Научная статья на тему 'Влияние пандемии на экономику образования'

Влияние пандемии на экономику образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2185
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ОЦЕНКА ПОТЕРЬ / СИСТЕМНЫЕ РИСКИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ECONOMICS / EDUCATION / CORONAVIRUS PANDEMIC / LOSS ASSESSMENT / SYSTEMIC RISKS / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Алексей Сергеевич

В связи с пандемией коронавируса в России введены ограничения на передвижение и трудовую занятость населения, а также на деятельность организаций, в том числе работающих в сфере образования. В статье исследовано влияние таких мер на российскую систему образования. Оценены финансовые риски образовательных организаций различных типов, включая дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации, вузы и организации дополнительного образования. Одновременно фиксируется внимание на условиях финансирования частных организаций, использовании дистанционных образовательных технологий и привлечении иностранных студентов. Сделаны выводы о финансовой устойчивости образовательных организаций в условиях ограничительных мер по состоянию на середину апреля 2020 г. Наиболее уязвимыми оказались организации дошкольного и дополнительного образования, прежде всего относящиеся к частному сектору. На основе анализа официальных статистических данных проведена оценка потенциальных потерь таких организаций.In relation to the coronavirus pandemic in Russia, restrictions have been imposed on the movement and employment of the population, the activities of organizations, including those working in the sector of education. The article explores the effect of such measures on the Russian education system. Financial risks of various types of educational organizations, including preschool, school, professional educational organizations, universities, and organizations of additional education, were assessed. In addition, attention is paid to the financing of commercial organizations, distance education technologies and the admission of foreign students. Conclusions are made about the financial stability of educational organizations under restrictions as of mid-April 2020. The most vulnerable organizations were preschool and additional education, primarily related to the private sector. Based on the analysis of official statistics carried out an assessment of the potential losses of such organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние пандемии на экономику образования»

Образование

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЭКОНОМИКУ ОБРАЗОВАНИЯ1

А. С. ТИЩЕНКО

В связи с пандемией коронавируса в России введены ограничения на передвижение и трудовую занятость населения, а также на деятельность организаций, в том числе работающих в сфере образования. В статье исследовано влияние таких мер на российскую систему образования. Оценены финансовые риски образовательных организаций различных типов, включая дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации, вузы и организации дополнительного образования. Одновременно фиксируется внимание на условиях финансирования частных организаций, использовании дистанционных образовательных технологий и привлечении иностранных студентов.

Сделаны выводы о финансовой устойчивости образовательных организаций в условиях ограничительных мер по состоянию на середину апреля 2020 г. Наиболее уязвимыми оказались организации дошкольного и дополнительного образования, прежде всего относящиеся к частному сектору. На основе анализа официальных статистических данных проведена оценка потенциальных потерь таких организаций.

Ключевые слова, экономика, образование, пандемия коронавируса, оценка потерь, системные риски, дистанционное обучение.

Установленные ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса, в том числе запрет на проведение открытых мероприятий и передвижение населения, значительно меняют привычный формат образовательной деятельности.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия указами Президента РФ № 206 от 25 марта 2020 г.2 и № 239 от 2 апреля 2020 г. 3 установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом решения об ограничениях деятельности образовательных организаций региональные власти могут принимать локально во взаимодействии с федеральным правительством. Таким образом, допускаются различные режимы функционирования образова-

тельных организаций в зависимости от ситуации в отдельном регионе.

С 23 марта текущего года все российские школы перешли на режим каникул или дистанционные формы обучения. Также на удаленную учебу переведены студенты профессиональных образовательных организаций и вузов. Минпросвещения России направило в регионы методические рекомендации по реализации программ основного общего и среднего профессионального образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий4. В них определено, что детские сады, школы, организации дополнительного образования, колледжи по-прежнему не бу-

Тищенко Алексей Сергеевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), e-mail: tishchenko-as@ranepa.ru

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС № 11.4.

