Научная статья на тему 'Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации'

Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕПЦИЯ «ГИБКОГО ОБУЧЕНИЯ» / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АЛГОРИТМ (МОДЕЛЬ) РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / LEGAL REGULATION OF RESTRICTIVE MEASURES / REFORMATTING OF THE EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PROGRAM / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF THE POPULATION / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / THE CONCEPT OF “FLEXIBLE LEARNING” / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGICAL PROCESS / ALGORITHM (MODEL) FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урумов Аскер Валерьевич

Статья посвящена проблеме решения организационных и управленческих задач по оперативной перестройке профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Рассматривается создание и развитие правовой базы переформатирования образовательного процесса на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Цель исследования выявить технологию реализации процедуры дистанционного формата обучения в образовательных организациях МВД России и алгоритма перевода реализуемых образовательных программ профессионального обучения с очной формы на заочное с применением дистанционных образовательных технологий, а также легитимизации такого «перевода» в локальных нормативных правовых актах образовательных организаций МВД России. Постановка исследуемой проблемы заключается не только в анализе новелл правового регулирования организации перехода на смешанные и дистанционные форматы обучения в образовательных организациях МВД России, но и выявлении технологий (алгоритма) реализации процедуры такого перехода. В ходе исследования определены два наиболее эффективных технологических процесса реализации процедуры дистанционного формата обучения и его правового оформления. Это варианты с условными наименованиями «тюменский» и «краснодарский», воплотившие в себя организационно-правовые и управленческие модели перехода на дистанционное обучение в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России и Краснодарском университете МВД России на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При исследовании применялись различные общеи частно-научные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, сравнительно-правовой метод, систематический, логический, формализация и классификация, мониторинг, экспертная оценка и др. В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы: 1) в сложившейся в Российской Федерации санитарно-эпидемиологической ситуации концепция «гибкого обучения» (flexible learning) в образовательных организациях МВД России является актуальной и востребованной, так как она эффективно обеспечивает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, помогает адаптировать институциональные системы к быстро меняющимся реалиям; 2) выявлены две модели локально-правового оформления и технологии реализации процедуры дистанционного формата обучения это «тюменский» и «краснодарский» варианты, успешно апробированные в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России и Краснодарском университете МВД России на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); 3) оперативное направление ДГСК МВД России в образовательные организации МВД России для использования в образовательном процессе специализированной примерной программы нивелировало многие проблемы организации обучения в новых условиях, маршрутизировало управленческие решения, унифицировало и структурировало образовательную деятельность в сложившейся ситуации.The article is devoted to the problem of solving organizational and managerial tasks on the operational professional education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the high-alert mode or emergency situations. The creation and development of the legal framework for reformatting the educational process for the period of ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation due to the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) is considered. The aim of the study is to identify the technology for implementing the distance learning procedure in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the algorithm for transferring implementable educational programs of professional education from full-time to part-time using distance learning technologies, as well as the legitimization of such a “transfer” in the local regulatory legal acts of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The formulation of the problem under study consists not only in the analysis of the novels of legal regulation of the organization of the transition to mixed and distance learning formats in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, but also in the identification of technologies (algorithm) for implementing the procedure for such a transition. The study identified two of the most effective technological processes for implementing the distance learning procedure and its legal registration. These are variants with the conditional names “Tyumen variants and “Krasnodar variant”, which embodied the organizational, legal and managerial models of the transition to distance learning at the Tyumen Institute of Continuing professional development of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the period of ensuring sanitary and epidemiological well-being of the population on the territory of the Russian Federation due to the spread of new coronavirus infection (COVID-19). In the study, various general and private scientific research methods were used: analysis, synthesis, induction, deduction, generalization, modeling, comparative legal method, systematic method, logical method, formalization and classification, monitoring, expert assessment, etc. As a result of the study, the following conclusions were formulated: 1) in the current sanitary and epidemiological situation in the Russian Federation, the concept of “flexible learning” in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is relevant and highly demanded, as it effectively ensures the implementation of educational programs using e-learning and distance educational technologies, helps to adapt institutional systems to rapidly changing realities; 2) two models of local legal design and technology for implementing the distance learning procedure have been identified these are the “Tyumen” and “Krasnodar” variants that have been successfully tested in the Tyumen Institute of Continuing professional development of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the period of ensuring sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation due to the spread of a new coronavirus infection (COVID-19); 3) A quick offer by the Department of Public Service and Personnel of the Ministry of Internal Affairs of a specialized sample program leveled many problems of organizing training in the new conditions, routed management decisions, unified and structured educational activities in the current situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»

10. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13)

10.1. Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

©Урумов Аскер Валерьевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена проблеме решения организационных и управленческих задач по оперативной перестройке профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Рассматривается создание и развитие правовой базы переформатирования образовательного процесса на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронави-русной инфекции (COVID-19). Цель исследования - выявить технологию реализации процедуры дистанционного формата обучения в образовательных организациях МВД России и алгоритма перевода реализуемых образовательных программ профессионального обучения с очной формы на заочное с применением дистанционных образовательных технологий, а также легитимизации такого «перевода» в локальных нормативных правовых актах образовательных организаций МВД России.

Постановка исследуемой проблемы заключается не только в анализе новелл правового регулирования организации перехода на смешанные и дистанционные форматы обучения в образовательных организациях МВД России, но и выявлении технологий (алгоритма) реализации процедуры такого перехода. В ходе исследования определены два наиболее эффективных технологических процесса реализации процедуры дистанционного формата обучения и его правового оформления. Это варианты с условными наименованиями «тюменский» и «краснодарский», воплотившие в себя организационно-правовые и управленческие модели перехода на дистанционное обучение в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России и Краснодарском университете МВД России на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

При исследовании применялись различные обще- и частно-научные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, сравнительно-правовой метод, систематический, логический, формализация и классификация, мониторинг, экспертная оценка и др.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы: 1) в сложившейся в Российской Федерации санитарно-эпидемиологической ситуации концепция «гибкого обучения» (flexible learning) в образовательных организациях МВД России является актуальной и востребованной, так как она эффективно обеспечивает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, помогает адаптировать институциональные системы к быстро меняющимся реалиям; 2) выявлены две модели локально-правового оформления и технологии реализации процедуры дистанционного формата обучения - это «тюменский» и «краснодарский» варианты, успешно апробированные в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России и Краснодарском университете МВД России на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); 3) оперативное направление ДГСК МВД России в образовательные организации МВД России для использования в образовательном процессе специализированной примерной программы нивелировало многие проблемы организации обучения в новых условиях, маршрутизировало управленческие решения, унифицировало и структурировало образовательную деятельность в сложившейся ситуации.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, правовое регулирование ограничительных мероприятий, переформатирование образовательного процесса, образовательная программа, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, профессиональное обучение, профессиональная подготовка, концепция «гибкого обучения», дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, технологический процесс, алгоритм (модель) реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.

Для цитирования: Урумов А.В. Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 285-291.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 285

ISSN 2310-7049 (online)

Organization of professional education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during high-alert mode or emergency situation

©Urumov Asker Valerievich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, KBR, Russia E-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the problem of solving organizational and managerial tasks on the operational professional education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the high-alert mode or emergency situations. The creation and development of the legal framework for reformatting the educational process for the period of ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation due to the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) is considered. The aim of the study is to identify the technology for implementing the distance learning procedure in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the algorithm for transferring implementable educational programs of professional education from full-time to parttime using distance learning technologies, as well as the legitimization of such a "transfer" in the local regulatory legal acts of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The formulation of the problem under study consists not only in the analysis of the novels of legal regulation of the organization of the transition to mixed and distance learning formats in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, but also in the identification of technologies (algorithm) for implementing the procedure for such a transition. The study identified two of the most effective technological processes for implementing the distance learning procedure and its legal registration. These are variants with the conditional names "Tyumen variants and "Krasnodar variant", which embodied the organizational, legal and managerial models of the transition to distance learning at the Tyumen Institute of Continuing professional development of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the period of ensuring sanitary and epidemiological well-being of the population on the territory of the Russian Federation due to the spread of new coronavirus infection (COVID-19).

