Научная статья на тему 'Пути решения проблем дистанционного обучения иностранному языку обучающихся образовательных организаций МВД России'

Пути решения проблем дистанционного обучения иностранному языку обучающихся образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация МВД России / дистанционное обучение / иностранный язык / электронный учебник / система упражнений / здоровьесбережение / educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs / distance learning / foreign language / electronic textbook / exercise system / health saving

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна, Щеглова Елена Михайловна, Коробко Ольга Сергеевна

Введение. Целью исследования являлось выяснение эффективности дистанционной формы обучения для формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку — аспекта профессионального образования в образовательной организации МВД России. Материалы и методы. Исследование основывается на теоретических положениях в области общей педагогики, теории и методики профессионального образования, а также частной методике преподавания иностранного языка в образовательной организации МВД России. Были применены как общенаучные методы — анализ и синтез, так и метод анкетного опроса, в котором приняли участие курсанты, проходившие обучение в Омской академии МВД России, Восточно-Сибирском институте МВД России, Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина (всего 213 человек), и преподаватели кафедр иностранных языков тех же вузов (18 человек). Результаты и обсуждение. Авторы рассматривают сущность дистанционного обучения, условия эффективного его применения, подвергают анализу и элементы, препятствующие этому. Обращается внимание на преимущества и недостатки e-learning, а также подчеркивается перспектива его применения обучающимися в высших учебных заведениях системы органов внутренних дел. Предлагаются пути решения проблем, сопряженных с дистанционным обучением иностранному языку в очной форме. Выводы. На основании проведенного исследования делается заключение о нецелесообразности полного исключения традиционных аудиторных занятий при очной форме обучения. Допускается в случае необходимости сочетание занятий по традиционной коммуникативной методике с работой online, для которой необходимыми условиями выступают следующие: владение субъектами образовательного процесса коммуникационными технологиями, используемыми в данном виде обучения; обеспечение технической поддержки; наличие учебно-методических материалов, разработанных специально для обучения с помощью коммуникационных средств; соблюдение принципов здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна, Щеглова Елена Михайловна, Коробко Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties and Solutions of Problems of Foreign Language Distance Teaching Cadets of Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs

Introduction. The aim was to clarify the effectiveness of distance learning for the formation of communicative competence in the course of teaching a foreign language – an aspect of professional education in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Маterials and Methods. The research is based on theoretical principles in the field of general pedagogy, theory and methodology of vocational education, as well as the particular methodology of teaching a foreign language in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Both general scientific methods (analysis and synthesis), and the method of a questionnaire survey were applied, the latter involved the cadets studying at the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin (213 people in total), and instructors of the foreign languages departments of the same higher schools (18 people). Results and Discussion. Basing on the general provisions of distance learning – the essence, conditions for effective use – the authors estimate the elements that hinder it. The focus is made on the advantages and disadvantages of e-learning, as well as the prospect of its use by cadets in higher educational institutions of the Internal Affairs bodies. The paper comprises the solutions to the problems associated with distance learning of a foreign language by cadets of full-time study. On the basis of the research it is concluded that it is undesirable to completely exclude lessons in the classroom system during in-person classroom studies. It is admissible to combine classes according to the traditional communicative method with on-line work, for which the following conditions are necessary: good command of communication technologies used in this type of training by the subjects of the educational process; providing technical support; availability of educational and methodological materials developed specifically for teaching using communication tools; strict observance of the health savings principles.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблем дистанционного обучения иностранному языку обучающихся образовательных организаций МВД России»

Веретенникова А. Е., Щеглова Е. М., Коробко О. С. Пути решения проблем дистанционного обучения... Научно-практическая статья

УДК 378 © А. Е. Веретенникова, Е. М. Щеглова, О. С. Коробко, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-11-84-66-74

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Пути решения проблем дистанционного обучения иностранному языку обучающихся образовательных организаций МВД России

Веретенникова Анна Евгеньевна \

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков. ORCID: 0000-0001-6451-3305X. E-mail: newannver@gmail.com Щеглова Елена Михайловна 2, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков. ORCID: 0000-0001-8860-536X. E-mail: sharkadiz@mail.ru

Коробко Ольга Сергеевна 3, преподаватель кафедры иностранных языков. ORCID: 0000-0002-3596-258X. E-mail: 22olga55@mail.ru 1 2 3 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия

Реферат

Введение. Целью исследования являлось выяснение эффективности дистанционной формы обучения для формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку — аспекта профессионального образования в образовательной организации МВД России. Материалы и методы. Исследование основывается на теоретических положениях в области общей педагогики, теории и методики профессионального образования, а также частной методике преподавания иностранного языка в образовательной организации МВД России. Были применены как общенаучные методы — анализ и синтез, так и метод анкетного опроса, в котором приняли участие курсанты, проходившие обучение в Омской академии МВД России, Восточно-Сибирском институте МВД России, Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина (всего 213 человек), и преподаватели кафедр иностранных языков тех же вузов (18 человек). Результаты и обсуждение. Авторы рассмотривают сущность дистанционного обучения, условия эффективного его применения, подвергают анализу и элементы, препятствующие этому. Обращается внимание на преимущества и недостатки e-learning, а также подчеркивается перспектива его применения обучающимися в высших учебных заведениях системы органов внутренних дел. Предлагаются пути решения проблем, сопряженных с дистанционным обучением иностранному языку в очной форме. Выводы. На основании проведенного исследования делается заключение о нецелесообразности полного исключения традиционных аудиторных занятий при очной форме обучения. Допускается в случае необходимости сочетание занятий по традиционной коммуникативной методике с работой online, для которой необходимыми условиями выступают следующие: владение субъектами образовательного процесса коммуникационными технологиями, используемыми в данном виде обучения; обеспечение технической поддержки; наличие учебно-методических материалов, разработанных специально для обучения с помощью коммуникационных средств; соблюдение принципов здоровьесбережения.

