УДК 355.4
С.И. Коновалова
проблемные вопросы проведения занятий по тактико-специальной подготовке в рамках дистанционного обучения слушателей и курсантов образовательных организаций системы мвд россии
challenges in teaching tactical and special training in distance learning for students of educational organizations of mia of russia
ТЪстатье рассматриваются проблемы, возникающие в освоении прикладных дис-
л.^циплин, в частности, специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел во время дистанционного обучения, обусловленного новой коронавирусной инфекцией COVID-19, подчеркивается необходимость совершенствования процесса дистанционного 155 обучения в целом.
Ключевые слова: образовательные организации МВД, дистанционное обучение, тактико-специальная подготовка, сотрудники органов внутренних дел, технические средства обучения, компьютерные технологии, система дистанционных образовательных технологий (СДОТ)
Для цитирования: Коновалова С.И. Проблемные вопросы проведения занятий по тактико-специальной подготовке в рамках дистанционного обучения слушателей и курсантов образовательных организаций системы МВД России // Ученые записки Казанского института МВД России. 2020. Т. 5. № 2(10). С. 155 - 159.
In connection with the threat of the spread of COVID-19, in all educational organizations of our state switched to distance learning in March 2020. But, according to the author, distance learning are not always successfully applicable for all academic subjects taught in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. The article discusses the issues arising in the development of applied disciplines, in particular the special training of police officers, emphasizes the need to improve the process of distance learning.
Key words: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, distance learning, tactical and special training, employees of internal affairs bodies, technical training aids, computer technologies, a system of distance educational technologies (SDOT)
For citation: Konovalova S.I. Challenges in Teaching Tactical and Special Training in Distance Learning for Students of Educational Organizations of MIA of Russia // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 5. No. 2(10). P. 155 - 159.
Вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала большой неожиданностью для всего мирового сообщества. Большинство государств оказались не готовыми к поединку с пандемией и буквально «на ходу» были вынуждены перекраивать привычный жизненный уклад. Не обошли эти перемены и такую важную сферу жизни, как образование. Президент и правительство нашей страны приняли решение о безотлагательном переводе учащихся всех образовательных организаций на дистанционную форму обучения.
Дистанционный формат обучения в России начал свое становление в середине 90-х годов прошлого века и был вызван рядом причин, среди которых можно выделить непрерывно растущие технологические потребности общества, расширенный доступ к российским и за-156 рубежным образовательным ресурсам, возможность получения высшего и дополнительного профессионального образования. На первоначальном этапе появления дистанционного образования (ДО) в контингент его потребителей входили лица, проживающие в отдаленных от учебных заведений населенных пунктах, в малоосвоенных регионах страны, студенты, совмещающие учебу с работой, лица с ограниченными физическими возможностями, участники пенитенциарной системы и пр. К моменту высокоактивного развития информационных и компьютерных систем дистанционные образовательные технологии (ДОТ) стали заменять традиционные учебные занятия, проводимые педагогами в учебных учреждениях. Нормативно-правовой основой дистанционного образования в России в настоящее время является Федеральный закон РФ от 29.12. 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утвержде-
нии Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников1. Предлагаемая для самостоятельного ознакомления текстовая и видеоинформация, а также тесты, конспекты, электронные учебники и т.д. загружаются через сеть Интернет, что позволяет обучающимся при наличии интернет-связи в любое время ознакомиться с этим материалом и выполнить предложенные задания. Взаимодействие преподавателя с учениками может происходить посредством аудиовизуальных способов общения или путем электронной переписки, и в этом случае главной задачей преподавателя становится не только передача ученику определенного объема информации, но и организация его самостоятельной познавательной деятельности. До настоящего времени дистанционный формат обучения в системе МВД преимущественно использовался для дополнительного профессионального образования сотрудников и повышения их квалификации, а также для профессионального обучения (профессиональной подготовки) по заочной форме. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в МВД России - это целенаправленный организованный процесс обучения на базе высшего профессионального образования, осуществляемый в образовательных организациях и учреждениях системы ДПО МВД России посредством реализации дополнительных образовательных программ по подготовке кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка [1, с. 4].