2 Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» / Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1333808/

3 Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» / Система ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1343383/

4 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/

дут проводить занятия на своих территориях; процесс обучения должен быть организован с использованием дистанционных технологий. При этом у руководителей регионов есть полномочия принимать решения, как именно будет организован учебный процесс, определять меры по ограничению работы образовательных организаций, согласовывая это с федеральным правительством.

Российская система образования обладает потенциалом для применения дистанционных образовательных технологий, включая онлайн-обучение. Уже много лет реализуются мероприятия по внедрению и массовому применению информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе в рамках мероприятий федеральных программ.

В постановочной части Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. отмечался низкий уровень применения информационно-коммуникационных технологий в отечественном образовании и в связи с этим предусматривались мероприятия и проекты по их внедрению и широкому применению в деятельности образовательных организаций и обучающихся. По итогам реализации указанной федеральной программы заявлялись следующие результаты: не менее 65% общеобразовательных организаций от их общего количества предоставляет ряд услуг в электронном виде (запись в школу, ответы на обращения и др.), порядка 70% педагогических работников общеобразовательных организаций не реже одного раза в неделю пользуются в профессиональной деятельности электронными сервисами и ресурсами образовательного назначения [2].

Возможности оперативного развертывания дистанционного обучения значительно разнятся по регионам,территориям и отдельным образовательным организациям, поскольку соответствующие компетенции педагогов и

ресурсное обеспечение учреждений зависят от степени их участия в разнообразных проектах, которые, в большинстве случаев, не были скоординированы между собой, могли осуществляться эпизодически и по заказу госорганов различных уровней. В связи с необходимостью в период пандемии повсеместного использования дистанционного обучения целесообразно сформировать единые базовые требования к ресурсам образовательных организаций и компетенциям педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также порядок координации мероприятий по обеспечению этих требований. Установление последних будет способствовать развитию дистанционного обучения в стандартной деятельности образовательных организаций, что в будущем может сэкономить бюджетные средства в масштабах страны за счет сокращения продолжительности очных занятий.

Поскольку органы власти и некоторые организации и производства не прекратили деятельность в нерабочие дни, часть родителей продолжает трудиться на своих рабочих местах, не имея возможности оставить детей под присмотром. В таком случае пребывание детей в детских садах и начальных классах школ является крайней необходимостью, а занятия могут быть проведены педагогическими работниками только в очной форме. Министр просвещения проинформировал, что для детей тех категорий граждан, которые заняты в жизненно важных сферах деятельности, организуются дежурные группы5. При этом непонятно, каким образом и на основании каких критериев, даже имея документы о месте работы родителей, сотрудники детского сада будут оценивать соответствие деятельности различных организаций жизненно важной сфере с учетом обобщенного описания таких сфер в Указе Президента.

В Москве по запросам родителей дежурные группы до 12 человек открыты не только в

5 Сергей Кравцов: «Учебный процесс не должен останавливаться» // Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. 1Ж1_: https://edu.gov.ru/press/2296/sergey-kravcov-uchebnyy-process-ne-dolzhen-ostanavlivatsya/

детских садах, но в 1-4-х классах школ6. Этому примеру имеют возможность последовать и другие регионы. Частные школы могут воспользоваться практикой московской системы образования для обоснования продолжения очного обучения в младших группах с учетом характерной для таких организаций малочисленности групп. Об этом органам управления образованием хорошо известно, поскольку значительно меньшая по сравнению с государственной общеобразовательной системой численность подобных групп наблюдается практически во всех частных школах.

В Минпросвещения России пояснили, что, если в какие-то дни ребенок не посещает группу, плата за эти дни не взимается. В связи с низкой бюджетной обеспеченностью большинства муниципалитетов при отсутствии дополнительной финансовой поддержки детские сады могут существенно повысить родительскую плату или цены на дополнительные услуги для компенсации доходов, не полученных в период пандемии.

На заседании правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики определены сферы деятельности, наиболее пострадавшие от распространения коронавирусной инфекции7. Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою основную деятельность в таких сферах, будет предоставляться первоочередная адресная поддержка. Важно отметить, что выручка большинства организаций, относящихся к отобранным комиссией сферам деятельности, зависит от оказания услуг физическим лицам. Объем платных услуг населению в системе образования составляет 655,5 млрд. руб.8, поэтому за один месяц действия режима самоизоляции потери от таких услуг не могут превысить 54,6 млрд. руб.

