Научная статья на тему 'Анализ современных методов обучения, их влияние на образование военнослужащих в высших военных учебных заведениях'

Анализ современных методов обучения, их влияние на образование военнослужащих в высших военных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MILITARY EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина Олеся Сергеевна

В данной статье представлен анализ современных методов обучения, их влияние на образование военнослужащих в высших военных учебных заведениях; освещаются проблемные вопросы современных методов военного образования с применением инновационных технологий в сфере изучения иностранных языков; проблема современной организации учебного процесса и методик образования в военных высших учебных заведениях; анализируются формы и методы технологий интерактивного обучения, а также описаны их особенности; описываются факторы, которые затормаживают введение в образовательный процесс инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN METHODS OF TRAINING AND THEIR EFFECT ON THE EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article presents an analysis of modern teaching methods, their impact on the education of military personnel in higher military educational institutions; highlights the problematic issues of modern methods of military education using innovative technologies in the field of learning foreign languages; the problem of modern organization of the educational process and methods of education in military higher educational institutions; forms and methods of interactive learning technologies are analyzed, and their features are described; describes the factors that slow down the introduction to the educational process of innovation.

Текст научной работы на тему «Анализ современных методов обучения, их влияние на образование военнослужащих в высших военных учебных заведениях»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Алешина О.С. Email: [email protected]

Алешина Олеся Сергеевна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье представлен анализ современных методов обучения, их влияние на образование военнослужащих в высших военных учебных заведениях; освещаются проблемные вопросы современных методов военного образования с применением инновационных технологий в сфере изучения иностранных языков; проблема современной организации учебного процесса и методик образования в военных высших учебных заведениях; анализируются формы и методы технологий интерактивного обучения, а также описаны их особенности; описываются факторы, которые затормаживают введение в образовательный процесс инноваций.

Ключевые слова: инновационные технологии, военное образование, образовательные технологии, учебно-воспитательный процесс.

ANALYSIS OF MODERN METHODS OF TRAINING AND THEIR EFFECT ON THE EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Aleshina O.S.

Aleshina Olesya Sergeevna — Teacher, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, MILITARY EDUCATIONAL-AND-RESEARCH CENTRE NAVAL ACADEMY NAMED AFTER ADMIRAL OF THE FLEET OF THE SOVIET UNION N.G. KUZNETSOV,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: this article presents an analysis of modern teaching methods, their impact on the education of military personnel in higher military educational institutions; highlights the problematic issues of modern methods of military education using innovative technologies in the field of learning foreign languages; the problem of modern organization of the educational process and methods of education in military higher educational institutions; forms and methods of interactive learning technologies are analyzed, and their features are described; describes the factors that slow down the introduction to the educational process of innovation.

Keywords: innovative technologies, military education, educational technologies, educational process.

УДК 378.147

В последнее время система высшего образования в Российской Федерации претерпевает изменения. Главной целью реализовываемых преобразований является создание условий для повышения качества общеобразовательной подготовки обучаемых, отвечающей современным требованиям. Основным условием этого является совершенствование образовательного процесса путем внедрения инновационных педагогических технологий.

Например, поддержка развития творчески одаренных обучаемых, поиск военных талантов. Достижение этого в условиях военного вуза обеспечивается освоением профессорско-педагогическим составом методик и учебных действий, которые направлены на адресное развитие творческих задатков обучаемых, способствующих овладению творческими элементами профессиональной деятельности; индивидуализацией обучения посредством применения на занятиях индивидуальных планов работ с обучаемыми. Одной из задач образовательного процесса является избавление от всеобщей стандартизации общеобразовательной подготовки, потому что развивающаяся личность нуждается не просто в обогащении общечеловеческими ценностями, но и в развитии ее индивидуальности.

Совершенствование образовательного процесса военного вуза, а значит, подготовки высококвалифицированного военного специалиста, мы связываем с инновационными изменениями

в технологиях обучения. В число инновационных технологий обучения входят интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии.

Инновационные образовательные технологии в совокупности с интерактивными методами обучения довольно эффективно и обширно применяются в сфере гражданского обучения, вследствие чего было бы разумным устранить проблемы внедрения подобных методов обучения и в высших военных учебных заведениях.

