Научная статья на тему 'Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности'

Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8049
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / MOTIVATION SPHERE FOR THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарычева Ирина Александровна

В статье анализируются мотивационная сфера у младших школьников, психологическая готовность, мотивация, объясняется целенаправленность действия, проблемы мотивов и мотивации, законы мотивации, организация учебной деятельности, мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, сложность изучения мотивов, мотивационная сфера к началу обучения, мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, когда младший школьник идет в школу, то его необходимо мотивировать, мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности»

Список литературы / References

1. Беляков В.В. Проблемы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и пути повышения ее успешности. // В сб. «Государство и дети: реальности России». М., 1995. С. 70-73.

2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования, 1992. № 10. С. 62-70.

3. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. трудов. М.: Изд. АПН СССР, 1982. С. 3-18.

4. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка младшего возраста. // В сб. «Лишенные родительского попечительства». М.: Просвещение, 1991. С. 37-48.

5. НикитинВ.А. Начала социальной педагогики. М.: Флинта, 1999. 68 с.

6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Модэк, 2000. С. 304.

7. Словарь по педагогике. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, 2008.

8. Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г., Цахаева А.А. Адаптация как полифункциональная способность личности. Монография. Махачкала, 2015. 182 с.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ШКОЛЬНИКА. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Макарычева И.А. Email: [email protected]

Макарычева Ирина Александровна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Кыргызский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Кант, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируются мотивационная сфера у младших школьников, психологическая готовность, мотивация, объясняется целенаправленность действия, проблемы мотивов и мотивации, законы мотивации, организация учебной деятельности, мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, сложность изучения мотивов, мотивационная сфера к началу обучения, мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, когда младший школьник идет в школу, то его необходимо мотивировать, мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера к учебной деятельности младших школьников.

MOTIVATIONAL SPHERE OF THE SCHOOLBOY. GENERAL CONCEPT OF MOTIVATION AND MOTIVATION IN LEARNING ACTIVITY

Makarycheva IA.

Makarycheva Irina Alekcandrovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, KYRGYZ BRANCH

FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION KAZAN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF TECHNOLOGY, KANT, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: the t article analyzes the motivational sphere in junior schoolchildren, the psychological readiness, the motivation explains the purposefulness of the action, the problems of motives and motivation, the laws of motivation, the organization of educational activity, the motivating role of evaluating the results of learning activity, the motivation of learning activity, the complexity of learning motives, the motivational sphere to the beginning of training, motivation as a system of actions responsible for motivating activities, the junior schoolchild goes to school, then it must be

motivated, the motivational sphere w The ring is the main component in the process of organizing educational activities.

Keywords: motivation, motivation sphere for the educational activity of junior schoolchildren.

УДК159.9.019

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка.

Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение -приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

У младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.

Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т.е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием.

Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т.е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания... Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна...» [6, с. 456].

Когда младший школьник идет в школу то его необходимо мотивировать и должна быть мотивационная сфера к началу обучения. Немного остановим свое внимание на мотивации и ее аспектах.

Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению - «приводящий в движение» [7, с. 59].

Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели. Для лучшего понимания процессов, лежащих в основе мотивации, соотносится понятие мотивации с потребностями, побуждениями и целью деятельности вообще и спортивной деятельности в частности.

Мотивация - это осознанная причина активности. В основе причины лежит потребность, которая определяется как нужда человека в том, чего ему, как правило, недостает. Эта нужда

(потребность) и является первопричиной активности человека. Потребность порождает побуждение (стремление) к поиску возможностей ее удовлетворения. Любая потребность может реализоваться лишь в процессе определенной деятельности, которая приводит к реализации потребностей, т.е. к конечной цели. Потребность часто бывает скрыта целью. Если взять спортивную деятельность, то в ней целью, является результат, показываемый занимающимся на соревнованиях. Этот результат выражается в метрах, секундах, очках (т.е. цель проявляется конкретно, реально, осязаемо).

По источнику мотивации, делятся на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Есть два понимания этих определений:

• внешняя мотивация - её источником является внешний мир; предметная, и, до этого всего, социальная среда. У Леонтьева, «внешние - лишь знаемые мотивы» [13, с. 200], т.е. «я знаю о необходимости действовать в определенном направлении, побуждаться определенным конкретным действием». Это - внешняя, т.е. не присвоенная мотивация. А когда она присваивается, то становится внутренней, своей для субъекта. Леонтьев её называет - «реально действующие мотивы» [11, с. 176].

• внутренняя мотивация (школа Левина): - предметно-специфична, характерная для данной ситуации. Внешняя мотивация - неспецифичная, выходящая за рамки предмета (заработная плата, премия, социальный престиж).