К пострадавшим сферам в отрасли образования относятся деятельность организаций дополнительного образования и негосударственных образовательных учреждений, а также организация конференций и выставок. Для большинства образовательных организаций поступления от проведения публичных мероприятий составляют малую часть в общих доходах, поэтому потери в этой сфере не представляют риска для устойчивости системы образования.

В соответствии с Указом Президента РФ № 239 деятельность организаций приостанавливается независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей. Основным источником доходов государственных и муниципальных образовательных организаций являются бюджетные средства. Поскольку бюджетные расходы на образование в связи с пандемией сокращать не планируют, то финансовое положение организаций госсектора будет относительно устойчивым. Частные же образовательные организации в основном существуют за счет предоставления платных услуг населению, при этом доля бюджетных средств в их доходах незначительна и (или) нестабильна, поскольку зависит от их участия в проектах и грантах по итогам конкурсных процедур. Поэтому для частных образовательных учреждений связанные с пандемией финансовые риски значительно выше, чем для организаций госсектора.

В период действия ограничений на очное обучение значительно сокращаются разовые краткосрочные услуги организаций в сфере дополнительного образования(развивающие занятия для детей, практические курсы и мастер-классы). Доходы организаций дополнительного образования детей, подтверждающих соответствующий официальный статус

6 В Москве откроют дежурные группы в детсадах и начальных классах // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20200329/ 1569304922.html

7 Определен перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики // Сайт ФНС России. URL: https:// www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9704633/

8 Российский статистический ежегодник 2019 / Росстат. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_13/Main.htm

путем представления отчетности в Минпрос-вещения России, от оказания платных услуг составляют 18,8 млрд. руб.9, в том числе частных учреждений - 4,8 млрд. руб., государственных и муниципальных организаций - 14 млрд. руб. Таким образом, за один месяц действия режима самоизоляции потери организаций дополнительного образования детей не превысят 1560 млн. руб., включая возможные убытки частных учреждений - 400 млн. руб., государственных и муниципальных организаций - 1160 млн. руб. При этом платные услуги населению - это основной источник доходов частных учреждений (81,8% выручки) и малая доля поступлений (5,3%) для государственных и муниципальных организаций дополнительного образования.

Итак, как отмечено выше, частные организации, специализирующиеся на предоставлении услуг дополнительного образования, в ситуации ограничений окажутся наиболее уязвимыми, поскольку потеряют поступления от населения, которые являются главным источником средств для обеспечения их деятельности. При этом основная часть коммерческих организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, действуют без лицензий - многие из них осуществляют свою основную деятельность по кодам ОКВЭД, не включенным в группу «85. Образование», а именно: «72. Научные исследования и разработки», «74. Деятельность профессиональная научная и техническая прочая», «90. Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений», «93. Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений» [3]. И поскольку значительная часть коммерческих структур, реализующих услуги дополнительного образования, может быть не отнесена к образовательным организациям из-за отсутствия лицензии или соответствующего кода деятельности в уставных документах, то они будут вынуждены прекратить свою дея-

тельность, не рассчитывая на меры поддержки со стороны государства.

Чем крупнее город, тем выше в нем эпидемиологические риски и жестче режим самоизоляции. При этом именно в крупных городах сосредоточено в основном платное образование. Даже в сфере дополнительного образования детей, где экономический эффект от масштаба деятельности не играет большой роли, охват населения платными услугами заметно выше в крупных городах: доля семей, несущих расходы на дополнительное образование, в Москве составляет около 50%, в городах-миллионниках - 38%, в городах от 100 тыс. до 1 млн. жителей - 32%, в малых городах, поселках и селах - менее четверти [3]. Отсюда следует, что большинству частных образовательных организаций не удастся избежать ограничительных мер и связанных с ними экономических потерь.

