Научная статья на тему 'Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления "Туризм"'

Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления "Туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH / ДЕБАТЫ / DEBATES / ТУРИЗМ / TOURISM / СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / MODERN METHOD OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невская Полина Вячеславовна, Пекушева Дарья Витальевна, Ряднова Мария Владимировна

Туризм одно из наиболее популярных направлений подготовки студентов. Работа в туристической отрасли требует не только владения профессиональными навыками, но и высокого уровня знаний английского языка. Многие студенты испытывают трудности в применении на практике теоретических знаний. Целью статьи является привлечь внимание преподавателей к дебатам и показать значение применения этого современного педагогического метода для свободного владения английским языком. В статье подробно рассмотрены ход и содержание дебатов, опираясь на которые, преподаватели английского языка смогут адаптировать их под свои задачи и цели. Это универсальный метод обучения для многих специальностей. В статье показана эффективность его применения при обучении лексике студентов направления «Туризм». Из существующих разновидностей этого метода был выбран формат дебатов Карла Поппера как наиболее подходящий для обучения лексике студентов данной специальности. Использование этого формата позволит добиться высоких результатов не только в освоении лексики, но и в развитии коммуникативных навыков для успешной работы в туристическом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBATE AS A MODERN METHOD OF TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF THE COURSE “TOURISM”

Tourism is one of the most popular courses among the students. Working in the tourism industry a person must have professional skills and a high level of knowledge of the English language. While applying theoretical knowledge to practice, some complications occur to the students. The purpose of the article is to pay attention of the teachers to the pedagogical technology “Debate” and to point out the importance of the usage this modern pedagogical method for fluency in English by the students of the course “Tourism”. In the article there is narrow consideration of the debate’s process, while drawing on it, the English teachers will be able to adapt this technology to their objects and aims. It is a general method of the education for a lot of professions. The effectiveness of its usage while vocabulary training of the students of the course “Tourism” is shown in the article. From the existent variety of this technology, Karl Popper’s debate format was chosen as a proper method for vocabulary training of the students of this course. The usage of this format will support to achieve great results not only in not only in mastering vocabulary but in the development of the communication skills for the successful work in the travel industry.

Текст научной работы на тему «Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления "Туризм"»

УДК 372.881.1

DOI: 10.14529/Ппд170409

ДЕБАТЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ»

П.В. Невская, Д.В. Пекушева, М.В. Ряднова

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия

Туризм - одно из наиболее популярных направлений подготовки студентов. Работа в туристической отрасли требует не только владения профессиональными навыками, но и высокого уровня знаний английского языка. Многие студенты испытывают трудности в применении на практике теоретических знаний.

Целью статьи является привлечь внимание преподавателей к дебатам и показать значение применения этого современного педагогического метода для свободного владения английским языком. В статье подробно рассмотрены ход и содержание дебатов, опираясь на которые, преподаватели английского языка смогут адаптировать их под свои задачи и цели.

Это универсальный метод обучения для многих специальностей. В статье показана эффективность его применения при обучении лексике студентов направления «Туризм». Из существующих разновидностей этого метода был выбран формат дебатов Карла Поппера как наиболее подходящий для обучения лексике студентов данной специальности. Использование этого формата позволит добиться высоких результатов не только в освоении лексики, но и в развитии коммуникативных навыков для успешной работы в туристическом бизнесе.

Ключевые слова: английский язык, дебаты, туризм, современный метод обучения.

На сегодняшний день такое направление подготовки, как «Туризм», становится все более популярным среди абитуриентов. Во многих университетах появляется данное направление, и все больше студентов хотят получить качественное образование именно в этой сфере.

Чтобы стать специалистом высокого уровня, необходимо разбираться в особенностях экономики разных стран, знать их традиции, культуру, религию и т. д. Туризм учит общаться с людьми разных мен-талитетов и дает новые знания о людях многочисленных национальностей. Поэтому владение иностранными языками, и в первую очередь, английским, международным, является обязательным требованием для тех, кто работает в туристической сфере.

Преподавателям университетов необходимо быстро и качественно решать задачи обучения английскому языку, поэтому они ищут новые эффективные методы преподавания, которые позволят не только получать теоретические знания, но и применять их на практике.

Одним из современных методов обучения являются дебаты, которые способствуют развитию многих умений, необходимых для эффективного общения в любой сфере.

Данная тема является актуальной, поскольку, несмотря на преимущества данного метода, дебаты довольно редко используют при изучении английского языка. А ведь они помогают развивать основные коммуникативные умения, а именно: аудирование, чтение, письмо и говорение, которые являются основополагающими для хорошего владения иностранным языком.

В широком смысле «дебаты» - это формализованная дискуссия, спор, проходящий по строгим правилам и в жестких временных границах.

«Дебаты» могут быть использованы в качестве образовательной технологии, которая будет способствовать не только максимальной заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогать формировать ряд специальных навыков, таких как оперативная организация мыслей, опыт рационального поведения в условиях конфликта, навыки устной речи и публичного выступления, самоуверенность, умение быстро ориентироваться в ситуации и защищать свою точку зрения.

