Научная статья на тему 'Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления "Туризм"'

Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления "Туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕБАТЫ / ТУРИЗМ / СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ENGLISH / PRINCIPLES OF EDUCATION / DEBATES / TOURISM / MODERN METHOD OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пекушева Д. В., Ряднова М. В., Невская П. В.

Туризм одно из наиболее популярных направлений подготовки студентов. Работа в туристической отрасли требует не только владения профессиональными навыками, но и высоким уровнем знаний английского языка. Многие студенты испытывают трудности в применении на практике теоретических знаний. Значение владения иностранным языком студентами, обучающимися по направлению «Туризм», трудно переоценить. Умение четко мыслить и излагать свои мысли на иностранном языке расширяет профессиональные возможности будущих специалистов, повышает качество сотрудничества с коллегами всего мира. В статье приведены система принципов Е.И. Пассова и методы обучения, которые лежат в основе преподавания иностранного языка. Применять на практике полученные знания из различных сфер профессии, развивать навыки владения иностранным языком помогает проблематизация в процессе обучения студентов. Создание проблемных ситуаций это новый эффективный подход, который воспринимается и как принцип обучения, и как метод обучения, и как новый дидактический подход и может использоваться на всех этапах учебного процесса. Одним из проблемных методов обучения студентов профессиональному английскому языку является дискуссия. Авторы знакомят с формами дискуссий, в том числе и с дебатами. Целью статьи является привлечь внимание преподавателей к дебатам и показать значение применения этого современного педагогического метода для свободного владения английским языком. В статье подробно рассмотрены ход и содержание дебатов, опираясь на которые, преподаватели английского языка смогут адаптировать их под свои задачи и цели. Это универсальный метод обучения для многих специальностей. В статье показана эффективность его применения при обучении лексике студентов направления «Туризм». Из существующих разновидностей этого метода был выбран формат дебатов Карла Поппера как наиболее подходящий для обучения лексике студентов данной специальности. Использование этого формата позволит добиться высоких результатов не только в освоении лексики, но и в развитии коммуникативных навыков для успешной работы в туристическом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пекушева Д. В., Ряднова М. В., Невская П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBATE AS A MODERN METHOD OF TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF THE “TOURISM” MAJOR

Tourism is one of the most popular majors among the students. Working in the tourism industry a person must have professional skills and a high level of knowledge of the English language. While applying theoretical knowledge to practice, some complications occur for the students. The value of second language skills for the students of the “Tourism” major can hardly be overestimated. The abilities to think clearly and produce meaningful utterances in a foreign language widens professional possibilities of future specialists, improves cooperation with colleagues from all over the world. The E.I. Passov’s edifice and education methods which are in the basis of teaching foreign languages are described in this article. The problem-solving approach helps students to put appropriate knowledge into practice and to develop language skills. The creation of problem situations is a promising approach, which we can conceive as a principle of education, as a method of education and as a new didactic approach that can be used at all stages of the educational process. Discussion is one of the problem-solving methods in teaching English for specific purposes. The authors outline different forms of discussion, including debates. The purpose of the article is to draw attention of the teachers to the Debate pedagogical technology and to point out the importance of application of this modern pedagogical method to develop fluency in English. The article considers the debating process and content for the English teachers to adapt this technology to their objects and aims. Problem solving is a general instructional method for many majors. The effectiveness of its application in developing lexical skills in Tourism students is shown. Karl Popper’s debate system was chosen as a proper method to teach lexis to the students of the Tourism major. The usage of this system will foster achievement of the forecast results in mastering not only lexical skills but also communicative skills to work successfully in the travel industry.

Текст научной работы на тему «Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления "Туризм"»

УДК 372.881.1

DOI: 10.15593/2224-9389/2018.1.15

Д.В. Пекушева, М.В. Ряднова, П.В. Невская

Получена: 20.01.2018 Принята: 15.02.2018 Опубликована: 30.03.2018

Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Российская Федерация

ДЕБАТЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД

ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ»

Туризм - одно из наиболее популярных направлений подготовки студентов. Работа в туристической отрасли требует не только владения профессиональными навыками, но и высоким уровнем знаний английского языка. Многие студенты испытывают трудности в применении на практике теоретических знаний. Значение владения иностранным языком студентами, обучающимися по направлению «Туризм», трудно переоценить. Умение четко мыслить и излагать свои мысли на иностранном языке расширяет профессиональные возможности будущих специалистов, повышает качество сотрудничества с коллегами всего мира.

