УДК 378.1 ШАЛАХИН Р. А.
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, отдел (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров),Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова E-mail: [email protected] ЕРШОВ Н.В.
доктор военных наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного E-mail: [email protected] МИШИНА С.Ю.
кандидат военных наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного E-mail: [email protected]
UDC 378.1 SHALAKHIN R.A.
Candidate of Pedagogical Sciences,Senior Researcher, Department (Organization of Scientific Work and Training of Scientific and Pedagogical Personnel)Military Medical Academy
named after S.M. Kirov E-mail: [email protected] ERSHOVN.V.
Doctor of Military Science, Associate Professor, Department of Humanitarian and Social and Economic Disciplines, Military Academy of Communication Named After Marshall of the Soviet
Union S.M. Budenny E-mail: [email protected] MISHINA S.Y.
Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian and Social and Economic Disciplines, Military Academy of Communication Named After Marshall of the Soviet
Union S.M. Budenny E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
POSSIBILITY OF APPLICATION OF DISTANT LEARNING IN THE EDUCATIONAL PROCESSOF A MILITARY UNIVERSITY
В настоящее время, в образовательном процессе наряду с традиционными методами все шире применяются дистанционные технологии обучения. В статье рассматриваются преимущества и недостатки дистанционного обучения, особенности образовательного процесса в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, а также возможности применения дистанционного обучения в ходе реализации образовательного процесса в условиях отрыва курсантов и слушателей от стационарной учебно-материальной базы военно-учебного заведения.
Ключевые слова: образовательные учреждения Министерства обороны, образовательный процесс, военное образование, технологии обучения, дистанционное обучение.
Nowadays technologies of distant education share their duties with traditional ways of education. The present article consider advantages and disadvantages of distant learning, special features of educational process in academic institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation as well as, the possibility of using distant learning in the implementation of the education process in the condition when cadets and students are separated from the stationary educational material base of the military educational institution.
Keywords: educational (academic) institutions of the Ministry of Defense, educational process, military education, training technologies, distant learning.
Ускоряющееся развитие современного общества требует появления новых подходов в различных отраслях деятельности, не обходя и сферу образования. Насущной проблемой современного образования является подготовка обучающихся в соответствии с требованиями времени, формирование у них креативного мышления, стремления к самообразованию и интенсивного использования приобретаемых знаний. Эта задача довольно непростая, включающая множество составляющих и требующая неоднозначных подходов к своему решению. Зарубежные и отечественные педагоги настойчиво ищут пути реорганизации образовательного процесса. Технологии обучения, отличающиеся от традиционных систем, приобретают в этом аспекте все большую популярность и значение. Практика использования таких технологий требует обобщения, систематизации, дальнейшего развития и применения.
Развитие дистанционного образования является «одним из направлений реализации принципа равного доступа обучающихся к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами, независимо от материального положения, места жительства и состояния здоровья, заявлен-
ного в Концепции модернизации российского образования»
[15].
Одной из основных задач вуза является подготовка выпускника с определенным набором знаний, умений и навыков, характеризующих его как специалиста и личность. Формированию компетентного специалиста способствует не только содержание учебных дисциплин, но и применение различных методов и технологий на занятиях. В настоящее время нельзя представить обучение только с использованием классических технологий обучения, наряду с ними активно используются дистанционные технологии. Под дистанционным обучением (далее ДО) понимают совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала на различном расстоянии от образовательных учреждений. При этом существует возможность организации взаимодействияпреподавателей и обучающихся, а также самостоятельной работы у последних по изучению учебного материала и оценки полученных знаний. Несомненным плюсом ДО является возможность обучения на расстоянии и оперативного изменения учебного
© Шалахин Р. А., Ершов Н.В., Мишина С.Ю. © Shalakhin R.A., Ershov N.V., Mishina S.Y
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
материала исходя из последних достижений науки и техники. Основу технологий ДО составляют компьютерные, телекоммуникационные и аудиовизуальные средства.
