Научная статья на тему 'Дидактические возможности телеконференции в организации учебного процесса в вузе'

Дидактические возможности телеконференции в организации учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL TELECONFERENCE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STUDENT / TEACHER / DIDACTIC OPPORTUNITIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Максимова Ксения Алексеевна, Барабина Ирина Евгеньевна, Воронина Ирина Романовна

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития общества является информатизация. В связи с внедрением интерактивных технологий изменяется специфика образования. Все больше в процессе обучения применяются интерактивные технологии, методы и средства обучения. Одним из наиболее развивающихся интерактивных средств обучения является телеконференция. В данной статье рассматриваются дидактические возможности учебной телеконференции в организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Авторами в статье было дано авторское определение понятия «телеконференция». Телеконференция в общем виде представляет собой формат коммуникации посредством электронных писем на разные темы. Телеконференция проводится в основном с применением различных информационных средств телекоммуникации, например, видеосвязь, телефон, телевидение и т.д. В статье были определены дидактические отличия конференций от телеконференций. Были рассмотрены требования к проведению телеконференций в рамках образовательного процесса. В статье рассмотрены функции нового подхода к процессу обучения, который формируется за счет применения учебных конференций. В ходе написания статьи был выделен ряд дидактических возможностей учебных телеконференций в рамках организации учебного процесса в высших учебных заведениях. В результате исследования было выявлено, что внедрение учебных телеконференций в процесс подготовки студентов позволяет повысить их уровень мотивации к процессу обучения из-за своей визуальной составляющей и высокого уровня наглядности изучаемого материала. Телеконференции в системе высшего образования способствуют развитию у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Лапшина Ирина Александровна, Максимова Ксения Алексеевна, Барабина Ирина Евгеньевна, Воронина Ирина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF TELECONFERENCE IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Currently, one of the leading trends in the development of society is Informatization. Due to the introduction of interactive technologies, the specifics of education are changing. More and more interactive technologies, methods and tools are used in the learning process. One of the most developing interactive learning tools is teleconferencing. This article discusses the didactic possibilities of educational teleconference in the organization of the educational process in higher education institutions. The authors defined the term "teleconference" in the article. A teleconference in General is a format of communication by means of emails on various topics. Teleconference is conducted mainly using various information means of telecommunications, such as video, telephone, television, etc. The article defines the differences between regular conferences and teleconferences. The requirements for conducting teleconferences within the educational process, highlighted by O. V. Burnosova, were considered. the article considers the functions of a new approach to the learning process, which is formed by the use of educational conferences. In the course of writing the article, a number of didactic possibilities of educational teleconferences in the framework of the organization of the educational process in higher education institutions were highlighted. As a result of the study, it was found that the introduction of educational teleconferences in the process of preparing students allows them to increase their level of motivation for the learning process due to its visual component and a high level of visibility of the studied material. Teleconferences in higher education contribute to the development of students ' General and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности телеконференции в организации учебного процесса в вузе»

В рамках работы «Дошкольной академии» нами разработана программа занятий с родителями будущих первоклассников, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей перед поступлением ребенка в школу и снижение «школьной» тревожности. Программа рассчитана на весь период работы в «Дошкольной академии», т.е. на два года.

Ниже в качестве примера приведем примерный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста (таблицы 2-3).

Таблица 2 - Тематический план занятий с родителями будущих первоклассников (1-й год обучения, 5+)

№ Темы Кол-во часов Примечания

1 Установочная встреча. Цели, задачи программы «Дошкольная академия» 1 Проводится до начала занятий, ориентировочно май

2 Понятие психологической готовности детей к обучению, ее структура и возможности развития 1

3 Игра как источник развития готовности старшего дошкольника к обучению 1

4 Общение со взрослым как источник развития готовности старшего дошкольника к обучению 1

5 Особенности построения программы «Дошкольная академия» 1

6 Особенности организации работы дома при подготовке ребенка к школе. Игры для домашнего использования 1

7 Подведение итогов первого года обучения по программе «Дошкольная академия» 1 Целесообразно проводить в виде круглого стола

ИТОГО 7

Весь период Индивидуальная работа педагога и психолога с родителями

Опыт реализации данной программы на протяжении четырех лет позволил сделать выводы о ее положительном вкладе в общую систему работы детского сада по подготовке детей к обучению в школе. Родители стали проявлять большую заинтересованность в вопросах подготовки детей к

обучению и в целом в вопросах психологического развития детей; отмечали общее снижение тревожности в связи с поступлением детей в школу.

