Научная статья на тему 'Поиск и выбор образовательного пути'

Поиск и выбор образовательного пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СТРАНСТВИЕ / ПУТЬ / МАРШРУТ / МОБИЛЬНОСТЬ / EDUCATION / OPENNESS / CONTINUITY / EDUCATIONAL JOURNEY / PATH / ROUTE / MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Образование на протяжении всей жизни, принятие решения о способах и формах его получения сегодня является свободным выбором личности. Жизнедеятельность человека в открытом информационном пространстве протекает в условиях беспощадной неопределенности. Это буквально вынуждает его к личностным преобразованиям в направлении находчивости, изобретательности, мобильности, к поиску необычных путей развития и обучения. Жизнь всё чаще рассматривается как путешествие, в котором непрерывно учишься.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINDING AND CHOOSING AN EDUCATIONAL PATH

Education throughout life, making decisions about the ways and forms of obtaining it today is a free choice of the individual. Human activity in the open information space proceeds in conditions of merciless uncertainty. This literally forces him to make personal changes in the direction of resourcefulness, ingenuity, mobility, to search for unusual ways of development and learning. Life is increasingly seen as a journey in which you continuously learn.

Текст научной работы на тему «Поиск и выбор образовательного пути»

УДК 37.013.76

ПОИСК И ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТИ Кротенко Татьяна Юрьевна, к. филос. н., доцент Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

Образование на протяжении всей жизни, принятие решения о способах и формах его получения сегодня является свободным выбором личности. Жизнедеятельность человека в открытом информационном пространстве протекает в условиях беспощадной неопределенности. Это буквально вынуждает его к личностным преобразованиям в направлении находчивости, изобретательности, мобильности, к поиску необычных путей развития и обучения. Жизнь всё чаще рассматривается как путешествие, в котором непрерывно учишься.

Ключевые слова: образование, открытость, непрерывность, образовательное странствие, путь, маршрут, мобильность.

Иоанн Златоуст утверждал, что человек путешествует всю жизнь. Он изначально путешественник, путник, и лишь потом гражданин, деятель, профессионал, семьянин и т.д. Он путешествует ежедневно, пока жива природа. И путь - наиэффективнейший способ познания, развития, обучения. Анатоль Франс считал, что иногда один день, проведенный в незнакомых местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для Альбера Камю путешествие - это самая серьезная наука, величайшее знание, которое дается, чтобы вновь обрести себя.

Согласно С. И. Гессену («Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995), творческое саморазвитие личности - это постоянное духовное странствие, образовательное путешествие по стране культуры, накопленной человечеством. В таком путешествии круг общения индивида поэтапно расширяется, начинает включать в себя не только значимые фрагменты настоящего, но прошлого и даже возможного будущего. Деятельность приобретает черты творческого призвания, которому человек начинает неизбежно следовать. Сообщение в этом развивающем странствии происходит благодаря библиотекам, музеям, лекциям, взаимодействию с профессионалами, выставках

Многие авторы видят образовательное путешествие как атрибут педагогической практики в рамках специального направления - теории педагогической травелогии. Путешественник наблюдает и наслаждается открывающимися видами. Подобно ему, духовно развивающийся индивид следует образовательным путем по выбранному образовательному ландшафту. Двигаясь, он использует путеводители, навигационные средства, делает неизбежные остановки, следуя по «формальной» траектории, краткие привалы - на пути «неформального» движения, сбивается с пути или намеренно отклоняется от предписанного маршрута в русле «информального»

обучения в многомерной системе измерения непрерывного образования. При этом образовательный ландшафт постоянно меняется, и вместе с этим растет осознание его безмерной протяженности и масштаба.

Символические образы пути и путника, образовательного странствия мы можем увидеть во многих культурах. Путь - уникальный и универсальный способ испытания себя, самоформирования, это повод выдержать обет, исполнить клятву, встретить судьбу. Сюжеты, связанные с познанием мира и себя в путешествии, характерны для европейской культуры в целом. Их можно встретить в известных педагогических трактатах. Например, в трактате Дж. Локка «О воспитании» образование джентльмена завершается путешествием, в ходе которого учитель раскрывает юноше глубинную развивающую пользу путешествия. В педагогическом романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль» даже есть особая глава, посвященная образовательному путешествию. Европейская культура обучающего странствия нашла отклик в жанре просветительского романа-путешествия.

