педагогические науки
Лебедева Анна Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0014
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Лебедева Анна Алексеевна, кандидат философских наук, доцент Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625001, Россия, Тюмень, ул. Л. Толстого 1, e-mail: [email protected]) Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Одной из главных задач современного высшего образования является повышение качества подготовки выпускников. Для ее решения требуется учет множества аспектов, среди которых использование инновационных технологий, увеличение доли самостоятельной работы студентов, компетентностный подход, а также профессиональное воспитание. Все эти компоненты взаимосвязаны и нацелены на формирование компетентного профессионала. Однако профессиональное воспитание, имея свои специфические черты, может осуществляться во внеучебное время и стать мощным инструментом в подготовке грамотного высококвалифицированного специалиста. Развитие профессионального воспитания является вспомогательным элементом в повышении качества подготовки выпускников. В статье авторы освещают вопросы его формирования и развития, раскрывают его сущность. Также, авторы, раскрывая возможности профессионального воспитания, делают акцент на том, что оно должно быть разнообразным и содержать множество форм деятельности для повышения мотивации обучающихся и активного их вовлечения в процесс воспитания и обучения. Для этого был разработан и предложен к реализации комплекс мероприятий, который может быть применен во многих вузах страны. Его использование призвано повысить уровень воспитательной деятельности, и, как следствие, формирования профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, качество профессионального образования, высшая школа, студент, выпускник, высшее учебное заведение, самостоятельность, образование, образовательный процесс, традиционное воспитание, компетенции, компетентность, компетентностный подход.
STUDY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THEORY AND PRACTICE OF MODERN EDUCATION
© 2019
Lebedeva Anna Alekseevna, associate professor
Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova Ministry of Defense of the Russian Federation (625001, Russia, Tyumen, L. Tolstoy st. 1, e-mail: [email protected]) Aleshugina Elena Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,
department of Foreign Languages Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the main tasks of modern higher education is to improve the quality of graduate training. To solve it, it is necessary to take into account many aspects, including the use of innovative technologies, an increase in the share of independent work of students, a competence-based approach, and professional education. All of these components are interrelated and are aimed at creating a competent professional. However, professional education, with its specific features, can be carried out during extra-curricular time and become a powerful tool in the preparation of a competent highly qualified specialist. The development of professional education is an auxiliary element in improving the quality of graduate training. In the article the authors cover the issues of its formation and development, reveal its essence. Also, the authors emphasize that professional education should be diverse and contain many forms of activity to increase the motivation of students and their active involvement in the process of education and training. For this purpose, a set of measures was developed and proposed for implementation, which can be applied in many universities of the country. Its use is intended to raise the level of educational activities, and, as a result, the formation of students' professional competencies.
Keywords: professional education, quality of vocational education, higher school, student, graduate, higher education institution, independence, education, educational process, traditional education, competence, competence, competence approach.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день в сфере высшего профессионального образования недооценена роль профессионального воспитания, которое, по нашему мнению, с появлением ком-петентностного подхода обрело особую важность [1]. В отличие от традиционного воспитания, профессиональное стремится к усилению акцента на знании ценностей и на эрудиции в сфере культуры и искусства, направлено на приобретение студентами умения выстраивать свою жизнь с присвоенными ценностями, на утверждение силы духа, которая помогает обеспечить способность быть успешными и востребованными в профессии, сохраняя при этом лучшие человеческие качества [2].
Развивая профессиональное образование, высшая школа совершенствует подготовку студентов, повышая их будущую конкурентоспособность на рынке труда [3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Профессиональное воспитание трактовалось исследователями по-разному на протяжении многих лет [4]. Его рассматривают как в широком смысле, имея ввиду определенную область педагогической деятельности, связанной с подготовкой молодежи к жизни и труду, и в узком смысле, как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональному труду в ходе
Lebedeva Anna Alekseevna, Aleshugina Elena Anatolyevna, Vaganova Olga Igorevna pedagogical
STUDY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THEORY ... sciences
профессионального становления как субъекта профессиональной деятельности [5]. В первом случае данная сфера включает:
- особенности профессиональной подготовки;
- формирование у студентов мотивации к трудовой деятельности, сознательного к ней отношения;
- социальное ориентирование студенческой молодежи;
- учет потребностей и ценностей молодежи [6];
- профессиональная мобильность [7];
- психология мотивации профессионального труда и деятельности [8].
