Научная статья на тему 'Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в якутской школе'

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в якутской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1353
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY / REFLECTION / ACTIVIZATION OF SPEECH ACTIVITY / RESEARCH SKILLS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Евдокия Павловна, Борисова Лена Павловна, Эверстова Анна Ильинична

В статье рассматриваются вопросы применения на уроках русского языка технологии критического мышления. Систематическое использование данной технологии способствует повышению качества обучения русскому языку учащихся якутских школ. На основе изучения и анализа методических и педагогических исследований обосновывается целесообразность применения технологии критического мышления на уроках русского языка. Данная технология развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся и способствует их активному включению в учебнопознавательный процесс. В этом исследовании применены методы анализа, сравнения и анкетирования, обобщения лучших практик учителей русского языка и литературы, выявлены трудности организации по использованию технологии критического мышления, типичные ошибки учащихся. На основе квалитативных и квантитативных методов исследования предлагается система работы по развитию связной русской речи учащихся якутской школы на уроках русского языка с учетом интерферирующего влияния родного языка. Обоснована эффективность использования данной технологии в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, в организации индивидуальной и коллективной деятельности. Уроки с использованием данной технологии учат школьников рассуждать, анализировать, спорить, аргументировать, убеждать, доказывать и систематизировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Евдокия Павловна, Борисова Лена Павловна, Эверстова Анна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGY AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE YAKUT SCHOOL

In article questions of application at lessons of Russian oof critical thinking technology are considered. Systematic use of this technology promotes improvement of quality of training in Russian of pupils of the Yakut schools. On the basis of studying and the analysis of methodical and pedagogical researches the expediency of use of technology of critical thinking at Russian lessons is proved. This technology develops cogitative and speech activity of pupils and promotes their active inclusion in educational and informative process. In this research methods of the analysis, comparison and questioning, generalization of the best the practician of teachers of Russian and literature are applied, difficulties of the organization for use of technology of critical thinking, typical mistakes of pupils are revealed. On a basis the qualitative and quantitative methods of a research is offered the system of work on development of the coherent Russian speech of pupils of the Yakut school at Russian lessons taking into account interfering influence of the native language. The efficiency of use of this technology in formation of subject, metasubject and personal results of students, in the organization of individual and collective activity is proved. Lessons with use of this technology teach school students to argue, analyze, argue, reason, to convince, prove and systematize.

Текст научной работы на тему «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в якутской школе»

УДК 37.02

НИКИФОРОВА Евдокия Павловна Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова г. Якутск, Россия [email protected]

БОРИСОВА Лена Павловна Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова г. Якутск, Россия [email protected]

ЭВЕРСТОВА Анна Ильинична

Урицкая средняя общеобразовательная

школа

Республика Саха (Якутия), с. Урицкое, Россия [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются вопросы применения на уроках русского языка технологии критического мышления. Систематическое использование данной технологии способствует повышению качества обучения русскому языку учащихся якутских школ. На основе изучения и анализа методических и педагогических исследований обосновывается целесообразность применения технологии критического мышления на уроках русского языка. Данная технология развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся и способствует их активному включению в учебно-познавательный процесс. В этом исследовании применены методы анализа, сравнения и анкетирования, обобщения лучших практик учителей русского языка и литературы, выявлены трудности организации по использованию технологии критического мышления, типичные ошибки учащихся. На основе квалитативных и квантитативных методов исследования предлагается система работы по развитию связной русской речи учащихся якутской школы на уроках русского языка с учетом интерферирующего влияния родного языка. Обоснована эффективность использования данной технологии в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, в организации индивидуальной и коллективной деятельности. Уроки с использованием данной технологии учат школьников рассуждать, анализировать, спорить, аргументировать, убеждать, доказывать и систематизировать.

