педагогически науки
Борзенкова Ольга Александровна, Василенко Анна Сергеевна РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ...
UDC 373.31
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
© 2018
Борзенкова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Василенко Анна Сергеевна, студент 4 курса
Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Блюхера, 25,e-mail: [email protected])
Аннотация. Современная начальная школа постоянно находится на стадии динамического обновления, происходит модернизация содержания, организационных форм, инновационных технологий обучения. Информатизация системы образования - объективный процесс. Проблема организации образовательного процесса в начальной школе, обеспечение качества обучения, воспитания и развития младших школьников всегда остается актуальной. В рамках обозначенной проблемы авторы рассматривают педагогические условия развития учебной мотивации младших школьников. Названная проблема является одной из основных проблем современной начальной школы, отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к результатам обучения. Авторы рассматривают возможности использования ИКТ в обучении младших школьников; акцентируют внимание на средства развития мотивации к учению; отдают предпочтение современным средствам информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательной деятельности детей. При этом важна роль самого педагога в организации процесса обучения младших школьников. Грамотно организовать работу с детьми младшего школьного возраста по развитию учебной мотивации - важная задача учителя начальных классов, характеризующая должный уровень сформированности его профессиональной компетентности. Цель статьи - обосновать педагогические условия развития учебной мотивации младших школьников. В статье рассмотрены некоторые возможности ИКТ и их значимость в учебной деятельности младших школьников.
Ключевые слова: мотив, мотивация, учебная мотивация, средства развития мотивации к учению, компоненты учебной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, классификация ИКТ.
DEVELOPMENT OF INTEREST OF YOUNGER SCHOOLBOYS BY MEANS OF ICT TECHNOLOGIES
© 2018
Borzenkova Olga Alexandrovna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education
Vasilenko Anna Sergeevna, forth-year student Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (443090, Russia, Samara, street Blucher, 25, e-mail: [email protected])
Abstract. A modern elementary school is constantly at the stage of dynamic renewal; content, organizational forms, and innovative learning technologies are being modernized. Informatization of the education system is an objective process. The problem of organizing the educational process in elementary school, ensuring the quality of education, upbringing and development of younger schoolchildren always remains relevant. Within the framework of the designated problem, the authors consider the pedagogical conditions for the development of educational motivation of younger schoolchildren. The mentioned problem is one of the main problems of the modern elementary school, it meets the requirements of the federal state educational standard of primary general education (hereinafter - the Federal State Educational Standard of the IEO) to the results of training. The authors consider the possibility of using ICT in teaching younger students; focus on the means of developing motivation for learning; give preference to modern means of information and communication technologies (hereinafter - ICT) in the educational activities of children. At the same time, the role of the teacher himself in the organization of the process of teaching younger schoolchildren is important. Properly organizing work with children of primary school age to develop learning motivation is an important task of a primary school teacher, characterizing the proper level of formation of his professional competence. The purpose of the article is to justify the pedagogical conditions for the development of educational motivation of younger schoolchildren. The article discusses some of the ICT capabilities and their importance in the educational activities of younger students.
Keywords: motive, motivation, learning motivation, means of developing motivation for learning, components of learning activities, information and communication technologies, ICT classification.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Приоритетным направлением ФГОС НОО определено развитие положительной учебной мотивации школьников как главного условия обеспечения качества обучения и воспитания [1].
Важность решения обозначенной проблемы является необходимой для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Ряд исследователей обосновывают роль ИКТ в обучении младших школьников, обозначают значимость использования некоторых видов ИКТ в образовательной деятельности детей как показателя развития учебной мотивации (труды О.Ф. Брыксиной [2], Е.С. Галанжиной [2], М.А. Смирновой [2], К.А. Дымновой [3], С.В. Карповой [4], Г. Клеймана [5], Н.Н. Руденко [6], Т.Е. Соколовой [7], С.Н. Таракановой [8] и др. [19-21]).
Начальная школа - основа, от качества подготовки которой зависит дальнейшее обучение ребенка. Здесь важна собственная позиция педагога начальной школы.
Модернизация начального образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (особенно, если рассматривать современное информационное общество).
