which is formed by the use of educational conferences. In the course of writing the article, a number of didactic possibilities of educational teleconferences in the framework of the organization of the educational process in higher education institutions were highlighted. As a result of the study, it was found that the introduction of educational teleconferences in the process of preparing students allows them to increase their level of motivation for the learning process due to its visual component and a high level of visibility of the studied material. Teleconferences in higher education contribute to the development of students ' General and professional competencies.
Keywords: educational teleconference, higher education institution, student, teacher, didactic opportunities, educational process.
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В ВУЗЕ Колдина Маргарита Игоревна, к.педа.н.
(e-mail: [email protected]) Воронина Ирина Романовна, студент (e-mail:[email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Необходимость качественных изменений в образовании определяет актуализацию внедрения в образовательный процесс универсальных, прак-тикоориентированных методов обучения, способствующих развитию профессиональных компетенций студентов и обеспечению эффективности образовательного процесса. Одним из наиболее актуальных инновационных образовательных методов выступает мозговой штурм, подразумевающий генерацию большого количества различных вариантов решения определенной проблемы. В статье выделены принципы, на которых базируется реализация данного метода. Основными являются такие, как массовость, отсутствие критики, равенство, доступность, гибкость мышления, быстрота реакции и др. Среди особенностей метода сформулированы следующие показатели: систематичность оценки; альтернативный характер; обеспечение групповой работы; выявление скрытых возможностей и др. В статье выделено несколько этапов занятия с использованием данного метода, среди которых такие, так подготовительный этап, подбор участников, генерация идей, отбор, систематизация и оценка высказываний. Достоинствами применения мозгового штурма является обеспечение коллективной деятельности и создание творческой атмосферы. Метод мозгового штурма выступает как условие активизации обучения студентов за счет синергетического эффекта занятия. Осуществление метода в образовательном процессе дает возможность педагогу объективно определять уровень знаний студентов, их основные направления и интересы, а для студентов мозговой штурм условием развития коммуникативных навыков, умений командной работы, а также развития познавательной деятельности и критического мышления.
Ключевые слова: мозговой штурм, образовательный процесс, коммуникативные навыки, генерация идей, критическое мышление, творческие навыки, быстрота реакции, проблемная ситуация.
Реформация образования обусловила введение инновационных методов, средств и технологий обучения в образовательный процесс высших учебных заведений. Современные вузы нацелены на подготовку выпускников, обладающий рядом профессиональных компетенций, среди которых навыки критического мышления, высокий уровень теоретических знаний, гибкость, способность к самообучению и др. Мозговой штурм является одним из наиболее эффективных образовательных методов.
Вопрос использования метода мозгового штурма в последнее время рассматривался рядом авторов. Так, например, Э.А. Измаилова, Ю.А. Кузнецова считают, что метод мозгового штурма имеют большую значимость в образовательном процессе, так как они полезны не только для коллективного решения проблем, но и развития творческой составляющей студентов. Метод позволяет развивать эффективные навыки слушания, говорения и дает возможность рассматривать проблемы широкого спектра направ-ленностей, любые затруднения в сфере деятельности человека [1]. Ю.А. Филонова доказывает актуальность метода мозгового штурма и рассматривает его как эффективный способ изучения литературного произведения. Автор подчеркивает, что данная форма дискуссии развивает ряд умений, учит отстаивать свою позицию, выдвигать и доказательно обосновывать свою точку зрения во взаимодействии с оппонентами, находить необходимый материал, анализировать его, делать выводы [2].
Метод мозгового штурма - это оперативный метод стимулирования творческой деятельности обучающихся, подразумевающий решение поставленного проблемного вопроса путем активного обсуждения, формулирования большого количества различных вариантов решения ситуации. Основой образовательного метода является свободное выражение студентами своих мыслей по смоделированной проблеме, включение всех студентов группы в образовательный процесс. Целью использования мозгового штурма на занятиях является создание благоприятного эмоционального фона, эффективного взаимодействия студентов группы и преподавателей. Создание комфортных условий направлено на развитие интеллектуальной состоятельности обучающихся, что позволяет добиться продуктивности образовательного процесса. Также метод направлен на стимулирование студентов к быстрому генерированию идей. Сеанс мозгового штурма подразумевает создание цепной реакции идей, что впоследствии приводит к интеллектуальному взрыву.
