УДК 372.881.161.1'271 ББК 4426.819=411.2,5-241
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Еремина Ольга Александровна,
бакалавр, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: [email protected]
Попова Нина Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и экономики, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: роль педагогической технологии «Диалог в учебном процессе» при формировании личностных, метапредметных универсальных учебных действий учащихся на основе свойств, функций, видов речи; метапредметные универсальные учебные действия учащихся; свойства, функции, виды речи; педагогическая технология.
АННОТАЦИЯ. В данной статье раскрываются концептуальные положения педагогической технологии «Диалог в учебном процессе», способствующей формированию личностных и метапредметных универсальных действий учащихся, обозначенных в ФГОС СОО. Цели и задачи технологии направлены на развитие психических процессов личности, связанных со свойствами, функциями и видами речи. В данной педтехнологии особое внимание уделено свойствам речи (содержательность, понятность, выразительность, воздейственность), функциям речи (выражение, воздействие, обозначение, сообщение) и видам речи (устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя). Педагог, зная свойства, функции и виды речи, сможет на своих уроках целенаправленно формировать грамотную речь учеников, готовить их к осознанному употреблению речи, к умению поддерживать диалог и адекватно анализировать свою речь, чтобы уметь намечать пути совершенствования индивидуальной речи. Системное применение данной педагогической технологии будет основой для развития и совершенствования личностных, метапредметных универсальных учебных действий учеников, что станет перспективой для формирования предметных универсальных действий учеников. Данный навык позволит ученикам определиться в выборе профессии и самоутвердиться в социуме.
Eremina Olga Aleksandrovna,
Bachelor Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Popova Nina Evgenyevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Technology and Economics, Institute of Physics, Technology and Economy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF PUPILS IN DIALOGUE
KEYWORDS: pedagogical technology "Dialogue in Educational Process"; personal, metasubject universal educational actions of pupils; properties, functions, types of the speech.
ABSTRACT. The article discusses the concept of the pedagogical technology "Dialogue in Educational Process" promoting formation of personal and metasubject universal actions of pupils included in the Federal State Educational Standard of Secondary Education. The goals and tasks of the technology are aimed at the development of the mental processes of a person, which are connected with properties, functions and types of speech. This pedagogical technology gives special attention to the properties of the speech (content, clarity, expressiveness and effect), functions of speech (expression, persuasion, denotation and the message) and types of speech (oral, written, monological, dialogical, internal). The teacher, knowing the properties, functions and types of speech, will be able to form proper and correct speech of pupils at the lessons, to train them for the conscious use of speech, to start and continue a dialogue and to adequately analyze speech in order to find ways of improvement of the individual speech. Systematic use of this pedagogical technology will be the basis for development and improvement of personal, metasubject universal educational actions of pupils that will become the foundation for formation of subject universal actions of pupils. This skill will allow the pupils to choose profession and to find their place in the society.
О;
кпора на традиционную форму организации учебного процесса не развивает современных учащихся, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в собственном развитии. В настоящее время вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего (полного) об-
разования (далее - ФГОС СОО) [14], которые являются ориентиром для освоения учащимися универсальных учебных действий (далее - УУД).
УУД формируются каждым предметом, поэтому необходима интегративная технология [4; 5 и др.], которая помогала бы формировать УУД в системе и на каждом
© Еремина О. А., Попова Н. Е., 2016
уроке. Такой универсальной педагогической технологией по праву считается технология «Диалог в учебном процессе», берущая в основу деятельности свойства речи.
В ходе реализации данной технологии учитываются такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, воздейственность, и такие функции речи, как выражение, воздействие, обозначение, сообщение, а также такие виды речи, как устная, монологическая, диалогическая, письменная, внутренняя [3; 13].
Педагогическая технология «Диалог в учебном процессе» строится на основе лич-ностно ориентированного обучения и включает следующие подходы:
1) разноуровневый - ориентация на разную степень речевой сложности изучения программного материала, который при этом должен быть доступным каждому ученику;
2) дифференцированный - выделение групп детей на основе внешней дифференциации речевой подготовленности;
3) индивидуальный - распределение детей по однородным группам с одинаковыми речевыми навыками;
4) субъективно-личностный - отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости в стилях выражения мысли.
Основными концептуальными положениями педтехнологии являются следующие [2; 6; 11; 12; 15]:
1) язык как средство общения, социализации, приобщения к ценностям культуры;
2) овладение различными стилями речи;
3) отражение в речи психологических операций, форм, способов мышления [15];
4) организация предметно-коммуникативной деятельности с опорой на свойства, функции, виды речи и дидактические подходы к их реализации;
5) использование речевых навыков как способа формирования универсальных учебных действий ученика.
Цель данной технологии - процесс теоретического изучения и практического применения языка для общения с другими людьми при освоении учебных дисциплин на основе учета свойств, функций, видов речи.