В статье приведены система принципов Е.И. Пассова и методы обучения, которые лежат в основе преподавания иностранного языка.

Применять на практике полученные знания из различных сфер профессии, развивать навыки владения иностранным языком помогает проблематизация в процессе обучения студентов. Создание проблемных ситуаций - это новый эффективный подход, который воспринимается и как принцип обучения, и как метод обучения, и как новый дидактический подход и может использоваться на всех этапах учебного процесса.

Одним из проблемных методов обучения студентов профессиональному английскому языку является дискуссия.

Авторы знакомят с формами дискуссий, в том числе и с дебатами.

Целью статьи является привлечь внимание преподавателей к дебатам и показать значение применения этого современного педагогического метода для свободного владения английским языком.

В статье подробно рассмотрены ход и содержание дебатов, опираясь на которые, преподаватели английского языка смогут адаптировать их под свои задачи и цели.

Это универсальный метод обучения для многих специальностей. В статье показана эффективность его применения при обучении лексике студентов направления «Туризм». Из существующих разновидностей этого метода был выбран формат дебатов Карла Поппера как наиболее подходящий для обучения лексике студентов данной специальности. Использование этого формата позволит добиться высоких результатов не только в освоении лексики, но и в развитии коммуникативных навыков для успешной работы в туристическом бизнесе.

Ключевые слова: английский язык, принципы обучения, дебаты, туризм, современный метод обучения.

D.V. Pekusheva, M.V. Ryadnova, P.V. Nevskaya

Received: 20.01.2018 Accepted: 15.02.2018 Published: 30.03.2018

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russian Federation

DEBATE AS A MODERN METHOD OF TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF THE "TOURISM" MAJOR

Tourism is one of the most popular majors among the students. Working in the tourism industry a person must have professional skills and a high level of knowledge of the English language. While applying theoretical knowledge to practice, some complications occur for the students. The value of second language skills for the students of the "Tourism" major can hardly be overestimated. The abilities to think clearly and produce meaningful utterances in a foreign language widens professional possibilities of future specialists, improves cooperation with colleagues from all over the world.

The E.I. Passov's edifice and education methods which are in the basis of teaching foreign languages are described in this article.

The problem-solving approach helps students to put appropriate knowledge into practice and to develop language skills. The creation of problem situations is a promising approach, which we can conceive as a principle of education, as a method of education and as a new didactic approach that can be used at all stages of the educational process.

Discussion is one of the problem-solving methods in teaching English for specific purposes.

The authors outline different forms of discussion, including debates.

The purpose of the article is to draw attention of the teachers to the Debate pedagogical technology and to point out the importance of application of this modern pedagogical method to develop fluency in English.

The article considers the debating process and content for the English teachers to adapt this technology to their objects and aims.

Problem solving is a general instructional method for many majors. The effectiveness of its application in developing lexical skills in Tourism students is shown. Karl Popper's debate system was chosen as a proper method to teach lexis to the students of the Tourism major. The usage of this system will foster achievement of the forecast results in mastering not only lexical skills but also communicative skills to work successfully in the travel industry.

Keywords: English, principles of education, debates, tourism, modern method of education.

На сегодняшний день такое направление подготовки, как «Туризм», становится все более популярным среди абитуриентов. Во многих университетах появляется данное направление, и все больше студентов хотят получить качественное образование именно в этой сфере. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Для того чтобы продуктивно работать с информацией мирового сообщества, общаться с иностранными коллегами по профессии на высоком уровне, необходимо знание иностранных языков. Умение систематизировать и анализировать информацию, аргументировать и контраргументировать необходимые факты требуется от будущих специалистов. В процессе профессиональной деятельности молодые специалисты встречаются с проблемами, для решения которых важно уметь четко формулировать мысли устно или письменно на иностранном языке.

В рамках формирования общекультурных компетенций для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия необходимо развивать способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках [1].

Чтобы стать специалистом высокого уровня, необходимо разбираться в особенностях экономики разных стран, знать их традиции, культуру, религию и т.д. Туризм учит общаться с людьми разных менталитетов и дает новые знания о людях многочисленных национальностей. Поэтому владение иностранными языками, и в первую очередь, английским, международным, является обязательным требованием для тех, кто работает в туристической сфере.

Несмотря на важность изучения английского языка, в неязыковых вузах на дисциплину «Иностранный язык» отводится недостаточное количество часов для того, чтобы достигнуть свободного уровня владения языком из-за того, что большее внимание все же должно уделяться предметам, необходимым для профессиональной деятельности по выбранной специальности. Более того, изучение того или иного языка заканчивается уже на втором или третьем курсе.