Ключевые слова: образовательная организация МВД России; дистанционное обучение; иностранный язык; электронный учебник; система упражнений; здоровьесбережение.

Для цитирования: Веретенникова А. Е, Щеглова Е. М, Коробко О. С. Пути решения проблем дистанционного обучения иностранному языку обучающихся образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 66-74. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-66-74

Основные положения

1. Дистанционное обучение востребовано в современной системе образования вследствие его доступности, открытости, технологичности, индивидуализации процесса и дешевизны. В сфере высшего профессионального образования, осуществляемого вузами МВД России, удаленное обучение приемлемо при заочной форме. Дистанционное обучение на очных отделениях рассматривается нами как вынужденная мера, которая дает возможность не прерывать учебный процесс.

2. В ходе исследования был выявлен ряд проблем: компьютерные программы, предназначенные для чтения лекций и проведения семинарских занятий, не в полной мере способствуют формированию у обучающихся коммуникативной компетенции при освоении ими учебной дисциплины «Иностранный язык»; технические особенности связи влияют на упрощение и сокращение языко-

вых средств и учебных материалов; тормозится процесс развития фонетических навыков; теряется смысл работы над техникой чтения и перевода профессионально ориентированных текстов; возникает проблема «аутентификации» обучающихся при контроле знаний.

3. Одной из программ, позволяющих осуществлять процесс обучения дистанционно в условиях ведомственной образовательной организации, выступает отечественная разработка I-Spring, которая дает возможность быстрее отрабатывать изучаемый и уже изученный грамматический материал.

Введение

Актуальность и значимость исследования обусловлены повышенным интересом образовательных организаций к дистанционной форме обучения, которая позволяет не прерывать учебный процесс при форсмажорных обстоятельствах. При этом подчеркива-

ются такие положительные стороны, как возможность прохождения курса удаленно, дешевизна обучения, его доступность. Однако, наряду с позитивными, существуют и негативные аспекты. Исследования такого рода пока широко не представлены в научных публикациях. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос идентификации проблем дистанционного обучения и поиска путей их разрешения, благодаря чему появится возможность более эффективно внедрять дистанционное обучение в учебный процесс, включая и обучение иностранному языку.

Целью представленного исследования послужило выявление особенностей дистанционной формы обучения для формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку — аспекта профессионального образования в образовательных организациях МВД России.

Задачи исследования: выявить сложности, которые испытывают обучающиеся и преподаватели в образовательном процессе при дистанционной работе; создать учебные материалы, способствующие формированию коммуникативной компетенции при удаленном обучении иностранному языку.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы исследования. Дистанционное обучение (ДО) не является инновацией. Поскольку в его сути заложено взаимодействие обучающегося и преподавателя на расстоянии, возникновение и развитие этого вида обучения сопряжено с развитием технологий связи. Известно, что в VIII в. в Европе и позднее в конце XIX в. в России благодаря становлению почтовой связи появилось «корреспондентское обучение» [1]. Развитие современного ДО в нашей стране обусловлено концепцией, утвержденной в 1995 г. 1 приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 2, поправками к закону об образовании 2012 г. 3 и Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 4, где определяются технологии дистанционного образования как те, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Свидетельством того, что в будущем система образования не сможет существовать без дистанционного обучения, с нашей точки зрения, служит не только внесение этого вида обучения в законодательную базу, но и интерес исследователей к его изучению [2-4]. Например, появились новые направления в науке — электронная педагогика, предметом изучения которой выступает учебный процесс в образовательной среде, насыщенной информационно -коммуникационными технологиями

(ИКТ), и научная дисциплина «Педагогический дизайн» [5-8], задачей которой выступает разработка методик дистанционного обучения путем внедрения современных информационных технологий.

Изучению особенностей ДО посвятили свои работы такие отечественные и зарубежные ученые, как А. А. Андреев, Н. А. Агафонова, Т. Ю. Базаров, Д. А. Иванченко, А. В. Лобан, Д. А. Ловцов, Е. С. Полат, И. Н. Розина, Г. Л. Тульчинский, А. В. Хуторской, М. Бакиа, А. Гаддар, Б. Минс, Д. Харт, Р. Мерфи, Д. Сенгупта и др. Ученые дают несколько отличающиеся дефиниции ДО, но во всех присутствует общий акцент на специально организованный процесс учебного взаимодействия обучающихся с преподавателем при помощи ИКТ.

К дистанционным образовательным технологиям исследователи [1; 8; 9] относят следующие: корреспондентскую, когда учебные материалы циркулируют между преподавателем и обучающимся с помощью традиционной почтовой связи; кейс, при котором обучающийся обеспечивается набором учебных материалов как на бумажных, так и на аудио- и видеоносителях; телевизионную, когда учебный процесс из головного образовательного учреждения транслируется в филиалы; вахтовую, предполагаемую выезд группы преподавателей в учреждение, отдаленное от головного, интернет-технологию, применяющую Всемирную паутину для учебных целей.

