Научная статья на тему 'Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся'

Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6745
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "ДЕБАТЫ" / ФУНКЦИИ ДЕБАТОВ / ВИДЫ ДЕБАТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ДЕБАТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ УРОКОВ-ДЕБАТОВ / PEDAGOGICAL DEBATE TECHNOLOGY / FUNCTIONS OF DEBATES / TYPES OF DEBATES / FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL OPERATIONS OF PUPILS DURING DEBATE / TECHNOLOGY OF DEBATE CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литовченко Олеся Александровна, Попова Нина Евгеньевна

В данной статье рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий учащихся на основе педагогической технологии «Дебаты». Реализация данной технологии рассмотрена с учетом функций социализации, воспитания, развития и обучения учащихся. Особое внимание обращено на разновидности уроков-дебатов: проблемные дебаты, экспресс-дебаты, мини-дебаты под рубрикой «Что было бы, если...», обобщающие уроки-дебаты, модифицированные дебаты. Приведена классификация универсальных учебных действий, которые формируются у учащихся в ходе дебатов: общекультурные, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, ораторские, граждановедческие. Проектирование урока-дебаты состоит из нескольких этапов: 1) подготовка (распределение ролей, объяснение правил игры, определение исходного тезиса, изучение литературы, разработка кейс-понятий, выработка критериев оценки деятельности учащихся, индивидуальный инструктаж); 2) проведение (грамотное выполнение ролей и поведение учеников в ходе дебатов, соблюдение времени в ходе урока); 3) обсуждение (оценка деятельности всех участников дебатов, самоанализ деятельности). Проведение уроков-дебатов в системе позволит педагогу выработать собственный подход к реализации педагогической технологии «Дебаты», а ученикам сформировать универсальные учебные действия, положенные в основу ФГОС СОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литовченко Олеся Александровна, Попова Нина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF «DEBATES»AS A BASIS FOR FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL OPERATIONS OF PUPILS

In this article the possibilities of formation of universal educational operations of pupils on the basis of the pedagogical Debate technology are considered. Realization of this technology is discusses with regard to the functions of socialization, education, development and training of pupils. Special attention is paid to the types of debate classes: the problem debate, express debate, mini-debate under the heading «What Would Be if...» generalizing debate classes and the modified debate. Classification of universal educational operations of pupils formed during debate is given: common cultural, intellectual, research, communicative, oratorical and civic. Planning of a debate class consists of several stages: 1) lead-in (distributing tasks and roles, explanation of the rules of the game, introduction of the initial thesis, study of literature, development of case concepts, development of criteria for evaluation of pupils, individual instructing); 2) realization (competent performance of roles and behavior of pupils during debate, observance of time during the lesson); 3) discussion (assessment of activity of all participants of debate, activity introspection). The debate classes will allow the teacher to develop their own approach to realization of the pedagogical Debate technology, and the pupils to create the universal educational operations, which are the basis for the Federal State Educational Standard of Secondary Education.

Текст научной работы на тему «Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся»

УДК 371.321:371.31 ББК Ч420.270.1

ГСНТИ 14.25.С

Код ВАК 13.00.02

Литовченко Олеся Александровна,

бакалавр 4 курса,Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: lesyalitowchencko@yandwx.ru.

Попова Нина Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и экономики, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: nepopova@66.ru.

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая технология «Дебаты», функции дебатов, виды дебатов, формирование универсальных учебных действий учащихся в ходе дебатов, технология уроков-дебатов.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий учащихся на основе педагогической технологии «Дебаты». Реализация данной технологии рассмотрена с учетом функций социализации, воспитания, развития и обучения учащихся. Особое внимание обращено на разновидности уроков-дебатов: проблемные дебаты, экспресс-дебаты, мини-дебаты под рубрикой «Что было бы, если...», обобщающие уроки--дебаты, модифицированные дебаты.

Приведена классификация универсальных учебных действий, которые формируются у учащихся в ходе дебатов: общекультурные, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, ораторские, граждановедческие. Проектирование урока-дебаты состоит из нескольких этапов: 1) подготовка (распределение ролей, объяснение правил игры, определение исходного тезиса, изучение литературы, разработка кейс-понятий, выработка критериев оценки деятельности учащихся, индивидуальный инструктаж); 2) проведение (грамотное выполнение ролей и поведение учеников в ходе дебатов, соблюдение времени в ходе урока); 3) обсуждение (оценка деятельности всех участников дебатов, самоанализ деятельности).