Таблица 2 - Тематический план занятий с родителями будущих

первоклассников (2-й год обучения, 6+)

№ Темы Кол-во часов Примечания

1 Личностная готовность ребенка к обучению. Характеристика мотивов учения 1

2 Интеллектуальная готовность ребенка к обучению 1

3 Значение игры в формировании произвольного поведения и эмоциональной зрелости ребенка. Виды игр для старших дошкольников 1

4 Социальное партнерство ДОО и родителей как условие успешного подготовки ребенка к обучению в школе. Роль родителей в формировании психологической готовности ребенка к обучению 1

5 Проблемы «школьной» тревожности родителей будущих первоклассников 1 Целесообразно проводить в мини-группах

6 Проблема адаптации ребенка в первом классе. Режим дня как фактор успешной адаптации ребенка в школе 1

7 Подведение итогов второго года обучения по программе «Дошкольная академия» 1 Целесообразно проводить в виде круглого стола

ИТОГО 7

Весь период Индивидуальная работа педагога и психолога с родителями

Саму подготовку детей к обучению родители стали понимать в более широком аспекте, нежели просто обучение начальным учебным навыкам. Видя эффективность совместной деятельности, родителя стали больше доверять детскому саду, его специалистам по вопросам детского развития. Так, уже после 2-х лет реализации программы более 30% опрошенных родителей отметили, что они не планируют дополнительную подготовку детей к обучению на различных курсах и с помощью индивидуального репе-

титорства. Родители, имеющие опыт подготовки к школе старших в семье детей стали отмечать высокое качество подготовки ребенка в детском саду по сравнению с частными центрами.

Отметим, что положительный эффект достигается только при условии системной работы, начиная со старшей группы детского сада.

Список литературы

1. Анисимова М.В., Валова Н.М., Кудряшова А.С., Шкунова А.А. Проблема распространения времени воспитателя в ДОУ// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3(37). С. 5-11.

2. Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Егорова В.Ю., Казначеев Д. А. Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6(40). С. 11-17.

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Бушуева А.А. Управление психологическим климатом в дошкольном образовательном учреждении // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1(35). С. 10-16.

4. Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Проектирование учебного занятия в вузе на основе ком-петентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 2.

5. Гуцу Е.Г., Рунова Т.А., Кочетова Е.В. Дополнительное образование детей при подготовке к школе в свете новых требований ФГОС // Нижегородское образование. 2017. № 4. С. 34-40.

6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

7. Майорова Е. Ю. Особенности взаимодействия с родителями старших дошкольников на этапе подготовки детей к учению // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16 апреля 2019 года). В 2 ч. Ч. 1. Дошкольное образование. Нижний Новгород: Мининский университет, 2019. С. 192-195.

8. Рунова Т.А. Обеспечение преемственности ДОУ и школы как обязательное условие успешной адаптации ребенка // Современное содержание дошкольного образования: вариативность - инициатива - устойчивое развитие материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2010. С. 110-114.

9. Сабуров Е.Ф. Система образования: уровни, фильтры, сигналы // Вопросы образования. 2005. № 1. С.2-16.

10. Сорокина Т.М., Гуцу Е.Г. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 111-116.

