Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 212 — 215. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):212 — 215.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Научная статья
УДК 378 NIION: 2007-0062-1/22-049
doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-212-215 MOSURED: 77/27-004-2022-01-249
Образовательная реальность процесса переподготовки военнослужащих в дистанционном режиме
Валерий Романович Кравчук1, Наталия Витальевна Матолыгина2, Сергей Юрьевич Добряк3
1 2 3 Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье рассматривается использование в связи с пандемией дистанционного формата обучения в профессиональной переподготовке военнослужащих для выполнения нового вида профессиональной деятельности в гражданской жизни. Проведенное исследование показало неоднозначное отношение обучающихся к дистанционному формату. При только дистанционном обучении отсутствует непосредственная эмоциональная составляющая, которая служит источником дополнительной мотивации к образовательному процессу. Авторы указывают, что при необходимости, особенно при форс-мажорных обстоятельствах, формат дистанционного обучения и его разновидности могут успешно применяться в образовательной системе военных вузов, но, конечно, с качественным анализом, учетом и доработкой выявленных недостатков в использовании этого формата и дальнейшим развитием всех допустимых и доступных электронных информационных ресурсов и современных цифровых технологий в образовательном пространстве военного вуза.
Ключевые слова: военное образование, информационно-компьютерные технологии, цифровые технологии, электронные информационные ресурсы, дистанционное обучение, самостоятельная работа, эмоциональная составляющая процесса обучения
Для цитирования: Кравчук В.Р., Матолыгина Н.В., Добряк С.Ю. Образовательная реальность процесса переподготовки военнослужащих в дистанционном режиме // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 212 — 215. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-212-215.
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION
Original article
The educational reality of the process of retraining of military personnel in a remote mode
Valery R. Kravchuk1, Natalia V. Matolygina2, Sergey Yu. Dobryak3
1 2 3 Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg, Russia
Abstract. In connection with the pandemic, the article discusses the use of distance learning in the professional retraining of military personnel to perform a new type of professional activity in civilian life. The conducted research showed an ambiguous attitude of military personnel to the remote format. With distance learning alone, there is no immediate emotional component, which serves as a source of additional motivation for the educational process. The authors point out that, if necessary, especially under force majeure circumstances, the distance learning format and its varieties can be actively and successfully applied in the educational system of military universities, but, of course, with qualitative analysis, consideration and refinement of the identified shortcomings in the use of this format and the further development of all permissible and accessible electronic information resources and modern digital technologies in the educational space of a military university.
© Кравчук В.Р., Матолыгина Н.В., Добряк С.Ю., 2022
Keywords: military education, information and computer technologies, digital technologies, electronic information resources, distance learning, educational independent work, emotional component of learning
For citation: Kravchuk V.R., Matolygina N.V., Dobryak S.Yu. The educational reality of the process of retraining of military personnel in a remote mode // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):212 — 215. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-212-215.
Пандемия, начавшаяся в 2020 г. и охватившая все мировое сообщество, заставила деловой мир в целях выживания и дальнейшего развития подстраиваться к антивирусным мерам и даже в какой-то степени перестраиваться. Возникли совершенно новые жизненные и профессиональные реалии из-за необходимости ограничения распространения заболевания. Но профессиональная и общественная деятельность, в частности образовательная, пусть и со строгими правилами и ограничениями, все равно должна продолжаться, так как, с одной стороны: «Жизнь невозможно повернуть назад, и время на часах не остановишь», как поется в популярной советской песне 1980-х годов. А с другой стороны, можно вспомнить слова известного китайского ученого Сюньцзы (около 313 — около 238 г. до н. э.), который утверждал: «В учении нельзя останавливаться». Поэтому в период пандемии система обучения принимает несколько другие формы, в большей степени подходящие для текущей ситуации. Одной из таких форм является дистанционное обучение.
В дистанционном обучении в последние два десятилетия в условиях развития информационных и цифровых технологий интерпретируются все основные методы обучения в инновационных форматах, придавая учебному процессу качественно новый уровень. Особенно дистанционное обучение «вполне оправданно и важно на фоне ситуации с ковид-19, так как позволяет не только сохранить здоровье людям, но и достаточно полноценно и масштабно продолжать образовательный процесс» [2, с. 57].
В Михайловской военной артиллерийской академии на факультете переподготовки и повышения квалификации в период с осени 2020 по весну 2021 г. профессорско-преподавательский состав в связи с эпидемией коронавируса также был вынужден перейти на формат дистанционного обучения.
В образовательном процессе по гуманитарным дисциплинам в учебных отделениях по профессиональной переподготовке военнослужащих для выполнения нового вида профессиональной деятельности в будущей гражданской жизни преподаватели использовали такие средства обучения, как печатные и электронные издания, видеоинформационные и аудио-информационные
материалы и др. Активно использовалась электронная почта для обеспечения обратной связи участников образовательного процесса, что оправдывало себя с экономической и технологической стороны. Обмен и пересылка информации играют роль вспомогательного, но важного звена в организации образовательного пространства. По некоторым дисциплинам для контроля практических заданий также применялась такая форма, как общение по скайпу.
