Научная статья на тему 'Интерактивная лекция как форма обучения в профессиональном образовании'

Интерактивная лекция как форма обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЛЕКЦИЯ-ПРОВОКАЦИЯ / ЛЕКЦИЯ-ДИАЛОГ / ЛЕКЦИЯ "ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ" / ЛЕКЦИЯ ВДВОЕМ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE LECTURE / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL EDUCATION / VISUALIZATION LECTURE / PROVOCATION LECTURE / DIALOGUE LECTURE / PRESS CONFERENCE LECTURE / TWO-PERSON LECTURE / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Челноков Александр Сергеевич, Максимова Ксения Алексеевна, Лапшина Ирина Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

На сегодняшний день наблюдается снижение мотивации студентов к процессу обучения. Современным студентам важно получить готовые знания, не прилагая для их усвоения никаких усилий, не вступая в диалог с преподавателем. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов надо использовать широкий спектр как дидактических, так и организационных средств. Этому может способствовать организация интерактивных лекций в процессе обучения. Цель статьи раскрыть виды и возможности интерактивной лекции как формы обучения в профессиональном образовании. В статье рассмотрены такие виды интерактивных лекций, как: лекция-визуализация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция «пресс-конференция»; лекция вдвоем. Авторами статьи было отмечено, что основной целью преподавателя при организации интерактивных форм лекций состоит в том, чтобы обучающиеся чувствовали свою самостоятельность в изучении учебного материала. В статье обозначена роль мультимедийных технологий в рамках проведения интерактивных лекций. Были выделены основные преимущества при реализации интерактивных лекций в профессиональном образовании для преподавателей, для студентов и для всего образовательного процесса в целом. В результате исследования было выявлено, что современные интерактивные лекции должны содержать в себе элементы проблемности, лекции должны быть мобильными и гибкими, чтобы и преподаватели и студенты могли изменять свою деятельность во время занятий, важно также наличие обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Челноков Александр Сергеевич, Максимова Ксения Алексеевна, Лапшина Ирина Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LECTURES AS A FORM OF TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION

Today, there is a decrease in students ' motivation for the learning process. It is important for modern students to get ready-made knowledge without making any effort to learn it, without entering into a dialogue with the teacher. To activate the educational and cognitive activity of students, it is necessary to use a wide range of both didactic and organizational means. This can be facilitated by organizing interactive lectures in the learning process. The purpose of the article is to reveal the types and possibilities of interactive lectures as a form of training in professional education. The article considers such types of interactive lectures as: lecture-visualization; lecture-provocation; lecture-dialogue; lecture "press conference"; lecture together. The authors of the article noted that the main goal of the teacher in organizing interactive forms of lectures is to make students feel independent in the study of educational material. The article describes the role of multimedia technologies in the framework of interactive lectures. The main advantages of implementing interactive lectures in professional education for teachers, students, and the entire educational process were highlighted. As a result of the research, it was found that modern interactive lectures should contain elements of problem-solving, lectures should be mobile and flexible, so that both teachers and students can change their activities during classes, it is also important to have feedback.

Текст научной работы на тему «Интерактивная лекция как форма обучения в профессиональном образовании»

way of interaction of participants of the distance course; the way of providing educational information; the way of interaction of students with the content of the distance course. The authors of the article noted that the process of creating a distance course begins with pedagogical design. The requirements for the form of creating a distance learning course were also given. The article developed a sequence of actions in the process of designing and developing a distance course. The authors identified the role of multimedia applications in distance courses. An important element of the development of a distance course is the process of creating tools for monitoring the educational activities of students. The most popular means of knowledge control in distance courses is testing. As a result of the study, it was found that the design of the distance course takes place in several stages with the breakdown of the distance course into separate modules.

Keywords: distance course, design and development process, electronic educational environment, pedagogical design, multimedia applications, control of educational activities, computer testing.

УДК 378

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Челнокова Елена Александровна, к.пед.н. (e-mail: chelnelena@gmail.com) Челноков Александр Сергеевич, магистрант (e-mail: chelnelena@gmail.com) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail:barabinaie@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия Челнокова Е.Александровна, к.пед.н. (e-mail: chelnelena@gmail.com)

На сегодняшний день наблюдается снижение мотивации студентов к процессу обучения. Современным студентам важно получить готовые знания, не прилагая для их усвоения никаких усилий, не вступая в диалог с преподавателем. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов надо использовать широкий спектр как дидактических, так и организационных средств. Этому может способствовать организация интерактивных лекций в процессе обучения. Цель статьи - раскрыть виды и возможности интерактивной лекции как формы обучения в профессиональном образовании. В статье рассмотрены такие виды интерактивных лекций, как: лекция-визуализация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция «пресс-конференция»; лекция вдвоем. Авторами статьи было отмечено, что основной целью преподавателя при организации

интерактивных форм лекций состоит в том, чтобы обучающиеся чувствовали свою самостоятельность в изучении учебного материала. В статье обозначена роль мультимедийных технологий в рамках проведения интерактивных лекций. Были выделены основные преимущества при реализации интерактивных лекций в профессиональном образовании для преподавателей, для студентов и для всего образовательного процесса в целом. В результате исследования было выявлено, что современные интерактивные лекции должны содержать в себе элементы проблемности, лекции должны быть мобильными и гибкими, чтобы и преподаватели и студенты могли изменять свою деятельность во время занятий, важно также наличие обратной связи.

