Научная статья на тему 'Стиль педагогической деятельности учителя как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников'

Стиль педагогической деятельности учителя как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2084
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯ&SHY / ТЕЛЬНОСТИ / УЧИТЕЛЬ / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / EDUCATIONAL MOTIVATION / MOTIVES / JUNIOR SCHOOLCHILD / STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / TEACHER / AUTHORITARIAN STYLE / DEMOCRATIC STYLE / LIBERAL STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова О. В., Королева В. И.

В статье представлены данные эмпирического исследования особенностей фор­мирования учебной мотивации у младших школьников при различных стилях педагогической деятельности учителя. Результаты показывают, что при демократическом стиле в большей мере развиваются учебные мотивы, при авторитарном – социальные мотивы, при либеральном доми­нируют учебные и социальные мотивы, но менее выражены, чем при других стилях. Продемон­стрировано преимущество демократического стиля руководства в становлении познавательной мотивации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова О. В., Королева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The style of pedagogical activity of the teacher as a factor of forming of educational motivation among the junior schoolchildren

The article presents the empirical research of the features of the educational motivation forming of junior schoolchildren at different styles of teacher’s pedagogical activity. The results show that in the democratic style to a greater extent training motives are more developed, in the authoritarian – social motives, in the liberal – training and social motives are dominant, but less pronounced than in other styles. The article shows the advantage of the democratic style of leadership in the formation of cognitive motivation of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Стиль педагогической деятельности учителя как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников»

УДК 373.3; 37.015.3

О.В. Булатова, В.И. Королева

Стиль педагогической деятельности учителя как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников

Аннотация. В статье представлены данные эмпирического исследования особенностей формирования учебной мотивации у младших школьников при различных стилях педагогической деятельности учителя. Результаты показывают, что при демократическом стиле в большей мере развиваются учебные мотивы, при авторитарном - социальные мотивы, при либеральном доминируют учебные и социальные мотивы, но менее выражены, чем при других стилях. Продемонстрировано преимущество демократического стиля руководства в становлении познавательной мотивации учащихся.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивы, младший школьник, стиль педагогической деятельности, учитель, авторитарный стиль, демократический стиль, либеральный стиль.

O.V. Bulatova, V.I. Koroleva

The style of pedagogical activity of the teacher as a factor of forming of educational motivation among the junior schoolchildren

Summary. The article presents the empirical research of the features of the educational motivation forming of junior schoolchildren at different styles of teacher's pedagogical activity. The results show that in the democratic style to a greater extent training motives are more developed, in the authoritarian -social motives, in the liberal - training and social motives are dominant, but less pronounced than in other styles. The article shows the advantage of the democratic style of leadership in the formation of cognitive motivation of schoolchildren.

Keywords: educational motivation, motives, junior schoolchild, style of pedagogical activity, teacher, authoritarian style, democratic style, liberal style.

В современных условиях производственной, культурной и общественной деятельности человека значительно возрастает роль активности, инициативности самостоятельно принимать решения и организовывать условия для выполнения принятых решений. Поэтому одной из основных задач школы является формирование познавательной и учебной мотивации учащихся, так как именно она определяет успешность протекания познавательных процессов, способствует повышению работоспособности учащихся, облегчает запоминание и усвоение нового учебного материала.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что при изучении и формиро-

вании учебной мотивации важно учитывать динамику ее развития. У детей, которые поступают в школу, преобладают внешние социальные мотивы. Но, кроме того, у детей есть не менее развитые познавательные интересы. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение ребенка к учению. После третьего класса формируются внутренние мотивы (интерес, самоконтроль и т.д.). Именно эти мотивы необходимы для развития учебной мотивации. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется. В этом возрасте учитель является для ребенка

авторитетом, образцом для подражания в силу самой ролевой позиции учителя. В связи с этим важно изучать влияние стиля педагогической деятельности учителя на формирование мотивации у детей в младшем школьном возрасте [1, 2, 3].