In the study, various general and private scientific research methods were used: analysis, synthesis, induction, deduction, generalization, modeling, comparative legal method, systematic method, logical method, formalization and classification, monitoring, expert assessment, etc.

As a result of the study, the following conclusions were formulated: 1) in the current sanitary and epidemiological situation in the Russian Federation, the concept of "flexible learning" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is relevant and highly demanded, as it effectively ensures the implementation of educational programs using e-learning and distance educational technologies, helps to adapt institutional systems to rapidly changing realities; 2) two models of local legal design and technology for implementing the distance learning procedure have been identified - these are the "Tyumen" and "Krasnodar variants that have been successfully tested in the Tyumen Institute of Continuing professional development of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the period of ensuring sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation due to the spread of a new coronavirus infection (COVID-19); 3) A quick offer by the Department of Public Service and Personnel of the Ministry of Internal Affairs of a specialized sample program leveled many problems of organizing training in the new conditions, routed management decisions, unified and structured educational activities in the current situation.

Keywords: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, legal regulation of restrictive measures, reformatting of the educational process, educational program, sanitary and epidemiological well-being of the population, professional education, professional training, the concept of "flexible learning", distance learning, distance learning technologies, electronic information and educational environment , technological process, algorithm (model) for the implementation of educational programs using distance educational technologies.

For citation: Urumov A. V. Organization of professional education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during high-alert mode or emergency situation // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 285-291. (in Russ.)

Введение

Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией, так как она затронула большинство стран и все континенты [3]. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением указанной корона-вирусной инфекции (CoVID-19) и в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президентом страны был определен комплекс ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной го-

товности, чрезвычайной ситуации [8; 9]. Для исполнения инициатив Президента по поддержке граждан и экономики страны в условиях распространения коро-навирусной инфекции Федеральное Собрание Российской Федерации оперативно приняло пакет «антикоро-навирусных» законов. Внесены поправки в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, а также ужесточения наказания за распространение недостоверной информации об эпидемии), бюджетное и налоговое законодательство.

286 Gaps in Russian legislation

Vol XIII N3 2020

Исследовательская часть

Учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, Минобрнауки России рекомендовало российским вузам организовать переход на смешанные и дистанционные форматы обучения. Вузам поручено обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме (п/п. 1.3 приказа Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397) [6] и предусмотреть:

«- возможность предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе путем перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану;

- организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде;

- использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [6] (п/п. 1.2 приказа Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397).

Минобрнауки России также предложило перечень сценариев по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397, которые нашли отражение в соответствующих рекомендациях ведомства [7].

Переформатирование образовательного процесса затронуло и образовательные организации МВД России. Руководством Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Департаментом государственной службы и кадров МВД Росси (далее по тексту - ДГСК мВд России) для этого принят ряд управленческих решений. Так, согласно распоряжению МВД России от 18 марта 2020 г. № 1/2947 «О проведении дополнительных организационно-профилактических мероприятий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в введении МВД России» руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России, в структуру которых входят центры профессиональной подготовки, начальникам образовательных организаций МВД России поручено обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме с определенными оговорками. В частности проведение учебных занятий с обучающимися по программам профессиональной подготовки по очной форме обучения предписано осуществлять по заочной форме, а повышение квалификации (за исключением программ повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению оперативно-служебных задач на территории СевероКавказского региона Российской Федерации) проводить в первом полугодии текущего года исключительно с применение дистанционных образовательных технологий с соблюдением требований законодательства о государственной тайне. 19 марта 2020 г. Министром внутренних дел Российской Федерации утвержден План неотложных мероприятий, реализуемых МВД России, по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в котором ДГСК МВД России поручено проработать до 23 марта 2020 г. вопрос о переводе на дистанционное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в введении МВД России (п/п. 2.14 Плана). Поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 25

марта 2020 г. № ДГ-П17-2301кв [2] руководителям органов исполнительной власти предложено проводить обучение и повышение квалификации сотрудников только в дистанционном режиме. Распоряжением МВД России от 3 апреля 2020 г. № 1/3768 набор сотрудников на обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по очной форме обучения (за исключением программ повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению оперативно-служебных задач на территории СевероКавказского региона Российской Федерации) временно приостановлен в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. Также данным документом предписано обеспечить дальнейшую реализация программ профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский» с применением исключительно дистанционных образовательных технологий без прибытия в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, с завершением обучения до 18 апреля 2020 года в отношении лиц, освоивших более % учебного материала образовательной программы и по заочной форме обучения в отношении лиц, освоивших менее % учебного материала образовательной программы.

