Научная статья на тему 'Подготовка военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения'

Подготовка военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE EDUCATION / MILITARY SPECIALISTS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MODEL / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П. И., Богринцев Н. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой военных специалистов в условиях тех- нического вуза в системе дополнительного профессионального образования с использованием возможностей дистанционного обучения. Автор рассматривает факторы, влияющие на выбор педагогической концепции. В статье нашло отражение сочетание нескольких подходов, лежащих в основе разработанной технологии дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П. И., Богринцев Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION BY MEANS OF DISTANCE LEARNING

This article discusses issues related to the preparation of military professionals in the technical college system of additional professional education through distance learning. The author examines factors infl uencing the choice of pedagogical concept. The article refl ected a mixture of approaches of the developed technology of distance learning.

Текст научной работы на тему «Подготовка военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения»

УДК 355.237

UDC 355.237

П.И. ОБРАЗЦОВ

доктор педагогических наук, профессор, Академия Федеральной службы охраны РФ E-mail: [email protected] Н.В. БОГРИНЦЕВ

преподаватель, Академия Федеральной службы охраны РФ

E-mail: [email protected]

P.I. OBRAZTSOV

Doctor of Pedagogics, Professor, Federal Guard Service

Academy of the RF E-mail: [email protected] N.V. BOGRINCEV Lecturer, Federal Guard Service Academy of the RF E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

BY MEANS OF DISTANCE LEARNING

В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой военных специалистов в условиях технического вуза в системе дополнительного профессионального образования с использованием возможностей дистанционного обучения. Автор рассматривает факторы, влияющие на выбор педагогической концепции. В статье нашло отражение сочетание нескольких подходов, лежащих в основе разработанной технологии дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, военные специалисты, дополнительное профессиональное образование, модель, технология дистанционного обучения.

This article discusses issues related to the preparation of military professionals in the technical college system of additional professional education through distance learning. The author examines factors influencing the choice of pedagogical concept. The article reflected a mixture of approaches of the developed technology of distance learning.

Keywords: distance education, military specialists, additional professional education, model, distance learning technology.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать систему дополнительного профессионального образования. В современном мире научно-технические и социальные процессы быстро и кардинально изменяют условия труда и содержание профессиональной деятельности военного специалиста. Как следствие, непрерывно изменяется и расширяется круг профессиональных обязанностей и функций, становится иным характер профессиональных отношений. В целях адаптации к этим процессам, с одной стороны, человек на протяжении всей своей трудовой жизнедеятельности должен быть готов к переобучению, переподготовке и постоянному совершенствованию знаний, умений и навыков. Однако идея дополнительного профессионального образования в сознании общества очень часто остается декларативной, формально организованной и невостребованной субъектами управления обществом. Поэтому, с другой стороны, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки военных кадров требует поиска эффективных путей, способов и средств.

Особенности условий прохождения военной службы, высокий уровень ответственности за принятые решения, бурно развивающиеся технические средства предъявляют особые требования к подготовке военных специалистов и заставляют его совершенствовать и под-

держивать уровень своего профессионального мастерства, как специалиста, так и военнослужащего. Одним из вариантов решения данной проблемы является использование в системе дополнительного профессионального образования возможностей дистанционного обучения.

В основу дистанционного обучения положена определенная модель передачи знаний с использованием новых информационных технологий, что способствует повышению уровня информационной культуры. При этом необходимо учитывать ряд особенностей организации дистанционного обучения:

- ограниченные возможности на осуществление непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся вследствие того, что непосредственное общение происходит посредством средств связи и телекоммуникаций;

- от обучающегося требуется определенный уровень образования (определенный начальный набор знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места [профессионального (наличие индивидуального (профессионального) опыта, готовность к его практической реализации);

- наличие у обучаемых различных возрастных категорий, особенно при профессиональной переподготовке (повышении квалификации);

© П.И. Образцов, Н.В. Богринцев © P.I. Obraztsov, N.V. Bogrincev

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

- ограничены возможности групповой работы;

- малый срок для изучения свойств личности обучающихся.

Дистанционное обучение, начав активно развиваться с 90-х годов XX века, в настоящее время рассматривается как одно из важнейших направлений развития национальной системы образования. Сегодня дистанционное обучение не только становится в один ряд с традиционными формами получения образования, но и неуклонно оказывает интенсивное влияние на их развитие. Опыт реализации дистанционного обучения в России и за рубежом показал целесообразность использования этой формы обучения как в гражданской, так и в военной сферах системы профессионального образования [3].