Анализ последних исследований публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешимых раньше частей общей проблемы.
Обозначенный аспект (развитие учебной мотивации) нашел широкое применение в различных научных областях знаний (философия, социология, психология, педагогика).
Психологические аспекты мотивации рассматривали Е.П. Ильин [9], А.Н. Леонтьев [10], А Маслоу [11], П.М. Якобсон [12] и др. [22-24]
Проблема развития учебной мотивации детей затрагивалась в работах Л.И. Божовича [13], Л.С. Выготского [14], М.В. Матюхиной [15], Л.М. Фридмана [16], А.К. Марковой [16], А.Б. Орлова [16], Г.И. Щукиной
Borzenkova Olga Alexandrovna, Vasilenko Anna Sergeevna DEVELOPMENT OF INTEREST OF YOUNGER SCHOOLBOYS ...
[17] и др. [18-21; 25-27]
В данных исследованиях обозначен механизм возникновения учебных мотивов, а также обоснована роль мотивации в осуществлении учебной деятельности.
Несмотря на актуальность исследования, указанные авторы не уделяют должного внимания реализации педагогических и дидактических условий развития учебной мотивации обучающихся в начальной школе. Современная система образования требует пересмотреть образовательные технологии (у детей наблюдается отсутствие желания учиться, негативное отношение к школе). Одной из причин - трудность в работе педагога увлечь учебным материалом современных школьников, внимание которых поглощено различного рода электронными техническими средствами. Безусловно, пропадает мотивация к учению (педагог в своей педагогической деятельности применяет однообразные формы организации учебного процесса). Поиск системы значимых дидактических и педагогических средств, способствующей развитию мотивации к учению, является важной задачей современного начального образования.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Таким образом, обозначим цель статьи, которая заключается в обосновании педагогических условий развития учебной мотивации младших школьников.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Педагогической наукой и практической деятельностью педагогов накоплен значительный арсенал методов, форм, средств; данные дидактические возможности, безусловно, способствуют развитие положительных мотивов учения, стимулируют познавательно-продуктивную деятельность школьников [28-33].
В педагогической литературе под мотивацией (от латинского movere - «двигаю») понимается общее название для процессов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования [23]. С позиции обучаемого следует говорить о мотивации учения (И.П. Подласый).
Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека; данный процесс задает направленность, активность, устойчивость; способности человека удовлетворять свои потребности [23].
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах [24; 25].
Следует заметить, что ученые это понятие трактуют по-разному. Часть ученых под мотивом понимают психическое явление (оно становится побуждением к действию) [23; 25]. Другие исследователи считают, что мотив - особая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [26].
В процессе обучения происходит сочетание деятельности педагога и обучаемого (младшего школьника). В начальной школе ведущая деятельность - учебная. Она характеризуется следующей структурой: мотивы учения О цель и целеполагание О учебные действия О
контроль О оценка.
Рассмотрим компоненты учебной деятельности, представленные И.М. Юсуповым [27].
Таблица 1 - Структурные компоненты учебной деятельности
Структурные компоненты учебной деятельности (по И.М. Юсупову)
название характеристика
мотивационно-целевая сторона педагог с помощью различных стимулов (в том числе ИКТ) актуализирует познавательную потребность детей, создает мотив учебной деятельности, формулирует цель деятельности
pedagogical sciences
организационно-планиру-ющая сторона педагог привлекает обучаемых к организации и планированию их учебной деятельности в образовательном процессе
содержательно-операционная сторона педагог предлагает детям выполнить ряд последовательных действий по осмыслению и усвоению содержания учебного материала
контрольно-оценочная сторона педагог контролирует и оценивает деятельность детей и обучает их самоконтролю учебной деятельности
Мотивационно-целевая сторона учебной деятельности младших школьников является ключевой в исследовании.
Л.И. Божович считает, что учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, где главная роль принадлежит внутренним мотивам, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением; либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений [13].
Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребности обучающихся в получении знаний (Н.М Симонова, Е.И. Савонько).
Использование современных средств ИКТ в учебном процессе младших школьников позволяет:
- повысить качество усвоения материала (мотивация к учению);
- построить индивидуальные образовательные траектории детей;
- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению в школе;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями и др.