В соответствии с п. 7 распоряжения МВД России от 23 апреля 2020 г. № 1/4548 «Об особенностях приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, находящиеся в ведении МВД России, в 2020 году» ДГСК МВД России направил в образовательные организации МВД России для использования в образовательном процессе примерную основную программу профессионального обучения -программу профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский» (в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVlD-19)) [5]. При этом департамент обратил внимание, что профессиональная подготовка сотрудников по указанной программе осуществляется вне зависимости от их категории, имеющегося специального звания и образования по заочной форме обучения с применением исключительно дистанционных образовательных технологий. Фактически данная специализированная примерная программа является «многопрофильной».

Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая ситуация потребовала также от территориальных органов МВД России, в структуру которых входят центры профессиональной подготовки, образовательные организации МВД России оперативного решения ряда организационных и управленческих задач по реализации образовательных программ профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. А именно:

1) легитимировать решение по переводу образовательного процесса в дистанционный формат;

2) дидактически грамотно использовать очно-заочное и заочное обучение по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки и повышения квалификации);

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 287

ISSN 2310-7049 (online)

3) организовать разделение преподавателя-тьютора и обучаемого во времени или пространстве, или во времени и в пространстве одновременно;

4) обеспечить взаимодействие преподавателя-тьютора и обучаемого с помощью дистанционных образовательных технологий, при этом коммуникация может быть синхронной или асинхронной;

5) решить организационно-технические и технологические вопросы по переводу образовательного процесса в дистанционный формат (подключить профессорско-преподавательский состав и слушателей к сервисам электронной информационно-образовательной среды; актуализировать электронные методические материалы для преподавателей, слушателей и административных работников; разработать контрольно-проверочные задания, адаптированные к дистанционному формату; подготовить сценарий проведения промежуточной и итоговой аттестации с использованием дистанционных технологий и ЭИОС; назначить консультанта по использованию инструментов ЭИОС; перенести обучение по образовательным программам, специфика которых не позволяет осуществить перевод слушателей на дистанционное обучение и т.д.).

Решение указанных задач актуализировало необходимость повсеместного (хотя и временно) оперативного внедрения в образовательных организациях МВД России педагогической системы «гибкого обучения» специалистов с использованием различных технологий. Сама концепция «гибкого обучения» (flexible learning) представляет собой модель, в которой «онлайн» и «оффлайн» обучение сочетаются с социальным взаимодействием, где традиционные педагогические технологии интегрированы с достижениями электронного и дистанционного обучения [1]. В условиях «гибкого обучения» преподаватель должен взять на себя роль гида и поощрять слушателей к автономии и самостоятельности в рамках образовательной траектории, с учетом персонализации обучения. Анализируя данную образовательную парадигму, можно с уверенностью сказать, что в сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации, она является не только актуальной и востребованной, но и оптимальной для организации образовательного процесса.

При переводе образовательной деятельности на рельсы дистанционного обучения в организациях, находящихся в введении МВД России, возникла потребность в формировании алгоритма реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий - «полностью дистанционное обучение» и «частичное использование дистанционных образовательных технологий» [4]. Учебные управления (отделы) данных организаций столкнулись с рядом проблем по реализации требования об изменении формы обучения по программам профессиональной подготовки с очного обучения на дистанционное (с применением исключительно дистанционных образовательных технологий без прибытия в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо заочное обучение с прибытием на учебно-экзаменационную сессию). Если с прохождением профессиональной подготовки сотрудников, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава по заочной форме обучения вне зависимости от их категории в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) вопросов и