Условием эффективности ДО, наряду с детальной разработкой таких элементов учебного процесса, как цель, содержание, средства, методы, формы, взаимосвязь преподавателя и обучающегося, выступают и материально-техническое обеспечение данного процесса, разработка учебно-методической базы с применением эффективных педагогических технологий и способов работы с учебными материалами и обратной связи. Учитывая то, что удаленная форма работы требует от преподавателя больше интеллектуальных, физических и психических усилий, чем аудиторная, необходимо мотивировать и подготовить участников образовательного процесса для интернет-взаимодействия, а также адаптировать документооборот [10-12].

Препятствия и возможности повышения эффективности ДО были описаны Т. Ю. Базаровым [13]. К положительным моментам ДО ученый относит возможность коллективного межличностного общения и организацию таких видов совместной деятельности, как совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная, совместно-творческая и совместно-индивидуальная. Как отрицательные стороны были отмечены упрощение и редуцирование языковых средств, поскольку это может

1 Концепция создания и развития Единой системы ДО в России (1995). URL: htpp://de.unicor.ru/science/groundwork/concept. html (дата обращения: 05.06.2020).

2 Об использовании дистанционных образовательных технологий : приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06052005-n-137/ (дата обращения: 05.06.2020).

3 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11^3.URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/34895 (дата обращения: 05.06.2020).

4 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. URL: https://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 05.06.2020).

привести к неадекватному пониманию. Исследователь также считает, что виртуальная действительность не способствует формированию компетенций, и предлагает форму «экспериментального обучения» по следующей модели: практика — анализ — теория — рекомендации.

Высказывается мнение о том, что вебинар отвечает данной модели обучения, при которой все взаимодействие понимается как работа над текстом. На этапе практики текст является предметом интерпретации. Для этого ставятся проблемные вопросы, описываются ситуации, даются задания. Результатом интерпретации «вносятся новые смыслы в понимание предмета обсуждения» [13, с. 53], которые могут быть зафиксированы в чате. Этап анализа осуществляется посредством рефлексии при вопросно-ответной работе. На этапе «теория» должно быть достигнуто согласованное понимание текста участниками. Заключительный этап — «рекомендация» — нацелен на установку будущего поведения.

Поскольку целью нашего исследования выступает изучение процесса применения ДО в учебном процессе образовательной организации МВД России, то следует указать документы, регламентирующие его. К ним можно отнести уже упомянутый приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 и приказ МВД России от 23 июня 2006 г. № 497 «О внедрении системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России» 5, в соответствии с которым основные и дополнительные программы профессиональной подготовки могут быть реализованы с помощью ДО.

Анализ исследований процесса ДО в вузах системы МВД показал, что акцент сделан на применении этого вида обучения при заочной форме. Так, И. П. Сурнин приходит к выводу о возможности организации ДО в вузах МВД для работы со слушателями-заочниками [14]. Группа исследователей Омской академии МВД России отметила особенности такого учебного процесса в системе Stellus [15]. В. Д. Земляков и Т. А. Землякова подчеркнули, что для обучения слушателей-заочников иностранному языку в системе вузов МВД целесообразно использовать электронный учебник. По их мнению, такой учебник позволяет изучать как грамматический, так и лексический материал, а также совершенствовать навыки произношения и чтения [16]. Попытки внедрения информационно-коммуникационных технологий наблюдаются в некоторых военных и военно-морских вузах страны. Отмечается применение компьютерных обучающих программ при изучении иностранных языков и создании электронных учебников [17-19]. Обобщая исследования коллег, согласимся с их мнением о том, что дистанционная работа приемлема для слушателей заочной формы обучения, поскольку позволяет в удобное для них время обратиться к учебным материалам, может быть осуществлена из любого места нахождения. Однако подчеркнем, что наряду с этим возникают проблемы эффективности широкого применения ДО при очной форме обучения иностранному языку в образо-

5 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

вательной организации МВД России и сопутствующей так называемой идентификации фактической личности обучающегося [20, с. 60].

Материалы и методы

В целях выяснения эффективности мер, предпринятых для достижения цели обучения иностранному языку в образовательной организации МВД России, а именно формирования коммуникативной компетенции, было проведено анкетирование курсантов первого и второго курсов, обучающихся в Омской академии МВД России, Восточно-Сибирском институте МВД России, Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Пу-тилина (всего 213 человек), и преподавателей кафедр иностранных языков тех же вузов (18 человек). Целью анкетирования послужило выявление сложностей, испытываемых курсантами и преподавателями в образовательном процессе при дистанционной работе.

Перед обеими категориями респондентов была поставлена задача определить возможности дистанционного обучения иностранному языку в вузе МВД и оценить влияние интенсивной работы у монитора на состояние здоровья. Кроме того, преподавателям было предложено обозначить пути здоровьесбережения в названных условиях, а также наиболее эффективные формы контроля.

Результаты и обсуждение

Анкетированием выявлено, что 41 курсант (19,2%) и 3 преподавателя (16,7%) не имели необходимого технического оснащения к началу проведения занятий в режиме online, 19 обучающихся (8,9%) и 7 преподавателей (38,9%) испытывали затруднения при выгрузке ответа в виде файла и при размещении второго и последующих ответов обучающихся в виде файлов (в системе Moodle).