На сегодняшний день как в военных, так и в гражданских ВУЗах, при передаче и закреплении знаний, наиболее часто, используются традиционные методы обучения, которые остаются наиболее популярными и эффективными. В то же время, несмотря, на эффективность традиционных методов обучения, в настоящее время широко используются и современные методы обучения, базирующиеся на использовании компьютерных технологий, в том числе ДО. Как отмечает Мордвинов В.Ф. «ДО имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- гибкость (имеется возможность задания индивидуальных параметров обучения, удобные темп, время и место занятия);
- адаптивность (возможность выбора, создания и реализации индивидуальной траектории получения образования, получения знаний, приобретения умений и навыков);
- модульность и вариативность (возможность из независимых учебных (модулей) создавать программу обучения по индивидуальным или групповым потребностям);
- параллельность (возможность обучения без отрыва от основной работы, параллельное с профессиональной деятельностью, постоянное повышение своего уровня образования);
- многообразие источников информации (возможность получения учебной информации одновременно из различных источников и баз данных и т. д.);
- технологичность (использование в образовательном процессе передовых достижений науки и современных технологий);
- модифицируемость (возможность достаточно легкого обновления учебной информации и сохранение предыдущего материала);
- доступность (учебный материал остается у обучаемых в электронном виде и к нему всегда есть доступ);
- повышение учебной мотивации (самостоятельность и заинтересованность в обучении, выработка критического мышления, ответственности и настойчивости в достижении результатов обучения);
- экономичность (рациональное использование материальных средств, унифицированное представление учебной информации, снижающие затраты на образовательный процесс) и т. п.» [14].
В условиях информатизации образования приоритетными средствами ДО становятся информационно-телекоммуникационные технологии, а само ДО все чаще рассматривается в рамках электронного обучения, основу которого составляет так называемое «е^еагтгщ-обучение», т.е. обучение с помощью интернета и мультимедиа. В этом случае важной проблемой является «выбор (или создание) средства организации дистанционного (электронного) обучения, которое должно обеспечить функциональность, надежность, стабильность, приемлемую стоимость, наличие средств разработки информационного наполнения, поддержку спецификаций и стандартов ДО ^СОКМ), проверку знаний, удобство использования, модульность, наличие доступа, максимальную мультимедийность, масштабируемость и расширяемость, иметь перспективы развития платформы, платформонезави-симость, качество технической поддержки, наличие (отсутствие) русской локализации продукта и т. п.» [3].
Очевидно, что рынок электронного обучения в глобальном масштабе будет продолжать увеличиваться и развиваться. Это обусловлено более низкими затратами по сравнению с традиционными методами обучения и повышением гибкости образовательного процесса. Наша страна занимала в 2016 году 11 место среди ведущих стран по использованию дистанционных технологий в образовательном процессе. Есть все основания полагать, что свои позиции она сохранит и в дальнейшем.
Использование передовых технологий ДО, дает возмож-
ность повысить качество подготовки, добиться непрерывного обучения специалистов, а также получения дополнительного образования. Однако, наряду с явными достоинствами ДО имеет свои недостатки. В своей работе Мордвинов В.Ф. к ним относит следующие:
- «мотивационный аспект;
- определенные практические навыки можно приобрести только реально выполняя практические и лабораторные работы, а не виртуально;
- наличие определенной подготовки (навыки в работе с персональным компьютером и интернет-технологиями, умение справляться с возникающими техническими трудностями и т. д.);
- определенное «недоверие» к электронным средствам обучения и общения;
- отсутствие «прямого» общения с преподавателем;
- неудовлетворительная интерактивность (значительно лучшая по сравнению с книгой, но хуже, чем при очном обучении);
- трудность восприятия большого массива данных с экрана;
- превращение обучаемых в пассивных потребителей структурированных объемов знаний;
- отсутствие непосредственного взаимодействия с другими членами учебной группы;
- меньшее разнообразие форм учебного процесса;
- возможность отложить учебную работу на другое время, ввиду отсутствия постоянного контроля преподавателя;
- значительные материальные и временные затраты для создания дистанционных курсов, которые позволяют достичь такой же эффективности, что и традиционное обучение;
- невозможность авторов полно представить изучаемый материал вследствие программно-методических требований, которые предъявляются к учебно-практическим пособиям;
- несмотря на развитие соответствующих технологий, ограничение по техническим возможностям (вследствие «слабых» компьютеров и каналов связи происходят задержки при передаче звуковой, графической, видео и другой информации);
- значительная цена высокопроизводительных программно-технических и телекоммуникационных средств и т. п.» [14].
В современной отечественной педагогике проблема ДО получила теоретическое обоснование и продолжает активно развиваться [5; 6]. Тем не менее, тема применения ДО в условиях Вооруженных Сил, на наш взгляд, не нашла должного отражения в научной литературе. Достаточно широко представлены научные материалы о применении этого вида обучения в гражданских учебных заведениях. Представляется, что такое положение дел связано, прежде всего, со спецификой военно-учебных заведений и особенностями организации профессиональной подготовки военнослужащих.