В результате многие студенты выпускаются из университета, не достигнув того уровня языка, с которым можно было бы успешно работать по будущей специальности.

Преподаватели стремятся более эффективно использовать время на занятиях, но этого не достаточно. Для решения данной проблемы важно замотивиро-вать студентов на качественное выполнение домашнего задания, а также совершенствовать программы обучения для оптимизации учебного процесса.

Однако, даже несмотря на достаточную мотивацию и осознание необходимости знания языка, не все студенты уделяют должное внимание его изучению.

Необходимо привлекать самые современные учебные пособия, подбирать дополнительный материал с учетом интересов обучающихся, использовать методики, направленные на стимулирование заинтересованности студентов и активизирующие полноценное взаимодействие участников учебного процесса [2].

Для того чтобы быстро и качественно решать задачи обучения английскому языку, преподаватели постоянно ищут новые эффективные методы преподавания, которые позволят получить не только теоретические знания, но и научат применять их на практике.

Правильно подобранный метод повысит мотивацию учащихся и качество их обучения. Используя различные методы, преподаватели должны следовать принципам обучения иностранному языку [3].

Соблюдение принципов обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку - это основа всего процесса обучения. Его основными компонентами являются задачи, содержание, контроль и методы стимулирования и учебного процесса [4].

В принципах отражены требования к процессу обучения, а также к его целям, задачам, методам, средствам, организационным формам. Поскольку они являются основополагающими, без их реализации невозможно добиться эффективности в обучении [5].

Другими словами, принципы - это некие предписания, выполняя которые, становится возможным сделать процесс обучения эффективным [6].

Они логичны, в них отражаются общественные потребности людей, они модернизируются вместе с развитием основополагающих для методики дисциплин, изменяются под влиянием воздействия общественного прогресса.

Принципы обучения английскому языку разнохарактерны. Некоторые из них определяют процесс обучения во всем объеме, другие - какому-то конкретному виду речевой деятельности, а третьи могут иметь значение только для какой-то особенной стороны обучения иностранному языку [7].

Постоянно меняющаяся система принципов предполагает появление новых принципов и пересмотр уже существующих.

Например, с тех пор как обучение языку стало ориентироваться на широкое образование личности, содержание принципа коммуникативности претерпело некоторые изменения. Появление в науке лингвострановедения и культуроведения повлекло за собой появление принципа межкультурного взаимодействия; а принцип уровней владения языком появился вслед за созданием «Государственного образовательного стандарта» и разработкой «Шкалы уровней владения языком».

В обучении иностранному языку преподаватели ориентируются на иерархию принципов, составленную Е.И. Пассовым:

1) принципы первого ранга, универсальные для обучения любому предмету, - общедидактические;

2) принципы второго ранга, основополагающие в обучении иностранному языку, - общеметодические;

3) принципы третьего ранга, основополагающие в обучении определенному виду деятельности, - частнометодические;

4) принципы четвертого ранга, используемые в более узкой сфере обучения [8].

То, каким образом применяются принципы обучения на практике, определяет и методы обучения иностранному языку. Чаще всего используют следующие методы:

1) матричный метод (универсальный для всех групп учащихся и для одновременного изучения нескольких языков);

2) коммуникативный метод (основан на равномерном развитии языковых навыков в процессе общения);

3) суггестопедия (помогает поверить в свои силы и способности);

4) аудиолингвальный (базируется на многократном повторении языковых структур);

5) погружение в языковую среду;

6) грамматико-переводной метод (основан на регулярном изучении грамматики);

7) натуральный метод (естественное овладение устным иностранным языком как родной речью);

8) структурный метод (проработка навыков на основе моделей) [9].

Очень эффективным подходом к обучению иностранному языку является проблематизация учебного процесса. Создание проблемных ситуаций на занятиях воспринимается и как принцип обучения, и как метод обучения, и как новый дидактический подход, и может использоваться на всех этапах учебного процесса.

Сегодня все чаще используется такой метод проблемного обучения, как метод дискуссий, потому что он позволяет применять студентам знания из различных сфер будущей профессии и отрабатывать языковые навыки на практике, проявляя и развивая творческие способности [5].