Gutsu Elena Gennadievna, PhD in Psychology, Associate Professor (e-mail: elenagytcy@mail.ru)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin

603116, г.НижнийНовгород, ул.Тонкинская, д.3, кв.67; +79202503367

Runova Tatiana Alexandrovna, PhD in Psychology, Associate Professor

(e-mail: runova-tata@rambler.ru)

Nizhny Novgorod Institute for Educational Development

Kirillova Olga Gennadevna, head teacher

(e-mail: 70olga.kirillova@mail.ru)

««Kindergarten №156», Nizhny Novgorod

ORGANIZATION OF WORK OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH PARENTS AT THE STAGE CHILD PREPARATIONS FOR SCHOOL

Annotation: The article deals with the organization of interaction between a preschool educational organization and parents at the stage ofpreparing a child for schooling. The necessity of psychological and pedagogical work of the kindergarten with the family in the context of increasing competition between the non-state and public education services sector is determined. An approximate program of work with parents of future first-graders is presented. The authors see the further direction of work in creating a demanded and competitively capable system of work of an educational organization in the direction of comprehensive preparation of a preschool child for schooling based on the requirements of the State Standard. Key words: educational services market, educational institution competitiveness, senior preschool age, readiness for school, the interaction of parents and kindergarten

УДК 338

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ Колдина Маргарита Игоревна, к.пед.н.

(e-mail: ritius@mail.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru) Максимова Ксения Алексеевна, студент

(e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail: barabinaie@gmail.com) Воронина Ирина Романовна, студент (e-mail:irinavoronina31@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития общества является информатизация. В связи с внедрением интерактивных технологий изменяется специфика образования. Все больше в процессе обучения применяются интерактивные технологии, методы и средства обучения. Одним из наиболее развивающихся интерактивных средств обучения является телеконференция. В данной статье рассматриваются дидактические возможности учебной телеконференции в организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Авторами в статье было дано авторское определение понятия «телеконференция». Телеконференция в общем виде представляет собой формат коммуникации посредством электронных писем на разные темы. Телеконференция проводится в основном с применением различных информационных средств телекоммуникации, например, видеосвязь, телефон, телевидение и т.д. В статье были определены дидактические отличия конференций от телеконференций. Были рассмотрены требования к проведению телеконференций в рамках образова-

тельного процесса. В статье рассмотрены функции нового подхода к процессу обучения, который формируется за счет применения учебных конференций. В ходе написания статьи был выделен ряд дидактических возможностей учебных телеконференций в рамках организации учебного процесса в высших учебных заведениях. В результате исследования было выявлено, что внедрение учебных телеконференций в процесс подготовки студентов позволяет повысить их уровень мотивации к процессу обучения из-за своей визуальной составляющей и высокого уровня наглядности изучаемого материала. Телеконференции в системе высшего образования способствуют развитию у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: учебная телеконференция, высшее учебное заведение, обучающийся, преподаватель, дидактические возможности, образовательный процесс.

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития общества является информатизация. Информационные технологии внедряются повсеместно во все сферы жизни общества, будь то экономика, политика или образование.

В связи с внедрением интерактивных технологий изменяется специфика образования. Все больше в процессе обучения применяются интерактивные технологии, методы и средства обучения. Одним из наиболее развивающихся интерактивных средств обучения является телеконференция [1].

Как правило, в интернете электронные конференции можно разделить на два типа:

1. Так называемые «реальные» конференции (в рамках данных конференций общение происходит непосредственно между участниками).

2. Отсроченные по времени обсуждения, именно такие дискуссии и называют телеконференциями.

Телеконференция в общем виде представляет собой формат коммуникации посредством электронных писем на разные темы. Телеконференция проводится в основном с применением различных информационных средств телекоммуникации, например, видеосвязь, телефон, телевидение и т.д.

В сети интернет все пользователи могут найти огромное количество телеконференций на абсолютно любые тематики, это может быть и сфера экономики, и политики, и психологии, и образования и др. У участников телеконференций есть возможность видеть сообщения или вопросы остальных пользователей, а также высказывать свое личное мнение по обсуждаемому вопросу или же дать ответ на вопросы других участников.

Непосредственно конференция проходит в виде обсуждения конкретных вопросов. В ходе конференций вырабатывается некое мнение или суждение на счет интересующей темы. Тем не менее, между конференцией и телеконференций имеется существенное отличие. Все телеконференции про-

ходят с использованием интерактивных технологий и средств телекоммуникации с целью связи участников, которые находятся далеко друг от друга [2].