Проведение уроков-дебатов в системе позволит педагогу выработать собственный подход к реализации педагогической технологии «Дебаты», а ученикам сформировать универсальные учебные действия, положенные в основу ФГОС СОО.

Litovchenko Olesya Aleksandrovna,

Bachelor Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Popova Nina Evgenyevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Technology and Economics, Institute of Physics, Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

TECHNOLOGY OF «DEBATES»AS A BASIS FOR FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL OPERATIONS OF PUPILS

KEYWORDS: pedagogical Debate technology, functions of debates, types of debates, formation of universal educational operations of pupils during debate, technology of debate classes.

ABSTRACT. In this article the possibilities of formation of universal educational operations of pupils on the basis of the pedagogical Debate technology are considered. Realization of this technology is discusses with regard to the functions of socialization, education, development and training of pupils. Special attention is paid to the types of debate classes: the problem debate, express debate, mini-debate under the heading «What Would Be if...» generalizing debate classes and the modified debate.

Classification of universal educational operations of pupils formed during debate is given: common cultural, intellectual, research, communicative, oratorical and civic. Planning of a debate class consists of several stages: 1) lead-in (distributing tasks and roles, explanation of the rules of the game, introduction of the initial thesis, study of literature, development of case concepts, development of criteria for evaluation of pupils, individual instructing); 2) realization (competent performance of roles and behavior of pupils during debate, observance of time during the lesson); 3) discussion (assessment of activity of all participants of debate, activity introspection).

The debate classes will allow the teacher to develop their own approach to realization of the pedagogical Debate technology, and the pupils to create the universal educational operations, which are the basis for the Federal State Educational Standard of Secondary Education.

В,

настоящее время в образовательных организациях реализуются федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего (полного) образования (далее ФГОС СОО) [13]. Стандарты нового поколения направлены на формирование личностных, метапредмет-

ных и предметных универсальных учебных действий учащихся (далее УУД).

Формировать УУД учащихся можно с помощью различных методов и приемов. В данной статье мы обращаемся к дебатам как одной из современных педагогических технологий, направленных на реализацию

© Литовченко О. А., Попова Н. Е., 2016

ФГОС СОО.

Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая достаточно эффективно формирует УУД учащихся, так как дебаты - целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями [1; 12].

Дебаты — это не только увлекательное занятие, интересный урок, но и современная педагогическая технология, направленная на развитие обучающихся, формирование у них УУД, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества [5; 8].

Педтехнология «Дебаты» развивает личностные качества, формирует навыки коллективного общения, совершенствует мыслительные процессы учащихся, а педагог выступает как руководитель формирования УУД учащихся, так как в процессе реализации данной педагогической технологии предполагается [5; 10; 13]:

- активное включение обучающихся в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации (личностные смыс-лообразующие универсальные учебные действия);

- организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых (коммуникативные универсальные действия);

- включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения (личностные нравственно-этические универсальные действия);

- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний (познавательные общеучебные универсальные действия).

Формирование УУД на основе дебатов строится с учетом определенных функций. В частности [5; 6]:

- социализирующая функция заключается в том, что дебаты помогают учащимся понять обстановку, сориентироваться в ней, умело конкурировать, отстаивая свои позиции (личностные самоопределяющие УУД);

- воспитательная функция заключается в том, что дебаты приучают учащихся слушать и слышать других участников, подвергать самокритике собственное ранее сложившееся мнение и уметь его совершенствовать (личностные смыслоопреде-ляющие и коммуникативные УУД);

- развивающая функция заключается в том, что дебаты способствуют развитию воли, мышления, памяти учащихся,

внимания и других индивидуально значимых качеств (регулятивные УУД);

- обучающая функция заключается в том, что учащиеся приучаются отбирать существенный, важный материал по теме дебатов, конспектировать его, представлять в виде графиков, чертежей, ментальных карт.

Реализация данных функций возможна через следующие виды учебных дебатов [3; 6]:

1. Проблемные дебаты: проводятся на обобщительно-повторительных уроках (оценочные регулятивные УУД), позволяют учащимся пользоваться разнообразной дополнительной литературой (логические познавательные УУД), поэтому время на их подготовку должно быть достаточным.

2. Экспресс-дебаты (или мини-дебаты): проводятся при закреплении изученного материала (общеучебные познавательные УУД) и используется для активизации мыслительной деятельности учащихся (регулятивные УУД).

