педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Шагалова Ольга Глебовна, Алешугина Елена Анатольевна ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0011
ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Шагалова Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: [email protected])
Аннотация. На сегодняшний день в России реализуется концепция модернизации образования. В данных условиях образовательные учреждения осуществляют поиск новых возможностей для подготовки современного выпускника. Основной задачей является подбор оптимальной совокупности образовательных технологий для достижения данной цели. Авторы раскрывают сущность инновационных технологий для совершенствования профессионального образования и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся высших учебных заведений. Поскольку инновационные технологии занимают важное место в профессиональном образовании, в статье представлено рассмотрение процесса образования с точки зрения их внедрения. Авторы отмечают необходимость совокупного использования инновационных технологий в обучении в высшей школе, так как каждая из них работает на общий результат. Авторами был проведен опрос среди преподавателей высших учебных заведений города Нижнего Новгорода, суть которого заключалась в выявлении отношения педагогов к инновационным технологиям, считают ли они их использование расширяющим возможности подготовки выпускников как высококвалифицированных профессионалов. Результаты показали высокий процент положительных ответов. Следовательно, учитывая мнение большинства опрошенных, использование совокупности интерактивных, проектных, технологий проблемного обучения, портфолио можно рассматривать как способ, позволяющий повысить качество профессионального образования.
Ключевые слова: инновационные технологии, качество профессионального образования, высшая школа, студент, выпускник, высшее учебное заведение, самостоятельность, интерактивные технологии, проектные технологии, образование, образовательный процесс.
POSSIBILITIES OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected]) Shagalova Olga Glebovna, candidate of historical sciences, associate professor of the department of «Humanitarian and General Scientific Disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova,
Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L.Tolstoy St., 1, e-mail: [email protected]) Aleshugina Elena Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,
department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: [email protected])
Abstract. Today, the concept of education modernization is being implemented in Russia. In these conditions, educational institutions search for new opportunities to prepare a modern graduate. The main task is to select the optimal set of educational technologies to achieve this goal. The authors reveal the essence of innovative technologies for the improvement of vocational education and preparation for the professional activity of students of higher educational institutions. Since innovative technologies occupy an important place in vocational education, the article presents an overview of the educational process in terms of their implementation. The authors note the need for the cumulative use of innovative technologies in teaching in higher education, since each of them works for a common result. The authors conducted a survey among teachers of higher educational institutions of the city of Nizhny Novgorod, the essence of which was to identify the attitudes of teachers to innovative technologies, whether they consider their use as expanding opportunities for training graduates as highly qualified professionals. The results showed a high percentage of positive responses. Therefore, taking into account the opinion of the majority of respondents, the use of a set of interactive, project-based, problem-based learning technologies, the portfolio can be viewed as a way to improve the quality of vocational education.
Keywords: innovative technologies, quality of vocational education, higher school, student, graduate, higher educational institution, independence, interactive technologies, design technologies, education, educational process.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В обществе происходят процессы глобализации и информатизации, влекущие за собой развитие системы образования и ориентирование ее на мировой образовательный процесс.
Благодаря реализуемой в России концепции модернизации, образование сделало большой шаг в развитии. Постоянно растущее число профессий способствует появлению новых направлений обучения в высших учебных заведениях страны, совершенствованию ранее
Vaganova Olga Igorevna, Shagalova Olga Glebovna, Aleshugina Elena Anatolyevna pedagogical
POSSIBILITIES OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN IMPROVING ... sciences
существующих образовательных программ. Цель современного профессионального образования состоит в подготовке конкурентоспособного работника, соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, способного ориентироваться в быстроизменяющихся условиях, готового к постоянному профессиональному росту и саморазвитию. Заметим, что при изменении содержания, меняются способы и методы преподавания. Инновационные технологии имеют наиболее важную роль в образовании. Инновационные технологии предоставляют такие возможности, которые соответствуют мировым тенденциям и позволяют использовать образовательные ресурсы, обеспечивая неограниченное образовательное пространство для обучающихся различных направлений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вклад в развитие данной темы сделали такие ученые как С.В. Пустовалов, Н.В. Фишер, Ж.М. Душканова, А.Ф. Маматов [1]. На основе работ данных авторов можно проследить развитие и содержание инновационных технологий в учебном процессе. По мнению С.В. Пустовалова инновационные технологии способствуют преобразованию человека в социально значимую личность [2]. А.Ф. Маматов считает, инновационные технологии позволят развить образование и усовершенствовать личностные качества обучающихся для построения основы результативности обучения [3].
0.В. Бондаренко подразделяет рассматриваемые технологии на три категории:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на открытие нового знания;
- проектная деятельность, подразумевающая создание инновационного проекта [4];
- образовательная деятельность, целью которой выступает реализация профессионального развития субъектов определенной области [5].
Существует несколько классификаций инновационных технологий. Н.В. Фишер и С.В. Пустовалов предлагают разделить их следующим образом:
- интерактивные технологии [6];
- технологии проектного обучения;
- компьютерные технологии [6].
Ж.М. Душканова подразделяет технологии на:
- игровые;
- проектные [7];
- проблемного обучения;
- дифференцированного обучения [8];
- учебно-исследовательской деятельности [10].
Самую широкую классификацию, затрагивающую
все сферы деятельности представляет О.В. Бондаренко. В нее входит 4 основные технологии [10].
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) поскольку все образовательные программы на сегодняшний день связаны с электронными ресурсами. Студенты в своей деятельности используют официальные сайты, порталы университетов, пользуются электронным расписанием, обучаются в электронной среде, проходят вебинары [11]. Информационные технологии предоставляют возможность обучения в любом университете страны и мира на удаленном расстоянии [12].