Учебная конференция отличается заранее установленной учебной целью и задачами. Именно от определенных задач зависят все дальнейшие технологические решения в ходе организации учебной телеконференции.

Бурносова О.В. определяет ряд требований к проведению телеконференций в рамках образовательного процесса с целью повышения его эффективности:

- наличие важной проблемы, которая требует совместного решения. Такая проблема обычно обладает рядом характеристик, например: 1) нет конкретного решения, именно поэтому требуется коллективная деятельность для разрешения данной задачи; 2) необходим анализ существующей литературы по данной проблеме; 3) необходима групповая работа или же создание группового проекта для решения проблемы;

- в результате проведения телеконференции обязательно должен иметься результат (теоретический или практический);

- необходима самостоятельная деятельность участников телеконференции, это может быть как индивидуальная, так и групповая работа;

- учебная телеконференция должна быть четко структурирована и разделена на конкретные этапы;

- во время проведения учебной телеконференции обучающиеся должны применять различные методы исследования (анализ, синтез, моделирование, метод аналогии и т.д.).

Преимуществом учебной телеконференции от очных практических занятий, проводимых в высших учебных заведениях, является расширение образовательных возможностей.

В силу того, что у телеконференций не существует ограничений по времени, обучающиеся могут поделиться своей точкой зрения в любое время [3]. Обучающихся никто не ограничивает по времени на предоставление ответов, наоборот, они имеют возможность более детально подготовить ответы на вопросы или обосновать их. В связи с этим у участников телеконференции развивается критическое мышление, наблюдается развитие творческих способностей и способностей к самоанализу.

Учебные телеконференции в рамках их использования в системе высшего образования являются средством нового подхода к процессу обучения и воспитания студентов. Данный подход:

- базируется на опыте других людей и на культуре других народов;

- способствует приобретению всеми участниками телеконференции, как преподавателями, так и обучающимися, различных практических навыков, например, навык работы на компьютере или навык работы с интерактивными технологиями;

- способствует увеличению количества коммуникационных связей, происходит постоянный обмен мнениями и непрерывный процесс общения;

- если в рамках учебной телеконференции предполагается международное общение или разработка международного проекта, то происходит овладение иностранным языком и знакомство с другими культурами и народами;

- основан на конкретных исследовательских методах, которые позволяют студентам изучать происходящие процессы и явления, знакомиться с основами техники и технологий, с социальными явлениями и их особенностями [4];

- способствует развитию гуманитарного образования, т.к. в большинстве случаев в ходе телеконференций акцент делается на аспекты жизни общества и человеческую деятельность.

При организации учебного процесса в высших учебных заведениях можно выделить ряд дидактических возможностей учебных телеконференций. Итак, все обучающиеся при участии в телеконференции могут [5]:

- задать интересующие вопросы, но строго по учебной теме телеконференции;

- отвечать на вопросы других обучающихся или вопросы организатора (преподавателя) учебной телеконференции;

- беспрепятственно читать все сообщения участников учебной телеконференции (сообщения могут высвечиваться или за все время проведения телеконференции или только сообщения на определенную тематику);

- отправлять свои сообщения с целью высказывания мнения на конкретные вопросы или темы, при этом другие участники конференции также смогут видеть все ваши сообщения в чате учебной телеконференции;

- принимать участие в дискуссиях в процессе телеконференции, при этом рекомендуется не отходить от первоначально заданной темы, отвечать кратко и лаконично, сообщение должно способствовать продвижению разговора;

- участвовать в дискуссиях на разные тематические направления одновременно, просто переходя между тематическими диалогами телеконференции;

- развивать свои способности и возможности, изучая различный дополнительный материал в рамках учебной телеконференции

Учебные телеконференции в системе высшего образования при организации учебного процесса студентов изменяют содержание изучаемых дисциплин, а также подачу информации, это уже прямые подключения к информационным сетям, базам данных и форумам в сети интернет.