сложностей не возникло, так как ДГСК МВД России разработал специализированную примерную программу, то с реализуемыми (текущими) программами профессионального обучения возникли проблемы организационно-технического характера. Дело в том, что зачисление сотрудников на профессиональное обучение по данным программам было осуществлено до издания распоряжения МВД России от 3 апреля 2020 г. № 1/3768, при этом учебный план был частично реализован по очной форме обучения (слушатели освоили менее % учебного материала образовательной программы). Обучение должно проводиться с применением исключительно дистанционных образовательных технологий без прибытия в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Разъяснений по процедуре перевода реализуемых образовательных программ профессионального обучения с очной формы на заочное с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в территориальные органы и образовательные организации МВД России из ДГСК МВД России не поступало. Поэтому локально-правовое оформление и технология реализации процедуры дистанционного формата обучения легла на плечи территориальных органов МВД России, в структуру которых входят центры профессиональной подготовки, и образовательные организации МВД России.

Практическая реализация перевода сформировала два варианта технологического процесса:

1-й вариант условно называют «тюменским», так как алгоритм действий разработан сотрудниками Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России (далее по тексту - ТИПК МВД России или институт) и реализован в данной образовательной организации. Суть этого варианта заключается во внесении изменений (дополнений) в Положение об организации учебного процесса и в реализуемые по очной форме образовательные программы. Так, приказом ТИПК МВД России внесено дополнение в Положение об организации учебного процесса в институте следующего содержания: «В случаях введения на территории Российской Федерации чрезвычайного положения, специальных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения изменения (дополнения) в образовательную программу вносятся без рассмотрения на заседаниях методического и ученого совета института по решению начальника Института или заместителя начальника Института (по учебной работе)». То есть руководству института (в лице начальника или его первого заместителя) делегированы полномочия методического и ученого совета института по внесению изменений (дополнений) в образовательные программы с указанными оговорками.

Исходя из этого, начальником образовательной организации или его первым заместителем вносятся дополнения в форме соответствующего приложения в программу профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский». Фактически не затрагивая текста и структуры ранее принятой и утвержденной основной программы профессиональной подготовки, реализуемой

288 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

по очной форме, к ним прикладывается утвержденное начальником приложение к основной программе профессиональной подготовки с учебным планом и календарным учебным графиком, в которых учтен объем часов, освоенных по очной форме обучения, и объем часов, которые следует освоить обучаемым по заочной форме обучения (с применением исключительно дистанционных образовательных технологий или их частичного применения).

Далее начальником института издается распоряжение «О внесении изменений в образовательный процесс института» в котором легитимируются:

- организация обучения с применением исключительно дистанционных образовательных технологий без прибытия в институт по образовательным программам, согласно прилагаемому к нему перечню;

- организация обучения по заочной форме по образовательным программам, согласно прилагаемому к нему перечню;

- переносится на второе полугодие 2020 года реализация образовательных программ, согласно прилагаемому к нему перечню.

Об указанных изменениях в организации обучения информируются комплектующие органы МВД России.

2-й вариант называют «краснодарским», так как алгоритм действий разработан сотрудниками Краснодарского университета МВД России (далее по тексту - КрУ МВД России или университет) и реализован в данной образовательной организации. Суть этого варианта заключается только во внесении изменений (дополнений) в реализуемые по очной форме образовательные программы по решению начальника КрУ МВД России после их рассмотрения на заседаниях методического и ученого совета университета, проводимого в онлайн-режиме, а также в локальном нормативном акте -«Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в университете», утвержденном приказом КрУ МВД России от 8 апреля 2020 г. № 454. Дальнейший алгоритм реализации образовательных программ в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения идентичен «тюменскому» варианту, поэтому не воспроизводится. Отметим лишь, что в «краснодарской» модели технологического процесса по реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий руководству университета не делегируются полномочия методического и ученого совета университета по внесению изменений (дополнений) в образовательные программы как в «тюменской» модели. Что касается легитимации «перехода» в локальных нормативных актах университета следует указать, что в «Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в университете» внесены следующие изменения (дополнения). В п. 5. указанного Порядка предусмотрено, что реализация образовательной программы или ее части в университете осуществляется полностью или частично с применением ЭО, ДОТ, независимо от местонахождения обучающихся (непосредственно по месту жительства, пребывания) не только если это предусмотрено соответствующей образовательной программой (п/п. 5.1. Порядка), но и при введении чрезвычайного положения или ограничительных мероприятий (карантин) на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации

и/или муниципальных образований по месту осуществления университетом образовательной деятельности, на территории университета (п/п. 5.2. Порядка). При введении особого правового режима, на основании распорядительных актов и рекомендаций МВД России, Минобрнауки России, Минпросвещения России распоряжением университета утверждается перечь образовательных программ или их частей с указанием даты начала их реализации в университете с применением ЭО, ДОТ (п. 6. Порядка). Профессиональная подготовка сотрудников в период действия особого режима осуществляется в заочной форме (по месту их службы) с сохранением трудоемкости и структуры образовательной программы, с проведением промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и итоговой аттестации обучающихся исключительно с применением ДОТ по отдельно сформированному и утвержденному расписанию учебных занятий. Формы проведения итоговой аттестации и промежуточной аттестации по огневой и физической подготовке согласуются с органами, организациями, подразделениями, направившими сотрудников на обучение (п. 12 Порядка).

Особого внимания заслуживает вопрос организации и проведения промежуточного контроля по разделам «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка» по программам профессиональной подготовки с применением исключительно дистанционных образовательных технологий без прибытия в образовательную организацию МВД России. Полагаем, что наиболее эффективный механизм разработан сотрудниками ТИПК МВД России, которые наладили в этом направлении эффективное взаимодействие с сотрудниками управлений (отделов) профессиональной подготовки УРЛС комплектующих органов МВД России. Так, в частности, УРЛС комплектующих органов МВД России обеспечивают техническую готовность необходимого оборудования (персонального компьютера, подключенного к ИСОД МВД России с веб-камерой, микрофоном и акустической системой) в помещении спортивного зала и/или стрелкового тира территориального органа МВД России на уровне субъекта Российской Федерации для проведения промежуточной аттестации слушателей в «онлайн» режиме. Сотрудники УРЛС комплектующих органов МВД России в день сдачи промежуточного контроля представляют слушателя экзаменатору (преподавателю кафедры огневой подготовки и/или физической подготовки) в «онлайн» режиме. Команды по выполнению соответствующих упражнений подаются сотрудниками УРЛС, при этом их оценку проводит преподаватель кафедры огневой подготовки и/или физической подготовки образовательной организации в дистанционном режиме. Ведомость преподаватель заполняет дистанционно, исходя из результатов стрельбы и/или выполненного приема (броска). При проведении промежуточного контроля соблюдаются санитарные требования и требования «социальной (физической)» дистанции. В помещение спортивного зала и/или стрелкового тира одновременно приглашаются не более двух слушателей для прохождения промежуточного контроля. Результаты контрольного мероприятия, проведенного в «онлайн» режиме, сообщаются слушателю.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 289

ISSN 2310-7049 (online)

1. В сложившейся в Российской Федерации санитарно-эпидемиологической ситуации концепция «гибкого обучения» (flexible learning) в образовательных организациях МВД России является не только актуальной, но и востребованной, так как она обеспечивает институциональные условия, имеющие нелинейный характер, при которых реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Эффективное использование технологии «гибкого обучения» в образовании (электронное обучение) помогают адаптировать институциональные системы, сотрудников и слушателей к быстро меняющимся реалиям, «гибко» управлять ходом реализации образовательных программ, адаптироваться к изменениям через существующие структуры образовательного процесса.

2. Анализ сложившейся практики переформатирования образовательной деятельности на рельсы дистанционного обучения в организациях, находящихся в введении МВД России, позволили автору выявить две модели локально-правового оформления и технологии реализации процедуры дистанционного формата обучения - это «тюменский» и «краснодарский» варианты, воплощенные в учебном процессе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России и Краснодарского университета МВД России на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой корона-вирусной инфекции (COVlD-19). Указанные модели (алгоритмы) успешно апробированы, содержат оптимальные управленческие решения по организации и контролю учебного процесса в сложившейся ситуации и являются положительным примером для образовательных организаций МВД России.