Задачи данной технологии следующие:
1) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в диалоге с учителем и классом;
2) стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;
3) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющей раскрывать речевой опыт учащихся;
4) создание педагогических ситуаций общения для развития инициативы, самостоятельности, избирательности ученика к речевым способам работы;
5) использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму изложения учебного содержания;
6) оценка речевой деятельности ученика не только по конечному результату (правильно / неправильно), но и по процессу достижения результата.
В ходе реализации данной педагогической технологии формируются личностные и метапредметные УУД [1; 8; 9].
I. Личностные универсальные действия ученика
Личностные УУД - это самоопределение ученика, включающее профессиональное и жизненное самоопределение, развитие «Я-концепции», смыслообразование, направленное на развитие знаний, мотивов деятельности, нравственно-этическое оценивание своих поступков.
В ходе реализации данной педагогической технологии формируются следующие личностные УУД.
1.1. Свойства речи
1.1.1. Содержательность речи учащихся проявляется, когда они в ходе диалога определяют границы собственных знаний и незнания, совершенствуют навыки демонстрации индивидуальных знаний, умеют задавать вопросы по ключевым словам и давать грамотный ответ на поставленный вопрос.
1.1.2. Понятность речи учащихся проявляется, когда они в ходе диалога демонстрируют навыки отбора лексики для ответа на поставленный вопрос, выражают личное нравственно-этическое отношение к проблеме.
1.1.3. Выразительность речи учащихся проявляется, когда они в ходе диалога демонстрируют навык аргументированного доказательства состоятельности своих решений, создают предметно-образную речь.
1.2. Функции речи [10]
1.2.1. Выражение речи учащихся проявляется, когда они развивают индивидуальный стиль общения, используют тропы (переносное значение, аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перефраза, синекдоха, сравнительный эпитет) и речевые фигуры (анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторические вопросы, риторические обращения, умолчание, эллипсис, эпифора).
1.2.2. Воздействие речи учащихся проявляется, когда они формируют навык выслушивания мнения других, способны раз-
вивать мысль своими словами, видят сторонников и противников личных высказываний, формируют способность личностно-эмоционального отклика на изучаемый материал.
1.3. Виды речи
1.3.1. Устная диалогическая и монологическая речь учащихся проявляется, когда они умеют осмыслять свой опыт и давать устную оценку проживаемому опыту, актуализируют свою речь на основе саморефлексии.
1.3.2. Внутренняя речь учащихся проявляется, когда они самостоятельно формируют речевую «Я-концепцию», оценивают собственную учебную деятельность и свои достижения, анализируют жизненные ситуации и делают личные выводы [7], развивая критическое мышление и на его основе формируя индивидуальную речь [15].
II. Метапредметные
универсальные действия ученика: познавательные, коммуникативные, регулятивные
2.1. Метапредметные познавательные универсальные учебные действия ученика - это система способов познания окружающего мира, самостоятельный процесс поиска информации и ее обработки, систематизации, обобщения и использования полученной информации.
На основе диалога в учебном процессе развивается речь учащихся и происходит формирование следующих речевых мета-предметных познавательных УУД.
2.1.1. Свойства речи
2.1.1.1. Содержательность речи прослеживается, если в ходе диалога учащиеся демонстрируют навыки индивидуальных знаний при изучении различных дисциплин, воспроизводят информацию из памяти, приводят примеры в качестве доказательства выдвинутых положений в устной и письменной речи, самостоятельно выделяют и формулируют ответы, используют речь для определения собственного уровня ближайшего развития.
2.1.1.2. Понятность речи учащихся демонстрируется, если они аргументированно высказывают свои мнения, доказательно формулируют свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, в ходе диалога умеют задавать вопросы по ключевым словам, владеют навыком отбора лексики для ответа на поставленный вопрос.
2.1.1.3. Выразительность речи учащихся проявляется, если они эмоционально выражают свою мысль, используют навыки логического ударения, пауз, владеют экспрессивной лексикой, помогающей выразить одобрение, согласие или несогласие с чужой речью и т. д.
2.1.1.4. Воздейственность речи учащихся проявляется, если они понимают информацию о системе их речевых знаний и определяют, какую еще информацию предположительно нужно усвоить для убеждения оппонентов, развивают абстрактно-логическую речь на основе интуитивно-образного и метафорического мышления, совершенствуют целенаправленную мыслительную деятельность и направляют ее в речь.
2.1.2. Функции речи
2.1.2.1. Воздействие речи учащихся на слушателей проявляется, если они умеют использовать в своей речи предметную направленность восприятия, применяют нравственные методы убеждения словом через разъяснение, доказательство, обоснование обсуждаемых идей.