Ключевые слова: технология критического мышления, рефлексия, активизация речевой деятельности, исследовательские навыки, коммуникативные универсальные учебные действия

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-169-176

Evdokia P. NIKIFOROVA M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Yakutsk, Russia

Lena P. BORISOVA M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Yakutsk, Russia

Anna I. EVERSTOVA "Uritsky High Comprehensive School" of Municipal Territory "Olyokma District" of the Republic of Sakha (Yakutia) Uritskoye Village, Russia

THE USE OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGY AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN

THE YAKUT SCHOOL

In article questions of application at lessons of Russian oof critical thinking technology are considered. Systematic use of this technology promotes improvement of quality of training in Russian of pupils of the Yakut schools. On the basis of studying and the analysis of methodical and pedagogical researches the expediency of use of technology of critical thinking at Russian lessons is proved. This technology develops cogitative and speech activity of pupils and promotes their active inclusion in educational and informative process. In this research methods of the analysis, comparison and questioning, generalization of the best the practician of teachers of Russian and literature are applied, difficulties of the organization for use of technology of critical thinking, typical mistakes of pupils are revealed. On a basis the qualitative and quantitative methods of a research is offered the system of work on development of the coherent Russian speech of pupils of the Yakut school at Russian lessons taking into account interfering influence of the native language. The efficiency of use of this technology in formation of subject, metasubject and personal results of students, in the organization of individual and collective activity is proved. Lessons with use of this technology teach school students to argue, analyze, argue, reason, to convince, prove and systematize.

Keywords: critical thinking technology, reflection, activization of speech activity, research skills, communicative universal educational actions

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании Государственного совета определил пути совершенствования системы общего образования. Он отметил, что в современном образовательном пространстве должны учитываться тенденции глобального развития технологий и переход к новому технологическому укладу, школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить обучающихся к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно и творчески мыслить. Современное общество ставит перед образованием требование - формировать личность интеллектуальную, творческую, ответственную и способную принимать конструктивные и взвешенные решения в различных жизненных ситуациях. Такая личность должна быть готовой обучаться на протяжении всей жизни [1].

В связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», реализацией Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования изменилась парадигма образования. В новых условиях активное внедрение электронных учебно-методических комплексов, интерактивных средств обучения в школьную среду способствует повышению интереса к инновационным методам и технологиям. Современный урок характеризуется переходом от информационно-иллюстративной к деятельностно-развивающей технологии обучения. Компетентност-ный и метапредметный подходы стали основными в образовательной деятельности. Обучающийся становится субъектом образовательного процесса. Индивидуальный образовательный маршрут, дифференциация, внедрение инновационных методов и новых технологий становятся основными требованиями современного образовательного процесса. Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку предполагает использование современных образовательных технологий. Одна из них, технология критического мышления, позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

Компетентностный подход в образовании предполагает трансформацию образовательного процесса. Применение технологии критического мышления позволяет формировать и развивать такие навыки, как самоконтроль, умение прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи, находить решения из множества предложенных сценариев.

Технология критического мышления долгое время не применялась учителями-словесниками, так как недостаточно была разработана методика ее использования на уроках русского языка. Между тем развитие критического мышления стимулирует умственную активность обучающихся, побуждает к высказыванию своего мнения, взгляда на обсуждаемую проблему, развивает мыслительную и речевую деятельность. Основной принцип технологии заключается в том, что обучающиеся должны научиться самостоятельно добывать знания и развивать такие компетенции, как самоконтроль, умение прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи, находить правильные решения из множества предложенных вариантов. Критическое мышление отличается от других видов мыслительной деятельности тем, что оно определяется умением дифференцировать неверное от правильного, доказывать и опровергать мнения, с которыми ученик не согласен. Технология критического мышления - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [2, с. 156]. Как показывают данные экспериментальной работы, проведенной в разные годы авторами статьи в образовательных организациях республики, обучающиеся не умеют анализировать, обобщать, высказывать аргументированно свою точку зрения, затрудняются участвовать в дискуссиях.

Исследованием данной проблемы впервые начали заниматься в США К. Мередит и Дж. Стил. затем Д. Халперн, К.К. Фостер. Из отечественных исследователей данным вопросам посвящены труды А.В. Бутенко, Е.Е. Вишняковой, Л.С. Выготского, И.О. Загашева,

С.И. Заир-Бека, С.В. Карпачева, А.В. Коржуева, М.И. Махмутова, И.А. Медведевой, И.В. Мокраусова, И.В. Муштавинской, А.И. Павлова и других. Данная проблема в нашей стране стала активно исследоваться в 80-е годы прошлого столетия.