156
1Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-Ф3 (в ред. от 05.07.2017), ст. 16. URL: hhp://www/consultant.ru/document/cons_doc_LAW140174\5 (дата обращения: 15.08.2020).
Весь образовательный процесс, в том числе в системе МВД на территории Российской Федерации, проходит в дистанционном режиме. К такому повороту событий многие учебные заведения оказались не вполне готовы, несмотря на функционирующие системы ДОТ, приспособленные в основном, как упоминалось ранее, для ДПО и заочной формы обучения. Реализация обучения с использованием системы СДОТ в Санкт-Петербургском университете МВД России осуществляется на основе образовательной платформы Moodle в локальной компьютерной сети Интернет. Moodle - виртуальная обучающая среда, свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, 157 вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.д. По результатам выполнения учениками заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии1. Другим инструментом для дистанционных занятий в университете является отечественная программная платформа TrueConf Terminal, предназначенная для проведения 4К-видеоконференций и используемая преподавателями в основном при проведении занятий лекционного типа и семинаров.
Рассматривая курс специальной подготовки сотрудников ОВД, включающий в себя тактико-специальную, огневую и физическую подготовку, можно с уверенностью сказать, что ведущая роль принадлежит практическим занятиям. Практические занятия - это метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и входе самостоятельной работы. Они закладыва-
ют и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля [2,202].
Практические занятия по специальной подготовке прежде всего направлены на приобретение умений и навыков, необходимых для профессионального осуществления деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при выполнении задач, возложенных на полицию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». Такие занятия служат упорядочению, систематизации и углублению теоретических знаний, а также проработке сложных прагматических вопросов, формированию профессиональных действий в типовых и нетипичных ситуациях служебной деятельности. Целью таких занятий является:
1) повышение качества профессиональной подготовленности сотрудников 157 полиции при выполнении ими своих полномочий, связанных с охраной правопорядка;
2) приобретение курсантами и слушателями основных знаний, умений, навыков, а также освоение ими компетенций, необходимых для выполнения возложенных на них профессиональных обязанностей, в том числе в условиях применения физической силы и специальных средств;
3) выработка навыков и совершенствование умений для эффективного применения огнестрельного оружия в процессе выполнения ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
4) формирование профессиональной уверенности и психологической готовности обучаемых к действиям в экстремальных ситуациях несения службы;
5) формирование реалистичного представления о современных технических возможностях органов внутренних дел, в том числе о роли в деятельности ОВД систем управления силами и средства-
1Обучающая среда MOODLE. URL: https://docs.altinux.Org/ru-RU/archive/4.1/school-server/moodle/ index/html (дата обращения 15.08.2020).
ми полиции, систем видеонаблюдения в правоохранительном секторе аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город»;
6) получение навыков работы со средствами радиообмена и навыков видео регистрации противоправных деяний при помощи нагрудных и стационарных видеорегистраторов;
7) усиление практической направленности обучения и создание основы для внедрения в образовательный процесс метода анализа конкретных ситуаций.
Приобретение данных умений и навыков возможно лишь путем регулярных упражнений, тренировок и практических отработок действий во взаимодействии между обучаемыми и преподавателем. Слушатель может неоднократно прочитать информацию по практической тематике и даже просмотреть подобранный препода-158 вателем видеоматериал по теме, в рамках которой рассматриваются действия сотрудников ОВД при пресечении массовых беспорядков. Но пока он лично, надев бронежилет и шлем, взяв в руки щит и палку специальную, не попробует отработать боевые стойки, перемещения, нанесение ударов и иные необходимые элементы, он не научится. Необходимый комплекс знаний, умений и навыков по теме данного занятия у него не сформируется. Немаловажно помнить, что только при непосредственной отработке таких действий в различных положениях работают все мышцы спины, шеи, грудного отдела, а также мышцы ног и рук, в результате чего происходит тренировка: оттачивается мышечная память, увеличивается физический тонус учащегося, повышается его выносливость, и как следствие - выживаемость. После выработки индивидуальных навыков, отрабатываются действия в составе подразделения: различные виды построений, перемещений и движений боевым порядком. В условиях практической отработки может меняться обстановка, местность, элементы экипировки и иные условия, влияющие на процесс тренировки.