Наиболее часто преподаватели используют следующие формы дискуссии:

1) круглый стол - беседа, участники которой обсуждают проблемы, ситуации, обмениваются мнениями между собой и с аудиторией;

2) заседание экспертной группы («панельная дискуссия») - несколько участников обсуждают проблему, а затем высказывают свои мнения аудитории;

3) форум - несколько участников выдвигают проблему аудитории;

4) симпозиум - собрание, на котором выступающие высказывают свое мнение по проблеме, а затем общаются с аудиторией, отвечают на вопросы;

5) техника аквариума - групповое обсуждение проблемы, после которого представители каждой группы выступают перед аудиторией и участвуют в дискуссии;

6) судебное заседание - обсуждение, проходящее по структуре судебного разбирательства;

7) дебаты - в широком смысле это формализованная дискуссия, спор, проходящий по строгим правилам и в жестких временных границах [10].

Дебаты, являясь одним из видов дискуссии, способствуют развитию многих умений, необходимых для эффективного общения в любой сфере.

Выбранная тема является актуальной, поскольку, несмотря на преимущества данного метода, дебаты довольно редко используют при изучении английского языка. А ведь они помогают развивать основные коммуникативные умения, а именно: аудирование, чтение, письмо и говорение, которые являются основополагающими для хорошего владения иностранным языком.

«Дебаты» могут быть использованы в качестве образовательной технологии, которая будет способствовать не только максимальной заинтересован-

ности учащихся в учебном материале, но и помогать формировать ряд специальных навыков, таких как оперативная организация мыслей, опыт рационального поведения в условиях конфликта, навыки устной речи и публичного выступления, самоуверенность, умение быстро ориентироваться в ситуации и защищать свою точку зрения.

Таким образом, благодаря дебатам у участников развиваются навыки, необходимые для эффективного общения. Критическое мышление - это один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при использовании технологии «Дебаты» [11].

Кроме того, технология «Дебаты» предполагает:

1) активное включение учащегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

2) организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;

3) обеспечение диалогического общения между преподавателем и учащимися в процессе добывания новых знаний [12].

Существует несколько форматов игры в «Дебаты»: менеджер-формат, парламентские дебаты, юридические дебаты, дебаты Карла Поппера, политические дебаты, русский формат, дебаты Линкольна - Дугласа, открытые дебаты, научные дебаты, президентский формат (американский формат). Их отличие заключается в количестве участников, правилах и целях игры [13].

Однако в основном действующими лицами являются команда, судьи и таймкипер.

Команда. Команда обычно состоит из 2-3 человек (спикеров). Команда, которая будет отстаивать правильность какого-либо тезиса (тезис обычно формулируется в названии темы игры), называется утверждающей, а команда, опровергающая тезис, - отрицающей.

Судьи. Задача судей состоит в наблюдении за игрой команд и в решении, какая из них оказалась более логичной и неоспоримой в доказывании своих позиций. При этом в обязанности судей входит заполнение протокола, в котором отмечают сильные и слабые стороны каждого из спикеров и команды в целом.

Таймкипер. Таймкипер - это человек, следящий за тем, чтобы регламент игры был соблюден, при этом отмечая время выступлений спикеров.

Определенную структуру имеет и содержательная сторона дебатов, ее основными элементами являются тема и кейс. Под темой понимается тезис, формулируемый в виде утверждения, которое команды должны защитить или опровергнуть. На основе темы каждая команда должна сформировать свой кейс. С помощью кейса команда выражает позицию по дискутируемой теме. Кейс также имеет свою структуру, в которую входят философия, аргументы, меры и поддержки. Философия представляет собой наиболее общие

ценности, которые необходимо защитить команде, отстаивающей свою позицию. Аргументы - это доводы, приводимые в подкрепление или опровержение тезиса. Помимо аргументов команде необходимо предоставить судье поддержки, то есть практические сведения (конкретные события, цитаты, статистику), которые являются первостепенным элементом аргументации. Меры, предпринимаемые командой для решения проблемы, также могут быть включены в структуру кейса. Чаще меры предоставляют утверждающие команды для отрицающих команд.

Как излагалось выше, дебаты имеют разные форматы. Однако для образовательных целей в изучении английского языка студентов направления «Туризм» лучше всего подходит формат дебатов Карла Поппера.

Этот формат возник как программа, развивающая умения рассуждать и критически мыслить. Он является самым простым и оптимальным для начинающих дебатеров.

На сегодняшний день профессионалам в сфере туризма часто приходится не просто общаться с иностранными коллегами, но и уметь грамотно выражать свои мысли на английском языке при обсуждении серьезных вопросов, принятии управленческих решений и обсуждении их в команде.