В настоящее время благодаря теоретическим и практическим исследованиям этих ученых технология критического мышления успешно применяется учителями не только на уроках русского языка и литературы, но и в других предметных областях. Понятие «критическое мышление» не является синонимом понятия «критика». Как правило, оно ассоциируется с негативными эмоциями, отрицанием, но на самом деле это, прежде всего, оценка результатов своих действий, выбор верного решения поставленных целей и задач, это умение корректировать и совершенствовать сказанное и написанное, критически осмысливать происходящие процессы. Разрабатывая данную проблему, мы провели эксперимент среди обучающихся средней общеобразовательной школы № 17 г. Якутска и Урицкой СОШ Олекминского района Республики Саха (Якутия). В нем приняли участие 67 пятиклассников. Учащимся было дано задание: «Объясните, что такое "критическое мышление"». Данное задание учащиеся выполнили следующим образом: в экспериментальном классе 89% школьников считают, что это понятие связано с критикой, 11% написали, что оно связано с умением рассуждать, спорить. В контрольном классе 93% учащихся связали это понятие с такими явлениями, как критика, несогласие, осуждение, 5% участников анкетирования предположили, что понятие связано с умением обсуждать разные темы, а 2% обучающихся не смогли ответить на поставленный вопрос.

На наш взгляд, в раскрытии сути рассматриваемого вопроса заслуживает внимания мнение С.И. Заир-Бека: «Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны умения обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причем не только спорить, но и находить точки соприкосновения). Когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. Итог - критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых» [3, с. 5]. Следовательно, систематическое применение этой технологии позволяет повысить активность, самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Важно то, что на уроке ученики становятся главными действующими лицами, происходит процесс сотворчества и сотрудничества учителя с учениками. Их объединяет общая цель урока, коллективный творческий поиск в решении поставленных задач. Главная цель технологии критического мышления - развитие интеллектуальных способностей обучающихся, позволяющих им научиться учиться и найти свой собственный образовательный путь при решении конкретных задач. Эта технология имеет следующую базовую структуру, которая состоит из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии. Каждая стадия имеет свои конкретные цели и задачи, а также набор присущих приемов. На таких уроках ученики самостоятельно формулируют цели урока, ставят задачи, создают проблемные ситуации, приближенные к реальной жизни, что позволяет развивать коммуникабельность, самостоятельность, творчество. Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление. При помощи этой технологии развивается вдумчивое отношение к изучаемому материалу. Умение рассматривать различные точки зрения на явления позволяет школьникам не только внимательно изучать учебный языковой материал, но и развивает их связную устную и письменную речь, что очень важно для учащихся-билингвов. Развитие критического мышления позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, приобрести способности к самореализации и дальнейшему самообразованию. Следовательно, эта технология направлена на реализацию принципов системно-деятельностного обучения.

Уроки с использованием технологии критического мышления кардинально отличаются от традиционных уроков. На таких уроках школьники учатся рассуждать, анализировать, спорить, аргументировать, убеждать, доказывать и систематизировать. Это очень важные качества, способствующие развитию инициативы, самостоятельности, исследовательских навыков. Применение данной технологии на уроках русского языка и

литературы позволяет развивать такие умения, как прислушиваться к мнению других участников образовательного процесса, высказывать свою точку зрения, работать в коллективе. Способности, которые развиваются с помощью технологии критического мышления, позволяют школьникам не только глубоко изучать учебный материал, но и на основе сформированных компетенций продуцировать собственное мнение. Применение данной технологии на уроках русского языка позволяет обогащать речь учащихся, которая должна отвечать таким критериям литературной русской речи, как содержательность, логика, точность, богатство языковых средств, их разнообразие, ясность, выразительность и правильность. Развитие навыков критического мышления позволяет повысить интерес к русскому языку, способствует формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