2.1.2.2. Обозначение речи учащихся проявляется, если они осознанно характеризуют изучаемые явления, используют речь для комментирования темы, демонстрируют логическую последовательную речь для выведения понятий, обоснования причин и следствий.
2.1.2.3. Сообщение речи проявляется, когда учащиеся посредством слов, фраз умеют обмениваться мыслями с другими учащимися и на основе совместной деятельности формулируют цели урока и намечают пути выполнения заданий.
2.2. Метапредметные коммуникативные универсальные учебные действия направлены на планирование и реализацию сотрудничества, на постановку вопросов, построение речевых высказываний, согласование действий с партнерами и формирование лидерских качеств учащихся. Коммуникативные УУД выполняют главную роль в процессе обучения, благодаря которым школьники учатся красиво, правильно и понятно строить свою речь, слушать и слышать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
На основе диалога в учебном процессе происходит формирование следующих ме-тапредметных коммуникативных УУД.
2.2.1. Свойства речи
2.2.1.1. Содержательность речи учащихся проявляется, когда они в ходе диалога используют речевые средства для убедительности собственной точки зрения, формулируют личное мнение и позицию, совершенствуют навыки демонстрации индивидуальных знаний с помощью разных стилей речи, синтаксических конструкций предложений, умеют дополнять ответ друг друга, вырабатывают правильное оценочное суждение в ходе диалога.
2.2.1.2. Понятность речи учащихся проявляется, когда они в ходе диалога уме-
ют задавать вопросы по ключевым словам, владеют навыком отбора лексики для ответа на поставленный вопрос, понимают позицию партнера, адекватно используют речевые высказывания с учетом фонетических, лексических и синтаксических подходов к речи.
2.2.1.3. Выразительность речи учащихся проявляется, когда они строят речевые высказывания с применением эмоциональной лексики, например, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, междометиями или вводными словами [10].
2.2.1.4. Воздейственность речи учащихся проявляется, когда они помогают формулировать или интерпретировать чужие мысли, умело используют собственно вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-побудительные, вопросительно-риторические предложения [10].
2.2.2.Функции речи
2.2.2.1. Выражение речи учащихся проявляется, когда они демонстрируют логическую цепочку рассуждений от лица объекта, с помощью лексических средств (логическое ударение на наиболее значимые слова), словообразовательных средств (особое ударение на приставку, суффикс, окончание), грамматических средств (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет) демонстрируют личную экспрессию [10].
2.2.2.2. Воздействие речи учащихся проявляется, когда они демонстрируют си-нергетический эффект от коллективного диалога: краткость высказываний, владение интонацией, использование предложений неполного состава, произношение свободных от норм синтаксических предложений, преобладание разговорной речи.
2.2.2.3. Обозначение речи учащихся проявляется, когда они через обобщение и конкретизацию ситуации, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизацию) дают предметам или явлениям присущие только им названия.
2.2.2.4 Сообщение речи учащихся проявляется, когда они умело обмениваются словами, несущими фонетический, лекси-ко-семантический и грамматический признаки, фразами как наименьшей единицей речи и предложениями как минимальной единицей речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью.
2.2.3. Виды1 речи учащихся проявляется, если они демонстрируют навыки устного и письменного изложения собственного мнения по изучаемому вопросу, взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диа-
лог, участвуют в дискуссии, обмениваются мнениями и согласовывают индивидуальное осмысление предмета с общественным.
2.3. Метапредметные регулятивные универсальные действия ученика формируются для организации учебной деятельности на протяжении всего урока самим же учеником. На основе диалога в учебном процессе развивается речь учащихся и происходит формирование следующих метапредметных регулятивных УУД.
2.3.1. Свойства речи
2.3.1.1. Содержательность речи учащихся проявляется, когда они в ходе диалога демонстрируют навык целеполагания и конструирования устной и письменной речи, прогнозируют примерные результаты личного речетворчества, намечают пути совершенствования собственной речи.
2.3.1.2. Понятность речи учащихся проявляется, когда они в ходе диалога умеют задавать вопросы по ключевым словам, владеют навыком контроля ответа на поставленный вопрос, выбирают критерии оценки речи и определяют степень успешности личных высказываний.
2.3.1.3. Выразительность речи учащихся проявляется, когда они планируют речевые высказывания с применением эмоциональной лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами и междометиями, умеют прогнозировать результат такого воздействия на слушателей-одноклассников.
2.3.2. Функции речи
2.3.2.1. Выражение речи проявляется, когда учащиеся знают, как планировать, совершенствовать, контролировать и корректировать свою речь, владеют знаниями о речетворчестве, чтобы не повторять ошибок в дальнейшем.
2.3.2.2. Воздействие речи проявляется, когда учащиеся планируют, а затем анализируют воздействие на слушателей употребленной ими авторской, косвенной, прямой, несобственно-прямой, отрывистой, полупрямой речи [10].