93 курсанта (43,7%) и 7 преподавателей (38,9%) отметили низкую скорость работы в системе Moodle. Курсанты дольше реагировали на вопросы преподавателя, требовалось неоднократное повторение задания и вопросов, и, как следствие, наблюдалось снижение активности обучающихся. Респонденты из числа преподавателей указывали на увеличившийся в несколько раз объем проверяемого письменного материала. При этом большинство обучающихся признались, что если не принимать во внимание сбои в сети и задержку звука, им стало легче выполнять задания во время занятий online с помощью интернета и других доступных источников.

Необходимо отметить значительные расхождения в оценивании результативности освоения в условиях дистанционного обучения отдельных аспектов иностранного языка. Так, 134 опрошенных курсанта (62,9%) сочли обучение чтению в режиме online самым результативным, в то время как среди преподавателей таковых лишь 22,2%. Последними отмечается, что при обучении чтению утрачивается беглость из-за использования телефонов в качестве источника текстового материала, смысл проверки техники чтения теряется. Почти половина курсантов — 98 человек (46,0%) — полагают, что преуспели в совершенствовании диалогической речи, с ними согласны всего 22,2% препо-

давателей. Так же обстоит дело с оценкой развития устной монологической речи: 27,2% обучающихся считают хорошими результаты в освоении данного аспекта, среди преподавателей таковых лишь 11,1%.

Безусловно, недостаточная четкость звучания в сети не способствовала и качественному развитию фонетических навыков курсантов, а задержка трансляции нередко не позволяла осуществлять аудирование в полном соответствии с методическими требованиями. И в этом мнении обе стороны респондентов были солидарны: лишь 11,3% обучающихся и 16,7% преподавателей считают результативной работу по освоению фонетического строя иностранного языка, а аудирования — 25,4 и 16,7% соответственно.

Результаты, полученные в ответах на вопрос 3 «Обучение каким аспектам в ДО Вы считаете наименее результативным?», подтверждают данные предыдущего опроса (рис. 1, 2).

Участвовавшие в опросе преподаватели отметили, что в режиме дистанционного обучения вследствие вышеописанных сложностей требования к качеству результатов подготовки курсантов устных заданий снижались ими, а также уменьшался объем материала, изучаемого в условиях online, по сравнению с объемом, изучаемым на традиционных аудиторных занятиях. От преподавателей при этом требовалось умение четко распределять внимание, быстро реагировать на запросы курсантов на экране и звуковые сигналы, а также вопросы в чате, т. е. непрерывно повышенная концентрация внимания и сил, чтобы удерживать аудиторию по ту сторону монитора. Такая интенсивная напряженная работа у компьютера, как правило, приводит к определенным изменениям в состоянии здоровья. Согласно медицинским исследованиям в результате снижения уровня двигательной активности могут развиться хронические заболевания, например, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной, репродуктивной, иммунной, костной и эндокринной систем, а также желудочно-кишечного тракта [21-24].

Повышенная утомляемость, нервозность, недостаточная двигательная активность, ослабление зрения и другие неблагоприятные последствия были замечены 74,2% опрошенных курсантов и всеми преподавателями (100%).

В качестве возможных способов решения проблемы здоровьесбережения 33,3% преподавателей предлагают увеличить время перерыва на занятии, 50,0% — между занятиями, 5,6% считают необходимым соблюдать равномерное распределение занятий в течение недели и проводить не более двух занятий в день. Такое же количество респондентов настаивает на обеспечении видеоконтакта с участниками коммуникации и на возвращении занятий в очной форме.

Для повышения качества преподавания в условиях дистанционного обучения был поставлен вопрос о формах контроля. Самым целесообразным назвали тест в системе с предложенным выбором (44,4%), затем выполнение письменного задания с размещением в Moodle и тест в системе Moodle с открытым ответом (33,3%), контрольное чтение в качестве передачи голосового сообщения (16,7%) и выполнение письменного задания с размещением в Moodle. При этом 61,1% респондентов считают, что тест с открытым ответом дает объективную оценку сформированности компетенции частично, 38,9% определяют ее недостаточной.

В заключение преподавателям было предложено выразить мнение о целесообразности использования дистанционного обучения иностранному языку в вузах МВД, что отражено на рис. 3.

Таким образом, на основании проведенного исследования делается вывод о нежелательном исключении традиционных аудиторных занятий при очной форме обучения иностранному языку в образовательных организациях МВД России и об использовании ДО лишь в случае необходимости. Как уже подчеркивалось ранее, в этой ситуации требуется специально созданный электронный учебник по иностранному языку.

Рис. 1. Результаты анкетирования курсантов вузов МВД России

(Fig 1. Results of the survey of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Рис. 2. Результаты анкетирования преподавателей кафедр иностранных языков вузов МВД России (Fig 2. The results of the questionnaire survey of teachers of foreign language departments of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Как показал анализ опубликованных материалов [17-19], для разработки электронных учебников и тестирования в вузах (например, в Казанском высшем танковом командном училище, Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского) в основном используется программа SunRavSoftware.

С нашей точки зрения, в условиях дистанционного обучения, а также при выполнении самостоятельной работы на аудиторном занятии функционал сервиса i-SpringSuite играет очень большую роль, так как способствует развитию и активизации навыков аудирования обучающихся. Поэтому в нашей разработке электронных заданий мы выбрали именно эту программу. Предлагаемая технология обучения уже была апробирована нами на занятиях по немецкому языку.