Ключевые слова: интерактивная лекция, образовательный процесс, профессиональное образование, лекция-визуализация, лекция-провокация, лекция-диалог, лекция «пресс-конференция», лекция вдвоем, мультимедийные технологии.

На сегодняшний день наблюдается снижение мотивации студентов к процессу обучения. Современным студентам важно получить готовые знания, не прилагая для их усвоения никаких усилий, не вступая в диалог с преподавателем. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов надо использовать широкий спектр как дидактических, так и организационных средств.

Для решения данной задачи необходимо использовать на занятии разнообразные виды деятельности: и постановку проблемы, и разбор конкретных ситуаций, и использование элементов деловой игры, и возможности информационных технологий, использование интернета и социальных сетей.

Именно интерактивные технологии, методы и средства обучения могут реализовать в себе все эти компоненты. Прежде всего, интерактивные технологии направлены на активное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Лекции также могу проводиться в интерактивной форме. Остановимся на особенностях и преимуществах современной интерактивной лекции.

Интерактивные лекции можно разделить на следующие виды [1]:

- лекция-визуализация - особенность данной лекции заключается в том, что преподаватель во время проведения лекционного занятия активно использует схемы, рисунки, диаграммы, которые отражаются в различных аудио- и видеоматериалах, а также в презентациях;

- лекция-провокация - такая лекция предполагает заранее запланированные ошибки. В начале лекционного занятия преподаватель должен дать студентам задание, чтобы те нашли различного рода ошибки (методические, теоретические, поведенческие и пр.) и объявили их в конце занятия;

- лекция-диалог - данный тип лекции преподаватель организует в вопросно-ответной форме. Важно, чтобы студенты принимали активное уча-

стие в обсуждении текущих вопросов, поэтому стоит периодически повышать их уровень интереса различными способами;

- проблемная лекция - такая лекция основывается на создании проблемных ситуаций, из которых студентам предстоит найти выход. Обучающиеся должны научиться анализировать условия и принимать стратегические решения. По итогу решения проблемных задач, студенты будут готовы самостоятельно озвучить те, положения, которые преподаватель должен был преподнести в качестве лекционного материала [2];

- лекция «пресс-конференция» - особенность данной лекции заключается в том, что в начале лекционного занятия в течение нескольких минут обучающиеся записывать те вопросы, которые их интересуют в рамках темы лекции. После этого преподаватель изучает и анализирует имеющиеся вопросы студентов и строит лекционное занятие таким образом, чтобы осветить все аспекты вопросов;

- лекция вдвоем - такой тип лекции не особо распространен на практике, но имеет место быть. При организации такого типа занятия лекцию читают два преподавателя, между которыми выстраивается диалог. Помимо друг друга они также активно взаимодействуют и со студентами, присутствующими на лекции. В ходе такой беседы ставится определенная проблема, выдвигаются предположения по возможным путям ее решения, приводятся доказательства или опровержения в пользу той или иной гипотезы, осуществляется выбор правильного решения проблемы.

Интерактивную лекцию целесообразно использовать для обучения студентов при изучении нового материала. Но при этом как показывает практика лучше на лекции применять несколько разных активных форм обучения (дискуссия или беседа, демонстрация слайдов, мозговой штурм и другие), чтобы лекция проходила более динамично, и чтобы у студентов не было возможности отвлечься. Да, конечно, это требует достаточно большой работы от преподавателя на стадии подготовки, но результат этого стоит [3].

Основной целью преподавателя при организации интерактивных форм лекции состоит в том, чтобы обучающиеся чувствовали свою самостоятельность в изучении учебного материала. Это способствует продуктивности образовательного процесса в целом.

Чтобы достичь этой цели необходимо не только хорошее владение всем многообразием форм интерактивного обучения, но и широкое использование информационных и мультимедийных технологий.

Мультимедейные технологии в рамках проведения интерактивных лекций могут способствовать визуализации знаний, и, как следствие, лучшему их усвоению. Во время проведения интерактивной лекции могут быть использованы портативные компьютеры, интерактивные smart-доски, проекторы и другое оборудование.

Интерактивная smart-доска позволяет перейти к активному использованию учебных досок, включая в процесс обучения тактильные коммуника-

ции, а также имея доступ к визуальным и аудиовозможносям. Такие доски позволяют всем обучающимся выбрать свою персональную форму работы с учебным материалом.