Инновационные технологии в образовании способствуют регулировке обучения, направляя его в необходимое русло. Естественно и неудивительно, что люди всегда боялись всего неизведанного и нового, они крайне настороженно относятся к любым изменениям. Люди не желают принимать инновации в современном образовании по простой причине - люди обладают жизненными потребностями - комфортом, безопасностью, самоутверждением. Лишь немногие готовы к повторному изучению теории в обновленном виде, сдаче экзаменов, изменению своего сознания, расходу на это личного времени и средств. Если процесс обновлений запустился, остановить его можно лишь при помощи специализированных методик [5, с. 46].

Эффективным и распространенным является параллельное внедрение, предполагающее сосуществование старого и нового образовательного процесса с проводящимся анализом эффективности такового синтеза.

Инновации в высшем образовании являются, по сути, системой, состоящей из следующих частей:

• цели обучения;

• содержание образования;

• мотивации и средства передачи знаний;

• участники процесса, то есть курсанты, преподаватели;

• результаты деятельности.

В технологии входят два компонента, которые взаимосвязаны:

1. Организация деятельности обучаемого.

2. Контроль за образовательным процессом [3, с. 19].

Есть довольно большое количество факторов, которые затормаживают введение в образовательный процесс инноваций. Рассмотрим наиболее сильные:

• учебные военные заведения недостаточно оснащены компьютерной техникой и электронными средствами - в некоторых вузах отсутствует стабильный интернет, недостаточно электронных пособий и методических рекомендаций, нужных для выполнения практических и контрольных работ;

• недостаточность квалификации преподавателей в области ИКТ;

• недостаточная степень внимания руководства военных учебных заведений к использованию в образовательном процессе инновационных технологий, касательно иностранных языков.

Рассмотрим интерактивные технологии обучения, активно использующиеся в гражданских вузах, но недостаточно распространенные в военных учебных заведениях.

В гражданских вузах интерактивные технологии обучения используются довольно обширно, однако, внедрение их в процесс обучения в военных вузах проблемно. Технологии интерактивного обучения можно рассмотреть как методы усвоения знаний, формирования умений и навыков во время взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого. Сущность таковых заключается в следующем - они основываются как на процессах восприятия, памяти, внимания, так и на творческом, продуктивном мышлении, поведении, общении. При этом процесс обучения необходимо организовывать так, чтобы обучаемые приобретали навыки общения и взаимодействия как друг с другом, так и с другими людьми. Обучаемые должны научиться мыслить критически, решать сложные проблемы, базируясь на проведении анализа производственных ситуаций, ситуационных задач и соответствующей информации. Эти навыки крайне важны для военнослужащих [2, с. 41].

Интерактивные технологии обучения характеризуются тем, что в них значительно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Всё множество технологий интерактивного обучения можно разделить на неимитационные и имитационные. Основой данной классификации является признак имитации контекста деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии соответственно не подразумевают построения моделей анализируемого явления или деятельности. Основа имитационных технологий - имитационное или имитационно-игровое моделирование, иными словами воспроизведение в условиях обучения процессов, которые происходят в реальной системе [3, с. 25].

Далее рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция - постановка проблемы или проблемной ситуации с их последующим разрешением. В проблемной лекции осуществляется моделирование противоречий реальной жизни выражением их в теоретических концепциях. Главной целью таковых лекций является приобретение учащимися знаний вкупе с непосредственным действенном их участии. Постановкой проблемы учащиеся побуждаются к активной мыслительной деятельности, вызывается интерес к излагаемому материалу, активизируется внимание обучаемых [6, с. 122].

Семинар-диспут является коллективным обсуждением определенной проблемы для того, чтобы установить пути ее истинного решения. Семинар-диспут осуществляется в форме диалогического общения его участников. Он развивает умение вести полемику и обсуждать проблему, а также защищать свои взгляды и убеждения.

Учебная дискуссия является одним из самых популярных методов обучения. Применяется она в процессе анализа проблемных ситуаций, когда нужно дать простой и конкретный ответ на вопрос, однако при этом не исключаются альтернативные варианты ответа. Эта методика базируется на взаимном обучении при совместной работе учащихся в небольших группах. Главная идея учебного сотрудничества достаточно проста и заключается в следующем - учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для выполнения общего задания или достижения общей цели, как пример - отыскать варианты решения проблемы [7, с. 141].

Метод «Мозговой штурм» заключается в сборе как можно большего количества идей. Он призван освободить учащихся от инерционности мышления, активизировать творческое мышление, преодолеть привычный ход мыслей в процессе решения обозначенной проблемы. "Мозговой штурм" помогает значительно повысить эффективность генерации новых идей в учебной группе.