Таким образом, благодаря дебатам у участников развиваются навыки, необходимые для эффективного общения. Критическое мышление - это один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при использовании технологии «Дебаты» [2].

Кроме того, технология «Дебаты» предполагает:

1) активное включение учащегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

2) организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;

3) обеспечение диалогического общения между преподавателем и учащимися в процессе добывания новых знаний [1].

Существует несколько форматов игры в «Дебаты»: менеджер-формат, парламентские дебаты,

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2017. Т. 14, № 4. С. 59-62

Лингводидактика и практика перевода

юридические дебаты, дебаты Карла Поппера, политические дебаты, русский формат, дебаты Линкольна-Дугласа, открытые дебаты, научные дебаты, президентский формат (Американский формат). Их отличие заключается в количестве участников, правилах и целях игры [3].

Однако, в основном, действующими лицами являются команда, судьи и таймкипер.

Команда. Команда обычно состоит из 2-3 человек (спикеров). Команда, которая будет отстаивать правильность какого-либо тезиса (тезис обычно формулируется в названии темы игры), называется утверждающей, а команда, опровергающая тезис, - отрицающей.

Судьи. Задача судей состоит в наблюдении за игрой команд и решении, какая из них оказалась более логичной и неоспоримой в доказывании своих позиций. При этом в обязанности судей входит заполнение протокола, в котором отмечают сильные и слабые стороны каждого из спикеров и команды в целом.

Таймкипер. Таймкипер - это человек, следящий за тем, чтобы регламент игры был соблюден, при этом отмечая время выступлений спикеров.

Определенную структуру имеет и содержательная сторона дебатов, ее основными элементами являются тема и кейс. Под темой понимается тезис, формулируемый в виде утверждения, которое команды должны защитить или опровергнуть. На основе темы каждая команда должна сформировать свой кейс. С помощью кейса команда выражает позицию по дискутируемой теме. Кейс также имеет свою структуру, в которую входят философия, аргументы, меры и поддержки. Философия представляет собой наиболее общие ценности, которые необходимо защитить команде, отстаивающей свою позицию. Аргументы - это доводы, приводимые в подкрепление или опровержение тезиса. Помимо аргументов команде необходимо предоставить судье поддержки, т. е. практические сведения (конкретные события, цитаты, статистику), которые являются первостепенным элементом аргументации. Меры, предпринимаемые командой для решения проблемы, также могут быть включены в структуру кейса. Чаще меры предоставляют утверждающие команды для отрицающих команд.

Как говорилось выше, дебаты имеют разные форматы. Однако для образовательных целей в изучении английского языка студентов направления «Туризм» лучше всего подходит формат дебатов Карла Поппера.

Этот формат возник как программа, развивающая умения рассуждать и критически мыслить. Он является самым простым и оптимальным для начинающих дебатёров.

На сегодняшний день профессионалам в сфере туризма часто приходится не просто общаться с иностранными коллегами, но и уметь грамотно выражать свои мысли на английском языке при

обсуждении серьезных вопросов, принятии управленческих решений и обсуждении их в команде.

Поэтому современному специалисту важно владеть лексикой туристического бизнеса, уметь вести переговоры, работать в команде, выражать свои мысли и слышать и понимать иностранного партнера. Все эти навыки можно результативно отработать, используя формат дебатов Карла Поппера.

Он позволяет развивать следующие навыки:

- диалогическая речь;

- способность работать в команде;

- аудирование;

- умение выразить на иностранном языке своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу;

- использование профессиональной лексики в заданной ситуации;

- критическое мышление;

- быстрое реагирование на высказывание оппонента;

- ораторское мастерство и умение вести диалог на английском языке;

- формирование кейса проекта;

- способность разрабатывать миссию, ставить цели, анализировать;

- толерантность;

- способность формировать и отстаивать свою точку зрения на английском языке.

Цель применения данного формата:

- овладеть особой формой дискуссии;

- расширить теоретические знания английского языка;

- закрепить пройденную грамматику и лексику на материале, отвечающем запросам сферы «Туризм»;

- совершенствовать навыки аудирования, говорения, письма, чтения;

- осуществлять контроль за усвоением материала;

- преодолевать психологические зажимы.

В дебатах участвуют две команды: команда утверждения команда отрицания.

Заявляется тема для дебатов, которую рекомендуется выбирать в соответствии с направлением обучения. В данном случае темы должны быть связаны с туризмом. Например: «Развитие туристической индустрии в России» (Development of tourism industry in Russia).

Команда утверждения представляет свой кейс, в котором приводит аргументы и доказательства того, что туризм в нашей стране стремительно развивается. Команда отрицания доказывает, что, напротив, из-за популярности зарубежных курортов происходит отток туристов из России. Обсуждение ведется по регламенту и правилам [4].

В ходе дебатов члены команды имеют возможность высказываться, задавать вопросы. Вводятся лексические понятия, связанные с состояни-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2017, vol. 14, no. 4, pp. 59-62

Дебаты как современный метод обучения английскому языку

студентов направления «Туризм»

Невская П.В., Пекушева Д.В., Ряднова М.В._

ем гостиниц, дорог, с уровнем подготовки персонала, климатическими особенностями курортных зон и туристических объектов и т. д. Преподаватель в процессе дискуссии имеет возможность оценить уровень усвоения пройденного материала каждым из участников дебатов.

