они направлены на актуализацию ранее полученных знаний, а также творческое переосмысление возможностей их реализации. Технология дебатов дает возможность систематизировать знания обучающихся; достигать более высоких показателей в основной учебе; развивать смелость и уверенность в себе; быть критичными слушателями; интеллектуально участвовать в жизни общества и др.
Список литературы
1. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 167-170.
2. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Карпова М.А. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 113-116.
3. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 66-68.
4. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Толчина М.А. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 34-39.
5. Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95.
6. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К., Белоусова Г.А. Современные технологии проф-ориентационной деятельности в системе высшего образования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 5-2. С. 45-48.
7. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.
Anna lapshova Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: [email protected]) Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minin University, Nizhny Novgorod, Russia
Voronina Irina Romanovna, student (e-mail: [email protected]), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia DEBATE TECHNOLOGY AS A CONDITION FOR EFFECTIVE TEACHING STUDENTS
Abstract. The development of modern society determines the need to train highly qualified specialists who master a number of professional competencies. The reformation of education implies the introduction of innovative methods and technologies aimed at the formation of theoretical knowledge, the development of practical skills, creative skills, teamwork skills, the ability to self-knowledge and self-learning. The "Debate" technology acts as an effective pedagogical technology of personality-oriented learning. This type of discussion is defined as a strictly structured process of intellectual play, in which participants perform their role according to pre-created rules. The basis of the debate is the availability of feedback The use of this technology involves providing interactive learning. The article presents a number of principles of technology, including integrity, variability, universality, self-education, personal orientation, etc.the functions of the debate are educating, socializing and developing. Debates can be implemented in the following forms: as a form of classes; as a form of certification and testing of students, etc. Features of problem and Express debates on mini-topics are formulated. The use of debates in the educational process contributes to a stable motivation for learning, activation of the learning process, and the development of critical thinking. The didactic value of the technology is that it allows you to solve metasubject, personal, and subject tasks.
Keywords: debates, educational process, developing technologies, problem situations, dialog learning, intellectual game, feedback, development of critical thinking.