УДК 378
211
К.В. Планкин
СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
distant learning in the ministry of internal affairs educational organizations in russia uNDER COVID-19 PANDEMIC: CHALLENGEs AND
prospects
ТУработе раскрываются актуальные для современной педагогической действитель-
AJHOcmu проблемы использования дистанционной формы обучения в образовательных организациях МВД России. Охарактеризованы преимущества и недостатки дистанционного образования в аспекте профессиональной подготовки будущих полицейских. Очерчен круг наиболее перспективных направлений совершенствования дистанционного обучения в высшей профессиональной школе МВД России.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, образовательные организации МВД 211 России
Для цитирования: Планкин К.В. Сложности и перспективы реализации дистанционной формы обученияв образовательныхорганизацияхМВДРоссии вусловияхпандемии COVID-19 // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. № С. 211 - 215.
The article highlights current pedagogical challenges in distant learning in MIA of Russia educational organizations. The author describes pros and cons of distance learning in professional training of the future police officers; defines the most promising areas in distant learning development in vocational school of MIA of Russia.
Keywords: distance learning, educational organizations of the Russian Interior Ministry
For citation: Plankin K. V. Distant Learning in the Ministry of Internal Affairs Educational Organizations in Russia under COVID-19 Pandemic: Challenges and Prospects // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. No P. 211 - 215.
Актуализировавшая дистанционную форму обучения пандемия коронавиру-са, к сожалению, не снижает темпов своего распространения, что вновь может повлечь за собой изменения традиционного образовательного процесса высшей профессиональной школы. В связи с этим требуется пересмотр и критический анализ специфических возможностей и недостатков дистанционной формы обучения, с учетом уже имеющегося опыта работы в образовательных организациях МВД России в данном формате, потен-
циально востребованном в обозримом будущем. Результаты такой работы позволят нивелировать основные риски, свойственные для осуществления образовательной деятельности без личного контакта педагога и учащегося, а также осуществить опору на сильные стороны дистанционного обучения.
Говоря о преимуществах дистанционной формы обучения, прежде всего, необходимо отметить, что она прошла достаточно длительный период своего развития. Зародившись в Великобрита-
нии в первой половине XIX века, как способ унификации образовательных достижений студентов (прообраз современной балльно-рейтинговой системы), дистанционное обучение стало стремительно набирать популярность в других странах мира. Важнейшей предпосылкой его востребованности явилась возможность охвата значительно большего количества, по сравнению с очной формой обучения, субъектов образовательного процесса, обусловленного все возрастающим интересом людей к получению образования. Действительно, и в наши дни не каждое высшее учебное заведение располагает достаточным количеством учебных помещений, а более чем полтора века назад для развивающейся системы высшего образования их наличие и оснащение представляло собой серьезную проблему.
Другим преимуществом перед тра-212 диционной формой образовательного процесса является финансовая экономичность дистанционного образования, позволившего объединить современные методы преподавания с новыми информационными технологиями, чтобы обеспечить своему населению приемлемое по стоимости обучение основам грамотности и профессиональной подготовки [1]. Отсутствие материальных затрат, необходимых для посещения учебного заведения, а также сопутствующих расходов, наряду с возможностью оптимизации личного бюджета времени для самообразовательной деятельности, не могут не привлекать потенциальных студентов.
Кроме того, как справедливо отмечают исследователи из Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, электронное обучение дает возможность учиться, находясь практически в любом месте [2].
Большая часть всех этих преимуществ дистанционной формы обучения успешно реализуется в образовательном процессе вузов МВД России в период пандемии коронавируса, когда курсанты с помощью современных средств коммуникации по-
лучают возможность посещения учебных занятий в домашних условиях.
