Шадчин Игорь Владимирович, начальник Центра инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики Института развития образования и практической психологии ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Shadchin Igor Vladimirovich, Head of the Center for Inclusive Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development; Lecturer at the Department of General and Professional Pedagogy, Institute for the Development of Education and Practical Psychology, Chelyabinsk State University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: inclusive.chirpo @ mail.ru
Сведения для цитирования: Лымарев, В. Н. Особенности формирования профессиональной мотивации в системе непрерывного военного образования в условиях перехода на дистанционное обучение / В. Н. Лымарев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 89-94.
УДК 378/371 ББК 74.05:74.58
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
В. Н. Лымарев
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной мотивации курсантов военного вуза в условиях дистанционного обучения. Обосновывается идея о том, что ограничения, вызванные новой коронавирусной инфекцией, стимулировали введение дистанционных технологий в образовательный процесс. Данные инновации подготовки военного специалиста вызвали определенные сложности в усвоении учебного материала. В статье определены причины снижения качества усвоения образовательного контента. С целью повышения уровня профессиональной мотивации обучающихся в условиях перехода на дистанционное обучение целесообразно использование инновационных технологий. Автор выдвигает гипотезу о том, что профессиональная мотивация в системе непрерывного военного образования в условиях перехода на дистанционное обучение повышается при использовании иммерсивных технологий, учебных игровых технологий, технологий «перевернутого класса». В статье анализируются инновационные технологии, используемые при изучении специальных дисциплин в военном вузе. Подводятся некоторые итоги применения инновационных технологий, которые не противоречат современным исследованиям, являются дополнением в исследовании формирования профессиональной мотивации курсантов военного вуза. Внедрение дистанционного обучения в систему непрерывного военного образования требует учета специфики педагогического взаимодействия, опосредованного применением онлайн-технологий.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, дистанционное обучение, инновационные технологии, образовательные технологии, виртуальная среда, обучение, курсанты.
Обстоятельства, связанные с современным серьезным вызовом — пандемией новой коронавирусной инфекции, спровоцировали толчок в развитии технологии дистанционного обучения. Традиционная система образования, и в частности военного образования, ядром которой является консервативная практическая
направленность, также частично была переведена на дистанционный формат обучения. В инновационных условиях важной является педагогическая и содержательная направленность процесса обучения, заключающаяся в тщательном отборе содержания и структуризации учебного материала. Опыт первых месяцев пандемии
показал достаточный уровень готовности научно-педагогического состава военных образовательных организаций высшего образования к межсубъектному учебному взаимодействию. Однако налицо снижение качества усвоения учебной информации. Анализ научных исследований (З. М. Костоева [1], Н. А. Медведева [2], Н. В. Сидячева [3] и др.), проводимых в начальный период введенных ограничений, показывает, что причинами снижения качества усвоения образовательного контента являются:
1) недостаточный уровень готовности административного состава образовательных организаций к реализации технологических и организационных решений, направленных на регулирование образовательного процесса в условиях дистанционной работы;
2) несовершенство используемых дистанционных образовательных систем;
3) неприспособленность субъектов образовательного процесса к передаче (получению) образовательного контента в «дистанте»;
4) низкий уровень цифровой компетентности научно-педагогического состава военных образовательных организаций высшего образования;
5) отсутствие у административного органа военной образовательной организации высшего образования функции контроля результатов обучения в цифровой среде, регламентируемой основными положениями цифровой дидактики [4];
6) принципиальное различие методологии преподавания в традиционной и цифровой средах взаимодействия;
7) недостаточный уровень материального технического оснащения образовательных организаций для перевода на дистанционный формат обучения всех участников образовательного процесса.
Поэтому для повышения качества учебного процесса следует делать акцент на мотивации студентов (Т. Г. Дулинец [5], П. О. Иванова [6]).
С целью повышения уровня профессиональной мотивации обучающихся в условиях перехода на дистанционное обучение целесообразно использование инновационных технологий: иммерсивных, учебных игровых технологий, в том числе игр живого действия, технологии перевернутого класса.