3. Мини-дебаты под рубрикой «Что было бы, если...»: для формирования навыков выбора вариантов ответов на поставленный вопрос (прогностические регулятивные УУД) учащимся предлагаются темы для коллективного обсуждения. Например, «Что было бы, если ...» [7]:

- ... центром России стал Новгород Великий;

- ... в 1825 году декабристы одержали победу;

- ... Столыпину удалось осуществить все свои реформы;

- ... Николай II не отрекся от престола;

- ... СССР был сохранен в 1991 году и т.д.

4. Обобщающие уроки-дебаты: ориентированы на выявление наиболее общих и существенных понятий, законов и закономерностей, основных теорий и ведущих идей; позволяют устанавливать причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями и усваивать широкие категории понятий, их системы и наиболее общие закономерности (логические познавательные УУД).

5. Модифицированные дебаты: на уроках используются лишь некоторые элементы дебатов — увеличивается или уменьшается количество спикеров, меняется регламент игры, осуществляется ролевая игра и т.д. (личностные, регулятивные и коммуникативные УУД).

В целом, применение педтехнологии «Дебаты» развивает у учащихся следующие УУД [1]:

1) общекультурный кругозор:

- обогащение знаниями, относящими-

ся к гуманитарным областям;

- совершенствование мотивации обучения;

- формирование интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы;

2) интеллектуальные способности:

- формирование критического мышления, умение устанавливать логические связи между явлениями;

- навык анализа различных идей и событий, обоснование выводов, выстраивание цепочки доказательств;

- различие фактов и точек зрения;

3) исследовательские навыки:

- сбор и анализ материалов из различных источников;

- оценка различных версий и мнений;

- сбор доказательной базы по проблеме и грамотное ее применение;

4) творческие качества:

- умение по-новому взглянуть на проблему;

- использование нетрадиционных способов для ее решения;

- видение нового, необычного в уже известном;

5) коммуникативные умения [4; 8; 14]:

- слушание и понимание собеседника;

- толерантное отношение к иным взглядам и точкам зрения;

- навык коллективной работы;

6) ораторские способности:

- навык публичного выступления;

- уверенность в себе;

- грамотное высказывание мыслей;

- умение произносить интонационную речь в движении;

7) гражданская позиция и навык жизнедеятельности в демократическом обществе:

- навык общения с другими людьми;

- понимание мнений других людей и толерантное отношение и чужим мыслям;

- умение жить в демократическом обществе.

Формирование перечисленных УУД на дебатах требует определенного подхода к моделированию подобных уроков. Организация дебатов состоит из трех этапов [2; 3; 15 и др.].

Первый этап. Подготовка дебатов.

Согласно Т. В. Светенко [11], сложность дебатов, как формы организации обучения, заключается не столько в их проведении, сколько в подготовительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

1. Распределение ролей (самоопределяющие личностные УУД). Председатель дебатов (ученик) организует, проводит дебаты, но не участвует в них. Секретарь дебатов — помощника председателя — ведет счет времени, отведенного на вопросы и ответы, заполняет протокол дебатов. Команда

состоит их четырех человек-спикеров. Спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, подбирают, изучают и анализируют дополнительную литературу, фиксируют фактологический материал. Эксперты (до трех человек) оценивают факты, аргументы, представленные спикерами, но не их самих. Остальные ученики играют роль зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы к командам.

2. Объяснение правил организации и проведения дебатов (регулятивные и коммуникативные УУД). До начала урока учитель объясняет правила проведения дебатов, распределяет роли учеников, чтобы каждый принял участие. Особое внимание обращает на регламент, чтобы уложиться в рамки урока. Заостряет внимание учеников на том, что председатель имеет право прерывать выступающего, спикер может выступать только один раз или взять один тайм-аут длительностью до 2 мин.

3. Определение исходного тезиса дебатов (познавательные УУД). Исходный тезис дебатов определяется или педагогом, или путем коллективного обсуждения с учащимися. Тема дебатов может звучать в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. После обсуждения нескольких тезисов учащиеся выбирают (голосованием или по рейтингу) наиболее понравившийся тезис для предстоящих дебатов.

4. Подбор, изучение и анализ основной литературы (общеучебные познавательные УУД). После того, как определена тема дебатов, в течение установленного срока учащиеся изучают, анализируют основную литературу по теме, делают необходимые записи.