Задачами реализации данного метода являются такие, как активизация учебно-познавательной деятельности; формирование собственного мнения и отношения к теме; развитие навыков работы в команде; гармоничное со-
четание теоретических знаний с практическими навыками; уважение мнений одногруппников, права каждого студента на свободу слова.
Принципами реализации метода мозгового штурма в образовательном процессе являются такие, как быстрая реакция, гибкость мышления, объективность оценивания деятельности, равенство студентов, т. е. одинаковое отношение ко всем участникам. Также среди принципов метода выделяют следующие: совместный поиск конструктивного решения, уважение к мнениям оппонентов и недопустимость критики, массовость, т. е. все студенты должны быть включены в процесс. Любое мнение, пусть даже фантастическое, необычное или абсурдное, не должно подвергаться критике. Данные принципы способствуют созданию благоприятной атмосферы на занятиях, минимизации напряжения и волнения студентов.
Существует ряд особенностей метода, среди которых можно выделить следующие: обеспечение групповой работы над заданием; систематичность оценки высказанных мнений; отсутствие деления предложений на правильные и неправильные; необходимость выявления скрытых возможностей. Также особенностью мозгового штурма является альтернативный характер выдвигаемых идей. Важной составляющей метода является понимание того, что высказанные мнения - это идеи общего порядка, которые позволят определить возможные направления решения вопроса; они не являются полными решениями проблемы [3].
Существует несколько видов метода мозгового штурма, основными из которых являются следующие: брейнрайтинг, обратный, индивидуальный штурмы, мозговой штурм по-японски, а также мозговой штурм на доске. Так, например, обратный мозговой штурм наиболее эффективен при необходимости формирования новой идеи. Целью данного метода является составление наиболее полной картины недостатков изучаемого явления, объекта, идеи или предмета, на которые обрушивается критика. Обратный мозговой штурм исключает возможность управления поиском, при этом помогая преодолеть привычный стандартный ход мышления по изученному алгоритму, опирающийся на прошлые знания о явлении. Метод направлен на привлечение качественно новых предложений по устранению недостатков, чтобы сдвинуть мысль с мертвой точки. В результате занятий составляется определенная ведомость основных недостатков.
Метод брейнрайтинга подразумевает выражение предложений студентов по проблеме не вслух, а в письменной форме. Особенность данного вида заключается в том, что студенты не высказывают свои мнения, а пишут бумаге, после чего обмениваются ими друг с другом. Письменный вариант мозгового штурма подразумевает методику обоюдного стимулирования креативности студентов. Идея соседа в брейнрайтинге становится стимулом для собственной новой идеи, которая вносится в полученный лист. Сравнительным преимуществом вида становится отсутствие поспешных оценок.
Следующим видом является индивидуальный мозговой штурм, особенность которого заключается в проведении оценки вопроса одним студентов, который генерирует, разрабатывает, формулирует, анализирует и оценивает оценку идей самостоятельно.
Мозговой штурм на доске подразумевает прописывание основных идей на специальной доске, где в центре яркими буквами прописана проблема. Студенты размешает листы с записями свой творческих мнений, что создания наглядности процесса. Суть мозгового штурма по-японски состоит в том, что на рассмотрение проблемной ситуации готовится проект новшества, который последовательно передается студентам по сформированному педагогом списку. Каждый обучающийся должен рассмотреть прописанное решение, проанализировать, после чего в письменном виде добавить свои коррективы. Результаты подводятся с учетом прописанных конструктивных замечаний [4].
Преимуществами мозгового штурма является интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса; определение основных интересов и направлений студентов группы; качественное определение уровня знаний; ненавязчивое дидактическое обсуждение ряда проблем; выход за пределы стандартного стереотипного мышления; формирование продуктивных идей. Также преимуществами мозгового штурма являются следующие показатели: синергетический эффект занятия; развитие интуиции и воображения; высокая производительность за счет высокого числа выдвинутых идей; повышение качества коммуникации и простота проведения.