3. Проведение «перехода» реализации образовательных программ профессиональной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий простым «механическим» способом принятия и утверждения «новых программ», в которых изменена лишь форма обучения, на наш взгляд, нерационально и нарушает требования организации учебного процес-

Список литературы:

1. Голицина И.Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 113-114.

2. Информация Аппарата Правительства Российской Федерации от 25.03.2020 № ДГ-П17-2301кв «Руководителям федеральных органов исполнительной власти (по списку)» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru

3. Информация с сайта Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-reitiarks-at-the-iTiedia-briefing-on-covid-19—11 -march-2020

4. О моделях реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий можно подробнее ознакомиться в работе: Урумов А.В. Правовые основы дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 6. С. 280-285.

са в образовательных организациях МВД России. Так как, во-первых, в этих программах в учебном плане не учтен объем часов, освоенных по очной форме обучения (менее % учебного материала образовательной программы), т.е. нарушается общая трудоемкость освоения программы. Во-вторых, следует учесть, что сотрудники, на которых планируется распространить данную программу, были зачислены слушателями до изменения санитарно-эпидемиологической ситуации в стране по иным образовательным программам, поэтому обучение следует продолжить по ним с определенными корректировками (изменениями, дополнениями), указанными в предложенных моделях сложившейся образовательной практики.

4. Оперативное направление ДГСК МВД России в образовательные организации МВД России для использования в образовательном процессе примерной основной программы профессионального обучения -программы профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский» (в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVlD-19)) нивелировало многие проблемы организации обучения, маршрутизировало управленческие решения, унифицировало и структурировало образовательную деятельность в сложившейся ситуации.

5. ДГСК МВД России рекомендуется внести дополнения в «Методические рекомендации по организации учебного процесса при реализации унифицированных программ профессиональной (первоначальной) подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский» в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России» (2019) по вопросам организации учебной (преподавательской) и методической работы на период режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

5. Письмо ДГСК МВД России от 24.04.2020 № 21/11/4439 «О направлении специализированной примерной программы».

6. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирус-ной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru

7. Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id 4=2493

290 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

8. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 14 (часть I). Ст. 2082.

9. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронави-русной инфекции (coVlD-19)» // Российская газета от 30.04.2020 № 95.

Рецензия

на научную статью Урумова А.В. «Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»

Тема научной статьи, несомненно, актуальна и востребована, поскольку переформатирование образовательного процесса на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) требует оперативного решения ряда проблем организационно-правового и управленческого характера.

Проведенное автором исследование положений касается не только новелл правового регулирования организации перехода на смешанные и дистанционные форматы обучения в образовательных организациях МВД России, но и технологии (алгоритма) реализации процедуры такого перехода. По результатам проведенного анализа образовательной практики представлены два наиболее эффективных процесса реализации процедуры дистанционного формата обучения и их правовое оформление с условными наименованиями - «тюменский» и «краснодарский». Указанные модели воплотили в себя организационно-правовые и управленческие решения перехода на дистанционное обучение в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России и в Краснодарском университете МВД России на период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Особую ценность в исследовании представляют экспертные выводы автора, который имеет весомый практический опыт организации учебного процесса (ранее автор статьи занимал должность начальника учебного отдела Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России).

Статья написана доступным языком, содержит четкие определения основных категорий, в ней отсутствуют взаимоисключающие положения, выводы имеют не только теоретическую, но и практическую значимость.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что представленная научная статья отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода исследованиям, и рекомендуется к опубликованию.

Рецензент: д-р ист. наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России Л.В. Карнаушенко.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,25%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Урумов Аскер Валерьевич, канд. юрид. наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры специально-технической подготовки. СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Urumov Asker Valerievich, PhD (Law), police lieutenant colonel, Senior Lecturer of Special Technical Training chair. North Caucasian Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: [email protected]

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 291

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.