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, 9,5% расходов населения на образование не определено по уровню [4]. Поскольку расходы на дополнительное образование не соотносятся с каким-либо уровнем образования, то, с учетом результатов этого обследования, совокупный объем платных услуг населению в сфере дополнительного образования можно оценить в 62,3 млрд. руб. Соответственно, потери в течение одного месяца режима самоизоляции не превысят в данной сфере 5,2 млрд. руб. При этом важно учитывать, что существенная часть платных услуг дополнительного образования оказывается или может быть оперативно переведена в онлайн-формат. В связи с этим потери в сфере дополнительного образования могут быть существенно ниже указанной цифры.

В период самоизоляции резко возрастает спрос на онлайн-образование. Очевидно, что рост объема платных услуг на подобный формат окажется наибольшим в секторе, ориен-

9 Сведения об учреждениях дополнительного образования детей за 2019 год: сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-ДО // Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/6ddf18f8155fd3121d7e3f8f88a1fffb/

тированном на такие услуги, и временный рост не сможет поправить положение организаций, предоставлявших основные образовательные услуги в очной форме. Некоторые занятия действительно могут проводиться или быть эффективными только при непосредственном взаимодействии с преподавателем, наличии специализированного оборудования и условий, однако дистанционные услуги стоят дешевле, чем аналогичные занятия в очной форме, и поэтому в период самоизоляции большинство не согласится платить за онлайн-обу-чение по ценам очных занятий.

Кроме того, перевод занятий из очной в онлайн-форму обеспечивает непрерывность образовательного процесса. Сохранение связей с обучаемыми поможет организациям занять работой преподавателей и технический персонал, а также позволит своевременно завершить образовательные мероприятия. Проведение запланированных очных мероприятий в онлайн-форме может быть обосновано форс-мажором и поэтому быть основанием для отказа в возврате средств за оплаченные услуги, поскольку остальные требования и сроки проведения могут быть соблюдены. Важно отметить, что ФАС России признает пандемию СОУЮ-19 обстоятельством непреодолимой силы и будет учитывать это в своей деятельности10.

В установленный период нерабочих дней (с 30 марта до 30 апреля 2020 г.) государственными и частными детскими садами могут быть недополучены родительские платежи, поскольку они, как правило, осуществляются ежемесячно и рассчитываются исходя из количества дней посещения. Размер родительской платы в государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организациях в четвертом квартале 2018 г. в среднем по

Российской Федерации составил 2159 руб. в месяц. С учетом индекса потребительских цен на услуги дошкольного воспитания11 за период с 2019 по февраль 2020 гг. (1,052) средняя родительская плата оценена в размере 2271 руб. В частных детских садах средняя ежемесячная родительская плата примерно в 4 раза выше, чем в государственных организациях [5], поэтому ее размер оценен в 9084 руб. Численность воспитанников в государственных (муниципальных) организациях, предоставляющих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, составляет около 7,49 млн. детей, а в частных дошкольных организациях -всего 109,2 тыс. детей12. Таким образом, выпадающие доходы от потери родительской платы за один месяц карантина в государственных (муниципальных) детских садах не превысят 17 млрд. руб., а в частном секторе дошкольного образования такие потери составят не более 992 млн. руб. Поскольку часть детей будет содержаться в дежурных группах детских садов, потери будут меньше.

Важно отметить, что доходы государственных дошкольных образовательных организаций формируются преимущественно из бюджетных средств (70%), а родительская плата составляет менее четверти (23%) от общих объемов их финансирования. Для частных же детских садов основным источником поступления средств является родительская плата, которая составляет около 75% от общих доходов подобных учреждений [1]. Таким образом, убытки частных детских садов в период пандемии могут быть критическими для продолжения деятельности и привести к их банкротству.