Для того чтобы преобразовать данную категорию, ученые делают различные предположения [9]. По мнению В. Соловейчик, воспитание необходимо привести в соответствие с реалиями социокультурного кризиса, который заключается в столкновении духовно-нравственных идеалов с условиями общественной жизни [10]. А. Печчеи говорит о необходимости расширения границ воспитания до «глобальной педагогической терапии», сделав органичным элементом всей жизни общества [11]. Н.Б. Крылова, занимаясь данным вопросом, выдвинула положение о придании воспитанию практической направленности, усилив, тем самым, нравственную сопротивляемость индивида, живущего в условиях духовного кризиса. Как мы видим, исследователи выдвигают самые разные предположения, точки зрения, касаемые развития профессионального воспитания [12]. Наиболее полно сущность профессионального воспитания раскрыта в работах Э.Ф. Зеера. Он говорит, что профессиональное становление определяется как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально-значимых и профессионально важных качеств [13].
Большинство исследователей считает, что профессиональное воспитание следует рассматривать как развитие профессиональных компетентностей или профессиональная культура [14].
По нашему мнению необходимо придерживаться следующего определения понятия «профессиональное воспитание» [15]. Это целостная социально-педагогическая система целенаправленного взаимодействия социальных и общественных институтов, производства и личности по профессиональному становлению будущего специалиста с учетом личностных, социально-психологических особенностей, мотивов, ценностей и интересов будущего профессионала [16].
Формирование целей статьи (постановка задания). Выявление сущности профессионального воспитания в высшем учебном заведении.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Воспитание в вузе строится в рамках компетент-ностного, культурологического, личностно-ориентиро-ванного, поликультурного и других подходов [17-32]. Для решения задач профессионального воспитания высшими учебными заведениями разрабатываются целевые воспитательные программы, которые вовлекают в тесное сотрудничество педагогов и обучающихся [33]. Например, существующие в вузах программы направлены на развитие личностных качеств будущего выпускника, способного адаптироваться к часто изменяющимся современным условиям и при этом способного вести успешную деятельность. Они формируют у обучающихся правильное понимание сущности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности [34]. Благодаря анализу воспитательной практики мы можем выделить востребованное содержание и формы воспитательной деятельности:
- конкурсы профессионального мастерства;
- дуальное обучение;
- волонтерское движение [35];
- студенческое самоуправление;
- социальные проекты и студенческие акции [36];
- деловые игры и мастер-классы [37];
- интеллектуальные клубы;
- дни открытых дверей [38];
- спортивные, исследовательские кружки и секции [39].
Благодаря грамотной реализации данного содержания появляется возможность успешного и результативного решения образовательных задач, формирования общих и профессиональных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание должно быть разнообразным, содержать в себе формы работы, которые бы сделали его интересным для каждого курса обучения. Для этого нами был предложен комплекс мероприятий, который может быть реализован в любом вузе страны. В таблице 1 отражен фрагмент разработанного комплекса мероприятий в рамках воспитательной деятельности.
Таблица 1 -мероприятия в рамках профессиональной воспитательной деятельности высшего учебного заведения
Месяц Форма работы
Сентябрь
1 День посвящения в студенты
1-7 Организация работы со студентами первого курса по адаптации к профессиональной системе обучения (Собрания студентов «Профессиональная неделя»)
12 Тематическая экскурсия «История нашего вуза»
Ежемесячно Освещение основных вопросов профессионального обучения и воспитания в студенческой газете
21 Анкетирование с целью определения мотивации обучающихся к избранной профессии
Октябрь
10 Психологический тренинг «Общение без границ» для реализации успешной профессиональной деятельности
Ноябрь
14 Семинар-презентация «Как стать профессионалом»
21 Научная конференция «Инновационная деятельность в моей профессии»
Декабрь
5 Участие в социальном проекте «В здоровом теле -здоровый дух»
10 Конкурс «Защита профессии»
Февраль
22 Круглый стол «Имидж современного профессионала»
27 Книжная выставка, в рамках которой проходят просмотры и обзоры литературы профессиональной направленности
Март
16 Круглый стол «Я - личность»
Апрель
15 Практикум по написанию резюме, анкеты при поступлении на работу
24 Практикум «Собеседование - это просто»
Май
12 Тренинг по развитию временной перспективы «Мир моими глазами»
15 Правовые консультации «Государственная поддержка молодых специалистов»
Июнь
3 Творческий конкурс профессиональной направленности «Мои первые шаги в профессии» для младших курсов и «Совершенствуюсь в профессии» для старших курсов
Разрабатывая комплекс мероприятий, мы учитывали процесс профессиональной адаптации к учебно-профессиональной деятельности, взаимодействию в коллективе студентов первых курсов. Организация грамотного
педагогические науки
Лебедева Анна Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ ...