Хрестоматийные произведения становятся источниками формирования различных представлений об обучении и воспитании, тем самым выстраивая идеалы непрерывного образования. Например, созданный И.В. Гёте в романе «Годы странствий Вильгельма Мейстера» образ «педагогической провинции» как особого места воспитания и обучения, открывающего «неизмеримые поприща деятельности», приобрел всемирную известность, буквально укоренился в общественно-педагогическом сознании. Эта провинция активных педагогических деяний является «местом жизненного обучения», где независимо от возраста испытываются новые социальные, экологические, экономические и педагогические подходы. Принцип солидарности - основа ведения хозяйства в такой провинции. Это в некоторой степени педагогическая утопия. Этого места нет на географической карте. Однако эта литературная метафора чудесным образом прижилась в немецкой педагогике и стала активно использоваться для обозначения педагогических систем, чаще всего закрытых, транслирующих и воспроизводящих гуманистические идеал и модель воспитания и обучения подрастающего поколения.

Вильгельм Дильтей в «Педагогике развития духа» упоминает педагогическую провинцию применительно к развитию школ нового типа в Европе конца 19 - начала 20 веков. Педагогическая провинция И. В. Гёте явилась прообразом Касталии для Германа Гессе в его знаменитом романе «Игра в бисер» как оторванного от вещного мира места духовного воспитания интеллектуалов. Сегодня в Германии, как и в других странах, постоянно реализуются социально-педагогические проекты и научно-педагогические события, в названии которых фигурирует данная метафора.

В английских и французских текстах словосочетание Pedagogical Province, La province pédagogique ассоциируется преимущественно с произведениями Г. Гессе и И. В. Гёте и встречается в контексте рассмотрения их педагогических идей. Вместе с тем понятие педагогической провинции

«живет», поскольку постоянно возникают его новые теоретические и практические прочтения. Например, его использует в своей книге Кшиштоф Чижевский, директор фонда «Пограничье - искусств, культур, народов», основанного на идее построения образовательных мостов между людьми, большими и малыми городами, разными культурами, странами и нациями. Интересную интерпретацию явлению «педагогической провинции» дает российский ученый В.И. Шкиндер, связывая его с проблемой существования гуманистической воспитательной системы в условиях дегуманизиро-ванного общества. Как мы видим, изначально утопический образ находит реальное воплощение в современном международном педагогическом пространстве, обогащая концептосферу непрерывного образования. Вероятно, потому, что, как пишет К. Чижевский, «нам необходимы смелость и сила воображения, чтобы смотреть в будущее и создавать необычные, стимулирующие и рождающие амбиции образовательные утопии».

В немецком языковом пространстве под термином Bildungsweg (образовательный путь), имеющем расширительное значение, подразумевается индивидуальный путь приобретения определенных способностей и умений по определенному направлению (индивидуальный путь образования человека). Этот путь формирует духовные способности человека в соответствии с гуманистическими идеалами. Прохождение образовательного пути -активный процесс, цель которого - достичь определенного состояния, позволяющего самостоятельно учиться далее в течение всей жизни. Подобное понимание восходит к классическим немецким философско-педагогическим традициям и идеям В. Гумбольдта. Прусские реформаторы системы образования исходили из того, что на индивидуальном образовательном пути человеку должна оказываться поддержка со стороны институциональных учреждений (школ, вузов, институтов повышения квалифи-кации)1. Хотя до сих пор вопрос - существует ли индивидуальное образование и каким путем приходит к нему человек - остается предметом научных споров. Даже словари предлагают различные трактовки образования, определяя его как: раскрытие и формирование духовных способностей человека; как воспитание, как образовательный путь (синоним образовательного процесса) и др. Тем не менее понятие образовательного пути используется в официальных публикациях (например, Федерального агентства по трудоустройству).

Наряду с широкой интерпретацией образовательного маршрута в немецком языке существует прикладное понятие Lehrpfad. Это учебная тропа, проложенная на местности и обустроенная таким образом, чтобы наглядно преподнести практические предметные знания по географии, геологии, ботанике и др. Например, тропа, проходя по которой можно узнать о ландшафте, определенных видах деревьев, растений и др.