Поэтому современному специалисту важно владеть лексикой туристического бизнеса, уметь вести переговоры, работать в команде, уметь выражать свои мысли, слышать и понимать иностранного партнера. Все эти навыки можно результативно отработать, используя формат дебатов Карла Поппера.

Он позволяет развивать следующие навыки:

- диалогическая речь;

- способность работать в команде;

- аудирование;

- умение выразить на иностранном языке свое отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу;

- использование профессиональной лексики в заданной ситуации;

- критическое мышление;

- быстрое реагирование на высказывание оппонента;

- ораторское мастерство и умение вести диалог на английском языке;

- формирование кейс-проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способность разрабатывать миссию, ставить цели, анализировать;

- толерантность;

- способность формировать и отстаивать свою точку зрения на английском языке.

Цель применения данного формата:

- овладеть особой формой дискуссии;

- расширить теоретические знания английского языка;

- закрепить пройденную грамматику и лексику на материале, отвечающем запросам сферы «Туризм»;

- совершенствовать навыки аудирования, говорения, письма, чтения;

- осуществлять контроль за усвоением материала;

- преодолевать психологические зажимы.

В дебатах участвуют две команды:

1. Команда утверждения.

2. Команда отрицания.

Заявляется тема для дебатов, которую рекомендуется выбирать в соответствии с направлением обучения. В данном случае темы должны быть связаны с туризмом. Например: «Развитие туристической индустрии в России» (Development of tourism industry in Russia).

Команда утверждения представляет свой кейс, в котором приводит аргументы и доказательства того, что туризм в нашей стране стремительно развивается. Команда отрицания доказывает, что, напротив, из-за популярности зарубежных курортов происходит отток туристов из России. Обсуждение ведется по регламенту и правилам [14].

В ходе дебатов члены команды имеют возможность высказываться, задавать вопросы. Вводятся лексические понятия, связанные с состоянием гостиниц, дорог, с уровнем подготовки персонала, климатическими особенностями курортных зон и туристических объектов и т.д. Преподаватель в процессе дискуссии имеет возможность оценить уровень усвоения пройденного материала каждым из участников дебатов.

Дебаты - это современный и действенный метод в работе по организации обучения иностранному языку. Применение метода «Дебаты» на занятиях английского языка со студентами направления «Туризм» является эффективным, потому что он дает возможность успешно применять полученные теоретические знания, закреплять навыки аудирования, говорения, письма и чтения, свободно вести диалоги и дискуссии в рамках заданной темы. Благодаря многообразию форматов дебатов, их можно использовать на разных этапах обучения и на любых направлениях подготовки студентов. Данная педагогическая технология повышает мотивацию учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка и побуждает к осознанным действиям в коммуникативных ситуациях.

Использование метода «Дебаты» развивает творческое мышление, умение применять полученные знания на практике. В рамках дебатов студенты учатся действовать в интересах группы, проявлять уважение к точкам зрения собеседников, уметь отстаивать свое мнение, что помогает формировать коллектив.

Благодаря рассматриваемому методу будущие специалисты сферы «Туризм» научатся принимать решения, разбираться в проблемах, ориентироваться в информационном мире и вести диалоги на иностранном языке не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности [15].

Список литературы

1. Об утверждении Федерального государственного высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (уровень бакалавриата): приказ от 14.12.2015 № 40639 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/21/3432 (дата обращения: 16.01.2018).

2. Пекушева Д.В. Трудности при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс] // Научная палитра. - 2017. - № 3(17). -URL: culture.esrae.ru/43-386 (дата обращения: 16.01.2018).

3. Гетманская М.К., Баграмова Н.В. Принципы обучения иностранному языку как ведущий фактор процесса обучения // Интерактивная наука. - 2017. - № 6 (16). - С. 24-28.

4. Шакирова А.А. Принципы обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18324 (дата обращения: 16.01.2018).

5. Понятие «принцип обучения» [Электронный ресурс]. - URL: http://knigi. link/inostran-nyim-yazyikam-obuchenie/ponyatie-printsip-obucheniya-53287.html (дата обращения: 16.01.2018).

6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школьная пресса, 2004.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 c.

9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучению иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - С. 153.

10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических процессах. - М.: Арена, 1994. - 216 с.

11. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам // Дебаты: учебно-метод. комплект. - М., 2001.

12. Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты» // Школьные технологии - 2007. - № 1. - С. 89-92.

13. Форматы дебатов [Электронный ресурс] // Дем. клуб. - URL: http://www.de-bater.ru/ab2-formats.htm (дата обращения: 21.11.2017).