влияния профессионального воспитания в младших курсах особенно важно, поскольку обучающиеся только начинают подготовку к своему профессиональному пути.
Данные мероприятия позволят перестроить самосознание студентов с психологической позиции обучающегося на позицию будущего профессионала, включенного в профессиональные отношения, сформирует сознательное отношение к выбору профессии и необходимые качества для выполнения функций в определенной трудовой области.
Старшие курсы смогут совершенствовать профессиональные и общекультурные компетенции благодаря разработанному комплексу.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В процессе работы нами была достигнута поставленная цель. Мы определили сущность профессионального воспитания. Она заключается в поддержке образовательного процесса для более успешного формирования профессиональных компетенций и подготовки обучающихся к реальной рабочей обстановке. Также мы разработали комплекс мероприятий для совершенствования профессионального воспитания в вузах. Предложенный нами комплекс призван разнообразить процесс профессионального воспитания для формирования компетенций на более высоком уровне. Каждое из мероприятий нацелено на вовлечение студентов в профессиональную деятельность, на их мотивацию и активное участие в студенческой жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
4. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
5. СмирноваЖ.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.
6. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
9. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
10. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
12. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
13. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
14. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
15. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors
trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
16. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
17. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам П Всероссийской научно-практической конференции 30 ноября 2015г., г. Нижний Новгород. — Н.Новгород: Изд-во НГПУ им.К.Минина, 2015. — С. 53-57.
18. Катуржевская О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 64-67.
19. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
20. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 212-220.
21. Вопияшина С.М., Кириллова А.В. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе: компетентностный подход. основные принципы реализации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 94-97.
22. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 4651.
23. Пядушкина Н.Н. Педагогическая деятельность с позиций культурологического подхода в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 242-245.
24. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.
25. Герасимова К.Г. Особенности социологического подхода к пониманию самореализации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 77-81.
26. Тимкина Ю.Ю. Вариативный подход к иноязычному образованию в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 120-122.
27. Смирнова Е.В. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 33-37.
28. Баурова Ю.В. Теоретические положения осуществления учебного процесса на основе гендерного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 13-17.
29. Скоморохова Н.А. Социокультурный подход к образованию в свете болонского процесса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 74-76.
30. Наседкина А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов - музыкантов на основе интегративного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 60-64.
31. Третьякова Е.М., Жданова Е.Ю. Комплексный подход к формированию профессиональной культуры современного специалиста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 77-78.
32. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход - путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70-71.
33. Коняева Е.А., Коняев А.С. Интеграция образования, науки и производства как фактор национальной безопасности // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России: сб. материаловВсерос. заочн. науч.-практ. конф 27-28 ноября 2013 г./ред. кол.: В.В. Садырин, Б.У. Хашагульгов, М.В. Потапова, Е.А.Гнатышина и др. -Челябинск: дизайн^обложки: студия дизайна «Зубры Графикс» (ООО «Чистый ДИЗАИН»), издательство ЗАО «Цицеро»,2014. -С.158-161.
34. Коняева Е.А., Коняев А.С. Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия образовательных организаций // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сборник материалов Всеросс. научн.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля 2015, Челябинск-Екатеринбург. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - С.118 - 121.
35. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу//Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
36. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. КМинина. 2016. С. 30-33.
37. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
38. Макеева А.В. Проектирование содержание курса «Мате-
Lebedeva Anna Alekseevna, Aleshugina Elena Anatolyevna, Vaganova Olga Igorevna STUDY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THEORY ...
pedagogical sciences
матика» для студентов-психологов в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/А.В. Макеева. Нижний Новгород, 2005. -18 с.
39. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
Статья поступила в редакцию 18.04.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019