Эффективность функционирования системы дополнительного профессионального образования будет определять продуктивность подготовки и переподготовки военных специалистов, готовых мобильно решать поставленные перед ними профессиональные задачи.

Подготовку военного специалиста нельзя представить как "статическое новообразование" в связи с особенностями военной службы, которые характеризуются высоким уровнем ответственности и ограничением времени на принятие решения. Вследствие этого данные особенности предъявляют серьезные требования к военнослужащему как к специалисту, что побуждает его постоянно поддерживать и повышать уровень своих профессиональных знаний, навыков и умений. Сказанное может быть реализовано системой дополнительного профессионального образования в военной сфере, в том числе с использованием возможностей дистанционного обучения [2].

Изучение исследований, касающихся подготовки военных специалистов в условиях дистанционного обучения, позволило выделить ряд факторов, требующих учета при выборе педагогической концепции [4]:

- профессионального (наличие индивидуального (профессионального) опыта, готовность к его практической реализации);

- андрагогического (лица, решающие повышать квалификацию, являются взрослыми людьми);

- социального (основой мотивации является осознание необходимости повышения своего профессионального уровня для более качественного выполнения функциональных обязанностей либо карьерного роста).

Теоретической основой повышения эффективности подготовки военных специалистов является модель подготовки военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения, которая представляет собой

дидактическую систему, предназначенную для совершенствования подготовки военных специалистов и гарантированным достижением целей обучения. Модель является универсальной для любого образовательного учреждения, осуществляющего подготовку военных специалистов средствами дистанционного обучения. В состав модели включены следующие взаимоувязанные компоненты: основания подготовки (переподготовки) специалистов, педагогические условия, технология обучения, критериально-оценочный аппарат.

Разработанную модель подготовки военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения можно реализовать через соответствующую технологию дистанционного обучения, под которой понимается образовательная технология, способствующая организации учебного процесса, направленного на профессиональную деятельность обучающихся с учетом их способностей, интересов и личной заинтересованности в результатах обучения.

В качестве концептуальной основы реализации разработанной технологии дистанционного обучения военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования представляется возможным использовать сочетание нескольких подходов, а именно:

- системного, основанного на всестороннем рассмотрении педагогической системы как определенной совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного обучения;

- личностно-ориенированного, основанного на признании слушателя активным субъектом в образовательном процессе, учете его индивидуальных особенностей;

- андрагогического (лица, решающие повышать квалификацию, являются взрослыми людьми);

- контекстного, построенного на основе ориентации процесса обучения на контекст профессиональной деятельности;

- технологического, предполагающего проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения) [2].

Спроектированная в рамках исследования технология, базирующаяся на применении дидактического комплекса и технологически карт, может быть применена для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения.

Библиографический список

1. АндреевА.А. Дидактические основы. М.: ВУ, 1995.

2. Богринцев Н.В. Профессиональная компетентность военных специалистов в условиях дистанционного обучения // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 2. С. 17-18.

3. Пимонов Р.В., Климашевский В.А. Основы организации дистанционного обучения военных специалистов: учебно-методическое пособие. Под ред. П.И. Образцова. Орел: Академия ФСО России, 2011. 133 с.

4. Образцов П.И., Пимонов Р.В. Особенности организации дистанционного обучения военных специалистов с целью повышения их квалификации // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 28.09 - 01.10.2005) / М.: Рособразование, 2005. С. 200-202.

References

1. AndreyevA.A. Didactic bases. M.: VU, 1995.

2. Bogrintsev N.V. Professional competence of military experts in the conditions of distance learning//Professional education. Capital. 2010 . No. 2. Pp. 17-18.

3. Pimonov R.V., Klimasevskij V.A. Foundations of distance education military specialists: textbook. Ed. P.I. Obraztsov. Orel Academy FGS Russia, 2011. 133 p.

4. Obraztsov P.I., Pimonov R.V. Features of the organization of distance learning of military experts for the purpose of increase of their qualification//the Educational environment today and tomorrow: Materials II of the All-Russian scientific and practical conference (Moscow, 28.09 - 01.10.2005) / M.: Federal Agency for Education, 2005. Pp. 200-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.