Иммерсивные технологии, включающие взаимодействие субъекта с информацией, контентом, пространством, стирают грани между реальным и вымышленным миром [7]. Роль преподавателя, по мнению Ю. В. Корнилова,
заключается в проектировании многомодальной виртуальной среды, создании сценариев погружения [8]. Иммерсивность образовательной среды М. В. Бакин определяет как свойство среды, которое отражает ее возможности по вовлечению субъекта в систему отношений, определяемую ее содержанием [9]. Достоинствами иммерсивного обучения в военном вузе являются:
- наглядность изучения нового материала: моделируя виртуальное пространство, курсанты могут детально рассмотреть изучаемые объекты, смоделировать действия командира и личного состава, отработать тактику принятия командного решения;
- полное вовлечение в деятельность: им-мерсивные технологии позволяют контролировать и изменять действия командиров и личного состава, тактику ведения боевой подготовки;
- сосредоточенность: курсант не отвлекается на внешние раздражители, он полностью фокусируется на боевых задачах;
- безопасность: виртуальное обучение применению и использованию военной техники, вооружения, адекватному выполнению поставленных боевых задач полностью безопасно по сравнению с фактическим изучением тех или иных реальных объектов, ситуаций (например, при ведении виртуального боя, обучении курсантов вождению боевых машин и др.);
- продуктивность: иммерсивный формат обучения позволяет наиболее полно и точно смоделировать ситуации, в которых может оказаться личный состав, выполняя боевые задачи, реализовать различные варианты развития событий и проиграть несколько сценариев. При этом подходе необходимые навыки формируются быстрее и качественнее, поэтому обучение с помощью иммерсивных технологий эффективнее, по сравнению с классическими подходами.
Так, например, при изучении дисциплины «Испытания и экспериментальные исследования артиллерийского вооружения» применение профессионально мотивирующих компьютерных обучающих программ обеспечивает самостоятельное освоение правил эксплуатации новых образцов вооружения, изучение технологии и методов организации работ при консервации и расконсервации вооружения, а также эффективное освоение методики проверки и оценки состояния вооружения, правильности ведения эксплуатационной и служебной документации.
Иммерсивные игры, используемые в учебной практике военных университетов, являются активными методами обучения. Это связано
с тем, что в них, как правило, преобладает продуктивная и преобразующая деятельность курсантов и слушателей (Н. В. Уварина [10]).
Характеристики игровых технологий:
- много вариантов развития событий и альтернативных решений, из которых необходимо выбрать наиболее рациональное;
- возможность смоделировать непредсказуемые, спонтанно возникающие условия, которые способствуют необходимости незамедлительного решения тактических задач;
- разнообразные игровые условия, отличные от стандартных, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности военного специалиста;
- сжатые сроки организации и проведения, возможность повторения ситуаций;
- наглядность последствий выполняемых действий и принятых решений;
- реализация имеющихся теоретических знаний курсантов и слушателей на практике, приобретение необходимых навыков профессиональной деятельности;
- широкие перспективы индивидуализации и дифференциации обучения.
Особый интерес представляют так называемые игры живого действия, ролевые игры. Это вид ролевых игр, в которых участники представляют собой персонажи, реализующие свои роли в ходе выполнения реальных действий и решающие тактические задачи в ходе непосредственного общения [11].
Особенности игр живого действия:
- обстановка, исходные условия приближены к реальной жизни;
- существуют определенные задаваемые правила игровой ситуации, которые соблюдают все участники;
- задача курсантов и слушателей — не только внешне соответствовать своему персонажу, но и вжиться в эту роль, передать его характер, настрой, личностные качества;
- игры живого действия способствуют сплочению и поддержанию боевого духа личного состава;
- решение боевых задач на полевых играх приобретает реалистичный характер, отличается зрелищностью и масштабностью.
Игры живого действия возможно также использовать в виртуальном пространстве посредством дистанционных информационно-коммуникативных технологий.
Так, А. В. Царева отмечает, что учебные игровые технологии, в том числе игры живого действия, развивают продуктивное творческое
поисковое мышление курсантов и слушателей применительно к выполнению будущих должностных функций и обязанностей [12]. Во время тренировочной игры курсант может отменить неудачное решение, вернуться назад и принять другое решение, определяя его преимущества и недостатки по сравнению с предыдущими. В этом случае аналогичная игровая ситуация может воспроизводиться несколько раз, чтобы дать курсантам возможность реализовать свои варианты решений исходя из разных ролей [12].
Учебные игры развивают и закрепляют у курсантов и слушателей навыки самостоятельной работы, умение мыслить с позиции профессионала, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение (Н. А. Уткина [13]).
