Научная статья на тему 'Оценка уровня мотивации у младших школьников'

Оценка уровня мотивации у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2778
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ИЗУЧАЮТ МОТИВЫ ШКОЛЬНИКОВ / STUDY THE MOTIVES OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарычева Ирина Александровна

В статье анализируются влияние и оценка уровня мотивации у младших школьников, мотивы учения, являющиеся одним из компонентов учебной деятельности, основным методологическим подходом, определяющим исследования мотивационной сферы, исследуя отношения школьников к учению, в зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание, в работах отечественных педагогов-психологов исследования проблем мотивации, мотивация и ее проблема являются актуальными, теории мотивации, мотивы могут осознаваться и не осознаваться, в зависимости от того, каков мотив деятельности, мотивы могут быть разделены на две большие группы, цели учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня мотивации у младших школьников»

ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Макарычева И.А. Email: Makarycheva641@scientifictext.ru

Макарычева Ирина Александровна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Кыргызский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Кант, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируются влияние и оценка уровня мотивации у младших школьников, мотивы учения, являющиеся одним из компонентов учебной деятельности, основным методологическим подходом, определяющим исследования мотивационной сферы, исследуя отношения школьников к учению, в зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание, в работах отечественных педагогов-психологов исследования проблем мотивации, мотивация и ее проблема являются актуальными, теории мотивации, мотивы могут осознаваться и не осознаваться, в зависимости от того, каков мотив деятельности, мотивы могут быть разделены на две большие группы, цели учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, особенности учебной мотивации младших школьников, изучают мотивы школьников.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF MOTIVATION IN YOUNGER

SCHOOLCHILDREN Makarycheva I.A.

Makarycheva Irina Alexandrovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, KYRGYZ BRANCH

FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION KAZAN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF TECHNOLOGY, KANT, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: the article analyzes the influence and assessment of the level of motivation in junior schoolchildren, the motivation of learning, being one of the components of educational activity, the main methodological approach that determines the research of the motivational sphere, examining the relations of schoolchildren to teaching, foreign studies, the study of motives, great attention, psychologists study the problems of motivation, motivation and its problem is topical, the theory of motivation, motives can be realized and not realized, dependencies on matter what the motive activity, motivation can be divided into two major groups, the goal of learning activity.

Keywords: motivation, features of educational motivation of junior schoolchildren, study the motives of schoolchildren.

УДК:159.9.072.5 DOI: 10.20861/2312-8089-2018-41-005

Проблема мотивации учения является актуальной в современной педагогике и психологии. Ведь процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности. Изучение мотивов учебной деятельности позволяет психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения.

Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию ее поддержки и регулирования. В настоящее время движущей силой учения у многих детей являются внешние мотивы, но с точки зрения эффективности учебной деятельности, развития творческой, интеллектуальной личности, необходимо научиться формировать, прежде всего, внутренние мотивы.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить особенности учебной мотивации младших школьников в общеобразовательной школе.

Мотивации и ее проблема является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогики и психологии. С одной стороны, это объясняется тем, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требуют сегодня реального познания закономерностей человека, с другой стороны,

назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминацией его психики и поведения.

В работах отечественных педагогов-психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

Основным методологическим подходом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной педагогики и психологии, является положение о единстве динамической и содержательно - смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и другие.

Л.И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы), были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порождённые самой учебной деятельностью [2. с. 124].

Исследуя отношения школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.

Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии и педагогики является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации, а также под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Они пришли к выводу, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться».

В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психолого-педагогической науки с применением различных методов.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. В данной методике изучения мотивации ученья он понимал категория образа, так в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций. [12, с. 59-60]

В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения [11, с. 48-50].

В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей само актуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами [7, стр. 213-215].

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т.е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний: другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, запять определенное положение в классе) [6, с. 156].

Какое же место занимают эти группы мотивов в мотивации учения младших школьников? Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследования можно установить связь и увидеть, что, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.

Мотивация учения проявляется также в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели - это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов.

Выделяются следующие уровни целей:

- познавательные,

-учебно-познавательные,

- социальные

-самообразования.

Цели учебной деятельности: наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми.

В педагогической психологии И. Логинов, С. Сарычев, А. Силаков пишут о том, что «чем ниже уровень целеполагания, тем менее устойчива цель, тем быстрее она разрушается» [10, с. 60-67].

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

- широкие познавательные мотивы - ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

- широкие социальные мотивы - мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

- узкие социальные мотивы (позиционные) - стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

- мотивы социального сотрудничества - ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность.

На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, то есть включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивация, познавательных интересов.

Учащихся младших классов здесь привлекает то же, что и в других учебных предметах: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым разнообразным содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовлетворение от интеллектуального напряжения.

Итак, развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Список литературы / References

1. Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании. М.: ФиС, 2004. 260 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Наука, 1968.

3. АндроповаМ.В. Психологические термины. М.: Издательство,2004. 483 с.

4. Антипова Е.В. Психология детей шестилетнего возраста. ГЦ, Владос, М.: 2002. 460 с.

5. БодалевА.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Липецк, 2004. 535 с.

6. Болотова А.К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. 96 с.

7. Вальсевич В.К, Лубышева Л.И., Ипатов А.А. Мотивация как двигатель карьеры. М.: ФиС, 2004. 634 с.

8. ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006. 432 с.

9. Воронов И.В. Особенности спортивной мотивации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 479 с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., Л., 1934.

11. Макарычева И.А., Син Е.Е. «Особенности мотивации на начальном этапе обучения». Журнал «Вестник Физической Культуры и спорта», № 2, 3 (3, 4), 2011. С. 227-230.

12. Макарычева И.А. «Проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте» «Наука новые технологии и инновации Кыргызстана», 2015. Стр. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.