На наш взгляд, технология критического мышления может быть широко применена в системе неформального образования. По мнению Е.П. Никифоровой и Л.П. Борисовой, система дополнительного образования является одним из социальных институтов, который обеспечивает развитие индивидуальных способностей учащихся. В этой системе кроется огромный потенциал развития личности. В целях повышения качества обучения русскому языку и литературе необходимо систематически проводить дискуссионные площадки, круглые столы [4, с. 152]. Главным условием таких форм работы является постоянное вовлечение учащихся в различные виды деятельности, в которых они критически оценивают, анализируют получаемую информацию. При этом важен не ответ, а сам процесс поиска, исследования. Такие активные формы работы, как дебаты, мозговой штурм, виртуальное обсуждение, способствуют формированию культуры критического мышления у школьников. При этом важно помнить о том, что мышление может быть критическим, если оно носит индивидуальный характер, так как ученик высказывает свое мнение, независимо от других. Ценность применения данной технологии заключается в том, что ученик самостоятельно перерабатывает большой объем информационного материала, ставит вопросы, отвечает на них, опровергает, если считает не совсем убедительными, ищет аргументы, выстраивает свою точку зрения, которая иногда может быть и неправильной. Ученик выстраивает свою мыслительную деятельность по такому алгоритму: актуализирует цель, ищет нужную информацию, сопоставляет ее с имеющимися знаниями, своим небольшим опытом; рассуждает; во время обсуждения проблемы сверяет свою точку зрения с другими участниками образовательного процесса; делает выводы. В результате такой мыслительной деятельности та информация, которая была новой, неизвестной, превращается в собственные знания.

Использование на уроках технологии критического мышления имеет большое воспитательное значение. Она развивает в учащихся уверенность, готовность вступать в полемику, учит уважительно относиться к мнению других. И.В. Муштавинская отмечает, что органичное включение данной технологии в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к школьнику, к его индивидуальности [5, с. 19].

Исследуя данную проблему, мы проанализировали действующий учебник по русскому языку для 5-го класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тро-стенцовой и др., включенный в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. В учебнике представлено 732 упражнения. Многие из них направлены на развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, приводятся интересные дидактические материалы, тексты различных стилей и типов, несущих воспитательную роль. Анализ учебника с точки зрения исследуемой проблемы показал, что в нем 18% упражнений и заданий, которые способствуют развитию критического мышления. Учителям необходимо, опираясь на систему упражнений и заданий, представленных в учебнике, организовать исследовательскую и проектную деятельность, работу в парах, которая будет способствовать формированию регулятивных УУД, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.

Опыт учителей русского языка и литературы Атамайской СОШ Горного улуса, средней общеобразовательной школы № 17 г. Якутска, Чурапчинской СОШ Чурапчинско-го улуса, Урицкой СОШ Олекминского района, которые в своей педагогической деятельности систематически применяют технологию критического мышления, утверждает, что она способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, организации индивидуальной и коллективной деятельности. Разнообразие методов и приемов, которые включает технология критического мышления, способствует нестандартности и результативности уроков, так как в их организации и проведении учащиеся принимают активное участие. На таких уроках учитель становится организатором и координатором учебной деятельности обучающихся. У учеников, по мнению учителей, активизируется мыслительная деятельность, учащиеся начинают анализировать ранее приобретенные знания, у них развивается память и внимание. В целях выявления трудностей, с которыми встречаются учителя русского языка и литературы при проведении уроков с применением технологии критического мышления, мы провели анкетирование. Участвовавшие в нем учителя отметили, что применение данной технологии требует нестандартных подходов, при подготовке к урокам тратится много времени, не хватает методических разработок, описаний опыта проведения таких уроков учителями-словесниками.