В то же время специфика профессиональной подготовки сотрудников полиции не позволяет в полной мере реализовать все преимущества дистанционного обучения. Невозможной является индивидуализация процесса профессиональной подготовки - одна из ключевых ценностей дистанционной формы обучения. И в этом смысле реализуемая в образовательных организациях МВД России в условиях коронавируса модель подготовки курсантов является интеграцией очной, дистанционной и заочной форм обучения. Так, сохранилось привычное для очной формы обучения единое для всех курсантов расписание учебных занятий, что сводит на нет возможности индивидуального подхода к его построению и выбору наиболее приоритетного направления профессиональной подготовки. В то 212 же время вследствие самоизоляции была вызвана к жизни и присущая заочной форме обучения ориентация образовательного процесса на самообразование курсантов. По сути, дистанционным можно считать лишь механизм взаимодействия педагогов и курсантов вузов МВД России, исключающий необходимость их личного контакта, что вызвано не образовательными задачами, а социальными требованиями по нераспространению заболевания.
В этом аспекте уместно подчеркнуть основную роль дистанционного обучения в современном мире, едва ли не полностью охватывающую гуманистическую общественную миссию по предоставлению возможностей для профессиональной подготовки людям с ограниченными возможностями. Однако если в «гражданских» вузах возможность для реализации данной миссии существует и воплощается на практике, то в ведомственных образовательных организациях ее исполнение в общем случае оказывается невозможным по основным направлениям подготовки, детерминированным сущ-
ностью правоохранительной деятельности, основанной на отличной физической подготовке полицейских.
Далее, рассуждая в данном ключе, нетрудно обнаружить один из важнейших недостатков дистанционной формы обучения применительно к профессиональному образованию курсантов вузов МВД России, который заключается в невозможности их эффективной физической подготовки. Если общепрофессиональные, правовые, исторические и иные знания по многим изучаемым курсантами образовательных организаций МВД России гуманитарным предметам с определенным успехом можно приобрести в ходе дистанционного обучения, то осуществить полноценную физическую подготовку курсантов в таких обстоятельствах практически невозможно. Развитие необходимого для сотрудника полиции 213 уровня физической формы, предполагающего систематическую тренировочную деятельность с использованием спортивного инвентаря в специально оборудованных помещениях либо открытых площадках под непосредственным контролем педагога в условиях дистанционного обучения, становится крайне затруднительным.
Также практически невозможным является решение педагогических задач по огневой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России и приобретению ими умений и навыков боевых приемов борьбы. Очевидно, что после возвращения образовательного процесса в традиционное русло именно этим составляющим физической подготовки будущих полицейских следует уделить приоритетное внимание.
В целом, данная проблема кроется в главном недостатке дистанционной формы обучения, заключающемся в сложности адекватного контролирования результатов образовательного процесса, обусловленного отсутствием непосредственного контакта педагога и обучаемого. Разумеется, современные техни-
ческие средства в определенной мере способствуют решению данной проблемы, когда в ходе интерактивных занятий все же имеется возможность визуализации, поддержания диалога, предъявления дополнительных и уточняющих вопросов и т.д. Но для эффективного применения данного инструментария в условиях дистанционного обучения от преподавателя требуется овладеть не только сугубо педагогическими навыками, но оперативными умениями продвинутого пользователя компьютера, способного организовать полноценную работу в виде видеоконференции, что, как эмпирически уже доказано, на первых порах является особо затруднительным. Другие такие общепринятые и популярные приемы текущего контроля знаний курсантов образовательных организаций МВД России, как опрос, практические работы, тестирование, в условиях дистанци- 213 онного обучения требуют сравнительно больших временных ресурсов, неизбежно вызывая увеличение педагогической нагрузки преподавателей. Наряду с этим осуществление метода наблюдения за образовательной деятельностью курсантов переходит из непрерывного режима в дискретный либо вовсе осуществляется спорадически.