Основными принципами и правилами данного метода являются абсолютный запрет критики предложенных участниками идей и поощрение всевозможных реплик и юмора [4, с. 59].

Последним из рассмотренных методов интерактивного обучения в военных вузах будет имитационный тренинг. Имитационный тренинг является отработкой конкретных профессиональных навыков и умений по работе с разнообразными техническими средствами и устройствами. Осуществляется имитация ситуации, обстановки профессиональной деятельности, а роль "модели" принадлежит самому техническому средству.

Особенности интерактивных технологий в военных учебных заведениях, несомненно, связаны и с новым качеством получаемых знаний. В данном случае мы отмечаем инновационный уровень знаний как обязательный критерий для обучаемых, претендующих на высокий уровень образования.

В высших военных учебных заведениях использование инновационных образовательных технологий не распространено в должной мере, однако, проанализировав их сущность и аспекты, стало понятно, без них не обойтись при подготовке современных профессиональных и высокообразованных военнослужащих.

Чтобы повлиять на успешность внедрения инновационной деятельности в преподавание в военных вузах, тем самым повысив качество современного высшего военного образования и выполнив задачи подготовки и переподготовки военных кадров, необходимо уделить внимание острому недостатку преподавателей и слабой технической научной основы высших военных учебных заведений.

Список литературы / References

1. Алехин И.А. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого-дидактический контекст // Мир образования - образование в мире, 2015. № 3 (59). С. 179-188.

2. Возилова Е.В. Особенности интерактивных технологий в вузах военного профиля // Символ науки. 2016. № 3. С. 40-44.

3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. Минск: ТетраСистемс, 2011. 222 с.

4. Морозова О.Г. Совершенствование процесса обучения в военном вузе: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2013. № 1. С. 58-61.

5. Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: Изд-во СГУ, 2014. 188 с.

6. Рыжова Г.А. Развивающие возможности использования активных методов обучения в военном вузе // Теория и практика общественного развития, 2013. № 2. С. 122-126.

7. Четвертакова Ж.В. Пути оптимизации системы дистанционного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров в военном вузе // Гаудеамус, 2013. № 2. 141-143.

«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Тимофеевская М.А. Email: [email protected]

Тимофеевская Мария Анатольевна - магистр, кафедра хореографического искусства,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Анотация: статья посвящена рассмотрению ряда вопросов о повышении квалификации педагогов дополнительного образования в хореографических коллективах. Отражает суть и затрагивает положительные и отрицательные вопросы курсов повышения квалификации. Отвечает на поставленные вопросы педагогической деятельности и затрагивает влияние на неполноценную результативность курсов, которая приводит к неудобствам и складывается в негативную последовательность для хореографов в результате прохождения курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, педагог, хореограф, хореографический коллектив, художественный руководитель хореографического коллектива.

"PROS" AND "CONS" OF UPGRADING OF TEACHERS OF CHOREOGRAPHIC COLLECTIVES Timofeevskaya M.A.

Timofeevskaya Maria Anatolyevna - Master Student, DEPARTMENT OF CHOREOGRAPHIC ART, RUSSIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY A.I. HERZEN, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article is devoted to the consideration of a number of questions about the advanced training of teachers of additional education in choreographic groups. Reflects the essence and affects the positive and negative issues of refresher courses. Answers the questions posed by pedagogical activity and affects the impact on incomplete results of courses, which leads to inconvenience and develop in negative sequence for choreographers as a result of passing training courses.

Keywords: professional development, teacher, choreographer, choreographic team, artistic Director of the choreographic team.

УДК 37.1174

На сегодняшний день педагогические работники общего и дополнительного образования обязаны проходить повышение квалификации не менее одного раза в 5 лет. Это связано с представлением о том, что в течение данного периода педагогическая наука разрабатывает новые методики и подходы к обучению школьников. Работа в условиях современного образовательного учреждения предъявляет высокие требования к уровню квалификации любого специалиста, а в особенности руководителя. В связи с внедрением современных технологий, знания и навыки быстро теряют свою актуальность, поэтому процесс обучения и повышения квалификации должен носить непрерывный характер.

В нашей стране существует более 70000 хореографических коллективов, руководители и педагоги которых приезжают на ежегодные мероприятия по повышению квалификации. Эта категория педагогических работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом [1]. Возможность повышения квалификации на основе профессиональной деятельности дает возможность установить ценностные ориентиры во взаимосвязи с культурой и определяет профессиональное становление педагогов-хореографов. Некоторые ученые указывают на то, что «прямой перенос исполнительской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.