Существует пять этапов проведения семинарского занятия посредством применения метода мозгового штурма. Первый - формулирование обсуждаемого проблемного вопроса и постановка целей занятия, информирование о критериях оценки и правилах. На этом этапе осуществляется создание необходимого психологического настроя, подготовка студентов в работе, обоснование задач предстоящей совместной деятельности. Вторым этапом выступает организация рабочих и экспертной групп. Далее осуществляется этап решения проблемы путем генерации идей во время обсуждения вопроса. Педагог повторно оговаривает проблемную ситуацию, над которой будет работать студенческая группа, и обучающиеся приступают к работе. Наставник должен также участвовать в процессе, выдвигать идеи, выступая в роли катализатора или стимулятора на случай, если темп мыслительной деятельности, генерирования замедлится. Четвертый этап заключается в оценке наиболее подходящих идей по оговоренным показателям и критериям, которыми могут выступать, например, актуальность, новизна, реальность реализации, возможность практического применения и др. На данном этапе происходит сортировка идей, системный анализ. Пятый этап заключается в обобщении результатов, осуществлении рефлексии, подведении итогов работы [5].
Главными достоинствами организации такой деятельности является осуществление коллективной работы, где обучающиеся имеют разные знания, опыт, способности, понимание проблемы, взгляды, что в разы увеличивает количество предложений, усиливает результат, полученный вследствие поиска. Достоинством мозгового штурма также является творческая атмосфера, которая является для студентов стимулом, побуждающим высказывать наибольшее количество идей [6].
Примером реализации метода мозгового штурма может стать организация занятия в Мининском университете. Так, на занятии по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» преподаватель может при изучении темы «Формы организации профессионально-образовательного процесса» предложить студентам разработать варианты диагностики и контроля профессионально-образовательного процесса с помощью генерирования максимального количества вариантов. Также метод может быть осуществлен при изучении темы «Средства профессионально-образовательного процесса», где студентам будет необходимо сформулировать варианты использования инновационных средств обучения.
Метод мозгового штурма является эффективным условием повышения мотивации студентов, познавательной деятельности, активизации их обучения, а также фактором развития творческих способностей обучающихся. Реализация данного метода в образовательном процессе вуза направлена на создание благоприятной атмосферы, эффективного взаимодействия, а также дает возможность для развития эмоциональной, коммуникативной, смысловой компетенций субъектов образовательного процесса за счет формирования и развития коммуникативных навыков и умений работы в коллективе.
Список литературы
1. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений / А. П. Панфилова. - СПб. : Питер, 2008.
2. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.
3. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Карпова М.А. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 113-116.
4. Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95.
5. Гарихина К.Е., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Кейс-обучение в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 183-187.
6. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Толчина М.А. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин//Инновационная
экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 3439.
Koldina Margarita Igorevna, candidate of pedagogical sciences
(e-mail: [email protected]), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Voronina Irina Romanovna, student
(e-mail: [email protected]), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
USING THE BRAINSTORMING METHOD IN HIGHER EDUCATION
Abstract: the Need for qualitative changes in education determines the introduction of universal, practice-oriented teaching methods in the educational process that contribute to the development of students ' professional competencies and ensure the effectiveness of the educational process. One of the most relevant innovative educational methods is "Brainstorming", which implies the generation of a large number of different solutions to a particular problem. The article highlights the principles on which the implementation of this method is based. The main ones are mass character, lack of criticism, equality, accessibility, flexibility of thinking, speed of reaction, etc. Among the features of the method, the following indicators are formulated: systematic evaluation; alternative character; ensuring group work; identifying hidden opportunities, etc. The article highlights several stages of the lesson using this method, including the preparatory stage, selection of participants, generation of ideas, selection, sys-tematization and evaluation of statements. The advantages of using brainstorming are ensuring collective activity and creating a creative atmosphere. The method of brainstorming acts as a condition for activating students ' learning due to the synergetic effect of the lesson. Implementation of the method allows the teacher to objectively determine the level of knowledge of students, their main directions and interests, and for students, brainstorming allows them to develop communication skills, teamwork skills, as well as develop cognitive activity and critical thinking.
Keywords: brainstorming, educational process, communication skills, idea generation, critical thinking, creative skills, reaction speed, problem situation.