Интерактивность программы I-Spring позволяет прослушивать не только отдельные звуки, но и тексты по теме учебного плана, что обеспечивает эффективную работу над фонетикой. Следует отметить, что обучающийся сам может выбрать, какой звуковой файл ему необходимо прослушать и сколько раз, что способствует развитию фонетических навыков курсантов и решению проблемы обучения аудированию, которая обозначена респондентами в ходе исследования.

Так как скорость работы Moodle, по мнению респондентов, недостаточно высокая, целесообразно использовать возможности программы I-Spring и для обучения грамматике. Программа I-Spring функционирует быстрее и позволяет отрабатывать изучаемый и уже изученный грамматический материал в упражнениях на соответствие, последовательность, выбор одного или нескольких вариантов и т. д.

Рассмотрим упражнение на подстановку лексических единиц с учетом их грамматических форм.

Обучающиеся должны заполнить пропуски предложенными глаголами в правильной грамматической форме. Для корректного выполнения данного упражнения необходимо определить лицо, число, время глагола и вписать пропущенный глагол, а затем нажать на кнопку «Отправить». Контроль выполнения упражнения осуществляется автоматически после нажатия кнопки «Отправить», что обеспечивает индивидуализацию обучения.

ГС Ш.ОЙ ИГ|№ 1КЫИВД.М0НС1[>ППЬ.кРПЛ1.11? ДО И JlPillCtirt otlyiLh и в Hiocipaii и о у у ч ш ку л лу ни МЩ511 If лтп? топ)

ИУ'ГИ'ЧИ-м мсрсйш M ДО ДО)

Mji.HITlIUHCIK'fciFI HJ. J[0(JJJ%)

Нпюпыопдп.пр! игсйицижц.r:i HrK.nutiiib мсгимьишашм (5.№h

Рис. 3. Допустимая мера возможности использования ДО в процессе обучения иностранному языку в вузах МВД (Fig 3. A permissible measure of the possibility of using distance

learning in the process of teaching a foreign language in the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia References)

Упражнение можно выполнить повторно, затем перейти к следующему или вернуться на первый слайд с презентацией теоретического материала по грамматике.

Настройки I-Spring позволяют установить количество попыток выполнения упражнений. На этапе активизации грамматического материала полезно некоторые упражнения выполнять без ограничения повторений. В целях контроля усвоения грамматического материала обучающимся следует, на наш взгляд, предоставить только одну попытку выполнения теста.

Технические возможности программы позволяют переход от одного упражнения к другому без завершения работы с предыдущим упражнением, но это нецелесообразно, так как снижается эффективность усвоения материала, как следствие, и процесса обучения.

Считаем, что настройки программы не должны предусматривать наличие подсказок для завершения упражнений, тогда обучающиеся не смогут приступить к другому упражнению, не закончив работу с предыдущим.

Как уже было отмечено, респонденты испытывают излишние сложности, связанные с обучением устной речи. В целях решения данной проблемы мы также предлагаем использовать возможности конструктора курсов i-SpringSuite. Целесообразно ставить такую задачу: «Прослушать фразу и выбрать ответ из предложенных вариантов».

Рассмотрим это на примере диалога на немецком языке. Один из участников диалога (персонажи могут быть разными) задает другому вопрос: Wieviel Bundesländer gibt es in Deutschland? Вопрос озвучивается на немецком языке посредством встроенного аудиоре-дактора i-SpringSuite. Нажав на значок звукового файла, можно прослушать вопрос неограниченное количество раз, что способствует более полному пониманию его содержания и развитию фонетических навыков обучающихся. В выпадающем списке предлагаются три варианта ответа на поставленный вопрос, обучающийся выбирает только один вариант.

Если обозначен неправильный ответ, то программа предлагает выбрать еще один вариант.

На данном этапе работы с аудированием целесообразно разрешить выполнение упражнений без ограничения количества попыток. Если обучающийся не смог сразу ответить на вопрос, посредством нескольких попыток он может узнать правильный ответ и запомнить его.

Готовый урок проигрывается так же, как при просмотре в PowerPoint (с подобным перечнем стилей текста, переходов, триггеров, анимации), что является несомненным преимуществом данной программы и обеспечивает доступность в применении для курсантов.

Встроенные аудио- и видеоредактор, запись экрана, программа для интерактивных книг, редактор тестов позволяют создавать разные виды контента.

Урок, созданный с i-SpringSuite, комфортно проходить с телефонов и планшетов на любой платформе: iOS, Android и WindowsPhone, что обеспечивает его до-

ступность, а эффективность изучения материала по теме достигается выполнением разного рода (как грамматических, так и лексических) упражнений и многократным прослушиванием отдельных лексических единиц и текстов для аудирования.

Созданный в данной программе урок соответствует международным стандартам SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC, xAPI (TinCan) и cmi5, совместим со 130 системами дистанционного обучения и может быть рекомендован для размещения в системе Moodle.

Наряду с большим количеством преимуществ использования данной программы в процессе обучения лексике [25], грамматике, фонетике и аудированию, следует отметить и недостатки. Процесс разработки урока с использованием конструктора курсов i-SpringSuite является трудоемким, что не позволяет преподавателю применять выбранную технологию презентации грамматического материала на каждом аудиторном занятии. Кроме того, ограничен бесплатный доступ, что существенно затрудняет использование возможностей программы при изучении всех грамматических тем.