Планирование и проведение уроков с применением ИКТ - сильный мотив в обучении. С помощью подобных уроков активируются познавательные психические процессы (мышление, внимание, устная речь, воображение, память). Применение ИКТ делает образовательный процесс качественными, занимательными; у детей повышается интерес к предмету.
Обучающиеся получают большой объем информации, что позволяет им не только формировать знания, но и углублять их. Например, использование презентаций в образовательной деятельности детей способствует решению детьми достаточно сложных практических задач. Интерактивная доска в учебном процессе предполагает реализацию следующих условий:
- повышение качества учебного процесса;
- доступность;
- учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- возможность обеспечения обратной связи;
- организация коллективной, групповой работы и др.
Ю.К. Бабанский замечает, «только через деятельность обучающийся способен сформировать самого себя, но значимо еще и направляющее воздействие учителя» [34]. Происходит изменение роли учителя и обучающегося, связанное с развитием новых информационных технологий, где учитель выступает организатором деятельности, а обучающиеся - активными модераторами собственных знаний.
По функциональному назначению к информационным технологиям относятся: презентации О обучающие игры и развивающие программы О программы-тренажеры О системы виртуального эксперимента О электронные учебники и энциклопедии. Данная классификация представлена А.В. Дворецкой [35, с.201].
педагогически науки
Борзенкова Ольга Александровна, Василенко Анна Сергеевна РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ...
Указанные виды широко применяются в организации учебной деятельности младших школьников.
Педагог начальной школы обязан подбирать дидактический материал к каждому уроку; оптимизировать процесс обучения школьников; рационально сочетать различные виды ИКТ в образовательном процессе [3639].
Рассмотрим краткую характеристику указанной классификации.
Презентации представляют собой распространенный вид представления демонстрационных материалов. К ней (презентация) относят электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видео фрагменты, элементы интерактивности (отличительная черта от обычных диафильмов).
Обучающие игры и развивающие программы адаптированы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это интерактивные программы с игровым содержанием (сценарий).
Современные программы - тренажеры позволяют отследить ход (направления) решения и сообщают об ошибках детей.
Системы виртуального эксперимента - программные комплексы - позволяют школьникам проводить сложные эксперименты.
Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс обучающих программ (представлены выше).
Объединение функции демонстрационных и справочных материалов представлены в электронных энциклопедиях: они поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам (понятиям), обладают особой системой навигации на основе гиперссылки и др.
Заметим, для уроков в начальной школе значимы элементы наглядно-изобразительного материала, что позволяет сделать процесс обучения младших школьников эффективным, качественным.
Определим некоторые педагогические условия использования средств ИКТ в образовательном процессе обучающихся.
1. Учет психолого-педагогических принципов организации образовательной деятельности младших школьников (количество объектов на экране (их должно быть немного); соблюдение нормы времени (20-25 минут для младших школьников) и др.).
2. Включение возможности ИКТ в разные виды взаимодействия, согласно ФГОС НОО (обучающийся О
педагог; обучающийся О родители; обучающийся О
обучающийся).
3. Технология использования различных видов ИКТ в обучении младших школьников. Например, презентацию уместно использовать на любом этапе построения и планирования урока.
Приведем пример для детей 1-го класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения SMARTNotebook (источник: К.А. Дымнова [3]).
Пример 1. Выбери нужную фигуру из пронумерованных фигур (рис.1.)
Рисунок 1- Пример задания с использованием SMARTNotebook
Данное задание может использоваться как на интерактивной доске, так и с помощью мультимедийной презентации. (Использование интерактивной доски позво-
ляет ученику самостоятельно передвинуть фигуру; при использовании презентации ребенок называет правильный ответ, учитель нажимает на него: если он верный - фигура перелетает в нужное место, иначе - вылетает красная надпись «Подумай еще!»).
Предложенное задание математического содержания следует использовать на разных этапах образовательного процесса (актуализация знаний, объяснение нового материала, рефлексия и т.д.)
