Научная статья на тему 'Развитие критического мышления как один из способов повышения мотивации учащихся на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств'

Развитие критического мышления как один из способов повышения мотивации учащихся на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / MUSIC SCHOOL / ДЕТИ / CHILDREN / ИСТОРИЯ МУЗЫКИ / HISTORY OF MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева Светлана Валерьевна

В статье рассматривается технология развития критического мышления и использование ее приемов на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления как один из способов повышения мотивации учащихся на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств»

дошкольного, школьного и дополнительного образования, с 2000 г.; «Директор школы», с 2010 г. Но здесь необходимо вернуться к первому аспекту - лидеров нужно готовить.

Третий аспект лидерства - образовательные организации - лидеры. В какой детский сад хотят привести ребенка родители, какую школу они затем для него выбирают, в какой вуз хочет поступить абитуриент? Конечно, это будут наиболее котирующиеся на рынке образовательных услуг организации. Задача каждого педагогического коллектива - сделать свой детский сад, свою школу, вуз первым среди лучших, а значит лидером. Без руководителя-лидера это сделать сложно, а такого руководителя нужно подготовить. Лидерская позиция организации образования прослеживается в рейтингах, которые формируются, начиная с муниципального уровня и заканчивая международным.

Таким образом, по вопросу лидерства в образовании можно сформулировать нескольких выводов. Феномен лидерства сегодня актуален во всех областях общественной жизни, набирает он популярность и в сфере образования. Лидерство следует рассматривать не только применительно к отношениям руководителя и группы, но и в отношении человека к самому себе (личное лидерство). В образовании лидерство наблюдается в трех аспектах: воспитание лидеров, лидерство руководства и лидерство образовательных организаций в рейтингах. Отличием образования от других отраслей экономики является его цель - воспитание лидеров, начиная с дошкольного уровня.

Литература

1. Савина Н. В. Развитие лидерской компетенции будущих менеджеров в образовательной среде вуза. Современные научные исследования. Выпуск 2. Концепт, 2014. ART 54856. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/54856.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. ISSN 2304-120X.

2. Савина Н. В. Развитие лидерской компетенции руководителей современных образовательных организаций. - Ученые записки ИУО РАО 2 (58) выпуск 2016 Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций и новые стратегии управления». 09-10 июня 2016 г. Часть 2. 189 с. С. 90-94.

3. Компетенции успеха в образовании (заседание учёного совета Института образования человека). [Электронный ресурс]: Вестник института образования человека, 2011. № 2. Режим доступа: http://eidos-institute.ru/upload/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-222-Khutorskoy-Korol-Andrianova.pdf. (дата обращения: 20.07.2016).

Education of critical thinking as a way to improve students' motivation to musical literature lessons at the Children's School of Art Saraeva S. (Russian Federation) Развитие критического мышления как один из способов повышения мотивации учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств Сараева С. В. (Российская Федерация)

Сараева Светлана Валерьевна / Saraeva Swetlana — кандидат искусствоведения, преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 11, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассматривается технология развития критического мышления и использование ее приемов на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств. Abstract: the article examines the technology critical thinking and the use of its methods in lessons of musical literature in the Children's School of Art.

Ключевые слова: педагогическая технология, критическое мышление, музыкальная школа, дети, история музыки.

Keywords: pedagogical technology, critical thinking, a music school, children, history of music.

Как пробудить в ребенке интерес к процессу обучения? Как побудить его к тому, чтобы он сам стал инициатором нового исследования, решения интересной задачи? Как вызвать в нем ощущения творческого горения, которое подобно ветру раздует парус его способностей? Как сделать так, чтобы процесс обучения представлял собой не коллекционирование больших объемов бесполезных для учащегося знаний, а

оттачивал его мышление? Ведь, когда ребенку становится интересно на уроке - это важнейший фактор повышения его мотивации обучения и активизации познавательной деятельности в целом.

На многие из этих вопросов может дать ответ технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее - РКМЧП), которую разработали Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. С конца 90-х годов прошлого века технология активно используется российскими педагогами. Ее актуальность состоит в формировании самостоятельного исследовательского мышления у учащихся. «Критическое мышление - это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в основном в спорах и дискуссиях» [1, с. 89]. В числе задач, которые решает применение технологии РКМЧП: уметь ставить вопросы по заданной теме, иметь навык самостоятельной работы с полученным материалом, формировать собственную позицию на основе переработанной информации, творчески переосмысливать материал, в том числе с использованием межпредметных связей, аргументировать свою позицию, участвовать в групповых формах работы, прислушиваться и относиться с уважением к другой точке зрения. «Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своего, так и других мнений» [4, с. 85].

В каждом из этапов реализации данной технологии осуществляются свои задачи. Так, в процессе первого из них - вызова (evocation) - дети получают импульс к активной познавательной деятельности посредством актуализации имеющихся знаний по теме и постановки вопросов к ней. На втором этапе -осмыслении (realization of meaning) - учащиеся обобщают и систематизируют информацию по поставленной проблеме. И, наконец, третий этап представляет собой рефлексию (reflection) по поводу нового знания и, как формулирует Р. Бустром [2], формирование своей собственной позиции относительно усвоенного. Для каждого из этапов актуальны определенные методы, применяемые в рамках данной технологии. Рассмотрим реализацию некоторых из них на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств.