Итак, в современном профессиональном образовании наблюдается всплеск интереса к применению дистанционного обучения. Оно считается актуальным и перспективным в системе образовательных организаций МВД России. Можно отметить такие положительные стороны дистанционной формы обучения, как возможность коллективного межличностного общения; обращение к учебным материалам из любого места нахождения и в удобное время. Наряду с этим возникает и ряд проблем. К ним мы отнесли прежде всего техническое несовершенство связи, что приводит к упрощению и редуцированию языковых средств, поскольку это может повлечь неадекватное понимание; резкое увеличение объема проверяемого преподавателями письменного материала. Остро стоит вопрос идентификации фактической личности обучающегося. При обучении чтению на иностранном языке утрачивается беглость, теряется смысл проверки техники чтения. Недостаточная четкость звучания в сети не способствует развитию фонетических навыков, а задержка трансляции не позволяет осуществлять аудирование в полном соответствии с методическими требованиями. Вследствие вышеописанных сложностей наблюдались снижение требований к качеству подготовки курсантами устных заданий, уменьшение объема материала, изучаемого в условиях online, по сравнению с объемом, изучаемым во время традиционных аудиторных занятий. От преподавателей при этом требуется больше интеллектуальных, физических и психических усилий, чем при работе в аудитории, что приводит к определенным изменениям в состоянии здоровья.

Выводы

1. Выявлена низкая эффективность дистанционной формы обучения для формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку, о чем свидетельствовуют данные анкетного опроса. Были обозначены следующие проблемы:

— отсутствие технического оборудования у субъектов образовательного процесса — установлено, что к началу дистанционной работы 19,2% курсантов и 16,7% преподавателей не имели необходимого технического оснащения;

— недостаточная компьютерная грамотность — 8,9% обучающихся и 38,9% преподавателей испытывали затруднения при выгрузке ответа в виде файла и при размещении второго и последующих ответов в виде файлов в системе Moodle;

— низкая скорость работы — отмечена как курсантами (43,7%), так и преподавателями (38,9%);

— снижение уровня освоения аспектов иностранного языка — было замечено преподавателями в отношении развития и совершенствования навыков диалогической речи (50,0%), монологической речи (61,1%), фонетики (44,4%), перевода (33,3%), письма (27,8%), чтения и аудирования (22,2%).

2. В связи с низкой эффективностью дистанционной работы при очной форме обучения иностранному языку в образовательной организации МВД России нецелесообразно исключать традиционные занятия.

3. В случае необходимости в учебном процессе образовательной организации МВД России допускается применение ДО, для эффективности которого необходимо владение субъектами образовательного процесса коммуникационными технологиями; обеспечение технической поддержки; соблюдение принципов здо-ровьесбережения.

4. Для обеспечения результативности учебной дисциплины «Иностранный язык» особое внимание требует высокое качество технических средств связи, что является необходимым условием учебной работы с применением коммуникативной методики как основной для формирования коммуникативной компетенции.

5. Для формирования коммуникативной компетенции в курсе освоения иностранного языка необходимо использование учебных материалов, специально созданных или адаптированных для дистанционной работы.

6. Дистанционную форму учебной работы вряд ли можно отнести к разряду здоровьесберегающих. Несомненным плюсом явилось то, что в 2019/20 учебном году благодаря исключению скопления обучающихся в аудиториях удалось избежать массового заражения вирусной инфекцией. Однако, наряду с этим, большинство респондентов, принимавших участие в нашем исследовании, отмечали ухудшение состояния здоровья. Повышенная утомляемость, нервозность, недостаточная двигательная активность, ослабление зрения и другие неблагоприятные последствия были замечены 74,2% опрошенных курсантов и всеми преподавателями (100%).

Рекомендации. Для решения выявленных проблем в процессе преподавания иностранного языка представляется целесообразной работа по специально созданным электронным учебникам, учитывающим частную методику преподавания иностранного языка в образовательных организациях МВД России, а также общие положения методики. Для этих целей может быть применен функционал сервиса i-SprmgSшte.

Перспективы. Продолжение исследования данной темы мы видим в создании самостоятельного online-курса и его варианта, который предполагал бы возможность проведения занятий по учебной дисциплине «Иностранный язык» в дистанционном режиме. Причем при разработ-

ке такого курса для очной формы обучения необходимо определить цель всего курса и его частей, выносимых на удаленную работу; скорректировать темы прохождения учебного материала и его объем; обозначить роль субъектов образовательного процесса и характер их взаимодействия.

Список литературы

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение : учеб-метод. пособие. М., 1997. 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.

3. Усачева О. В., Черняков М. К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 53-62.

4. Лобан А. В., Ловцов Д. А. Модель компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения // Открытое образование. 2017. № 2. С. 47-55.

5. Ghaddar A. Considerations Before Designing An Effective e-learning Course. URL: https://elearningindustry.com/considerations-before-designing-effective-elearning-courses (дата обращения: 29.05.2020).

6. Hart D. Learning And Instructional Design Trends 2020: Activating L&D Aspirations. URL: https://www.instructionaldesign. org/ (дата обращения: 16.03.2020).

7. Sengupta D. How to Convert Instructor-Led Training to Digital Learning. URL: https://elearningindustry.com/convert-instructor-led-training-to-digital-learning (дата обращения: 29.05.2020).

8. Means B., Bakia M., Murphy R. Learning Online: What Research Tells Us about Whether, When and How. N.-Y., 2014. 232 р.

9. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26-30.

10. Розина И. H. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М., 2005. 437 с.

11. Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения : монография. М., 2005. 192 с.

12. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. URL: http://www.e-joe/sod/98/1_98/st007.html (дата обращения: 05.06.2020).

13. Базаров Т. Ю. Дистанционное обучение: организация опосредованного общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2(69). С. 51-56.

14. Сурнин И. П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 32 с.

15. Денисенко С. В. Дистанционные образовательные технологии Stellus в вузе МВД. URL: http://www. elar.urfu.ru/ bitstream/10995/26701/1/notv_2013_49.pdf (дата обращения: 05.06.2020).

16. Земляков В. Д., Землякова Т. А. К вопросу о возможности перехода к дистанционному обучению иностранным языкам в юридических вузах МВД России на современном этапе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 2(42). C. 193-195.

17. Алешина О. С. Целесообразность использования компьютерных программ в обучении иностранным языкам // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : мат-лы V междунар. науч.-метод. конф. Омск, 2019. С. 149-152.

18. Бамбурова Е. А. Дидактический потенциал информационно-коммуникационной среды как технологическая основа обучения иностранному языку // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : мат-лы V междунар. науч.-метод. конф. Омск, 2019. C. 158-161.

19. Иванова H. С. Опыт создания и использования электронных учебников на занятиях по иностранному языку в военном вузе // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : мат-лы V междунар. науч.-метод. конф. Омск, 2019. C. 228-230.

20. Агафонова H. А. Особенности использования возможностей ресурсов видеосервисов в информационно-образовательной среде вуза // Казанский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 56-60.

21. Яковлева И. В., Власюк H. H. Здоровьесберегающие технологии в режиме учебы, труда и отдыха студентов (ценностные и деятельностные аспекты) // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. C. 179-184.

22. Козловская И. Б., Ярманова Е. H., Фомина Е. В. Российская система профилактики: настоящее и будущее // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2013. Т. 47, № 1. С. 13-20.

23. Booth F. W. Role of inactivity in chronic diseases: evolutionary insight andpathophysiological mechanisms / Booth F. W., Roberts C. K., Thyfault J. P. et al. Physiological Rewiews. 2017. Vol. 97(4). Pp. 1351-1402.

24. Stamatakis E. Sitting time, physical activity, and risk of mortality in adults / Stamatakis E., Gale J., Bauman A. et al. J. Am. Coll. Cardiol. 2019. Vol. 73(16). Pp. 2062-2072.

25. Коробко О. С. Авторская технология обучения иностранному языку // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты // Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : мат-лы V междунар. науч.-метод. конф. Омск, 2019. С. 255-258.

Поступила 12.02.2020; одобрена после рецензирования 20.04.2020, принята к опубликованию 30.08.2020.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Practical Science Article

UDC 378 © A. E. Veretennikova, E. M. Shcheglova, 0. S. Korobko, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-66-74

13.00.08 Theory and Methods of Professional Education

Difficulties and Solutions of Problems of Foreign Language Distance Teaching Cadets of Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs

Anna E. Veretennikova \

Candidate of Sciences (in Pedagogy), associate-professor, associate-professor at the chair of Foreign Languages.

ORCID: 0000-0001 -6451-3305X. E-mail: newannver@gmail.com Elena M. Shcheglova 2,

Candidate of Sciences (in Pedagogy), associate-professor, associate-professor at the chair of Foreign Languages.

ORCID: 0000-0001-8860-536X. E-mail: sharkadiz@mail.ru Olga S. Korobko 3,

lecturer at the chair of Foreign Languages.

ORCID: 0000-0002-3596-258X. E-mail: 22olga55@mail.ru 1 2 3 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7, Komarov ave., Omsk, 644092, Russia

Abstract

Introduction. The aim was to clarify the effectiveness of distance learning for the formation of communicative competence in the course of teaching a foreign language - an aspect of professional education in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Маterials and Methods. The research is based on theoretical principles in the field of general pedagogy, theory and methodology of vocational education, as well as the particular methodology of teaching a foreign language in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Both general scientific methods (analysis and synthesis), and the method of a questionnaire survey were applied, the latter involved the cadets studying at the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin (213 people in total), and instructors of the foreign languages departments of the same higher schools (18 people). Results and Discussion. Basing on the general provisions of distance learning - the essence, conditions for effective use - the authors estimate the elements that hinder it. The focus is made on the advantages and disadvantages of e-learning, as well as the prospect of its use by cadets in higher educational institutions of the Internal Affairs bodies. The paper comprises the solutions to the problems associated with distance learning of a foreign language by cadets of full-time study. On the basis of the research it is concluded that it is undesirable to completely exclude lessons in the classroom system during in-person classroom studies. It is admissible to combine classes according to the traditional communicative method with on-line work, for which the following conditions are necessary: good command of communication technologies used in this type of training by the subjects of the educational process; providing technical support; availability of educational and methodological materials developed specifically for teaching using communication tools; strict observance of the health savings principles.

Keywords: educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs; distance learning; foreign language; electronic textbook; exercise system; health saving.

Citation: Veretennikova А. Е., Shcheglova Е. 11, Korobko О. S. Difficulties and Solutions of Problems in Foreign Language Distance Teaching Cadets of Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 66-74 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-66-74

References

1. Andreev A. A. Introduction to Distance Learning: methodical manual. Moscow, 1997. 210 p. (In Russ.)

2. Tulchinsky G. L. Digital Transformation of Education: Challenges to Higher Education. Philosophical Sciences. 2017. No. 6. Pp. 121-136. (In Russ.)