Технология «перевернутого класса» является разновидностью смешанного обучения, т. е. традиционное обучение идет совместно с применением электронных технологий. «Перевернутый класс» (или «перевернутое обучение»), по мнению А. П. Цепова, отличается тем, что изучение нового теоретического материала перемещается за пределы очного формата обучения непосредственно в учебной аудитории в электронную информационно-образовательную среду, а выполнение практических заданий по применению ранее изученной теории, наоборот, в очный формат [12].
Курсанты и слушатели самостоятельно изучают новую информацию посредством электронных технологий: они просматривают видеолекции, презентации и аудиозаписи учебных материалов, которые предварительно были выложены преподавателями на образовательный портал вуза или на которые были даны ссылки на открытые интернет-источники. Так, например, при изучении дисциплины «Основания устройства артиллерии и артиллерийских приборов» применение средств мультипликации, демонстрационных методов в профессионально мотивирующих компьютерных обучающих программах повышает учебно-профессиональную мотивацию курсантов. В то же время аудиторная работа направлена на обсуждение возникших при самостоятельном изучении вопросов и объяснение наиболее сложных разделов учебного материала. Также на основе изученной теоретической информации обучающиеся выполняют практические задания и лабораторные работы непосредственно под руководством преподавателя (А. Е. Воробьев, А. К. Мурзаева [14]). Как отмечает Н. В. Тихонова, у обучающегося есть возможность пересмотреть или перечитать
учебные материалы несколько раз, он может выполнять задания в удобном для него ритме, в комфортном месте, может сформулировать и отправить вопрос преподавателю [15].
В процессе обучения с применением технологии «перевернутый класс» на передний план выходит активная позиция курсантов и слушателей военного вуза: у обучающихся формируются и развиваются навык и привычка работать самостоятельно, вдумчиво, умение пользоваться различными источниками информации и стремление к постоянному самосовершенствованию. Позиция преподавателя при этом не ослабевает; наоборот, повышается важность его роли, он помогает закрепить и углубить знания, полученные курсантами самостоятельно, больше времени отводит на выполнение практических заданий [16]. Так, в рамках изучения дисциплины «Физические основы функционирования артиллерийского вооружения» выполнение самостоятельной работы позволяет проверить знания и умения курсантов определять и анализировать внутрибаллистические характеристики оружия и боеприпасов, проводить расчеты по определению частных и обобщенных характеристик поражающего действия боеприпасов артиллерийского вооружения.
Повышение учебно-профессиональной мотивации обучающихся военного вуза успешно реализуется при моделировании средств учения специальных дисциплин, что обеспечивается возможностью выбора скорости выдачи информации, заданий различной сложности и формы представления учебного материала.
Опрос по проблеме формирования учебно-профессиональной мотивации, проведенный среди профессорско-преподавательского состава и курсантов высшего военного учреждения, показал, что большая часть преподавателей (88,5 %) считают необходимым использовать инновационные методы и средства работы с курсантами; 72,4 % отмечают эффективность применения в учебных целях иммерсивных технологий, учебных игровых технологий, технологий «перевернутого класса»; интерес к содержанию военной профессии у курсантов проявляется на уровне поиска нового, необычного в 97,1 % случаев. Результаты данного опроса не противоречат выводам ученых о мотивирующей функции применения инновационных технологий в образовательном процессе (Ю. В. Корнилов [8], Н. А. Медведева [3], Н. В. Уварина [10] и др.).
Таким образом, применение инновационных технологий (иммерсивных, учебных игровых, технологий «перевернутого класса») способствует формированию профессиональной мотивации курсантов военного вуза.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что качество образования определяется, прежде всего, субъектом носителя знаний — преподавателями, командирами, офицерами, — а введение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных технологий мотивирует преподавателей к профессиональному росту, совершенствованию методов и способов работы, расширению стратегий, внедрению новых образовательных технологий, что способствует повышению качества преподавания.
Библиографический список
1. Костоева, З. М. Дистанционное обучение: плюсы и минусы / З. М. Костоева, Л. Р. Лоло-хоева, М. М. Костоева // Вестник науки и образования. — 2020. — № 19 (97). — Ч. 1. — С. 76-78.
2. Медведева, Н. А. Формирование мотивации студентов к освоению информационных технологий в условиях пандемии / Н. А. Медведева, Л. В. Мусихина // International scientific review. — 2020. — № LXXI. — С. 90-93.