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Правильное использование средств ИКТ в образовательной деятельности младших школьников является одним из способов оптимизации процесса обучения; предполагает развитие учебной мотивации; обеспечивает реализацию психолого-педагогических и методических условий в учебном процессе детей. Актуальной остается проблема развития учебной мотивации в условиях реализации ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования); важен аспект разработки и обосновании дидактических средств по использованию современных информационных технологий (мультимедийные материалы) в образовательной деятельности дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018. 31 с. (Стандарты второго поколения).
2. Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова МА. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе: учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Академия, 2015. 208 с.
3. Дымнова К.А. Методические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики (средствами ИКТ) / От малышей до старших: воспитание и образование: тезисы докладов студенческих научных конференций факультета начального образования 2012, 2013 гг. Самара: ПГСГА, 2013. 88с. С.40-44.
4. Карпова С.В. Урок математики в 1-м классе с использованием информационных технологий // Практика административной работы в школе. 2005. № 2. С. 50—53.
5. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий. М.: Просвещение, 2006. 398 с.
6. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. С. 159.
7. Соколова Т.Е. Информационная культура младших школьников как педагогическая проблема. Выпуск 1. Самара: Учебная литература. Федоров, 2008. 32 с.
8. Тараканова С.Н. Мультимедийные технологии на уроках математики в начальных классах // Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в общем образовании» («ИТ0-Саратов-2009»): сб. тр. участников конф. Саратов :СарИПКиПРО, 2009. С.56-63
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб.пособие/ Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 512 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1977. С.182-186.
11. Маслоу А. Мотивация и личность: учеб.пособие/ А. Маслоу. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. 478 с.
12. Якобсон П.М. Психология мотивации / П.М. Якобсон. Москва-Воронеж, 2006. 268с.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: учеб. пособие/ Л.И. Божович. Москва - Воронеж, 1997. 352 с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
16. Маркова А.К. Развитие мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1988. 216 с.
18. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. 1990. №7, 1991 №7, 1992. №7-8, 1993. №7.
19. Ковалева А.Л. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС// Приоритетные научные направления: от теории к практике сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 160-170.
20. Скорова Н.Л. Современные информационные технологии в образовательной деятельности // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сборник материалов VIII-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 71-77.
21. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 285 с.
22. Фролова А.И. Развитие мотивации учения на уроках математики [Электронный ресурс]режим доступа: http://festival.1september.
Borzenkova Olga Alexandrovna, Vasilenko Anna Sergeevna DEVELOPMENT OF INTEREST OF YOUNGER SCHOOLBOYS ..
pedagogical sciences
ru /articles/416248.
23. Подласый И.П. Педагогика начальной школы /И.П. Подласый. М.: Просвещение, 2001.89 с.
24. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников //Начальная школа. 1999. № 10. С.31-33.
25. Дробышева И.В. Мотивация: дифференцированный подход // Математика в школе. 2008. № 2. С.14.
26. Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. М.: Просвещение, 2003. 240с.
27. Юсупов И.М. Педагогическая психология. Учебное пособие. Самара: СамаИКП-СНЦРАН, 2003. С.45-56.
28. Пальцева Л.И. Развитие речи и формирование речевых умений и навыков в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 92-94.
29. Антонюк Н.А. Сущность понятия «диалогические умения будущих учителей начальной школы»//Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3 (4). С. 7-9.
30. Сергушина О.В., Евсеева Ю.А. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 56-57.
31. Холомина О.А., Курилова А.А. Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обучения у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода // Карельский научный журнал. 2013. № 3 (4). С. 8-11.
32. Сундеева Л.А., Зеленкова Ю.В. Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка в начальных классах // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 106-108.
33. Жаровская А.В. Концептуальные основы формирования готовности педагогов к усвоению лексики учениками начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 24-27.
34. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагогический аспект. М.: Просвещение, 1977. 256 с.
35. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения //Школьные технологии. 2004. № 3. С.201.
36. Рахимов М.М. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 379-382.
37. Руденко И.В., Котова С.А. Комплекс условий по реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 101-104.
38. Федорова Т.В. Подготовка бакалавров к осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 129-132.
39. Примакова В.В. Профессионализация учителей начальной школы в условиях последипломного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 55-58.