Leadership in education Savina N. (Russian Federation) Лидерство в образовании Савина Н. В. (Российская Федерация)
Савина Наталья Викторовна / Savina Natalia - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный педагогический университет, г. Омск
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты феномена лидерства применительно к системе образования.
Abstract: the article discusses aspects of the phenomenon of leadership as applied to education.
Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерская компетенция, менеджмент, образовательная организация.
Keywords: leader, leadership, leadership competence, management, educational organization.
DOI: 10.20861/2410-28 73-2016-19-001
К проблеме лидерства сегодня обращаются в различных областях, не только в спорте, бизнесе или политике. Заметный интерес к лидерам появился в сфере образования. Проблемами лидерства занимаются философия, психология, социология, политология и другие научные области. В педагогике лидерство изучается в аспекте его воспитания, в менеджменте - в аспекте его применения как инструмента управления организацией. Наши исследования позволили рассматривать лидерство как процесс организации взаимодействия лидера и группы, направленный на достижение общих целей; тогда лидер - это участник группы, способствующий возникновению лидерства, определяющий видение дальнейшей работы группы. В системе профессионального образования России результаты образования выражены в компетенциях, поэтому считаем, что в аспекте развития вместо лидерских качеств, потенциала, правомерно говорить о лидерской компетенции. Лидерская компетенция определяется нами как способность и готовность к решению лидерских задач: видения цели, мотивации себя и других на ее достижение, организации деятельности по ее достижению [1].
В сфере образования можно выделить, по меньшей мере, три аспекта лидерства. Первый -воспитание лидеров как цель образовательного процесса в организациях; второй - лидерство как принцип управления руководителей этих организаций; третий - лидерство самих образовательных организаций на рынке образовательных услуг. Рассмотрим первый аспект - лидерство как один из образовательных результатов выпускника детского сада, школы, колледжа, вуза. Нужно ли готовить лидеров из всех детей? Если считать, что лидеры - это потенциальные руководители, то зачем воспитывать столько руководителей? Мы считаем, что обязательно нужно. Лидер нужен в группе, чтобы группа эффективно достигла цели, а как достигаются личные цели? Личным лидерством. Поэтому считаем, что лидерская компетенция - это готовность человека к выполнению роли лидера, к решению задач по организации группового взаимодействия (лидер и группа) и решению задач личностного и профессионального развития (лидер-индивидуал) [1]. Здесь уместно провести параллель с компетенциями успеха (А. Н. Хуторской). Определение, к которому пришли участники обсуждения этой проблемы на заседание учёного совета Института образования человека, Россия [3], компетенции успеха по сути - это лидерская компетенция. Как воспитать успешного человека? Сформировать и развить у него лидерскую компетенцию. Считаем это важнейшей задачей современного образования.
Второй аспект лидерства в образовании - это лидерство руководителей образовательных организаций. Как и любая организация, она работает по принципам управления. Согласно менеджменту качества, один из принципов эффективного менеджмента - лидерство руководства, если этот принцип не соблюдается, организация не является конкурентоспособной. Заказ на лидеров в образовании формируется условиями, в которых находится система образования сейчас. Наиболее заметными лидерские отношения делаются в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, например, в режим развития образовательного учреждения. Нестабильные политические, экономические условия в мире и стране сегодня требуют не просто управленцев, а лидеров. Система образования России находится перманентно в условиях реформирования, что формирует потребность в руководителях-лидерах [2]. С целью выявления творчески работающих лидеров системы образования и распространения их управленческого опыта в России проводятся конкурсы «Лидер в образовании» для руководителей образовательных организаций
дошкольного, школьного и дополнительного образования, с 2000 г.; «Директор школы», с 2010 г. Но здесь необходимо вернуться к первому аспекту - лидеров нужно готовить.
Третий аспект лидерства - образовательные организации - лидеры. В какой детский сад хотят привести ребенка родители, какую школу они затем для него выбирают, в какой вуз хочет поступить абитуриент? Конечно, это будут наиболее котирующиеся на рынке образовательных услуг организации. Задача каждого педагогического коллектива - сделать свой детский сад, свою школу, вуз первым среди лучших, а значит лидером. Без руководителя-лидера это сделать сложно, а такого руководителя нужно подготовить. Лидерская позиция организации образования прослеживается в рейтингах, которые формируются, начиная с муниципального уровня и заканчивая международным.
Таким образом, по вопросу лидерства в образовании можно сформулировать нескольких выводов. Феномен лидерства сегодня актуален во всех областях общественной жизни, набирает он популярность и в сфере образования. Лидерство следует рассматривать не только применительно к отношениям руководителя и группы, но и в отношении человека к самому себе (личное лидерство). В образовании лидерство наблюдается в трех аспектах: воспитание лидеров, лидерство руководства и лидерство образовательных организаций в рейтингах. Отличием образования от других отраслей экономики является его цель - воспитание лидеров, начиная с дошкольного уровня.
Литература
1. Савина Н. В. Развитие лидерской компетенции будущих менеджеров в образовательной среде вуза. Современные научные исследования. Выпуск 2. Концепт, 2014. ART 54856. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/54856.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. ISSN 2304-120X.
2. Савина Н. В. Развитие лидерской компетенции руководителей современных образовательных организаций. - Ученые записки ИУО РАО 2 (58) выпуск 2016 Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций и новые стратегии управления». 09-10 июня 2016 г. Часть 2. 189 с. С. 90-94.
3. Компетенции успеха в образовании (заседание учёного совета Института образования человека). [Электронный ресурс]: Вестник института образования человека, 2011. № 2. Режим доступа: http://eidos-institute.ru/upload/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-222-Khutorskoy-Korol-Andrianova.pdf. (дата обращения: 20.07.2016).
Education of critical thinking as a way to improve students' motivation to musical literature lessons at the Children's School of Art Saraeva S. (Russian Federation) Развитие критического мышления как один из способов повышения мотивации учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств Сараева С. В. (Российская Федерация)
Сараева Светлана Валерьевна / Saraeva Swetlana — кандидат искусствоведения, преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 11, г. Новосибирск
Аннотация: в статье рассматривается технология развития критического мышления и использование ее приемов на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств. Abstract: the article examines the technology critical thinking and the use of its methods in lessons of musical literature in the Children's School of Art.
Ключевые слова: педагогическая технология, критическое мышление, музыкальная школа, дети, история музыки.
Keywords: pedagogical technology, critical thinking, a music school, children, history of music.
Как пробудить в ребенке интерес к процессу обучения? Как побудить его к тому, чтобы он сам стал инициатором нового исследования, решения интересной задачи? Как вызвать в нем ощущения творческого горения, которое подобно ветру раздует парус его способностей? Как сделать так, чтобы процесс обучения представлял собой не коллекционирование больших объемов бесполезных для учащегося знаний, а