3. Сидячева, Н. В. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты / Н. В. Сидячева, Л. Э. Зотова // Современные наукоемкие технологии. —2020. — № 5. — С. 218-225.
4. Образцов, П. И. Дидактика высшей военной школы : учеб. пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин. — Орел : Академия Спецсвязи России, 2004. — 317 с.
5. Дулинец, Т. Г. Исследование учебной мотивации студентов / Т. Г. Дулинец, А. С. Захарова // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 4-6.
6. Иванова, П. О. Роль мотивации при дистанционном обучении студентов высшей школы / П. О. Иванова, Е. А. Крылова // Инновационная наука. — 2016. — № 12-3. — С. 57-58.
7. Царёва, А. В. Ролевые игры живого действия: определение исследовательского подхода / А. В. Царёва // Социум и власть. — 2014. — № 3 (47) — С. 14-20.
8. Корнилов, Ю. В. Иммерсивный подход в образовании / Ю. В. Корнилов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 1 (26). — С. 174-178.
9. Бакин, М. В. Иммерсивные технологии в развитии социальной эмпатии и образования / М. В. Бакин // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 10 (100). — Ч. 2. — С. 16-19.
10. Уварина, Н. В. Анализ и перспективы применения иммерсивных технологий в системе подготовки офицеров российской армии / Н. В. Уварина. А. В. Полковников // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12. — № 4. — С. 10-19.
11. Афанасьева, А. С. Особенности мотивации студентов в условиях дистанционного образования / А. С. Афанасьева, Т. Б. Венцова // Вестник ЯрГУ. Серия гуманитарные науки. — 2013. — № 4. — С. 108-112.
12. Цепов, А. Л. «Перевернутый» класс / А. Л. Цепов // Смоленский медицинский альманах. — 2019. — № 3. — С. 175-184.
13. Уткина, Н. А. Игры живого действия в практике профессионального образования / Н. А. Уткина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2 (41). — С. 133-136.
14. Воробьев, А. Е. Основы технологии «Перевернутого обучения» в вузах / А. Е. Воробьев, А. К. Мурзаева // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2018. — Вып. 1. — С. 18-30.
15. Тихонова, Н. В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения / Н. В. Тихонова // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 2 (127). — С. 74-78.
16. Сорокин, В. П. Перевернутый урок в физической подготовке магистрантов Военной академии связи / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, Д. Е. Иващенко, П. С. Петрова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 2 (168). — С. 330-333.
For citation: Lymarev, V. N. Features of the formation of professional motivation in the system of continuous military education in the context of the transition to distance learning / V. N. Lymarev // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 89-94.
FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION
IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS MILITARY EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO DISTANCE LEARNING
V. N. Lymarev
The article deals with the problem of the formation of professional motivation of cadets of a military university in the conditions of distance learning. The idea is substantiated that the restrictions caused by the new coronavirus infection stimulated the introduction of distance technologies into the educational process. These innovations in the training of a military specialist have caused certain difficulties in the assimilation of educational material. The article identifies the reasons for the decline in the quality of assimilation of educational content. In order to increase the level of professional motivation of students in the context of the transition to distance learning, it is advisable to use innovative technologies. The author proposes a hypothesis that professional motivation in the system of continuous military education in the context of the transition to distance learning increases with the use of immersive technologies, educational gaming technologies, technologies of the inverted class. The article analyzes innovative technologies used in the study of special disciplines in a military university. Some results of the application of innovative technologies are summed up, which do not contradict with modern researches and are used an addition to the study of the formation of professional motivation of cadets of a military university. The introduction of distance learning into the system of continuous military education requires taking into account the specifics of pedagogical interaction mediated by the use of online technologies.
Key words: motivation, professional motivation, distance learning, innovative technologies, educational technologies, virtual environment, training, cadets.