Уже с начала первой декады 2000-го столетия в органах управления военного образования, военных академиях и институтах отмечалось, что «использование современных информационных образовательных технологий существенно расширяет возможности системы военного образования в области подготовки (переподготовки) военных кадров [5, с. 79].
Как указывает статс-секретарь — заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Панков: «Требование сегодняшнего дня — это цифровая трансформация всех сфер деятельности, и в первую очередь военного образования». «...Еще с 2016 года подготовка слушателей и курсантов во всех военных учебных заведениях направлена на обучение по электронным образовательным ресурсам, содержащим интерактивные 3Б-модели и видеоматериалы, имеющим возможность проводить самоконтроль и оценивать знания обучающихся»1.
С учетом дистанционного формата по всем учебным дисциплинам, изучаемым слушателями факультета, были переработаны рабочие программы, тематические планы, электронные учебники, обновлен и расширен список рекомендуемой учебной и учебно-методической литературы, разработаны дополнительные тесты и учебные кейсы.
Как известно, главное отличие дистанционного обучения от других педагогических технологий — это то, что образовательный процесс реализуется в формате удаленности, чтобы данный процесс был успешным, необходим довольно высокий уровень сознательности обучаемых, так как основа дистанционного обучения — это самостоятельная работа обучающихся, органи-
1 Система военного образования развивается динамично / / Красная звезда. 2021. 26 августа. http://redstar.ru/ sistema-voennogo-obrazovaniya-razvivaetsya-dinamichno/
зуемая с помощью современных средств Интернет- и телекоммуникаций, в нашем случае — с помощью электронной почты и других форм интернет-связи.
В практике дистанционного формата работы факультета следует отметить весьма серьезное отношение обучающихся к данному образовательному процессу. Это и понятно: военнослужащие всегда дисциплинированны и хорошо организованны. Все задания присылались в срок, а при недостаточном качестве исполнения они тщательно переделывались. В дистанционном формате роль самостоятельной работы не просто возрастает, а, как мы отмечали ранее, является основой данного формата, т.е. происходит «принципиальный переход от принятого в традиционных видах образования (как в очном, так и заочном) «движения знаний к обучаемым» к «движению обучающихся к знаниям» [1, с. 64].
Как показывает практика, дистанционное обучение вполне результативно при повышении квалификации, когда уже состоявшийся профессионал хочет овладеть новой специализацией или пополнить свой прежний багаж знаний. Но при профессиональной переподготовке желательно сочетание традиционного и дистанционного обучения, особенно если это касается учебных дисциплин с практической направленностью.
Нельзя не отметить, что довольно небольшая часть наших обучающихся с удовлетворением отнеслась к обучению в дистанционном формате. Из опрошенных 70 человек, проходящих переподготовку, семь (10%) отметили, что на данный момент они даже рады дистанционному обучению. Они проживают в других городах, в частности за тысячи километров, и у них есть проблемы как по службе, так и семейно-бытовые, требующие решения на месте. Еще 21 человек (30%) указал, что с материалами лекций и семинаров в сложившихся обстоятельствах (пандемия) можно знакомиться дистанционно, но вот практические занятия обязательно должны быть «вживую». Остальные обучающиеся (42 человека) отметили важность и преимущества традиционного «живого» обучения. Таким образом, за традиционное обучение голосуют 60% обучающихся, за смешанное при необходимости — 30% . 10% выступают за дистанционное обучение в силу своих профессионально-личностных и се-мейно-бытовых проблем, требующих разрешения «здесь и сейчас», т.е. по месту службы и проживания. Можно сделать приблизительный вывод, что большая часть военнослужащих, проходящих переподготовку для будущей гражданской деятельности, предпочитают быть участниками
традиционного образовательного процесса. Здесь необходимо отметить, что большинство обучающихся — люди далеко не юного возраста, и в какой-то степени они консервативны по отношению к новым образовательным технологиям. Кроме того, Санкт-Петербург — город с великолепными архитектурными ансамблями зданий, прекрасными парками, златоглавыми соборами, улицами и площадями, наполненными исторической памятью. Проходить переподготовку в таком городе — замечательная возможность для людей из дальних военных городков, и многие военнослужащие хотят использовать такую возможность.