Практика применения интерактивных методов обучения, при проведении лекций для студентов, показывает, что наиболее удачным для обучающихся, является использование следующих приемов [4]:

- при изучении отдельных дисциплин студентам бывает трудно самостоятельно освоить новый материал, и помощь педагога необходима. В таких ситуациях на лекции обосновано использовать такой прием как составление студентами своей базы знаний в ходе объяснения преподавателя. Составляя базу знаний, в виде схемы или таблицы студенты систематизируют получаемые знания и учатся преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Обратную связь можно организовать, используя социальные сети, через которые, используя собственные гаджеты, студенты отправляют результаты своей работы преподавателю, а он тут же может их оценить и вывести на экран наиболее удачные работы;

- для экономии времени целесообразно на лекции для студентов использовать рабочие листы, на которых уже частично зафиксированы отдельные положения из лекции преподавателя. Задача студентов, слушая лекцию, дополнить материал правильными связями;

- ведение дискуссии способствует свободному обмену информацией студентов с преподавателем и друг с другом по изучаемой теме. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории. Эффект достигается при умелом управлении дискуссией. По ходу лекции преподаватель приводит отдельные примеры в виде кратких задач и предлагает студентам коротко их обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается;

- на лекции удобно использовать прием работы в малых группах, он дает всем обучающимся возможность участвовать в работе. При этом задача преподавателя давать студентам максимально четкие инструкции и предоставлять достаточно времени на выполнение задания. Например, на лекции по математике часто объяснение теоретического материала сопровождается примерами. Можно предложить решить примеры в группах с дальнейшим их воспроизведением на доске;

- метод проектов тоже можно использовать на интерактивной лекции. Этот метод дает возможность студентам самостоятельно приобрести какие-либо знания в течение определенного времени. Всегда из студентов выделяется отдельная категория, более заинтересованных в изучении предмета, они дополнительно занимаются, разрабатывая проекты. Если темы проектов пересекаются с изучаемым материалом, то их можно использовать для, более расширенного знакомства с темой. С одной стороны это дает возможность продемонстрировать этим студентам свою успешность в освоении материала, с другой стороны это стимулирует других студентов к самостоятельной учебной деятельности.

Можно выделить основные преимущества при реализации интерактивных лекций в профессиональном образовании [5]:

- для образовательного процесса в целом - активное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

- для преподавателей - обратная связь во время проведения интерактивной лекции позволяет повысить эффективность учебного процесса;

- для обучающихся - воспроизводя суть лекции, они лучше и на более длительный период запоминают учебный материал, а то, как преподаватель оценивает их работу, позволяет понять, что они поняли, а что нет по новой теме.

Преимущества интерактивной лекционной формы обучения для студентов состоит в том, что на лекции обучающиеся подсознательно расположены к диалогу, они не боятся, что их будут спрашивать и оценивать. Это раскрепощает и дает возможность для активизации процесса обучения. Интерактивная лекция при этом должна быть организована так, чтобы не дать возможности «отсидеться» отдельной категории студентов, а вовлечь их в общий процесс работы, тем самым дав возможность почувствовать свою значимость. И хотя лекция и не предполагает обязательной оценки деятельности студентов, но преподаватель может отслеживать активность студентов в ходе лекции, что также мотивирует студентов к участию в образовательном процессе.

Таким образом, современные интерактивные лекции должны содержать в себе элементы проблемности, лекции должны быть мобильными и гибкими, чтобы и преподаватели и студенты могли изменять свою деятельность во время занятий, важно также наличие обратной связи, т.к. интерактивные лекции направлены не на монологическую речь преподавателя, а на активное его взаимодействие со студентами. Для лучше усвоения учебного материала могут быть применено мультимедийное оборудование -интерактивные доски, проекторы, компьютеры и т.д.

Список литературы

1. Кириллова И.К., Сорокина О.А.Развитие мотивации достижения студентов вуза // Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. №3. С 3.

4. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

5. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences

(e-mail: chelnelena@gmail.comj, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Chelnokov Alexander Sergeevich, undergraduate

(e-mail: chelnelena@gmail.comj, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

Nizhny Novgorod, Russia

Maksimova Ksenia Alekseevna, student

(e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate

(e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Barabina Irina Evgenievna, undergraduate

(e-mail:barabinaie@gmail.com), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

INTERACTIVE LECTURES AS A FORM OF TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. Today, there is a decrease in students ' motivation for the learning process. It is important for modern students to get ready-made knowledge without making any effort to learn it, without entering into a dialogue with the teacher. To activate the educational and cognitive activity of students, it is necessary to use a wide range of both didactic and organizational means. This can be facilitated by organizing interactive lectures in the learning process. The purpose of the article is to reveal the types and possibilities of interactive lectures as a form of training in professional education. The article considers such types of interactive lectures as: lecture-visualization; lecture-provocation; lecture-dialogue; lecture "press conference"; lecture together. The authors of the article noted that the main goal of the teacher in organizing interactive forms of lectures is to make students feel independent in the study of educational material. The article describes the role of multimedia technologies in the framework of interactive lectures. The main advantages of implementing interactive lectures in professional education for teachers, students, and the entire educational process were highlighted. As a result of the research, it was found that modern interactive lectures should contain elements of problem-solving, lectures should be mobile and flexible, so that both teachers and students can change their activities during classes, it is also important to have feedback. Keywords: interactive lecture, educational process, professional education, visualization lecture, provocation lecture, dialogue lecture, press conference lecture, two-person lecture, multimedia technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.