References
1. Kostoeva Z. M., Lolohoeva L. R., Kostoeva M. M. Distancionnoe obuchenie: pljusy i minusy [Distance learning: pros and cons], Vestnik nauki i obrazovanija [Bulletin of Science and Education], 2020, no. 19 (97), Part 1, pp. 76-78. (In Russian)
2. Medvedeva N. A., Musihina L. V. Formirovanie motivacii studentov k osvoeniju informacionnyh tehnologij v uslovijah pandemii [Formation of students' motivation to master information technologies in a pandemic], [International scientific review], 2020, no. LXXI, pp. 90-93. (In Russian)
3. Sidjacheva N. V., Zotova L. Je. Situacija vynuzhdennoj samoizoljacii v period pandemii: psihologicheskij i akademicheskij aspekty [The situation of forced self-isolation during a pandemic:
psychological and academic aspects], Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern high technologies], 2020, no. 5, pp. 218-225. (In Russian)
4. Obrazcov P. I., Kosuhin V. M. Didaktika vysshej voennoj shkoly: ucheb. posobie [Didactics of the Higher Military School: textbook. allowance]. Orel, Academy of Special Communications of Russia, 2004, 317 p. (In Russian)
5. Dulinec T. G., Zaharova A. S. Issledovanie uchebnoj motivacii studentov [Study of educational motivation of students], Pedagogika vysshej shkoly [Pedagogika vysshej shkoly], 2017, no. 2 (8), pp. 4-6. (In Russian)
6. Ivanova P. O., Krylova E. A. Rol' motivacii pri distancionnom obuchenii studentov vysshej shkoly [The role of motivation in distance learning of high school students], Innovacionnaja nauka [Innovative science], 2016, no. 12-3, pp. 57-58. (In Russian)
7. Carjova A. V. Rolevye igry zhivogo dejstvija: opredelenie issledovatel'skogo podhoda [Role-playing games of live action: determination of the research approach], Socium i vlast' [Society and power], 2014, no. 3 (47), pp. 14-20. (In Russian)
8. Kornilov Ju. V. Immersivnyj podhod v obrazovanii [Immersive approach in education], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2019, vol. 8, no. 1 (26), pp. 174-178. (In Russian)
9. Bakin M. V. Immersivnye tehnologii v razvitii social'noj jempatii i obrazovanija [Immersive technologies in the development of social empathy and education], Mezhdunarodnyj nauch-no-issledovatel'skij zhurnal [International research journal], 2020, no. 10 (100), Part 2, pp. 16-19. (In Russian)
10. Uvarina N. V., Polkovnikov A. V. Analiz i perspektivy primenenija immersivnyh tehnologij v sisteme podgotovki oficerov rossijskoj armii [Analysis and prospects for the use of immersive technologies in the training system of officers of the Russian army], Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspect [Modern higher school: an innovative aspect], 2020, vol. 12, no. 4, pp. 10-19. (In Russian)
11. Afanas'eva A. S., Vencova T. B. Osobennosti motivacii studentov v uslovijah distancionno-go obrazovanija [Features of motivation of students in conditions of distance education], Vestnik JarGU. Serija gumanitarnye nauki[Bulletin of YarSU. Humanities series], 2013, no. 4, pp. 108-112. (In Russian)
12. Cepov A. L. «Perevernutyj» klass ["Inverted" class], Smolenskij medicinskij al'manah [Smolensk medical almanac], 2019, no. 3, pp. 175-184. (In Russian)
13. Utkina N. A. Igry zhivogo dejstvija v praktike professional'nogo obrazovanija [Live action games in the practice of vocational education], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and the labor market], 2020, no. 2 (41), pp. 133-136. (In Russian)
14. Vorob'ev A. E., Murzaeva A. K. Osnovy tehnologii «Perevernutogo obuchenija» v vuzah [Fundamentals of the technology of "Inverted learning" in universities], Vestnik Burjatskogo gosu-darstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshhestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society], 2018, Issue. 1, pp. 18-30. (In Russian)
15. Tihonova N. V. Tehnologija «perevernutyj klass» v vuze: potencial i problemy vnedrenija [Technology "inverted classroom" in the university: potential and problems of implementation], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2018, no. 2 (127), pp. 74-78. (In Russian)
16. Sorokin V. P., Fedjuk N. S., Ivashhenko D. E., Petrova P. S. Perevernutyj urok v fiziches-koj podgotovke magistrantov Voennoj akademii svjazi [Inverted lesson in physical training of undergraduates of the Military Academy of Communications], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. University Lesgaft], 2019, no. 2 (168), pp. 330-333. (In Russian)
Лымарев Виталий Николаевич, доцент кафедры огневой подготовки ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: [email protected]
Lymarev Vitaly Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Fire Training of the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Perm, e-mail: [email protected]