2. Дидактические технологии. Сюда входит самостоятельная работа и работа в малых группах. Основная информацию, которую мы должны проанализировать поступает вследствие самостоятельной работы с каким-либо материалом [13]. В процессе своей жизнедеятельности студент каждый день учится чему-то новому (участие в конференциях, написание статей или подготовка презентаций группой - все является инновационными технологиями, помогающими студенту в образовательной деятельности [14].
3. Портфолио - система накоплений достижений
58
студента (научная, культурно-массовая, спортивная деятельность, личные заслуги). Данная технология позволяет:
- фиксировать показатели по изменению и росту знаний [15];
- мотивировать студентов;
- обеспечивать рейтинговую систему [16];
- поддерживать непрерывность процесса развития, обучения и воспитания;
- отследить прогресс в индивидуальных образовательных успехах [17].
4. Воспитательная технология как основа формирования личности студента. Самостоятельная работа студента - важный фактор, однако, следует учитывать важную роль внеучебных мероприятий (дополнительные лекции, индивидуальные занятия, курсы по повышению квалификации, дополнительное образование и культурно-массовые мероприятия) [18]. За счет таких средств обучаемый может усвоить информацию гораздо лучше.
А.Ф. Маматов главными инновационными технологиями считает интерактивные технологии. За счет использования высокотехнологического оборудования педагоги могут активно применять в своей деятельности игровые технологии [19]. Также, электронная среда, считает Маматов, помогает студентам самостоятельно усвоить дополнительную информацию [20].
Для достижения студентами высокого уровня подготовки необходимо обеспечение студентов возможностью получения глубоких теоретических знаний и организация их самостоятельной работы, в том числе и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях. Инновационные технологии в полной мере позволяют это сделать, предоставляя широкие возможности [21].
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение возможностей, предоставляемых использованием информационных технологий в повышении качества профессионального образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изложенные технологии обучения дают возможность повышения эффективности и качества образования, играют большую роль в формировании новой системы образования [22].
Также отметим, что они способствуют развитию интеллектуального уровня обучающихся, формируют способность принимать самостоятельные решения, работать с различными видами информации.
Из рассмотренных технологий нам следует уделить внимание интерактивным, поскольку на сегодняшний день существует большое количество интерактивных курсов различных дисциплин и нельзя не отметить результативность их применения [23]. Такие курсы включают в себя кроме теоретического материала иллюстративный анимационный материал, который способствует лучшему восприятию информации [24]. Использование интерактивных технологий может включать проектные, дифференцированные, технологии проблемного обучения, портфолио. Во взаимодействии технологии усиливают эффект друг друга [25]. Во многих университетах Нижнего Новгорода активно используются инновационные технологии для повышения результативности образовательной деятельности.
Среди педагогов различных университетов был проведен электронный опрос, в котором приняли участие 78 человек. Респонденты отвечали на вопрос «Как Вы считаете, расширяют ли инновационные технологии возможности подготовки выпускников как высококвалифицированных профессионалов?»
Большой процент положительных ответов (85%) говорит о необходимости дальнейшего использования инновационных технологий, их совокупного применения.
Стоит заметить, что обучение с применением инновационных технологий в университетах должно осу-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Шагалова Ольга Глебовна, Алешугина Елена Анатольевна ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ...
ществляться на основе следующих принципов:
- систематичности;
- активности и самостоятельности обучающихся (к примеру интерактивные технологии помогают студентам развить ответственность за собственную деятельность, предоставляют необходимую свободу для развития креативности, проявления собственной позиции);
- дифференцированного подхода (учитывает возрастные особенности, уровень знаний и интересов, степень подготовленности к восприятию информации).
■ Да ■ Нет ■ Не всегда
Рисунок 1 - Результаты опроса преподавателей высших учебных заведений города Нижнего Новгорода
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Рассмотренные нами инновационные технологии предоставляют широкий круг возможностей для повышения качества профессионального образования. Анализ научной литературы позволил выявить несколько классификаций инновационных технологий. Среди которых многие активно используются нижегородскими университетами. Рассмотренный опыт использования инновационных технологий показывает, что они оказывают положительное влияние на становление будущих выпускников как профессионалов, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда. Результаты электронного опроса преподавателей университетов Нижнего Новгорода показали, что инновационные технологии расширяют возможности подготовки выпускников как высококвалифицированных профессионалов. На наш взгляд, для достижения повышения качества профессионального образования необходимо использование совокупности таких инновационных технологий как: проектные технологии, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и портфолио. Каждая из них нацелена на формирование самостоятельного конкурентоспособного профессионала, создает все условия для достижения студентами высоких результатов в обучении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компе-тентностного подхода//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
2. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 593. С. 13-16.
3. БалашоваЕ.С., БогачеваА.В., ВоронковаА.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.
4. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
5. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environmentMOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
6. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.
7. Ваганова О.И., Лапшова А.В., Колтохина О.П. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 43-46.
8. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
9. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
12. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
13. Коняева Е.А., Коняев А.С. Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия образовательных организаций // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сборник материалов Всеросс. научн.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля 2015, Челябинск-Екатеринбург. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - С.118 - 121.
14. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
15. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
16. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
17. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.
18. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
19. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
20. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина//Приволжский научный жур-нал/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. -№ 2. -С. 149-154.
21. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.
22. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 30-36.
23. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
24. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
25. Кутепов М.М., Ваганова О.И, Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
Статья поступила в редакцию 16.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019