Существуют следующие законы мотивации:

• Закон хорошей мотивации Йеркса-Додсона: «С усилением общей активации повышается качество выполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация очень высока, выполнение ухудшится».

• Закон: «С увеличением трудности задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, обязана приближаться к пороговой величине». Это значит, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Разумеется, что при легкой задаче лишняя мотивация не вызывает нарушений поведения (закон силы, у Торндайка). Но такая возможность возникает при тяжелых задачах.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к занятиям, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников [5, с. 15].

Проблемы мотивов и мотивации широко освещались в работах таких ученых как К.К. Платонов, А.Н Леонтьев, В.К Вилюнас, В.И Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др. Мотивы школьника, относящиеся к урокам, можно представить в виде последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей.

Рассматривая педагогическую деятельность, проблемы мотивов касались Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин Н.В. Бордовская, С.И. Розум и др. За рубежом мотивы и мотивация рассматриваются в трудах А. Маслоу, Р.С. Уэйнберга, Д. Гоулд Джемса, Дьюи, З. Фрейда, К. Юнга и других ученых. В них проанализировано состояние проблемы формирования мотивов, структуры мотивации личности, мотивы и мотивация рассмотрены в различных областях жизнедеятельности человека.

Организация учебной деятельности. Изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:

- мотивационного;

- операционально-познавательного;

- рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этот этап состоит из трех учебных действий:

• создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:

- постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;

- рассказом учителя о теоретической и практической значимости данной темы;

- рассказом о том, как решалась это проблема в истории науки. Формулировка основной учебной задачи, как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является учащихся целью их деятельности на данном занятии.

• рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Операционально-познавательный этап - на этом этапе учащиеся осваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержке мотивации к спортивной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т.е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, вознбикающие от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы ученики начали действовать.

Рефлексивно-оценочный этап - связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

Групповая форма втягивает в активную работу даже пассивных слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью, что и показано в ряде исследований. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку, которая «добывается» многими нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебно-познавательной деятельности и к деформации развития личности учащегося.

В ряде стран в начальной школе отметки не выставляются, а в старших классах используются рейтинги и оценки. В оценке должен даваться качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащегося, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Отметки имеют юридическую силу. Именно на их основании ученика переводят из класса в класс, хвалят и поощряют или, наоборот, порицают и наказывают.

Мотивация учебной деятельности - это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Обычный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор. Об учебе имел весьма слабое представление, но пришло время идти в школу и здесь действует мотивация - совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели учебной деятельности.

Сложность изучения мотивов очевидна, поскольку они образуют тот интимный мир человека, который скрыт от посторонних взглядов, а порой ускользает и от самоанализа.

К тому же мотивы могут быть столь тесно связаны между собой, что порой трудно выделить из них доминирующие. Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроках интересно». Имея знания, ребенок получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Список литературы / References

1. Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании. М.: ФиС, 2004. 260 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Наука, 1968.

3. АндроповаМ.В. Психологические термины. М.: Издательство, 2004. 483 с.

4. АнтиповаЕ.В. Психология детей шестилетнего возраста. ГЦ. Владос. М., 2002. 460 с.

5. БодалевА.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Липецк, 2004. 535 с.

6. Болотова А.К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. 96 с.

7. Вальсевич В.К, Лубышева Л.И., Ипатов А.А. Мотивация - как двигатель карьеры. М.: ФиС, 2004. 634 с.

8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006. 432 с.

9. Воронов И.В. Особенности спортивной мотивации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 479 с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. Л., 1934.

11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Переизд., Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 678 с.

12. Гага В.А., Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования. Новосибирск, 2003. 468 с.

13. Макарычева И.А. «Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников». I Международная научная конференции ORT Publishing (Штутгарт, Германия). European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches (Европейские прикладные науки: современные подходы в научных исследованиях), 2012. Стр. 198-201.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Горошко Е.В. Email: [email protected]

Горошко Елена Васильевна — педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Зимушка», г. Норильск

Аннотация: в статье анализируется сущность дидактической игры как деятельности и формы организации образовательного процесса, который используется для познавательного и интеллектуального развития дошкольников. Среди всего многообразия игр для дошкольников дидактическим играм принадлежит особое место. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. В статье рассматриваются некоторые виды дидактических игр и их включение в образовательно-воспитательный процесс для полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, дидактические игры, познавательное развитие дошкольников, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), виды дидактических игр, развитие дошкольников, игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры, дошкольный возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.