Финансовое положение частных школ, колледжей и вузов в случае проведения дистан-

10 Письмо ФАС России от 18.03.2020 г. № ИА/21684/20 «Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса» // Сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/ckeditor_assets/attachments/1049/ doc02512220200319161729.pdf

11 Индексы потребительских цен на товары и услуги / Росстат. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi#1

12 Сведения о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми: сводный отчет за 2019 год по форме федерального статистического наблюдения № 85-К / Росстат. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/doshkol-obr.htm

ционных занятий в период самоизоляции (до 30 апреля) оценивается как достаточно устойчивое, поскольку преобладающую часть услуг населению в таких организациях составляет обучение по основным образовательным программам. Эти услуги являются долгосрочными, и их прекращение нецелесообразно для обучающихся: общее образование является обязательным, а перевестись из частной школы в государственную в условиях режима самоизоляции и прочих ограничительных мер представляется крайне затруднительным -возможны только единичные случаи таких переводов, поскольку большинство родителей не смогут решить организационные проблемы. Следует отметить, что в вузах и колледжах оплата, как правило, проводится за семестр до начала соответствующего периода обучения, и поэтому в таких организациях риски финансовых потерь переносятся на начало следующего учебного года.

Некоторые очные занятия нельзя полноценно заменить дистанционным обучением. Интенсификация очных занятий после завершения режима самоизоляции может компенсировать только короткий период дистанционного обучения. Продление ограничения очного обучения еще на месяц (до конца мая) представляет риск устойчивости как для частного, так и для государственного секторов образования, поскольку возможно существенное смещение сроков реализации основных образовательных программ, что повлечет за собой большие издержки в системе образования и потребует весомого увеличения финансирования.

В связи с этим крайне важно нивелировать влияние пандемии на результаты обучения и

переход обучающихся на следующие уровни образования. Согласно приказу Минпросве-щения России № 104 от 17 марта 2020г.13 меры по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, включая внеплановые каникулы и применение дистанционных образовательных технологий, предусмотрены как для общего образования, так и при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ. Этим приказом установлено, что реализация образовательных программ должна быть обеспечена в полном объеме.

Подготовленные Минпросвещения России рекомендации по организации образовательного процесса на выпускных курсах в организациях, реализующих программы среднего профессионального образования14, предусматривают завершение образовательного процесса в срок, установленный такими программами путем изменения форм организации образовательной деятельности. Производственную практику и государственную итоговую аттестацию разрешено проводить с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (при наличии технической возможности). Подготовку выпускных квалификационных работ и (или) к сдаче государственных экзаменов предложено осуществлять одновременно с производственной практикой. При необходимости рекомендуется осуществить перевод обучающихся на индивидуальный учебный план, в том числе на ускоренное обучение в

13 Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/750dd535d2c38b2a15cd47c9ea44086e/download/2751/

14 Рекомендации по организации образовательного процесса на выпускных курсах в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий // Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ cf4254047c38ab6c5aebdde1414834f9/

пределах осваиваемой образовательной программы. Вместе с тем при невозможности применения дистанционных образовательных технологий и заочной идентификации личности Минпросвещения России допускает перенос сроков проведения государственной итоговой аттестации на период после завершения карантина.

После прекращения режима самоизоляции возможно сокращение объема платных образовательных услуг населению относительно докризисного уровня из-за ухудшения общей экономической ситуации. При этом не исключено, что отложенный спрос на услуги скомпенсирует снижение доходов населения.

Услуги дополнительного образования останутся наиболее уязвимыми: они не являются обязательными, первоочередными, требующими непрерывности и поэтому могут значительно сократиться в случае их предоставления за плату. Большинство продолжат начатое обучение, но приток новых обучающихся существенно снизится и не сможет компенсировать потерю дохода. Поэтому некоторые частные организации, прежде всего существующие за счет предоставления платных услуг дополнительного образования, могут прекратить свою деятельность, не покрыв потери за период самоизоляции, столкнувшись с последующим падением спроса и отсутствием поддержки со стороны государства, в том числе по формально юридическим причинам.

Уменьшение доходов населения может оказать существенное влияние на переходы старшеклассников и студентов на следующие уровни образования и их выход на рынок труда. При этом востребованность платного обучения в вузах, особенно в магистратуре и аспирантуре, может заметно снизиться. Кроме того, могут существенно сократиться доходы от обучения иностранных студентов. Пандемия коронавируса охватила почти все страны и нанесла им значительный экономический ущерб, поэтому ее последствия повлияют и на сферу международных образовательных услуг. Некоторые потенциальные абитуриенты из иностранных государств могут пересмотреть или отложить решение о получении образования в России, а уже обучающиеся на платных отделениях - не найти необходимых средств.