Дебаты - это современный и действенный метод в работе по организации обучения иностранному языку. Применение метода «Дебаты» на занятиях английского языка со студентами направления «Туризм» является эффективным, так как он дает возможность успешно применять полученные теоретические знания, закреплять навыки аудирования, говорения, письма и чтения, свободно вести диалоги и дискуссии в рамках заданной темы. Благодаря многообразию форматов дебатов их можно использовать на разных этапах обучения и на любых направлениях подготовки студентов. Данная

педагогическая технология повышает мотивацию учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка и побуждает к осознанным действиям в коммуникативных ситуациях.

Литература

1. Польдяева, О.В. Возможности технологии «Дебаты» / О.В. Польдяева // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С. 89-92.

2. Светенко, Т.В. Путеводитель по дебатам / Т.В. Светенко // Дебаты. Учебно-методический комплект. - М., 2001.

3. Форматы дебатов // Дем клуб. -http://www.debater.ru/ab2-formats.htm (дата обращения: 21.11.2017)

4. Программа дебатов Карла Поппера // Дем клуб. - http://www.debater.ru/ab2-formats4.htm (дата обращения: 30.11.2017)

Невская Полина Вячеславовна, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского и иностранного языков и литературы, Краснодарский государственный институт культуры (Краснодар), nevpolina@mail.ru

Пекушева Дарья Витальевна, студент факультета информационно-библиотечной деятельности, направление «Методика и практика преподавания иностранного языка», Краснодарский государственный институт культуры (Краснодар), dpekusheva@inbox.ru

Ряднова Мария Владимировна, студент факультета информационно-библиотечной деятельности, направление «Методика и практика преподавания иностранного языка», Краснодарский государственный институт культуры (Краснодар), masharl@mail.ru

Поступила в редакцию 30 ноября 2017 г.

DOI: 10.14529/ling170409

DEBATE AS A MODERN METHOD OF TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF THE COURSE "TOURISM"

P.V. Nevskaya, nevpolina@mail.ru D.V. Pekusheva, dpekusheva@inbox.ru M.V. Riadnova, masharl@mail.ru

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russian Federation

Tourism is one of the most popular courses among the students. Working in the tourism industry a person must have professional skills and a high level of knowledge of the English language. While applying theoretical knowledge to practice, some complications occur to the students. The purpose of the article is to pay attention of the teachers to the pedagogical technology "Debate" and to point out the importance of the usage this modern pedagogical method for fluency in English by the students of the course "Tourism". In the article there is narrow consideration of the debate's process, while drawing on it, the English teachers will be able to adapt this technology to their objects and aims.

It is a general method of the education for a lot of professions. The effectiveness of its usage while vocabulary training of the students of the course

"Tourism" is shown in the article. From the existent variety of this technology, Karl Popper's debate format was chosen as a proper method for vocabulary training of the students of this course. The usage of this format will support to achieve great results not only in not only in mastering vocabulary but in the development of the communication skills for the successful work in the travel industry.

Keywords: English, debates, tourism, modern method of teaching.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2017. Т. 14, № 4. С. 59-62

Лингводидактика и практика перевода

References

1. Pol'dyaeva O.V. Vozmozhnosti tekhnologii «Debaty» [Possibilities of the Technology «Debate»]. School technologies, 2007, no. 1, pp. 89-92. (in Russian)

2. Svetenko T.V. Putevoditel po debatam. [The Debate Guide]. Debaty. Uchebno- metodicheskiy komplekt. [Debate. Academic series]. Moscow, 2001.

3. Formaty debatov. Dem club [The formats of debate]. Available at http://www.debater.ru/ab2-formats.htm (accessed 21 November 2017).

4. Programma debatov Karla Poppera. Dem club [Karl Popper's debate programme. Dem club]. Available at http://www.debater.ru/ab2- formats4.htm (accessed 30 November 2017)

Polina V. Nevskaya, Ph.D, Candidate of Philological Sciences, associate professor, professor of Russian and Foreign Languages and Literature, Krasnodar State University of Culture (Krasnodar), nevpolina@mail.ru

Darya V. Pekusheva, graduate student, Information and Library Department, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar), dpekusheva@inbox.ru

Maria V. Riadnova, graduate student, Information and Library Department, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar), masharl@mail.ru.

Received 30 November 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Невская, П.В. Дебаты как современный метод обучения английскому языку студентов направления «туризм» / П.В. Невская, Д.В. Пекушева, М.В. Ряднова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2017. - Т. 14, № 4. -С. 59-62. DOI: 10.14529/1^170409

FOR CITATION

Nevskaya P.V., Pekusheva D.V., Riadnova M.V. Debate as a Modern Method of Teaching English to Students of the Course "Tourism". Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2017, vol. 14, no. 4, pp. 59-62. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling170409

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2017, vol. 14, no. 4, pp. 59-62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.