Одним из возможных решений проблемы контроля при использовании дистанционного образования является повышенное количество контрольных заданий для обучающихся, выполняемых исключительно в письменной форме. Как исключительная мера в условия корона-вируса, такой способ может применяться и в высшей профессиональной школе МВД России, однако его реализация сопряжена с разработкой дополнительного к основному банка оценочных средств, требующего усиления методической работы во всех структурных подразделениях вузов. Эта работа, помимо собственно разработки контрольных заданий, должна включать в себя и научно-методическую деятельность, связанную с
изучением педагогами образовательных организаций МВД России специфических особенностей дистанционного образования, его методов, способов, приемов, содержательных компонентов и т.д., с целью формирования у каждого из них целостной модели дистанционного обучения курсантов. Необходима разработка специальной методической литературы в виде пособий и рекомендаций педагогам и курсантам, повышающих эффективность адаптации образовательного процесса образовательных организаций МВД России к дистанционному обучению. Кроме того, по мнению Т.Н. Васильевой, создаваемая учебная литература часть функций преподавателя берет на себя и становится при этом своеобразным самоучителем в системе дистанционного обучения [3].
В качестве других направлений со-214 вершенствования реализации дистанционной формы обучения в образовательных организациях МВД России в условия пандемии COVID-19 может рассматриваться создание специализированного программного обеспечения, непосредственно предназначенного для проведения учебных занятий в онлайн-режиме. Опыт ведения учебных занятий в таком режиме свидетельствует, что технические возможности наиболее популярных в этом отношении программ ZOOM и SKYPE далеко не в полной мере отвечает потребностям учебно-воспитательного процесса, предполагающего не только общение, но и оперирование различной информацией, о посещаемости, успеваемости, тематическом содержании занятия и др.
Отсутствие такой информации в электронном виде и возможности незамедлительного обращения к ней значительно
замедляет ход учебного занятия, когда преподаватель вынужден переключаться с одной источника информации на другой, осуществлять их отбор, анализ, а затем вновь возвращаться к работе с учебной группой либо осуществлять поиск конкретного курсанта для проведения диалога. Разработка специализированного программного обеспечения для осуществления таких онлайн-занятий, учитывающих именно педагогические аспекты видеоконференции и позволяющего быстро получить максимум информации по данным аспектам, может явиться существенной предпосылкой совершенствования дистанционного обучения.
Кратко обобщая высказанные ранее положения, можно сделать несколько выводов:
- использование дистанционной формы обучения в образовательных организациях МВД России является вы- 214 нужденной мерой, способствующей предотвращению заболеваемости коро-навирусом, но не в полной мере соответствующей специфике профессиональной подготовки сотрудников полиции;
- обладая рядом неоспоримых преимуществ перед традиционной системой обучения, дистанционное образование обладает и своими недостатками, преодоление которых требует интеграции элементов очной и заочной форм обучения;
- в качестве перспективных направлений реализации дистанционной формы обучения в образовательных организациях МВД России могут рассматриваться усиление в рассматриваемом аспекте методической работы педагогов и повышение их квалификации, а также совершенствование программного обеспечения технических средств, используемых в учебно-воспитательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриянова М.В. Дистанционное образование: состояние, тенденции, перспективы развития // Педагогическое образование и наука. 2020. № 3. С. 22 - 24.
2. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89 - 92.
3. Васильева Т.Н. Информационно-педагогические условия внедрения технологии дистанционного обучения в вузах МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 1 (33). С. 125 - 129.
REFERENCES
1. Andriyanova M.V. Distancionnoe obrazovanie: sostoyanie, tendencii, perspektivy razvitiya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2020. № 3. S. 22 - 24.
2. Blohovcova G.G., Malikova T.L., Simonenko A.A. Perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya // Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya. 2016. № 118-3. S. 89 - 92.
3. Vasil'eva T.N. Informacionno-pedagogicheskie usloviya vnedreniya tekhnologii distancionnogo obucheniya v vuzah MVD Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2007. № 1 (33). S. 125 - 129.
Сведения об авторе:
Планкин Константин Вячеславович, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России email: [email protected]
215 © Планкин К.В., 2020
About the author:
Plankin Konstantin V., Candidate in Law (Research doctorate), Lecturer of Administrative Law, Administrative Activity and Management of Internal Affairs Bodies, the Kazan Law Institute of MIA of Russia
email: [email protected]
Статья получена: 04.10.2020. Статья принята к публикации: 02.11.2020. Статья опубликована онлайн: 16.11.2020.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.