Научная статья на тему 'Нескучные уроки: современные педагогические технологии на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств'

Нескучные уроки: современные педагогические технологии на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД / ИГРОВОЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROBLEM-HEURISTIC TRAINING / OPERATIONAL METHOD / THE GAME APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева Светлана Валерьевна

актуальность данного направления обусловлена поиском инновационных педагогических технологий, направленных не только на активизацию познавательного потенциала учащихся, но и на повышение интереса к изучаемым предметам, а также музыкальному искусству в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сараева Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нескучные уроки: современные педагогические технологии на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Нескучные уроки: современные педагогические технологии на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств

Сараева С.В.

Сараева Светлана Валерьевна /Saraeva Svetlana Valerievna - кандидат искусствоведения, преподаватель детской

школы искусств № 11, г. Новосибирск

Аннотация: актуальность данного направления обусловлена поиском инновационных педагогических технологий, направленных не только на активизацию познавательного потенциала учащихся, но и на повышение интереса к изучаемым предметам, а также музыкальному искусству в целом. Abstract: the relevance of this finding is due to the direction of educational technologies aimed not only at enhancing cognitive potential of students, but also increased interest in the subjects studied, as well as the art of music as a whole.

Ключевые слова: педагогические технологии, проблемно-эвристическое обучение, деятельностный метод, игровой подход.

Keywords: educational technology, problem-heuristic training, operational method, the game approach.

Современная ситуация в обучении достаточно специфична. Мир наших детей переполнен информацией в такой степени, что их сознание в какой-то мере начинает сопротивляться ее усвоению. Традиционные формы подачи учебного материала (лекции, зачеты, контрольные уроки) в этом плане удачно сочетаются с инновационными. Нетрадиционные педагогические технологии с успехом могут применяться на любых этапах изучения темы (как на начальных, так и на заключительных), а также в любых возрастных категориях учащихся.

На начальном этапе изучения материала наиболее эффективным нам видится проблемно-эвристический метод. Как отмечает Андреев В.И.: «Центральная проблема эвристики - это проблема активизации, интенсификации и на этой основе существенное повышение эффективности различных видов творческой деятельности» [1, с. 17]. Здесь учащиеся с помощью преподавателя определяют проблематику изучаемой темы и предлагают решения. Как правило, уже начало урока несет в себе проблемную ситуацию: не традиционное утверждение темы, а вопрос о ней. Учащиеся должны определить ее сами по какому-то определяющему признаку: высказыванию третьих лиц, музыкальному фрагменту, произведению литературы или живописи. Далее в процессе прослушивания и анализа музыкального материала следуют методы эвристической беседы, мозгового штурма по поводу изучаемого материала. В заключительной части урока необходима рефлексия, резюмирование, закрепление ключевых моментов новой темы. Здесь весьма уместны методы эвристических вопросов, которые может задавать не только преподаватель, но и сами учащиеся, выступая в роли учителя. Несомненно, большим эффектом обладает технология дидактического синквейна (первая строка которого заключает в себе одно слово, обозначающее предмет о котором идет речь, вторая - два слова - описание его признаков, свойств, третья - три глагола - его действия, четвертая - фраза из четырех слов, описывающая отношение к нему автора синквейна и, наконец, пятая - одно слово-резюме, характеризующее его суть). Для более глубокого усвоения нового учебного материала можно порекомендовать творческие формы домашнего задания. Например, составить кроссворд, ребус, вопросы к викторине по изученной теме.

Для закрепления материала эффективным представляется деятельностный подход, в рамках которого учебный материал лучше осмысляется и усваивается ребенком. Так, Шатковский Г.И. отмечает: «Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно (по принципу синтеза): одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией» [7, с.5]. Эффективность данного метода подтверждается многочисленными учебными пособиями, основанными на данной технологии [2, 3, 4, 5]. Например, творческие тетради Булаевой О.П., Геталовой О.А. «Учусь импровизировать и сочинять», где освоение теоретического материала по сольфеджио подкрепляется практическими заданиями по сочинению в рамках изучаемой темы. Что касается предмета музыкальной литературы и слушания музыки, то здесь деятельностный подход предлагается реализовывать посредством проектно-исследовательской деятельности. Весьма эффективной представляется организация конференций по изучаемой тематике, причем для активизации интереса детей к данным мероприятиям можно предложить им, во-первых, самим (при помощи преподавателя) формировать темы конференции, во-вторых, выступить каждому из них в роли рецензента доклада, в-третьих, участвовать в качестве членов жюри, и, наконец, в-четвертых, самостоятельно подойти к организации награждения победителей (по желанию изготовить дома призы и грамоты, дипломы).

И, наконец, в качестве контроля усвоения учебного материала весьма действенны игровые технологии. Не секрет, что во время контрольных уроков, дети зажимаются и отвечают хуже, чем они в действительности знают предмет. И, напротив, именно в процессе игры мыслительная деятельность учащихся активизируется, особенно, если это игра командная, где каждый по мере своих способностей

вносит свою лепту. Уроки-путешествия, -состязания, -дуэли, -конкурсы, -детективные расследования - все эти направления создают у детей особое приподнятое настроение, эмоциональный подъем, которые не только способствуют оптимизации учебного процесса, но и сплачивают детский коллектив. Наиболее эффективным видится активное привлечение учащихся к организации подобным мероприятий (изготовление дома необходимого реквизита, призов, формирование вопросов к интеллектуальным состязаниям и т.д.). Например, одной из подобных игр может быть «Что? Где? Когда?», в которой участвуют две команды, каждая из которых сначала дома заранее готовит интересные вопросы в рамках предложенной темы, а затем в процессе игры дает ответы на вопросы своих противников, зарабатывая определенное количество баллов за правильные ответы. Затем из двух команд выбирается победитель.

Естественно, что инновационные педагогические технологии должны разумно сочетаться с традиционными, однако их применение, несомненно, делает обучение детей более ярким, веселым, незабываемым и остается одним из самых счастливых впечатлений школы.

Литература

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 237 с.

2. Булаева О.П., Геталова О.И. Учусь импровизировать и сочинять: [в 5 тетр.]. Санкт-Петербург: Композитор, 1999.

3. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. Автор: Л. Год: 2006. Издательство: Композитор, 2006. 40 с.

4. КалининаГ.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. «Калинин», 2012. Вып. 1,2,3.

5. Камаева Т., КамаевА. Азартное сольфеджио. М.: Владос, 2004. 81 с.

6. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. М.: Международная педагогическая академия, 1998. 266 с.

7. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. Амрита, 2010. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.