Формирование мотивации учения через организацию деятельности стало предметом изучения в ряде исследований, проведенных под руководством П.Я. Гальперина, Д.Б. Элькони-на и В.В. Давыдова. Выявлены преимущества, в плане развития познавательной мотивации, обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (А.К. Дусавицкий и др.). Важным условием формирования учебно-познавательной мотивации является взаимодействие школьников в группе, решающей общую учебную задачу (А.К. Маркова, Г.А. Цукерман и др.). Одним из средств формирования познавательной мотивации в настоящее время становятся информационные технологии, однако еще недостаточно разработанные для обучения в начальной школе (Д. Бэленел, B.C. Леднев, И. Роберт, Е. Хеннер и др.). Однако вопрос о влиянии на развитие мотивации у детей разнообразных факторов освещен в психолого-педагогической литературе недостаточно.

Целью нашего исследования стало изучение влияния стилей педагогической деятельности учителей на формирование учебной мотивации у младших школьников. В эксперименте приняли участие 8 учителей начальных классов и 68 младших школьников. Использовались следующие методики: 1) «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б. Майский и Е.Г. Ковалева); 2) методика оценочной деятельности учителя (И.Ю. Кулагина); 3) методика определения школьной мотивации (А.Г. Луска-нова); 4) методика изучения мотивации учения (А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова и др.).

Анализ показал, что результаты по методикам «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б. Майского, Е.Г. Ковалевой) и «Оценочной деятельности учителя» (И.Ю. Ку -лагиной) совпадают на 100%. При этом большая часть учителей (62%) использует в своей деятельности демократический стиль педагогического общения, меньшая часть (25%) - авторитарный, и наименьшая часть (13%) - ли-

беральный. Необходимо отметить, что учителя с демократичным стилем создают творческую атмосферу, стимулирующую интерес к теме урока, уменьшающую дистанцию и способствующую установлению более тесных эмоциональных контактов, дети в максимальной степени направлены на содержание и процесс учебной работы, а контроль и оценка ориентированы на содержание и процесс учебной деятельности.

Педагоги с авторитарным стилем руководства классом имеют высокий уровень профессиональных умений, касающихся технической стороны проведения урока, много времени затрачивают на поддержание жесткой дисциплины, не стремятся получить обратную связь от учеников и не создают творческую атмосферу на уроках. Для них характерна «оценочная» мотивация, ориентация не столько на сам учебный процесс, сколько на его результат в виде получения отметки.

Либеральный стиль руководства классом также не позволяет создать благоприятные условия для учащихся, что проявляется в непоследовательности воспитательных воздействий и попустительстве.

В процессе обработки данных методики А.Г. Лускановой было установлено, что у большинства младших школьников (66%) сформирована положительная мотивация учения, которая характеризуется положительным познавательным, осознанным отношением к учению. В меньшей степени у младших школьников (23%) выражена нейтральная мотивация учения, характеризующаяся пассивным отношением к учению. И в наименьшей степени (11%) у учащихся представлена отрицательная мотивация учения, которая характеризуется отрицательным типом отношения к учению, нежеланием ходить в школу.

Результаты анализа изучения мотивации учения показали, что большая часть учеников имеют внешние мотивы (58%), которые включают в себя игровой мотив (21%), социальный (19%), мотив успеха (9%), внешний (6%), нежелание учиться (3%). Эти мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей.

Это может быть получение хорошей оценки, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.

Меньшая часть учащихся имеет внутренние мотивы (42%), которые включают в себя мотив взрослости (31%) и учебный (11%), характеризующиеся проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Вместе с тем устремление младших школьников на внешний мотив, предпочтение общения со сверстниками в целях игры и позиционный мотив выражены у наших испытуемых в различной степени. Мы проанализировали данные каждого испытуемого по шкале оценки, сообразно которой выделили 5 групп (5 уровней) в направлении от самого высокого к низкому: на 1-м (высоком) уровне присутствует достаточно устойчивая познавательная мотивация, последний (5-й) характеризуется доминированием внешней, либо устойчивой игровой мотивацией. Распределение в выборке испытуемых представлены на рис. 1.

■ I Уровень

■ II Уровень III Уровень

■ IV Уровень V Уровень

Рис. 1. Распределение младших школьников по уровням развития учебной мотивации как видно из рисунка.

Как видно из рисунка, у большинства учащихся представлен третий уровень (43%), для

этих детей оказалась характерна слабо выраженная познавательная мотивация, регистрируемая при однократно показанной устремленности на получение знаний и выбор других мотивов.