Приведем некоторые упражнения, которые были использованы на уроках русского языка при изучении темы «Глагол» в 5-м классе. Технология критического мышления включает три стадии: вызова, осмысления содержания и рефлексии. На стадии вызова для актуализации темы «Глагол» было дано задание: «Сгруппируйте данные словосочетания в два столбика - слитно и раздельно». Например: (не)знаю, что написать, он (не)торопится в школу, (не)навидеть ложь, сразу (не)взлюбила, тете (не)здоровилось, друг (не)годовал, (не)увидел его. Учащиеся допустили ошибки в написании слов нездоровилось, негодовал. Эти слова они написали в колонке раздельно, поэтому нами была проведена работа по закреплению темы «Написание частицы не с глаголами». С заданием «Докажите, почему в первой колонке слова пишутся слитно, а во второй - раздельно» справились не все учащиеся. На уроке была создана проблемная ситуация, в ходе которой учащиеся поставили цель: «Сегодня я должен научиться правильно писать частицу не с глаголами». Таким образом, они сформулировали тему урока.

На стадии осмысления содержания урока учащимся была предложена таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал».

Таблица

Знаю Хочу узнать Узнал

Не с глаголами пишется раздельно Когда глагол пишется слитно? Есть глаголы-исключения, которые без не не употребляются

На стадии осмысления учащиеся записали глаголы в два столбика: совершенный и несовершенный вид. Затем, используя эти глаголы, составили тексты различных типов и стилей. Прежде чем самостоятельно составлять тексты по заданной теме, учащиеся систематизировали изученный материал, сначала в черновиках составили тексты, а затем коллективно поработали над их редактированием.

Колонку «Узнал» учащиеся заполнили на стадии рефлексии. На этой стадии учащиеся выполнили следующее задание: «Продолжите фразу ...». (Сегодня на уроке я узнал ..; На уроке мне было сложно .., потому что ..; На уроке мне было легко (интересно) ..; На уроке мне было все непонятно, потому что... На этом этапе урока школьники систематизируют изученный материал и обобщают пройденную тему.

Приведем наиболее используемые эффективные приемы, которые способствуют развитию критического мышления.

Прием «Знаю - Хочу узнать - Узнал». Учащимся предлагается текст. До знакомства с ним обучающиеся самостоятельно заполняют столбики «Знаю», «Хочуузнать». В процессе работы над текстом или обсуждения прочитанного учащиеся заполняют графу «Узнал». При подведении итогов, сопоставляя содержания граф, дополнительно можно предложить еще и другие графы: «Источники информации», «Что осталось непонятным, не раскрытым».

Следующий прием «Верно - неверно». На доске (на карточках) по изучаемой новой теме учащиеся записывают верные и неверные утверждения. При выполнении задания учащиеся ставят знаки «+» и «-».

Прием «Перепутанные логические цепочки». Учитель на карточках записывает последовательность разбора слова по составу с ошибками. Задача учащихся - найти эти ошибки и придумать самим такого рода задания.

Большой интерес у учащихся вызывает прием «Деформированный текст». Учитель с учащимися заранее готовит тексты, где переставлены слова, предложения, абзацы. Учащиеся делятся на подгруппы и восстанавливают тексты, применяя правила орфографии, пунктуации, порядка слов в русском языке, соблюдая логику построения текста, а затем выполненные задания проверяют друг у друга. Учитель им только помогает и направляет их.

В последнее время на уроках русского языка учителя часто используют «Синквей-ны», стихотворения, состоящие из пяти строк. Этот прием развивает способность учащихся резюмировать информацию, излагать мысли кратко и емко. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Приведем правила написания синквейна: первая строка представляет тему стихотворения, которая выражается одним словом и это обычно имя существительное; во второй строке тема раскрывается в двух словах, как правило, именами прилагательными; в третьей - описываются действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка - это, как правило, фраза, состоящая из четырех слов и выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка состоит из одного слова, которое является синонимом первого и на эмоционально-образном уровне повторяет суть темы. Учащиеся обычно учатся писать такие стихотворения коллективно, тщательно подбирая лексику и следуя канонам синквейна.