В процессе изучения и анализа учебной литературы учащиеся определяют свою позицию (развитие Я-концепции ученика), делают выписки, обосновывают свою точку зрения на проблему, защищая или опровергая тезис выбранной темы. Записи могут быть в виде ментальных карт (логические познавательные УУД).

5. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов. Участники предстоящих дебатов создают кейс с системой позиций, аспектов, аргументов, контраргументов (логические познавательные УУД).

6. Выработка экспертами критериев оценки (контролирующие, коррекци-онные, оценочные регулятивные УУД). По окончании дебатов судья должен вынести решение о том, какая команда станет победителем, поэтому судье во время игры необходимо (нравственно-этические личностные УУД) хорошо

знать критерии оценки хода дебатов, максимально объективно выбирать убедительные аргументы одной из команд, внимательно слушать речи спикеров, вести рабочие записи, фиксировать все ключевые моменты выступлений и раундов вопросов, заполнять судейский протокол, принимать решение о том, какой команде отдать предпочтение и почему, быть честным и справедливым. Отсюда основными критериями дебатов могут стать:

1. Аргументы.

2. Отношение к теме.

3. Разнообразие доказательства фактов.

4. Доказательность аргументов.

5. Полнота ответов на вопросы.

6. Фактические ошибки.

7. Логика построения речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соблюдение регламента.

9. Культура речи.

10. Корректность.

7. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов (личностные УУД). К концу игры каждый участник должен определить свою позицию и аргументировать ее.

Второй этап. Проведение дебатов.

Выступление каждого участника дебатов должно начинаться с обращения: «Уважаемый председатель...». Учащиеся выступают поочередно, выслушивая мнения «за» и «против» выдвинутого тезиса урока (коммуникативные УУД).

Начинает выступление первый спикер команды с утверждения тезиса, и его речь может длиться 5 минут. Затем выступает спикер команды отрицания с обоснованием своего антитезиса. Дальнейшие выступления строятся следующим образом: выступают по очереди вторые спикеры команд, затем третьи спикеры в течение 3-4 минут каждый. Четвертые спикеры по очереди подводят итоги тезиса и антитезиса в течение 2 минут.

Секретарь во время выступлений следит за временем, показывает время, оставшееся до конца выступления (например, табличку с цифрой 30 секунд). В случае нарушения регламента председатель имеет право прервать выступление.

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют основные мысли участников двух команд (общеучебные познавательные УУД), сравнивают со своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Они могут задавать вопросы и предоставлять дополнительную информацию. Для этого они поднимают руку и говорят: «Вопрос» или «Информация». Председатель может позволить уточнить ответ спикера, сказав: «Пожалуйста» или отклонить дополнение словами: «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и ин-

формация, поступающие от участников, были емкими по содержанию, но короткими по форме (2-3 предложения).

Если председатель не дал согласия на дополнение с места, то желающий выступить должен молча сесть. Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров (логические и коммуникативные УУД).

Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что его речь тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Его ответ должен быть точным, конкретным, аргументированным. Спикер имеет право обратиться к задающему вопрос с просьбой повторить вопрос, если фраза прозвучала непонятно, или взять тайм-аут, но не более чем на 2 минуты, если не знает точного ответа на заданный вопрос. Участники каждой команды в течение дебатов имеют право взять не более 6 минут для консультаций друг с другом.

Третий этап. Обсуждение дебатов.

После дебатов проводится голосование, в котором все ученики высказываются в пользу выбранной позиции, затем садятся рядом с командой, высказывания которой соответствуют их точке зрения (развитие Я-концепции ученика) [9]. Так определяется итоговый общепринятый тезис дебатов. В ходе обсуждения дебатов определяется деятельность председателя, секретаря, экспертов, спикеров, зрителей (оценочные регулятивные УУД). Спикеры также оценивают сами себя (целеполагаю-щие регулятивные УУД) на основе примерных вопросов:

- насколько плодотворно ученик работал?

- кто из участников особенно отличался эрудицией?

- чье выступление очень запомнилось? Почему?

- какие будут предложения для совершенствования хода урока-дебатов?

Значение дебатов трудно переоценить, они позволяют лучше понять и раскрыть личность учащегося, который аргументированно высказывает свою точку зрения, умеет убедить оппонента, заставить его принять другую точку зрения (УУД).

Дебаты также раскрывают личность педагога, его отношение к изучаемой проблеме, его профессионализм.