Несмотря на то, что речь идет о достаточно взрослых людях, при только дистанционном обучении, как отмечают наши обучающиеся, происходит снижение мотивации и их вовлеченности в процесс обучения. Это подтверждают и современные исследования, указывающие, что снижение мотивации «неизбежно происходит при работе с информацией, а не с человеком, эмоционально окрашивающим знания; при работе в одиночестве, а не среди других; при отсутствии быстрой «живой» обратной связи и невербальных сигналов, передающих смысловой контекст» [3, с. 20]. Но очень часто «именно невербальная информация и ее правильное прочтение в ходе любого разговора способствуют пониманию настроения, чувств, намерений и ожиданий собеседника, установлению доверительного контакта» [4, с. 49]. Следует отметить, что отсутствие возможности создания в учебном процессе «социально значимых ситуаций, в том числе путем имитации будущей профессиональной деятельности», также не способствует повышению мотивации обучающихся [6, с. 14]. Таким образом, серьезный недостаток дистанционного обучения — отсутствие непосредственной эмоциональной составляющей, которая служит источником дополнительной мотивации к изучению предмета.
Кроме того, в ограниченных условиях «эпистолярной» и других видов дистанционной коммуникации у преподавателей значительно увеличивается и без того длительное нахождение за компьютером, идущее на дополнительные разъяснения, рекомендации и пр., что приводит к усталости и эмоциональному истощению. Но, как бы ни устал преподаватель, он всегда обязан проявлять доброжелательное, внимательное и вежливое отношение к обучающимся, что особенно важно в дистанционном образовательном пространстве. Надо отметить, что обучающиеся понимают и ценят такое отношение в педагогическом дистанционном общении. Это отражено
в их письменных сообщениях преподавателям после завершения обучения:
«Общение с Вами было крайне интересно и познавательно».
«Учиться под Вашим руководством и приятно, и полезно».
«Спасибо за хорошее и мудрое общение. Как хотелось бы учиться у Вас «вживую».
«Спасибо за строгость, справедливость, юмор и чуткость».
«Спасибо. Многое узнал, многому научился. Как жаль, что обучение отдаленное».
Жизнь показывает, что при необходимости, особенно в виду форс-мажорных обстоятельств, чтобы образовательный процесс не прерывался, и обучающиеся в полном объеме освоили учебные программы, формат дистанционного обучения и его разновидности могут активно применяться в образовательной системе военных вузов, но, конечно, с качественным анализом, учетом и доработкой выявленных недостатков в использовании этого формата и дальнейшим развитием всех допустимых и доступных электронных информационных ресурсов и современных цифровых технологий в образовательном пространстве военного вуза.
Список источников
1. Дегтев А.И. Не пропустить «пены» в дистанционном обучении / / Вестник военного образования. 2019. № 3 (18). С. 63—65.
2. Легконогих А. Н., Сорочкина О.Ю., Легконогих НИ. Компьютерные технологии как качественный инструмент дистанционного обучения в вузе // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2020. № 6 (июнь). С. 56—60.
3. Лызь НА. Дистанционный формат образования и личностное развитие обучающихся / / Педагогика. 2021. Т. 85. № 3. С. 17—24.
4. Матолыгина H.B. Деловая коммуникация в туризме: учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.
5. Мордвинов В.Ф. Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы / / Открытое образование. 2006. № 1. С. 79.
6. Руглова Л.В. Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе общества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
References
1. Degtev A.I. Don't miss the "foam" in distance learning // Bulletin of Military education. 2019. No. 3 (18). P. 63—65.
2. Legkonogikh A. N., Sorochkina O.Yu., Legkonogikh N.I. Computer technologies as a qualitative tool of distance learning in higher education // ALMA MATER (Bulletin of the Higher school). 2020. No. 6 (June). P. 56—60.
3. Lyz NA. Distance education format and personal development of students // Pedagogy. 2021. No. 3. Vol. 85. P. 17—24.
4. Matolygina N.V. Business communication in tourism: textbook. St. Petersburg: SPbGIEU, 2009.
5. Mordvinov V.F. Distance learning technologies in the system of military education: opportunities and prospects // Open education. 2006. No. 1. P. 79.
6. Rulova L.V. Formation of citizenship of student youth at the present stage of society: abstract. diss. ... candidate of pedagogical sciences. Kemerovo, 2005.
Информация об авторах
B.Р. Кравчук — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры военно-политической работы в войсках (силах);
Н.В. Матолыгина — кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах);
C.Ю. Добряк — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах).
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors V.R. Kravchuk — candidate of historical sciences, associate professor, head of the Department of military-political work in the military (forces), Mikhailovskaya Artillery Military Academy;
N.V. Mama^n — candidate of pedagogical sciences, associate professor, honorary worker of higher school, associate professor of the Department of military-political work in the military (forces), Mikhailovskaya Artillery Military Academy;
S.Y. Dobryak — candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the Department of military-political work in the military (forces), Mikhailovskaya Artillery Military Academy.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.12.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 20.02.2022. The article was submitted 21. 1 2.2021; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 20.02.2022.