Рассмотрим, насколько же применимо ДО при обучении курсантов в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ). Ведь то, что хорошо для гражданских образовательных учреждений, не всегда применимо при получении специализированного военного образования. Проблема использования ДО на основе компьютерных технологий в образовательном процессе военного вуза все чаще привлекает внимание современных исследователей. В целом ряде научных изданий рассмотрены важные аспекты этой проблемы [2; 4; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 16; 18]. Однако, говорить о построении целостной теории ДО в военных вузах на основе компьютерных технологий, которую можно было бы эффективно применить в образовательном процессе, на наш взгляд, преждевременно. Мы придерживаемся мнения, что «внедрение ДО в учебный процесс в военных вузах в нашей стране требует серьезных научных и опытно-экспериментальных исследований» [14].
Прежде всего, отметим, что образовательный процесс в
военных вузах имеет ряд особенностей, существенно отличающих его от подготовки студентов. Воинский труд, овладение воинской специальностью является обязанностью каждого военнослужащего, что закреплено юридически в действующем законодательстве. Обучение военнослужащих осуществляется в непрерывном единстве с их служебной деятельностью и носит ярко выраженный практический характер. Поэтому у курсантов необходимо формировать прочные элементы профессионального мастерства, рассчитанные на их сохранение в достаточно большом промежутке времени. Учебный процесс проходит в условиях постоянной боевой готовности и направлен на ее обеспечение и повышение. Учебный процесс отличается высокой насыщенностью военной техникой и вооружением, знание и умение применения которых, являются залогом успешного выполнения поставленных задач. Обучение военнослужащих почти всегда имеет коллективный характер. Его задачей является подготовка не только отдельного военнослужащего, но и личного состава всего подразделения, потому что воинский труд носит совместный, коллективный характер. Образовательный процесс в военном вузе носит цикличный характер функционирования. Основным циклом является учебный год, состоящий из двух семестров обучения, а также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых решаются частные военно-педагогические задачи. И, конечно, подготовка будущих офицеров подразумевает особую напряженность. Увеличивается объем знаний, навыков и умений, необходимых курсантам для успешного выполнения служебных обязанностей в будущем, как правило, в сложных условиях обстановки, что неизменно влечет за собой существенное увеличение физических и психических нагрузок на них.
Кроме того, проходя обучение в стенах образовательного учреждения МО РФ, курсанты получают не только необходимые знания, но и усваивают принципы единоначалия, в них воспитывают дисциплинированность, умение подчиняться и выполнять приказы, упражняться в строевой, огневой и физической подготовке. Постоянно находясь в коллективе, курсанты адаптируются к особенностям военной службы. Вряд ли все это можно реализовать в полном объеме при ДО. При этом дистанционное обучение подразумевает жесткую самодисциплину, а его результат зависит не только от сознательности обучающегося, но и от жесткого контроля.
Серьезной проблемой ДО является отсутствие очного общения между курсантами и преподавателями. В этом случае теряется эмоциональная окраска передаваемых знаний, обмен личным жизненным опытом, что явно не способствует повышению качества образования. Заметим, что педагогическое влияние преподавателей является одним из элементов профессионально-личностного саморазвития курсантов.
Нельзя не отметить и тот факт, что «ДО делает проблематичным изучение предметов, учебный материал которых содержит информацию ограниченного доступа. Передача даже открытой учебной информации на расстояния сама по себе имеет целый ряд угроз, что заставляет задуматься о проблеме безопасности ДО даже при наличии современных средств информационной защиты» [19]. Передача информации ограниченного доступа по открытым каналам сети Интернет невозможна. Поэтому возникает серьезная проблема - разработка технологии дистанционного изучения предметов, учебный материал которых содержит информацию ограниченного доступа. В этом плане необходимо обратить внимание на использование аудиовизуальных средств, кейс-технологий, электронных учебников и т. п.
Вопрос ДО в рамках образовательного учреждения МО РФ можно рассмотреть несколько в другом варианте. В приказе Министра обороны Российской Федерацииот15.09.2014 г № 670«О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 2019 г.)» отмечено, что при реализации
дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (частично или в полном объеме).
Основной целью деятельности образовательных учреждений МО РФ является такая организация образовательного процесса, при которой «создаются все необходимые условия для успешного освоения учебных программ обучающимися. Образовательные учреждения МО РФ обладают серьезной научной базой для подготовки всесторонне развитого выпускника-военного специалиста. Но время требует применения новых подходов к организации деятельности образовательных учреждений МО РФ, что обуславливает необходимость развития инновационных направлений обучения» [1].