В немецком языке существуют понятия первого (Erster Bildungsweg), второго (Der zweite Bildungsweg - ZBW) и третьего образовательного пути (Der dritte Bildungsweg). Первый путь - это регламентируемый государст-

вом стандартный прямой маршрут к получению высшего образования в рамках общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Второй путь предполагает возможность получения высшего образования взрослыми людьми, не имеющим по каким-то причинам полного среднего образования. Это регламентируемая государством схема обучения в вечерних и дневных школах для взрослых с отрывом и без отрыва от производства. Третий путь также ведет к получению высшего образования или повышению квалификации. Но, в отличие от двух предыдущих, организация процесса обучения здесь зависит от самого индивида, определяющего образовательный маршрут сообразно собственным желаниям, наличию времени и т. п. Этот путь позволяет людям, имеющим многолетний опыт профессиональной деятельности или государственный документ о получении среднего профессионального образования, при определенных условиях поступать в вузы, не имея аттестата зрелости, необходимого в стандартной ситуации первого образовательного пути.

Во французском языке le parcours d'apprentissage (образовательный маршрут) предполагает мотивацию, выбор цели, наиболее подходящей стратегии и средств обучения, которые может использовать учащийся. Выражения le parcours scolaire, le parcours de formation подразумевают тот или иной период обучения (своего рода путь или программу, которые за это время проходит обучающийся). В английском языке понятие educational route (образовательный маршрут) используется в значениях, близких русскому «образовательная программа» или «учебный курс». Например, The typical educational route includes a course of university studies / Типичный образовательный маршрут включает курс обучения в университете. Educational route to becoming an advanced nurse / Образовательная программа, ориентированная на то, чтобы стать хорошей медсестрой.

В англоязычных текстах используются понятия educational pathway, educational trail (букв. путь, тропа), значения которых во многом пересекаются. Образовательный маршрут (учебная тропа) - это специально разработанный пешеходный маршрут или тропа, проложенные на местности, вдоль которых отмечены остановки (станции) в пунктах, представляющих природный, технический или культурный интерес.

Как сказано в книге «Учащиеся в изменяющемся образовательном ландшафте», возможно, одной из самых важных метакомпетенций, которую сегодня должен сформировать обучающийся, является чувство расширения прав, возможностей и ответственности за собственную образовательную траекторию. В русскоязычном понимании педагогический термин «образовательный маршрут» может означать: а) дифференцированную (персонализированную) образовательную программу; б) методически организованную линию движения в освоении того или иного содержания обучения.

Список литературы

1. Жернакова М.Б. Влияние особенностей российской деловой культуры на управление организациями. В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2018 материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 44-47.

2. Жернакова М.Б. Формирование социальной среды преобразований. Вестник университета. 2009. Т. 1. № 25. С. 294-301.

3. Жернакова М.Б., Румянцева И. А. Деловые коммуникации. Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).

4. Румянцева И. А. Развитие устойчивых взаимодействий российских организаций в современных условиях // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 11. С. 136-139.

5. Румянцева И. Взаимодействия организаций в условиях кризиса //Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 116-122

6. Румянцева И. А. Закономерности взаимодействий организаций и развитие деловой среды //Вестник университета. 2012. № 12. С. 184-189.

7. Шарипов Ф.Ф. Умные города как результат реализации теории пространственного развития. В сборнике: Львовские чтения - 2019 Сборник статей VII всероссийской научной конференции. Под научной редакцией Г.Б. Клейнера. 2019. С. 59-61.

Krotenko Tatiana Yurievna, candidate of philosophy. n., associate Professor

State University of management, Moscow, Russia

(e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

FINDING AND CHOOSING AN EDUCATIONAL PATH

Education throughout life, making decisions about the ways and forms of obtaining it today is a free choice of the individual. Human activity in the open information space proceeds in conditions of merciless uncertainty. This literally forces him to make personal changes in the direction of resourcefulness, ingenuity, mobility, to search for unusual ways of development and learning. Life is increasingly seen as a journey in which you continuously learn. Keywords: education, openness, continuity, educational journey, path, route, mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.