2.3.2.3. Обозначение речи проявляется, если ученик употребляет номинативные односоставные предложения, рассказывая о предметах или явлениях, умеет прогнозировать, корректировать и анализировать свою речь с использованием распространенных и нераспространенных номинативных предложений, повествовательных и восклицательных номинативных предложений, указательных и назывных номинативных предложений.
2.3.2.4. Сообщение речи проявляется, если ученик умеет планировать, произносить и анализировать собственную речь с использованием разговорного, официаль-
но-делового, научного, публицистического, художественного стилей.
2.3.3. Виды речи
Ученик должен уметь анализировать свою монологическую или диалогическую речь, поэтому внутренняя регулятивная речь должна стать основой деятельности. Внутренняя речь помогает ученику проанализировать собственное высказывание, оценить качество речи в монологах и диалогах. На основе анализа ученик должен уметь ставить цели приращения навыков речи на основе самооценки и самоконтроля, самостоятельно конструировать образцы правильной речи с учетом свойств риторики: логичность, последовательность, выра-
зительность, понятность, содержательность. Кроме того, ученик должен научиться сравнивать свою речь с речью других, корректировать, учиться на образцах чужой речи.
Работа по формированию речи учащихся на основе концептуальных положений педагогической технологии «Диалог в учебном процессе» должна обеспечить осознание учениками лексического значения терминов, умело сочетаться с текстом, содержать внутрипредметную и межпредметную связь с ранее изученным материалом. Системная работа по формированию речи учащихся на всех уроках в конечном результате должна привести к формированию речевой среды и овладению УУД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2008.
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : мат-лы для специалиста образовательного учреждения. СПб. : КАРО, 2006.
3. Крысько В. Г. Психология и педагогика : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2013.
4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учеб.-метод. пособие. М. : Пед. о-во России, 2000.
5. Логвинов И. И. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : ВЛАДОС, 2001.
6. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М. : Академия, 2011.
7. Педагогика : учебник академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
8. Попова Н. Е. Формирование компетенций учащихся через игровые методы обучения // Scientific Review Proceeding of the international scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, 2015. P. 375-363.
9. Попова Н. Е., Муравьева И. И. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках обществознания методом беседы // Педагогическое образование в России. 2016. №2. С. 168-171.
10. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1972.
11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006.
12. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М. : КНО-РУС, 2011.
13. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М. : Азбуковник, 1997.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. : принят 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.
15. Хуторской А. В., Король А. Д. Диалогичность как проблема современного образования (философ-ско-методологический аспект) / / Вопросы философии. 2008. №4.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. i dr. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya. M. : Prosveshchenie, 2008.
2. Kolechenko A. K. Entsiklopediya pedagogicheskikh tekhnologiy : mat-ly dlya spetsialista obrazova-tel'nogo uchrezhdeniya. SPb. : KARO, 2006.
3. Krys'ko V. G. Psikhologiya i pedagogika : uchebnik dlya bakalavrov. M. : Yurayt, 2013.
4. Ksenzova G. Yu. Perspektivnye shkol'nye tekhnologii : ucheb.-metod. posobie. M. : Ped. o-vo Rossii, 2000.
5. Logvinov I. I. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. M. : VLA-DOS, 2001.
6. Panfilova A. P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya. M. : Akademiya, 2011.
7. Pedagogika : uchebnik akademicheskogo bakalavriata. M. : Yurayt, 2015.
8. Popova N. E. Formirovanie kompetentsiy uchashchikhsya cherez igrovye metody obucheniya // Scientific Review Proceeding of the international scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, 2015. P. 375-363.
9. Popova N. E., Murav'eva I. I. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya na uro-kakh obshchestvoznaniya metodom besedy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. №2. S. 168-171.
10. Rozental' D. E., Telenkova M. A. Spravochnik lingvisticheskikh terminov : posobie dlya uchitelya. M. : Prosveshchenie, 1972.
11. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: v 2 t. T. 1. M. : NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006.
12. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii : ucheb. posobie / pod red. N. V. Bordovskoy. M. : KNORUS, 2011.
13. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy. M. : Azbukovnik, 1997.
14. FederaГnyy gosudarstvennyy 0Ъга70Уа1е1'пуу osnovnogo oЪshchego 0Ъга70Уашуа vtorogo роко1еп1уа, utverzhdennyy prikazom Ministerstva oЪrazovaniya 1 nauki RF ot 17 dek. 2010 g. : prinyat 21 dek. 2012 g. : odoЪren Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.
15. Khutorskoy А. V., Koro1' А. Б. Dia1ogichnost' kak proЪ1ema sovremennogo obrazovaniya (fi1osofsko-metodo1ogicheskiy aspekt) // Voprosy fi1osofii. 2008. №4.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. П. В. Зуев.