На прошедшем селекторном совещании с руководством Вооруженных Сил Российской Федерации в марте 2016 года Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу отметил, что подготовка высококвалифицированных офицерских кадров является одним из важных направлений деятельности Министерства обороны. В соответствии с этим, все образовательные учреждения МО РФ, научно-исследовательские организации и библиотеки были объединены в одной системе, получившей название «Электронный вуз». Электронные учебники, использование которых позволяет повысить интенсивность образовательного процесса, улучшить качество военного образования, а в отдельных случаях стать альтернативой занятиям с преподавателями стали существенной составляющей «Электронного вуза».
Еще большие возможности открывает создание в рамках Минобороны России единого образовательного интернет-пространства1, старт которому был дан в 2017 году. Создание в вузах МО РФ системы единого образовательного пространства, ускорит развитие информационно-образовательной сети для подготовки специалистов ВС РФ и будет способствовать увеличению возможностей применения ДО.В перспективе единое образовательное пространство может стать платформой непрерывного образования на основе сетевых технологий и значительно улучшить процесс подготовки специалистов. Использование информационно-образовательной сети будет являться средством самообразования военнослужащих.
В силу специфики образовательных учреждений МО РФ, слушатели и курсанты привлекаются к несению службы в нарядах и караулах, обеспечению различных мероприятий, как например, подготовка и участие в военном параде на Красной площади в Москве. Это требует достаточно больших временных затрат, происходит отрыв обучающихся от мест постоянной дислокации, нарушается привычная организация образовательного процесса. Решение данной проблемы многие образовательные учреждения МО РФ нашли в организации образовательного процесса в местах временного размещения личного состава на период подготовки к параду с применением комбинированного (или смешанного) обучения, которое включает в себя чередование очных и заочных форм обучения, совмещение занятий в аудитории с дистанционным образованием [10; 17]. Это потребовало от преподавательского состава подготовки адаптированных электронных комплектов учебных материалов по темам, изучение которых, проходит во время подготовки к параду, а также подбора соответствующих средств обучения, с соблюдением необходимых требований безопасности. Комбинированное обучение интересно тем, что позволяет использовать сильные стороны традиционной очной формы обучения и преимущества дистанционного обучения. Существенная роль при этом отводится компьютерным технологиям, которые позволяют курсантам быстро получать необходимую информацию, отбирать и анализировать ее, находить противоречия, выявлять отдельные факты, сравнивать
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
альтернативные подходы к решению каких-либо задач. В таких случаях достоинства ДО дают возможность организации образовательного процесса в образовательных учреждениях МО РФ для обучения курсантов и слушателей вне пунктов постоянной дислокации при выполнении различных задач.
Кроме того, постоянно меняющаяся обстановка вносит свои коррективы. В 2020 году мы столкнулись с еще одной проблемой, ранее никогда не стоявшей не только перед педагогическими коллективами военно-учебных заведений, но и перед образовательными организациями всей страны. В условиях пандемии коронавируса СОУГО-19 педагогический состав кафедр вынужден организовывать все занятия с курсантами и слушателями удаленно. Если для педагогических коллективов гражданских вузов эта проблема была хоть и сложной, но в общем решаемой, то для военно-учебных заведений, в силу специфических особенностей, отмеченных выше, она была сложной вдвойне. Вот здесь в полной мере и проявились все плюсы ДО.
Комбинированное обучение позволяет создать систему непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки офицерского состава и специалистов Вооруженных сил, а также обеспечить обмен информацией независимо от временных и региональных факторов. На наш взгляд, ДО может использоваться при реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) военных специалистов, направленных на получение знаний и приобретение навыков, необходимых для приобретения новой квалификации и выполнения нового вида профессиональной деятельности. В исследованиях, проведенных в начале XXI века, было показано, что «в системе дополнительного профессионального образования доля технологий электронного (дистанционного) обучения может составлять 80-90% от общего объема обучения» [14].
Сегодня выглядит весьма проблематичным освоение программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих в ряде случаев. Например, при
прохождении ими военной службы в отдаленных военных гарнизонах, учитывая их удаленность от мест размещения образовательных учреждений МО РФ. Применение дистанционного обучения поможет повысить уровень подготовленности выпускников образовательных учреждений МО РФ и обеспечить взаимосвязь перехода на многоуровневую систему подготовки военных кадров. В этом случае, военнослужащие смогут в соответствии с индивидуальными способностями осмысливать получаемые знания, достигать желаемых результатов и формировать собственное мировоззрение. Реализация данного положения требует разработки концепции широкого применения форм дистанционного обучения и специальных учебных программ по переподготовке офицеров на местах прохождения ими военной службы с использованием возможностей дистанционного обучения, которое в соответствии с реалиями нашего времени будет стремительно развиваться.
