УДК 378.1:796
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
DISTANCE LEARNING IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF VOCATIONAL TRAINING FACULTIES AND CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Васильева Татьяна Борисовна,
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Гедугошев Ратмир Русланович,
преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
Ключевые слова:
дистанционная форма обучения, основные виды учебной деятельности, информационные образовательные ресурсы, схемы дистанционного обучения, программно-аппаратная инфраструктура, слушатели образовательных организаций МВД России, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, образовательный процесс.
В статье рассматриваются основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы МВД России. Авторами проводится анализ цифровизации в образовательных организациях различных уровней, инициируемой высшим руководством страны. В статье представлены научные разработки Центра стратегических разработок Российской Федерации совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», а также проанализирована нормативно-правовая база дистанционного обучения в связи с переходом на смешанные и дистанционные формы
Keywords:
distance learning, main types of educational activities, information
educational resources, distance learning schemes, software and hardware infrastructure, students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, professional training, professional activity, educational process.
обучения в 2020 году. В статье рассматриваются такие методы дистанционного обучения, используемые в Сибирском юридическом институте МВД России, как электронная информационно-образовательная среда и система автоматизации учебного процесса «Автор-ВУЗ». Авторами представлена реализация проведения экзаменов и итоговой аттестации на базе территориальных органов МВД России.
The article discusses the main directions of implementing
distance learning in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors conducted an analysis of digitalization in the educational institutions of different levels, initiated by the country's leadership. The article presents scientific developments of the Center for strategic research of the Russian Federation together with the National research University higher school of Economics, and analyzes the regulatory framework for distance learning in connection with the transition to mixed and distance learning in 2020. The article discusses such methods of distance learning used in the Siberian law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia as electronic information and educational environment and the system of automation of the educational process «Author-UNIVERSITY». The authors present the implementation of examinations and final certification on the basis of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Желание непрерывно повышать уровень образования является непременным атрибутом высококвалифицированного специалиста любого профиля и специальности. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 ««Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется откры-
тый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. В большинстве образовательных организаций высшего образования реализуются различные программы дистанционного обучения. Но именно в 2020 году, когда нашу страну, как и многие государства мира, настигла пандемия новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19), образовательным организациям пришлось в кратчайшие сроки научиться реализовывать все программы в рамках дистанционного обучения.
Основу современного образования в системе образовательных организаций МВД России составляет удовлетворение социально-культурных и духовных потребностей обучающихся. Сегодня очень важно внедрять разного рода инновации, в том числе и в систему образования, и дистанционное обучение занимает в данном вопросе одну из ключевых позиций. Оно является одной из форм обучения наряду с практическими занятиями, а также занятиями лекционного и семинарского типов. Именно цифровизация образования стала одновременно и ведущим, и проблемным аспектом в действительности. Причинами возникающих проблем являются резкий переход на дистанционную форму обучения, недостаточная подготовленность учебно-методических комплексов для такой формы обучения, психологическая неготовность педагогов и обучающихся к подобному взаимодействию в образовательном процессе.
В 2016 году В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отметил, что «нам нужны собственные передовые разработки и научные решения. Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни».
В 2018 году, обращаясь с Посланием Федеральному Собранию, В.В. Путин указал на необходимость «передовых телекоммуникаций», с помощью которых «мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира». Президент подчеркнул, что «это не только современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина ... люди смогут создавать в цифровом пространстве научные, волонтерские команды, проектные группы, компании. Для нашей огромной по территории страны такое объединение талантов, компетенций, идей - это колоссальный прорывной ресурс».
В 2020 году В.В. Путин отметил, что «сейчас практически все школы России подключены к Интернету. В 2021 году они должны получить уже не просто доступ в сеть, а высокоскоростной Интернет, что позволит в полном объеме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребенка».
Научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее — НИУ «ВШЭ») заслуженный профессор И.Д. Фрумин, будучи автором экспертного доклада «Двенадцать решений для нового образования», разработанного Центром стратегических разработок Российской Федерации совместно с НИУ «ВШЭ» в 2018 году, выступая на XXV Всероссийской конференции «Практики развития: замыслы, технологии, контексты» в г. Красноярске, отметил, что «новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий». Национальный проект цифровой школы включает переход к массовому использованию с 2023 года принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК), при использовании которых «обеспечивается создание, регулярное обновление и продвижение облачных образовательных ресурсов для школьников, родителей, педагогов (базы данных, видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты, сценарии уроков)». Уже тогда планировалось, что с 2020 года пользователями цифровых ресурсов станут все школьники и педагоги. Также велась речь о массовых открытых онлайн-курсах (далее - МООК), которые станут площадкой для повышения квалификации педагогов школ и образовательных организаций высшего образования. Именно по программе «Использование МООК в учебном процессе» с 2018 года преподаватели образовательных организаций высшего образования Красноярского края имеют возможность пройти обучение и повысить свою педагогическую квалификацию.