Большинство исследований, посвященных вопросу применения учебных телеконференций, в недостаточной степени позволяют определить все их возможности. В данной статье была систематизирована информация и наиболее полно раскрыты дидактические возможности учебных телеконференций в организации учебного процесса в вузе.

Внедрение учебных телеконференций в процесс подготовки студентов позволяет повысить их уровень мотивации к процессу обучения из-за сво-

ей визуальной составляющей и высокого уровня наглядности изучаемого материала.

Современные учебные телеконференции в системе высшего образования способствуют развитию у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Выявленные дидактические возможности учебных телеконференций обуславливают необходимость дальнейшего внедрения их в образовательный процесс высших учебных заведений.

Список литературы

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

2. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Информационная культура - основа социализации личности // Вестник Таджикского национального университета. 2012. № 3-3. С. 182186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М.Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза// Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

4. Макеева А.В., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 126-130.

5. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Дворникова Е.И. Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 92-96.

Koldina Margarita Igorevna, candidate of pedagogical sciences (e-mail: ritius@mail.ru),

Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru), Maksimova Ksenia Alekseevna, student (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru), Barabina Irina Evgenievna, undergraduate (e-mail: barabinaie@gmail.com), Voronina Irina Romanovna, student

(e-mail: irinavoronina31@yandex.ru), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

DIDACTIC POSSIBILITIES OF TELECONFERENCE IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

Abstract. Currently, one of the leading trends in the development of society is Informatization. Due to the introduction of interactive technologies, the specifics of education are changing. More and more interactive technologies, methods and tools are used in the learning process. One of the most developing interactive learning tools is teleconferencing. This article discusses the didactic possibilities of educational teleconference in the organization of the educational process in higher education institutions. The authors defined the term "teleconference" in the article. A teleconference in General is a format of communication by means of emails on various topics. Teleconference is conducted mainly using various information means of telecommunications, such as video, telephone, television, etc. The article defines the differences between regular conferences and teleconferences. The requirements for conducting teleconferences within the educational process, highlighted by O. V. Burnosova, were considered. the article considers the functions of a new approach to the learning process,

which is formed by the use of educational conferences. In the course of writing the article, a number of didactic possibilities of educational teleconferences in the framework of the organization of the educational process in higher education institutions were highlighted. As a result of the study, it was found that the introduction of educational teleconferences in the process of preparing students allows them to increase their level of motivation for the learning process due to its visual component and a high level of visibility of the studied material. Teleconferences in higher education contribute to the development of students ' General and professional competencies.

Keywords: educational teleconference, higher education institution, student, teacher, didactic opportunities, educational process.

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В ВУЗЕ Колдина Маргарита Игоревна, к.педа.н.

(e-mail: ritius@mail.ru) Воронина Ирина Романовна, студент (e-mail:irinavoronina31@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

Необходимость качественных изменений в образовании определяет актуализацию внедрения в образовательный процесс универсальных, прак-тикоориентированных методов обучения, способствующих развитию профессиональных компетенций студентов и обеспечению эффективности образовательного процесса. Одним из наиболее актуальных инновационных образовательных методов выступает мозговой штурм, подразумевающий генерацию большого количества различных вариантов решения определенной проблемы. В статье выделены принципы, на которых базируется реализация данного метода. Основными являются такие, как массовость, отсутствие критики, равенство, доступность, гибкость мышления, быстрота реакции и др. Среди особенностей метода сформулированы следующие показатели: систематичность оценки; альтернативный характер; обеспечение групповой работы; выявление скрытых возможностей и др. В статье выделено несколько этапов занятия с использованием данного метода, среди которых такие, так подготовительный этап, подбор участников, генерация идей, отбор, систематизация и оценка высказываний. Достоинствами применения мозгового штурма является обеспечение коллективной деятельности и создание творческой атмосферы. Метод мозгового штурма выступает как условие активизации обучения студентов за счет синергетического эффекта занятия. Осуществление метода в образовательном процессе дает возможность педагогу объективно определять уровень знаний студентов, их основные направления и интересы, а для студентов мозговой штурм условием развития коммуникативных навыков, умений командной работы, а также развития познавательной деятельности и критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.