Таким образом, несмотря на быстрое развитие информационных технологий, и всех преимуществ, связанных с их использованием, дистанционное обучение применительно к образовательному процессу курсантов в образовательных учреждениях МО РФ, использовать в полном объеме не представляется возможным. Это обусловлено, прежде всего, спецификой отдельных преподаваемых дисциплин, а также необходимостью проведения постоянных практических занятий и особенностями изучаемого материала. Вместе с тем необходимо разрабатывать технологии комбинированного (смешанного) обучения с использованием дистанционной поддержки учебных дисциплин, обеспечивающей возможность подготовки курсантов и слушателей в условиях выполнения служебных задач в отрыве от пункта постоянной дислокации, введения различных ограничений для традиционного обучения и т.п. Вполне реальным представляется также и использование дистанционного обучения для непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки офицерского состава и специалистов Вооруженных сил. Значительные возможности для этого может предоставить единое образовательное пространство Министерства обороны.
Примечание
1 Минобороны создает единое образовательное интернет-пространство // Военное обозрение. 2017. 20 марта. URL: https://topwar. ru/111366-minoborony-sozdaet-edinoe-obrazovatelnoe-intemet-prostranstvo.html.
Библиографический список
1. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития Российского высшего образования. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2014.32 с.
2. Григорьев В.Н., Антошин И.Г. Методика создания учебных материалов для дистанционного обучения // Гуманитарный вестник. 2015. - № 2 (33). С. 52-60.
3. Давыдов М.М., Хахамов П.Ю. Концептуальные подходы к разработке методики обучения с применением электронных систем дистанционного обучения в системе подготовки специалистов инфотелекоммуникационного профиля, привлекаемых для решения задач в условиях кризисных ситуаций// Развитие военной педагогики в XXI веке:материалы VII межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 г. / отв. ред. С.В.Костарев, И.И.Соколова, В.А. Митрахович, Н.В.Ершов. СПб.: ВАС. 2020.С.250-258.
4. Зимонин И.Н., Трофименко А.А. Инновационные методы и технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в военном вузе: теоретико-методологическое обоснование// Социальная компетентность. 2017. Т. 1, № 1 (3). - С. 59-63.
5. Канаев В.И. Дистанционное обучение: технологические аспекты: монография.М.: СГА, 2004.191 с.
6. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного обучения. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.40 с.
7. Климзов А.Г., Качан Г.С., Дмитриев А.А. К вопросу применения дистанционного обучения как вида современных педагогических технологий в процессе обучения в военном вузе // Гуманитарные проблемы военного дела. 2017. № 2 (11). С. 106-109.
8. Козлов О.А. Роль информационных технологий в процессе профессиональной подготовки курсантов войск национальной гвардии российской федерации// Образование и наука. 2016. № 8 (137). C. 86-99.
9. КуриловаИ.С. Методика дистанционного обучения// Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10. № S1. C. 25-27.
10. Лепешинский И.Ю., Лепешинская Т.А. Дистанционные образовательные технологии в системе профессиональной подготовки военнослужащих// Открытое и дистанционное образование. 2016. №4(64). С.12-18.
11. Манеркин В.П., Манеркина И.А., Рыбальченко П.В. ЭС КТО - ЧТО ЭТО?// Вестник военного образования. 2017. № 3 (6). С. 25-28.
12. Миняйленко Н.Н., Чистяков В.А. Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 123-129.
13. Митрахович В.А., Мишина С.Ю., Печников А.Н., Шалахин Р.А. Электронное обучение в образовательном процессе военных вузов: учеб. пособие. СПб.: Издательство «ВВМ», 2018. 104 с.
14. Мордвинов В. Ф. Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы// Военная мысль. 2006.№12. С. 46 - 49.
15. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития// Современные проблемы
науки и образования. 2015. № 2 (часть 2).
16. Саенко С.В. Электронные образовательные ресурсы для использования технологий дистанционного обучения в военном вузе// Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. № 13. С. 168-172.