3. Usacheva O. V., Chernyakov M. K. Assessment of the Readiness of Universities for the Transition to a Digital Educational Environment. Higher Education in Russia. 2020.Vol. 29, No. 4. Pp. 53-62. (In Russ.)

4. Loban A. V., Lovtsov D. A. Model of Computer Learning Using a New Generation of Electronic Educational Resource. Open Education. 2017. No. 2. Pp. 47-55. (In Russ.)

5. Ghaddar A. Considerations Before Designing An Effective e-learning Course. https://elearningindustry.com/considerations-before-designing-effective-elearning-courses (accessed: 29.05.2020).

6. Hart D. Learning And Instructional Design Trends 2020: Activating L&D Aspirations | https://www.instructionaldesign.org/ (accessed: 16.03.2020).

7. Sengupta D. How to Convert Instructor-Led Training to Digital Learning https://elearningindustry.com/ convert- instructor-led-training- to- digital- learning (accessed: 29.05.2020).

8. Means B., Bakia M., Murphy R. Learning Online: What Research Tells Us about Whether, When and How. N.-Y., 2014. 232 p.

9. Khutorskoy A. V. Distance Learning and its Technologies. Computerra. 2002. No. 36. Pp. 26-30. (In Russ.)

10. Rozina I. N. Pedagogical Computer-Mediated Communication: Theory and Practice. Moscow, 2005. 437 p. (In Russ.)

11. Ivanchenko D.A. System Analysis of Distance Learning: monograph. Moscow, 2005.192 p. (In Russ.)

12. Polat E.S. Organization of Distance Learning of a Foreign Language Based on Computer Telecommunications. URLhttp: //www.e-joe/sod/98/1_98/st007.html (accessed: 06.05.2020). (In Russ.)

13. Bazarov T. Yu. Distance Learning: the Organization of Mediated Communication. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2017. No. 2(69). Pp. 51-56. (In Russ.)

14. Surnin I. P. Methodology of Distance Learning in Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2004. 32 p. (In Russ.)

15. Denisenko S. V. Distance Educational Technologies STELLUS in the Institution of the Ministry of Internal Affairs. URLelar.urfu. ru/bitstream/10995/26701/1/notv_2013_49.pdf (accessed: 05.06.2020). (In Russ.)

16. Zemlyakov V. D., Zemlyakova T. A. On the Issue of Possible Transition to Distance Learning Foreign Languages in Law Institutes of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the Present Stage. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No 2 (42). Pp. 193-195. (In Russ.)

17. Aleshina O. S. Feasibility of Using Computer Programs in Teaching Foreign Languages. Problems of Modernization of Modern Higher Education: Linguistic Aspects. Linguomethodical Problems and Tendencies of Teaching Foreign Languages in a Non-Linguistic University. Materials of the 5th international scientific methodical conference. Omsk, 2019. Pp. 149-152. (In Russ.)

18. Bamburova E. A. Didactic Potential of the Information and Communication Environment as a Technological Basis for Teaching a Foreign Language. Problems of Modernization of Modern Higher Education: Linguistic Aspects. Linguomethodical Problems and Tendencies of Teaching Foreign Languages in a Non-Linguistic University. Materials of the 5th international scientific methodical conference. Omsk, 2019. Pp. 158-161. (In Russ.)

19. Ivanova N. S. Experience of Creating and Using Electronic Textbooks in Foreign Language Classes in a Military University. Problems of Modernization of Modern Higher Education: Linguistic Aspects. Linguomethodical Problems and Tendencies of Teaching Foreign Languages in a Non-Linguistic University. Materials of the 5th international scientific methodical conference. Omsk, 2019. Pp. 228-230. (In Russ.)

20. Agafonova N. A. Features of Using the Resources of Video Services in the Educational Information Environment of the University. Kazan Pedagogical Journal. 2018. No. 1. Pp. 56-60. (In Russ.)

21. Yakovleva I. V., Vlasyuk N. N. Health-Saving Technologies in the Mode of Study, Work and Recreation of Students (Value and Activity Aspects). Bulletin of Tomsk State University. 2020. No. 451. Pp. 179-184. (In Russ.)

22. Kozlovskaya I. B., Yarmanova E. N., Fomina E. V. Russian Prevention System: Present and Future. Aviation and Space and Environmental Medicine. 2013. Vol. 47, No. 1. Pp. 13-20. (In Russ.)

23. Booth F. W. Role of inactivity in chronic diseases: evolutionary insight and pathophysiological mechanisms. Booth F. W., Roberts C. K., Thyfault J. P. et al. Physiological Reviews. 2017. Vol. 97(4). Pp. 1351-1402.

24. Stamatakis E. Sitting time, physical activity, and risk of mortality in adults / Stamatakis E., Gale J., Bauman A. et al. J. Am. Coll. Cardiol. 2019. Vol. 73(16). Pp. 2062-2072.

25. Korobko O. S. Author's Technology of Teaching a Foreign Language. Problems of Modernization of Modern Higher Education: Linguistic Aspects. Linguomethodical Problems and Tendencies of Teaching Foreign Languages in a Non-Linguistic University. Materials of the 5th international scientific methodical conference. Omsk, 2019. Pp. 255-258. (In Russ.)

Submitted: 12.02.2020; approved after reviewing: 20.04.2020; accepted for publication: 30.08.2020.

The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.