На наш взгляд, на уроках полезно практиковать прием самоанализа. Работая над ним, учащимся можно предложить следующее задание: «Аргументируйте свой ответ. 1) На уроке я работал активно / пассивно. 2) Я доволен / не доволен своей работой на уроке. 3) Материал урока мне был интересен / понятен / скучен и т.д.» Такие задания требуют развернутых ответов, учат анализировать и без стеснения высказывать свое мнение. Применение таких активных форм обучения у учащихся формирует умение задавать вопросы, спрашивать то, что им непонятно. Они находятся в постоянном поиске ответов на заданные вопросы и обсуждаемые темы, учатся работать с различными источниками. У учащихся развиваются умения классифицировать, обобщать и систематизировать, делать обоснованные выводы. Эффективность технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет развивать умственные и интеллектуальные способности учащихся, способствует созданию условий для формирования мыслящих людей, способных компетентно оценивать мнения своих собеседников, сопоставляя их со своей точкой зрения и собственным жизненным опытом. Систематическое применение технологии критического мышления на уроках русского языка может стать одним из механизмов реализации системно-деятельностного подхода в обучении, поскольку ее трехста-дийная структура обеспечивает формирование когнитивных, коммуникативных и рефлексивных умений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Путин В.В. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования / [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 04.03.2017).

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 272 с.

3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для общеобраз. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).

4. Никифорова Е.П, Борисова Л.П., Шадрина С.Н. Проблемы преподавания русского языка в поликультурной среде // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2016. - Т. 8. - № 4/1. - С. 148-155.

5. Муштавинская И.В. Технология критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - СПб.: КАРО, 2009. - 209 с.

REFERENCES

1. Putin V.V. Zasedanie Gossoveta po voprosam sovershenstvovaniya sistemy obshchego obrazovani-ya. [Meeting of the State Council concerning improvement of system of the general education]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (accessed 04.03.2017). (in Russ.).

2. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V. i dr. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. [New pedagogical and information technologies in an education system]. 4 izd. Ster. M.: Akademiya, 2009. 272 p. (in Russ.).

3. Zair-Bek S.I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: posobie dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. [Development of critical thinking at a lesson: a grant for educational institutions]. S.I. Zair-Bek, I.V. Mushtavinskaya. 2-e izd. dorab. M.: Prosveshchenie, 2011. 223 p.: il. (Rabotaem po novym standartam). (in Russ.).

4. Nikiforova E.P, Borisova L.P., Shadrina S.N. Problemy prepodavaniya russkogo yazyka v polikul'turnoy srede. [Problems of russian language teaching in a multicultural environment]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and Social Educational Ideas. T. 8 4/1. Krasnodar, 2016.pp. 148-155. (in Russ.).

5. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya. [Technology of critical thinking at a lesson and in the system of training of the teacher]. Spb.: KARO, 2009. 209 p. (in Russ.).

Информация об авторах:

Никифорова Евдокия Павловна, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, филологический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия [email protected]

Борисова Лена Павловна, доцент кафедры начального образования, педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия [email protected]

Эверстова Анна Ильинична, учитель русского языка и литературы, Урицкая средняя общеоб-

Information about the authors:

Evdokia P. Nikiforova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Russian Language and Literature Teaching Methodic, Faculty of Philology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia [email protected]

Lena P. Borisova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Elementary Education, Education Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia [email protected]

Anna I. Everstova, Teacher of Russian Language and Literature, Municipal Budget Educational Insti-

разовательная школа, Олекминский район, Республика Саха (Якутия), с. Урицкое, Россия [email protected]

tution "Uritsky High Comprehensive School" of Municipal Territory "Olyokma District" of the Republic of Sakha (Y akutia), Uritskoye Village, Russia [email protected]

Получена: 13.07.2017

Received: 13.07.2017

Для цитирования: Никифорова Е.П., Борисова

Л.П., Эверстова А.И. Использование технологии For citation: Nikiforova E.P., Borisova L.P., Ever-

критического мышления на уроках русского stova A.I. The use of critical thinking technology at

языка в якутской школе. Историческая и соци- the lessons of the russian language in the yakut

ально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № school. Historical and Social Educational Idea.

4. Часть 2 . с.169-176. 2017. Vol . 9. no.4. Part.2. Pp. 169-176.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-169-176. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-169-176.

(in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.