17. Спиридонов Е.Г., Дзюбенко О.Л., Смирнов Д.Н. По технологиям дистанционного обучения Перспективные подходы в обучении курсантов и слушателей военных вузов// Вестник военного образования. 2018. № 6 (15).С. 66-70.
18. 18. ЧетвертаковаЖ.В. Пути оптимизации системы дистанционного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров в военном вузе// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 2 (22). С. 141-144.
19. 19. Чумаков Н.А., Паламарчук М.А. О некоторых вопросах безопасности дистанционного обучения// Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы VII межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 г. / отв. ред. С.В. Костарев, И.И. Соколова, В.А. Митрахович, Н.В. Ершов. СПб.: ВАС. 2020. С. 296-302.
References
1. Abramovskij A.L. Distant education at the present stage of development of Russian higher education. Abstract candidate thesis in Sociology, Tyumen, 2014. 32 p.
2. Grigoriev V.N., Antoshin I.G. The methodology of creating learning materials for distance learning // Humanitarian bulletin, 2015.№ 2 (33).Pp. 52-60.
3. Davydov M.M., Khakhamov P. Yu. Conceptual approaches to the development of teaching methods using electronic distant learning systems in the training system for information and telecommunication specialists involved in solving problems in crisis situations // The development of military pedagogy in the XXI century: materials of the VII inter-university scientific and practical conference. Sankt-Petersburg, МАС Publ., 2020.Pp. 250-258.
4. ZimoninI.N., TrofimenkoA.A. Nnovativ methods and technologies in teaching humanities in military higher school: theoretical and methodological basis //Social competency, 2017. V. 1, № 1 (3).Pp. 59-63.
5. Kanaev V.I. Distant learning: technological aspects. Monograph. M.: MHAPubl., 2004. 191 p.
6. Kapustin Yu.I. Pedagogical and organizational conditions for the effective combination of full-time education and the use of distant learning technologies.Abstract doctor thesis in Pedagogy, Moscow, 2007. 40 p.
7. KlimzovA.G., Kachan G.S., DmitrievA.A. To the use of distance learning as a form of modern pedagogical technologies in the process of training at a military university // Humanitarian issues of warfare, 2017.№ 2 (11).Pp. 106-109.
8. Kozlov O.A. The role of information technologies in the process of professional training of cadets of national guard troops of the Russian federation //Education and science, 2016.№ 8 (137).Pp. 86-99.
9. Kurilova I.S. Method of the distant teaching // Actual problems of the humanities and socio-economic sciences, 2016. V. 10, № S1.Pp. 25-27.
10. LepeshinskijI.YU., Lepeshinskaya T.A. Remote educational technologies in the sphere of professional training of serviceman // Open and distance education, 2016.№ 4 (64).Pp. 12-18.
11. Manerkin V.P., Manerkina I.A., Rybalchenko P.V. Who is this - what does it mean? // Military Education Bulletin, 2017.№ 3 (6).Pp. 25-28.
12. MinyaylenkoN.N., Chistyakov V.A. Importance of research supervisor in system of distance learning of graduate military course of military higher education institution // Scientific notes of the university named after P.F. Lesgaft, 2016.№ 11 (141).Pp. 123-129.
13. Mitrakhovich V.A., Mishina S.Y., ShalakhinR.A., PechnicovA.N. E-learning in the educational process of military universities: a training aid. St. Petersburg:Publishing house«VVM», 2018. 104 р.
14. Mordvinov V.F. Distant learning technologies in the military education system: opportunities and prospects // Military idea, 2006.№ 12.Pp. 46-49.
15. Rebisheva L.V., Vasilchenko E.V. Problems of distance education at the present stage of development // Modern problems of science and education, 2015 № 2 (part 2). Available at: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22704 (Accessed 28.04.2020).
16. Saenko S.V. Digital education resources for use technologies of distant education at military university // Scientific researches and development of young scientists, 2016.№ 13.Pp. 168-172.
17. SpiridonovE.G., Dzyubenko O.L., SmirnovD.N. On technologies of distance learning Perspective approaches in training cadets and students of military universities // Military Education Bulletin, 2018.№ 6 (15).Pp. 66-70.
18. Chetvertakova J.V. Optimization ways of distance learning in the process of retraining and advanced training of officers in the military college // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus, 2013.№ 2 (22).Pp. 141-144.
19. Chumakov N.A., PalamarchukM.A. Some questions about distant learning safety issues // The development of military pedagogy in the XXI century: materials of the VII inter-university scientific and practical conference. Sankt-Petersburg, MACPubl., 2020.Pp. 296-302.