Итак, в рамках первого этапа существенное значение имеют методы «Прогнозирование по картине» (по наводящим вопросам дети подходят к теме урока, например, по картине, на которой изображен композитор, дети делают прогнозы относительно его жизненного пути и творчества. Цель: повышение интереса к изучаемому материалу), «Корзина идей», «Кластеры» (цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме). Последние методы также можно использовать для повторения материала предыдущего урока: преподаватель записывает тему, проводя стрелку к следующему понятию, просит объяснить учащихся, какая связь между этими словами. Тот из детей, кто ответил на вопрос, ставит следующую стрелку и загадывает новое понятие и так далее. К методу «Прогнозирование» можно вернуться на третьем этапе (рефлексия), используя прием «Верно или неверно», когда нужно будет найти верные и неверные утверждения относительно пройденного. Кстати, уже на втором этапе, когда учащиеся получают новую информацию, они с большим интересом отслеживают, что из их прогнозов оказалось верным, а что нет. На втором этапе применяются технологии «ЗХУ» (составление таблицы «знаю - хочу узнать - узнал), «6 W» (шесть вопросов «почему?», где ответы не должны повторяться), «Бортовой журнал» (составление таблицы из двух столбцов: «Что мне известно по этому вопросу», «Что я узнал по этому вопросу»), «Зигзаг» (работа с информацией в группах), «Ключевые слова» (составление опорного конспекта из ключевых слов по теме).

На третьем этапе актуальны систематизирующие приемы «Круги по воде» (на каждую букву изучаемого понятия нужно придумать подходящее слово и объяснить эту связь), «Рюкзак» (учащиеся по цепочке, не повторяясь, устно кратко выражают суть темы), «Телеграмма» (краткое выражение сути урока), с которой перекликается «Синквейн» (алгоритмизированное стихотворение, первая строка -существительное, обозначающее предмет о котором идет речь, вторая - два прилагательных -описание его признаков, свойств, третья - три глагола - его действия, четвертая - фраза из четырех слов, описывающая позицию автора синквейна к нему и, наконец, пятая - одно слово-резюме, характеризующее его сущность), «Перепутанные логические цепочки». Использование метода «Шесть шляп мышления» [3] целесообразно в процессе прослушивания детьми музыкального произведения и его последующего анализа (шесть шляп, как шесть точек зрения на прослушанную музыку: белая -факты, красная - эмоциональное мышление, черная - критическое, желтая - оптимистическое, зеленая - творческое, синяя - обобщение).

Для домашнего задания можно использовать прием «Необычная обычность», который можно объединить с «Мозаикой проблем» (задания для домашней работы учащиеся формируют сами, записывают, разрезают, а потом вынимают их из «волшебной» шкатулки), а также «Эссе» (свободное сочинение по теме).

В процессе активной познавательной деятельности на уроках музыкальной литературы с использованием методов технологии развития критического мышления дети вырабатывают навыки самостоятельной работы, учатся творчески работать с информацией, формируют свою собственную позицию к ней, воспитывают умение работать в коллективе - все это, несомненно,

способствует повышению мотивации обучения ребенка, а значит, создает предпосылки его

успешному будущему в целом.

Литература

1. Акрамова Г. Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся // European Research. № 6 (17), 2016. С. 89-90.

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

3. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 256 с.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

5. Раимбекова Г. К. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы // European Research. № 5 (16), 2016. С. 85-86.

6. Рябцева Н. Современные подходы к организации процесса обучения как необходимое условие реализации ФГОС // Проблемы современной науки и образования № 3 (45), 2016. С. 201-203.

7. Сараева С. В. Нескучные уроки: современные педагогические технологии на предметах музыкально--теоретического цикла в Детской школе искусств // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 4 (22). С. 84-86.

Charity at high school of the end of the 19th to the beginnings of the 20th centuries in Siberia. How it is changed? Klinitskiy A. (Russian Federation) Благотворительность в сибирской средней школе конца XIX - начала XX веков. Как она изменялась? Клиницкий А. И. (Российская Федерация)

Клиницкий Артем Игоревич /Klinitskiy Artem — соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, кафедра педагогики,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Abstract: in article the main forms of charity in development of secondary education of Western Siberia of the end of the 19th - the beginnings of the 20thcenturies are considered. Motives, characteristic features of each of philanthropy forms taking into account regional specifics, regularity of their development are given. As a result of studying of archival historical and pedagogical sources, the patronage transformation from «donation occasionally» to organized forms ofpublic charity, and also the reason, that promoting is revealed. Аннотация: в статье рассмотрены основные формы благотворительности в развитии среднего образования Западной Сибири конца 19 - начала 20 веков. Прослеживаются мотивы, характерные черты каждой из форм филантропии, темпы развития. Привлекаются архивные исторические и педагогические источники, делается вывод о трансформации благотворительности от разовых пожертвований к организованным общественным формам.

Keywords: charity, high school, philanthropy, regional specifics, patronage.

Ключевые слова: благотворительность, средняя школа, филантропия, региональная специфика, патронаж.

DOI: 10.20861/2410-28 73-2016-19-003

A variety of forms of public participation in development of secondary education is directly connected with development of secular culture in general. In spite of the fact that process of formation of secular Russian culture will begin in the 17th century, this tendency will reach Siberia only by the 19thcentury. Exactly by this time it is possible to speak about change of a paradigm of charity from «rescuing of own soul», i. e. from donations in favor of church, to the public, wordly benefit.

However charity as the social phenomenon by the nature is non-uniform and isn't static, it is also subject to evolution as any social institute. The purpose of our research was to track evolution of charity in education on the example of high schools (man's, female gymnasiums and real schools) of the West Siberian Educational District (WSED).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.