К сожалению, в реалиях дистанционного обучения этот очень важный элемент подготовки сотрудников ОВД не может быть реализован.
Еще большие проблемы подобного плана возникают при обучении курсантов и слушателей физической и огневой подготовке.
Но прогресс не стоит на месте, и преподаватели кафедры ДОВД в ОУ пытаются проводить активные практические занятия. Суть их заключается в том, что курсантам сначала демонстрируется видеоматериал по тактическим действиям. Это может осуществляться в системе видеоконференции, когда один преподаватель непосредственно демонстрирует тактику, а другой - осуществляет ее трансляцию, либо изначально демонстрируется учебный фильм с соответствующими пояснениями. Каждый из курсантов также должен отработать тактические действия в соответствии с поставленной задачей, 158 снять это на видео и продемонстрировать преподавателям и остальным учащимся. Преподаватель и курсанты-наблюдатели просматривают и оценивают увиденное в своих комментариях, указывая на ошибки и отмечая положительные моменты.
После такого занятия курсантам может быть дано задание сделать иные видеоматериалы по теме. Эти материалы могут быть собраны преподавателем, допустим, на Яндекс-диске или электронной почте (что менее удобно из-за быстрой наполняемости) с дальнейшим просмотром и рецензированием.
Для проведения занятий, связанных с отработкой тактических действий в тех или иных ситуациях, в некоторой степени могли бы помочь компьютерные стимуляторы, т.е. программные и аппаратные средства, создающие впечатление действительности, отображающие часть реальных явлений и свойств в виртуальной среде.
Следует отметить, что у педагогов, работающих в системе дистанционного обучения, отсутствует должный опыт, что отрицательно сказывается не только на
эффективности проводимых занятий, но и на качестве дистанционного образования в целом. При реализации ДО преподаватель должен переориентироваться на роль педагога-тьютора (от англ. tutor - наставник, руководитель группы студентов, тренер), который управляет образовательным процессом, оказывает консультативную помощь обучающимся, предоставляя им большую самостоятельность [3, с. 91]. И к курсантам в таком случае будут предъявляться также повышенные требования - требования познавательной активности, самостоятельности, нацеленности на самообразование. Основной задачей курсантов должно быть желание научиться, а это возможно только при вовлечении их в процесс обучения.
Роль знаний в новой парадигме возрастает, так как овладевать ими необходимо
не для того, чтобы воспроизвести их на экзамене и получить оценку. Знания нужны как основополагающая направляющая концепция для решения различных, и даже не столько предметных учебных задач, сколько совокупных профессиональных задач, в которых роль и место предметных знаний надо уметь выявить.
Подводя итог всему сказанному, следует еще раз отметить, что дистанционное обучение имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Вместе с тем компьютер не сможет стать центральным элементом обучения. Автоматизация процесса обучения совсем не означает его безусловное совершенствование. В первую очередь необходимо совершенствовать сам образовательный процесс, а не просто компьютеризировать его.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мовчан А.В., Ратова И.В. Методическое обеспечение системы повышения квалификации МВД России: учеб. пособие. Домодедово, 2014. 95 с.
2. Виленский М.Я., Уман А.И., Образцов П.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 292 с.
3. Внедрение системы дистанционного обучения для подготовки руководителей органов МВД России: монография / И.В. Горошко [и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2015. 144 с.
REFERENCES
1. Movchan A.V., Ratova I.V. Metodicheskoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii MVD Rossii: ucheb. posobie. Domodedovo, 2014. 95 s.
2. Vilenskij M.YA., Uman A.I., Obrazcov P.I. Tehnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole: ucheb. posobie: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2005. 292 s.
3. Vnedrenie sistemy distancionnogo obucheniya dlya podgotovki rukovoditelej organov MVD Rossii: monografiya / I.V. Goroshko [i dr.]. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2015. 144 s.
Сведения об авторе:
Коновалова Светлана Игоревна, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России email: [email protected] © Коновалова С.И., 2020
About the author:
Konovalova Svetlana I., Lecturer of Internal Affairs Agencies Activities in Special Conditions St. Petersburg University of MIA of Russia
Статья получена: 20.08.2020. Статья принята к публикации: 02.11.2020. Статья опубликована онлайн: 16.11.2020.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.