Технология «Дебаты» отлично подойдет для классного часа, урока по литературе, истории, когда в учебном предмете возникает проблемная тема или разбирается проблемный вопрос, на который невозможно дать однозначный ответ.

Перечисленные методические рекомендации к применению педагогической

технологии «Дебаты» позволят педагогу достаточно эффективно формировать универсальные учебные действия учащихся, а

процесс внедрения данной педтехнологии будет полностью соответствовать требованиям, положенным в основу ФГОС СОО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М. П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 50-52.

2. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. : Владос-пресс, 2008.

3. Курицина С. И. Технология проведения дебатов. Лекции. Курсы повышения квалификации. Углич, 2007.

4. Обвинцев Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников // Теория и практика образования в современном мире : материалы V междунар. науч. конф. Санкт-Петербург,июль 2014. СПб. : СатисЪ, 2014. С. 170-172.

5. Польдяева О. В. Возможности технологии «Дебаты» // Школьные технологии. 2007. № 1. С. 89-92.

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Владос, 2003.

7. Полынина Л. В. Дискуссионные формы обучения в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2007. № 6. С. 123.

8. Попова Н. Е. Формированиекомпетенцийучащихсячерезигровыеметодыобучения // Scientific Review Proceeding of the international scientific conference. CzechRepublicKarlovyVary, 2015. P. 375-363.

9. Программа формирования УУД. URL: http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/programa-formirovanija-ud.html.

10. Резчикова Е. А. Дискуссия как метод личностно-ориентированного обучения // Преподавание истории в школе. 2006. № 8. С. 18-23.

11. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам. URL: http//www.auditorium.ru/books/1616/.

12. Сун Лэй. «Дебаты» — образовательная технология инновационного типа. М. : Вестник МГУ, 2012.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года : принят 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.

14. Хуторской А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) // Вопросы философии. 2008. №4.

15. Шаронова С. А. Деловая игра. Практикум. М. : Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005.

REFERENCES

1. Alekseeva M. P. Metod telekommunikatsionnykh proektov kak osnova formirovaniya mezhkul'turnoy kommunikativnoy kompetentsii obuchayushchikhsya // Munitsipal'noeo brazovanie: innovatsii i eksperiment. 2009. № 3. S. 50-52.

2. Korotkova M. V. Metodika provedeniya igr i diskussiy na urokakh istorii. M. : Vlados-press, 2008.

3. Kuritsina S. I. Tekhnologiya provedeniya debatov. Lektsii. Kursy povysheniya kvalifikatsii. Uglich, 2007.

4. Obvintsev G. E. Debaty kak sredstvo razvitiya kommunikativnoy kompetentsii u shkol'nikov // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialy V mezhdunar. nauch. konf. Sankt-Peterburg, iyul' 2014. SPb. : Satis"", 2014. S. 170-172.

5. Pol'dyaeva O. V. Vozmozhnosti tekhnologii «Debaty» // Shkol'nye tekhnologii. 2007. № 1. S. 89-92.

6. Polat E. S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. M. : Vlados, 2003.

7. Polynina L. V. Diskussionnye formy obucheniya v prepodavanii istorii i obshchestvoznaniya // Prepo-davanie istorii v shkole. 2007. № 6. S. 123.

8. Popova N. E. Formirovanie kompetentsiy uchashchikhsya cherez igrovye metody obucheniya // Scientific Review Proceeding of the international scientific conference. Czech Republic Karlovy Vary, 2015. P. 375-363.

9. Programma formirovaniya UUD. URL: http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/programa-formirovanija-ud.html.

10. Rezchikova E. A. Diskussiya kak metod lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Prepodavanie istorii v shkole. 2006. № 8. S. 18-23.

11. Svetenko T. V. Putevoditel' po debatam. URL: http//www.auditorium.ru/books/1616/.

12. Sun Ley. «Debaty» — obrazovatel'naya tekhnologiya innovatsionnogo tipa. M. : Vestnik MGU, 2012.

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 goda : prinyat 21 dek. 2012 g. : odobren Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.

14. Khutorskoy A. V. Dialogichnost' kak problema sovremennogo obrazovaniya (filosofsko-metodologicheskiy aspekt) // Voprosy filosofii. 2008. № 4.

15. Sharonova S. A. Delovaya igra. Praktikum. M. : Izdatel'stvo Rossiyskogo Universiteta druzhby narodov, 2005.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. П. В. Зуев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.