В 2020 году, реализуя действия по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-l9), Минобрнауки России рекомендовало образовательным организациям высшего образования осуществить переход на смешанные и дистанционные формы обучения. Так, согласно приказу Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» руководителям находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, при реализации образовательных программ надлежало предусмотреть:
- возможность предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе путем перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану;
- организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде;
- использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации лица, обучающиеся по очной форме, были переведены на заочный и дистанционный форматы обучения [3]. Таким образом, все слушатели факультета профессиональной подготовки Сибирского юридического института МВД России были переведены на заочное обучение.
Для обеспечения качественного функционирования образовательного процесса все преподаватели в кратчайший срок подготовили учебно-методические материалы для самостоятельного изучения тем и разделов дисциплин, задания для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы. В Сибирском юридическом институте МВД России успешно функционируют электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) и система автоматизации учебного процесса «Автор-ВУЗ» (далее - «Автор-ВУЗ»). В ЭИОС преподаватели согласно расписанию учебных занятий «выкладывают» задания различного типа, а курсанты и слушатели в определенное время выполняют их и прикрепляют ответы в системе. У каждого обучающегося имеется личный профиль, доступ в который осуществляется при помощи логина и пароля. Таким образом, преподаватель всегда видит, кто именно из обучающихся на сайте онлайн, когда был дан ответ и сколько времени заняло решение тестовых заданий. Кроме того, у курсанта, слушателя и у преподавателя есть возможность отправить друг другу сообщение или оставить комментарий в ответ на задание. В системе «Автор-ВУЗ» преподаватель по итогам проведения каждого занятия выставляет оценки в электронный журнал. Результаты успеваемости курсантов видны сотрудникам строевых подразделений института - начальникам курсов и их заместителям, а также сотрудникам учебного отдела. В случае получения курсантом неудовлетворительной оценки преподаватель дает дополнительное задание, а в системе «Автор-ВУЗ» имеет возможность указать дату пересдачи и окончательную оценку за выполнение задания.
Для слушателей факультета профессиональной подготовки Сибирского юридического института МВД России создан и успешно функционирует отдельный сайт с заданиями и контрольными тестами по всем изучаемым дисциплинам. Это позволяет отслеживать успеваемость в каждой группе по каждой программе подготовки.
Стоит отметить, что такие прикладные дисциплины, как «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка», конечно, не предполагают той степени эф-
фективности в дистанционном формате обучения, которая достигается при личном общении преподавателя с обучающимися, но в сложившихся вынужденных условиях сотрудниками Сибирского юридического института МВД России был выработан определенный механизм организации и проведения итогового контроля по указанным дисциплинам. Так, сотрудники отдела профессиональной подготовки Управления по работе с личным составом Главного управления МВД России по Красноярскому краю (далее - ОПП УРЛС ГУ МВД России по краю) обеспечивают проведение экзамена в режиме онлайн. Для этого в стрелковом тире или спортивном зале ГУ МВД России по краю осуществляется видеосвязь с Сибирским юридическим институтом МВД России, чтобы преподаватель или экзаменационная комиссия могли оценивать действия сотрудника, сдающего экзамен, в реальном времени. Таким образом, по дисциплине «Огневая подготовка» слушатель сдает теоретическую часть в формате тестирования на сайте факультета профессиональной подготовки института, а стрелковые упражнения выполняет в тире ГУ МВД России по краю. При этом в стрелковом тире одновременно находятся не более двух слушателей. Сотрудник ОПП УРЛС ГУ МВД России по краю в день сдачи экзамена подает команды по выполнению одного из контрольных упражнений согласно Наставлению по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880, а по окончании выполнения упражнения производит отметки на мишени. Итоговую оценку за экзамен выставляет преподаватель, он же заполняет дистанционно экзаменационную ведомость и объявляет результаты экзамена слушателю.
Нельзя не согласиться с мнением доцента кафедры физической подготовки Тюменского института повышения квалификации Е.И. Трояна, который считает, что «использование модели смешанного (гибридного) дистанционного обучения позволило бы разделить учебный процесс на две части: теоретическая подготовка и практическая подготовка. Теоретическая подготовка может проводиться дистанционно, а практическую подготовку сотрудники будут проходить в образовательных организациях системы МВД России» [2].
Стоит отметить, что вопрос возможности осуществления профессиональной подготовки слушателей факультетов профессиональной подготовки и курсантов, обучающихся по программам высшего образования, в дистанционной форме возник внезапно, и профессорско-преподавательский состав наравне с обучающимися был вынужден быстро приспособиться к новым реалиям. Необходимость и целесообразность дистанционного обучения возникли не только в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, но и во всей образовательной системе страны [1]. На наш взгляд, именно слаженные
действия и активная обратная связь как педагогов, так и самих обучающихся позволят всем участникам образовательного процесса достигать поставленных образовательных целей.
Библиографический список
1. Панова, О.С. Плюсы и минусы дистанционного образования в процессе обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / О.С. Панова, Д.Г. Овечкин // Современный ученый. - 2017. - № 5.
2. Троян, Е.И. Перспективы дистанционного обучения сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД / Е.И. Троян // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2(19).
3. Урумов, А.В. Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации / А.В. Урумов // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. - Т. XIII. - № 3.