В меньшей степени (41%) выражен первый уровень, ему присуща достаточно устойчивая познавательная мотивация, выражающаяся в устойчивом троекратном выборе познавательного мотива с развернутым его обоснованием, либо двукратный выбор познавательного мотива в сочетании с мотивом осознания общественной значимости учения.

В наименьшей степени выявлен пятый уровень (13%) у младших школьников, предпочитающих игровую деятельность.

Четвертый уровень сосредоточил в себе только небольшой процент испытуемых (3%), у которых доминировали иные мотивы учения, кроме познавательного, в числе которых присутствовали социальный, позиционный, мотив получения оценки.

Второй уровень не выявлен.

Таким образом, для большинства младших школьников характерна слабость учебно-познавательной мотивации, преобладание внешних мотивов учения, характеризующихся неустойчивостью, то есть результаты позволяют констатировать, что по мере взросления не происходит становления заинтересованности в познавательной деятельности, младшие школьники более ориентированы на игру, не происходит смены тенденций в мотивацион-ных предпочтениях (действенность узколичностных внешних мотивов и игровых).

Далее мы сопоставили стиль педагогической деятельности учителя с результатами учебной мотивации по методике (А.Г. Лускано-вой) и пришли к выводу, что высокий уровень учебной мотивации более выражен при демократическом (92,6%) и авторитарном (81,8%) стилях педагогической деятельности учителя, при либеральном стиле (39,1%) преобладает средний уровень развития мотивации учения, также есть учащиеся (34,7%) с высоким уровнем и учащиеся (26%) с низким уровнем учебной мотивации.

Сопоставление стилей педагогической деятельности учителей и мотивов учения млад-

ших школьников представлено на рис. 2. Из рис. 2 видно, что при демократическом стиле педагогической деятельности учителя в большей степени развиты у младших школьников учебные мотивы, при авторитарном - социальные, при либеральном стиле педагогической деятельности учителя доминируют учебные и социальные мотивы, но менее выражены, чем при демократическом и авторитарном.

I Внешний мотив I Учебный мотив Игровой мотив I Мотив взрослости I Нежелание увиоься Социальный мотив Мотив успеха

II

либеральный стиль авторитарный стиль демократический

стиль

Рис. 2. Сопоставление стилей педагогической деятельности учителей и мотивов учения младших школьников, %.

Сопоставление стиля педагогической деятельности учителя с выраженностью познавательной потребности показало, что при демократическом стиле педагогической деятельности учителя младшие школьники демонстрируют высокий уровень развития познаватель-

ной потребности (60%). При авторитарном стиле в большей степени представлен высокий уровень познавательной потребности (32%) и средний (55%). При либеральном стиле педагогической деятельности учителя в большей степени выражен средний уровень (43%) познавательной потребности. Результаты демонстрируют преимущество демократического стиля руководства в становлении познавательной мотивации учащихся.

Выводы:

1. Становление учебной мотивации связано со стилем руководства классом: при демократическом стиле в большей мере развиваются учебные мотивы (100%), при авторитарном -социальные мотивы (92%), при либеральном также преобладают учебные (64%) и социальные мотивы (60%), но менее выражены, чем при других стилях.

2. Стиль педагогической деятельности учителя выступает как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников, наиболее эффективным является демократический стиль педагогической деятельности учителя, менее эффективным является авторитарный стиль и наименее эффективный -либеральный стиль педагогической деятельности.

120

100

80

60

40

20

Литература

1. Божович Е. Д. Развитие идей Н.А. Менчинской на современном этапе исследований психологии учения // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 73-81.

2. Булатова О.В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Н.Новгород, 2007. 132 с.

3. Кулагина И.Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. -2011. - № 2. - С. 113-123.

References

1. Bozhovich E.D. Razvitie idej N.A. Menchinskoj na sovremennom jetape issledovanij psihologii uchenija // Voprosy psihologii. - 2004. - № 2. - S. 73-81.

2. Bulatova O.V. Roditel'sko-detskie otnoshenija kak faktor formirovanija poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov s ZPR: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.10. N.Novgorod, 2007. 132 s.

3. Kulagina I.Ju. Uslovija razvitija uchebnoj motivacii v nachal'nyh klassah // Psihologija obuchenija. - 2011. № 2. - S. 113-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.