14. Программа дебатов Карла Поппера [Электронный ресурс] // Дем. клуб. -URL: http://www.debater.ru/ab2-formats4.htm (дата обращения: 30.11.2017).

15. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/74846569 (дата обращения: 16.01.2018).

References

1. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 43.03.02 "Turizm" (uroven' bakalavriata): prikaz ot 14.12.2015 № 40639 [On Approving the Federal State Educational Standard of Higher Education for four-year curriculum in Tourism (bachelor's degree level)]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 14 December, 2015, no. 40639. Available at: http://fgosvo.ru/ news/21/3432 (accessed 16 January 2018).

2. Pekusheva D.V. Trudnosti pri obuchenii angliiskomu iazyku studentov neiazykovykh vuzov [Difficulties of teaching English to students of non-linguistic universities]. Nauchnaia palitra, 2017, no. 3(17). Available at: culture.esrae.ru/43-386 (accessed 16 January 2018).

3. Getmanskaia M.K., Bagramova N.V. Printsipy obucheniia inostrannomu iazyku kak vedushchii faktor protsessa obucheniia [The principles of teaching a foreign language as the key factor of the educational process]. Interaktivnaia nauka, 2017, no. 6(16), pp. 24-28.

4. Shakirova A.A. Printsipy obucheniia inostrannomu iazyku [The principles of foreign language learning]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 1-1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18324 (accessed 16 January 2018).

5. Poniatie "printsip obucheniia" [The concept of the education principle]. Available at: http://knigi.link/inostran-nyim-yazyikam-obuchenie/ponyatie-printsip-obucheniya-53287.html (accessed 16 January 2018).

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiianov E.N. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, Shkol'naia pressa, 2004.

7. Zimniaia I.A. Pedagogicheskaia psikhologiia [The pedagogical psychology]. Moscow, Logos, 2004, 384 p.

8. Passov E.I. Urok inostrannogo iazyka v srednei shkole [The lesson of a foreign language in the secondary school]. Moscow, Prosveshchenie, 1988, 223 p.

9. Gal'skova N.D. Sovremennaia metodika obucheniiu inostrannym iazykam [The modern methods of foreign language teaching]. 2nd ed. Moscow, ARKTI, 2003, 153 p.

10. Klarin M.V. Innovatsionnye modeli obucheniia v zarubezhnykh pedagogiches-kikh protsessakh [The innovative models of education in the foreign pedagogic processes]. Moscow, Arena, 1994, 216 p.

11. Svetenko T.V. Putevoditel' po debatam [The debate guide]. Debate. Academic series. Moscow, 2001.

12. Pol'diaeva O.V. Vozmozhnosti tekhnologii "Debaty" [Features of the "Debate" technology]. Shkol'nye tekhnologii-2007, no. 1, pp. 89-92.

13. Formaty debatov [The formats of debate]. Dem Klub. Available at: http://www.debater.ru/ab2-formats.htm (accessed 21 November 2017).

14. Programma debatov Karla Poppera [Karl Popper's debate programme]. Dem Klub. Available at: http://www.debater.ru/ab2-formats4.htm (accessed 30 November 2017).

15. Ispol'zovanie diskussii na zaniatiiakh inostrannogo iazyka v ramkakh problemnogo obucheniia pri podgotovke sovremennykh spetsialistov [The usage of the discussion at the lessons of a foreign language in problem-solving approach to modern professional training]. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/74846569 (accessed 16 January 2018).

Сведения об авторах

ПЕКУШЕВА Дарья Витальевна

e-mail: [email protected]

Студентка факультета информационно-библиотечной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры (Краснодар, Российская Федерация)

About the authors

Darya V. PEKUSHEVA

e-mail: [email protected]

Student, Information and Library Activities Faculty, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation)

РЯДНОВА Мария Владимировна

e-mail: [email protected]

Студентка факультета информационно-библиотечной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры (Краснодар, Российская Федерация)

НЕВСКАЯ Полина Вячеславовна

e-mail: [email protected]

Доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского и иностранного языков и литературы, Краснодарский государственный институт культуры (Краснодар, Российская Федерация)

Mariya V. RYADNOVA

e-mail: [email protected]

Student, Information and Library Activities Faculty, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation)

Polina V. NEVSKAYA

e-mail: [email protected]

Doctor of Art Criticism, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Russian and Foreign Languages and Literature Department, Krasnodar State University of Culture (Krasnodar, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.