В целом финансовое положение системы образования будет устойчиво к действующим на начало апреля 2020 г. ограничениям при условии их отмены в середине мая. При этом в период действия режима самоизоляции (с 30 марта до 30 апреля) значительные финансовые потери могут произойти в сфере дошкольного и дополнительного образования, особенно у частных организаций. Более длительный период ограничительных мер может нанести ущерб всей системе образования в связи со срывом итоговой аттестации, смещением сроков текущего и следующего учебных годов. ■

Литература

1. Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М. Доходы и расходы дошкольных образовательных организаций. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований // Мониторинг экономики образования. 2015. № 15. — М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, URL: https:/ /www.hse.ru/data/2015/11/19/1082076009/ных образовательных организаций.pdf

2. Асмолов А.Г., Авдеева С.М., Агранович М.Л., Косарецкий С.Г., Тищенко А.С. и др. Федеральные целевые программы в сфере образования: социальные эффекты. — М.: Изд-во Федерального института развития образования, 2016.

3. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С.Г. Косарецкий, М.Е. Гошин, А.А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. URL: https://ioe.hse.ru/data/ 2019/04/04/1189087562/D0D_text_print.1.pdf

4. Индикаторы образования 2020: стат. сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020. URL: https://issek.hse.ru/ mirror/pubs/share/352549981.pdf

5. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / И.В. Абанкина, А.А. Бочавер, А.А. Вавилова и др.; под ред. И.В. Абанкиной, К.Н. Поливановой, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/06/25/1490049820/DO_text-tip.pdf

References

1. Abankina I.V., Kozmina Yu.Yu., Filatova L.M. Income and expenses of pre-school educational organizations. Information and analytical materials on the findings of sociological surveys // Monitoring of educational economics. 2015. No. 15. — Moscow. NRU HSE Publishing House, URL: https://www.hse.ru/data/ 2015/11/19/1082076009/ных образовательных организаций.pdf

2. Asmolov A.G., Avdeeva S.M., Agranovich M.L., Kosaretskiy S.G., Tischenko A.S. et al. Federal target programs in education: social effects. — Moscow. Federal Institute for Development of Education Publishers, 2016.

3. Additional education of children in Russia: unified and diversified / S.G. Kosaretskiy, M.E. Goshin, A.A. Belikov et al.; Ed. by S.G. Kosaretskiy, I.D. Frumina; National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. — Moscow. NRU HSE Publishing House, 2019. URL: https://ioe.hse.ru/ data/2019/04/04/1189087562/DOD_text_print.1.pdf

4. Indicators of education 2020: statistical book / N.V. Bondarenko, D.R. Borodina, L.M. Gohberg et al.; National Research University "Higher School of Economics". — Moscow. NRU HSE Publishing House, 2020. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/352549981.pdf

5. From universal accessibility to modern quality: pre-school education in Russia / I.V. Abankina, A.A. Bochvar, A.A. Vavilova et al.; Ed. by I.V. Abankina, K.N. Polivanova, I.D. Frumina; National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. — Moscow. NRU HSE Publishing House, 2019. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/06/25/1490049820/DO_text-tip.pdf

Effect of the Pandemic on the Education Economy

Alexey S. Tishchenko — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia), PhD in economics. E-mail: tishchenko-as@ranepa.ru

In relation to the coronavirus pandemic in Russia, restrictions have been imposed on the movement and employment of the population, the activities of organizations, including those working in the sector of education. The article explores the effect of such measures on the Russian education system. Financial risks of various types of educational organizations, including preschool, school, professional educational organizations, universities, and organizations of additional education, were assessed. In addition, attention is paid to the financing of commercial organizations, distance education technologies and the admission of foreign students.

Conclusions are made about the financial stability of educational organizations under restrictions as of mid-April 2020. The most vulnerable organizations were preschool and additional education, primarily related to the private sector. Based on the analysis of official statistics carried out an assessment of the potential losses of such organizations.

Key words, economics, education, coronavirus pandemic, loss assessment, systemic risks, distance learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.