- адаптационный, поддерживающий функцию адаптации будущего офицера в военно-профессиональной среде (в содержании адаптационного компонента можно выделить опыт социального взаимодействия; устойчивость к факторам среды; саморегуляцию профессиональной деятельности. Этот компонент в структуре профессионализма направлен на способность офицера выполнять свой воинский долг в любых условиях);
- интеграционный, обеспечивающий интеграцию офицера в военный и открытый социум (интеграционному компоненту профессионализма присуща социализация будущего офицера в открытом социуме, без которого понимание профессионализма будет просто невыполнимо как цель социально-профессионального воспитания).
Формирование и развитие профессионализма будущих офицеров, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, военно-профессиональную направленность, мотивацию на выполнение профессиональных
Библиографический список
задач в любых условиях обстановки; проявление творческих способностей, совершенствование личностного адаптационного потенциала, формирование управленческих компетенций и лидерских качеств является приоритетной задачей и возможно лишь при активном участии всех субъектов образовательного процесса.
Достижение профессионализма как желаемого результата профессионального становления и роста будущих офицеров потребует освоения специфических должностных обязанностей, длительного периода профессиональной адаптации к конкретным условиям военной службы.
Компоненты структуры профессионализма, которые мы выявили в нашей работе, оказывают наибольшее влияние на формирование профессиональных качеств будущего офицера и становление его как военного специалиста, а также являются более приемлемыми для развития профессионализма будущего офицера в условиях образовательного процесса военного вуза.
1. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: Научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. Москва: Воениздат, 1985.
2. Гришай В.Н. Социология военного профессионализма в современной российской армии. Диссертация ... доктора социологических наук. Ставрополь, 2002.
3. Митрахович В.А. Развитие педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы: монография. Волгоград, Санкт-Петербург: Лема, 2012.
4. Митрахович В.А. Структура профессионализма военнослужащего. Известия волгоградского педагогического университета. 2015; № 9-10 (104): 64 - 69. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25651538
5. Димухаметов РС., Сергеев С.И. Военно-профессиональная компетентность и компетенции, формируемые у курсантов в процессе обучения в военных авиационных вузах. Здравоохранение, образование, безопасность. 2017; № 1 (9): 110 - 115. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30013444
6. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва: Логос, 2011. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=22311286
7. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство: монография. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19986099
8. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: монография. Воронеж: Научная книга, 2010. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=20109523
9. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО Модэк, 1996.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996.
11. Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. Москва: Издательство Российского универститета дружбы народов, 2004.
12. Чебатарев В.А. Исследование процессов формирования профессионализма курсантов в профессиональном воспитании. Философия образования. 2017; № 4 (73): 164 - 169. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30754584
References
1. Barabanschikov A.V., Mucynov S.S. Pedagogicheskaya kul'iura oficera: Nauchnyepoiski, vojskovoj opyt, prakticheskierekomendacii, vzglyad v buduschee. Moskva: Voenizdat, 1985.
2. Grishaj V.N. Sociologiya voennogoprofessionalizma vsovremennojrossijskoj armii. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Stavropol', 2002.
3. Mitrahovich V.A. Razviiie pedagogicheskogo poienciala voinskogo sociuma v formirovanii professionalizma u voennosluzhaschih konirakinoj sluzhby: monografiya. Volgograd, Sankt-Peterburg: Lema, 2012.
4. Mitrahovich V.A. Struktura professionalizma voennosluzhaschego. Izvesiiya volgogradskogo pedagogicheskogo universiieia. 2015; № 9-10 (104): 64 - 69. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25651538
5. Dimuhametov R.S., Sergeev S.I. Voenno-professional'naya kompetentnost' i kompetencii, formiruemye u kursantov v processe obucheniya v voennyh aviacionnyh vuzah. Zdravoohranenie, obrazovanie, bezopasnosi'. 2017; № 1 (9): 110 - 115. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30013444
6. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invarianiy professionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. Moskva: Logos, 2011. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22311286
7. Belkin A.S. Kompeieninosi'. Professionalizm. Masiersivo: monografiya. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 2004. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=19986099
8. Druzhilov S.A. Individual'nyjresurs cheloveka kak osnova sianovleniya professionalizma: monografiya. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2010. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=20109523
9. Klimov E.A. Psihologiyaprofessionala. Voronezh: NPO Mod'ek, 1996.
10. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Znanie, 1996.
11. Cvyk V.A. Professionalizm: opyi social'no-filosofskogo analiza. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskogo universtiteta druzhby narodov, 2004.
12. Chebatarev V.A. Issledovanie processov formirovaniya professionalizma kursantov v professional'nom vospitanii. Filosofiya obrazovaniya. 2017; № 4 (73): 164 - 169. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30754584
Статья поступила в редакцию 30.09.20
УДК 378
Yakobiuk L.I., senior ledurer, Northern Trans-Ural Siaie Agricuttural Universiiy (Tyumen, Russia), E-mail: Lyakobuk@yandex.ru
STUDY OF THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING DURING THE PANDEMIC ON LEARNING OUTCOMES. The article analyzes results of the unified state exam in specialized mathematics by comparing the expected and actual scores. The author concludes that distance learning during the coronavirus pandemic negatively affected the results of the unified state exam. This is also evidenced by the assessment of the level of training in mathematics in the distance form, to determine which students were asked to set points on a scale from 0 to 10. The average level of training in mathematics in distance form was 4.9 points, while 62% of respondents rated this indicator from 0 to 5 points. The low level of preparation for the unified state exam at school led to the need to resort to a tutor for help. 48% of respondents indicated that they applied for additional help when preparing for the unified state exam in mathematics.
Key words: distance learning, pandemic, use score, entrant, tutor, school, graduate.
Л.И. Якобюк, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, E-mail: Lyakobuk@yandex.ru
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В данной статье приведен анализ результатов ЕГЭ по профильной математике путем сравнения ожидаемых и фактических баллов. Автор приходит к выводу, что дистанционная форма обучения в период пандемии коронавируса отрицательно сказалась на результатах ЕГЭ. Об этом также свидетельствует оценка уровня подготовки по математике в дистанционной форме, для определения которой обучаемым было предложено выставить баллы по шкале от
0 до 10. Среднее значение уровня подготовки по математике в дистанционной форме составило 4,9 баллов, при этом 62% опрошенных оценили данный показатель от 0 до 5 баллов. Низкий уровень подготовки к ЕГЭ в школе привел к необходимости прибегнуть за помощью к репетитору, 48% опрошенных указали, что при подготовке к единому государственному экзамену по математике они обращались за дополнительной помощью. Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, балл ЕГЭ, абитуриент, репетитор, школа, выпускник.
Одним из показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования является средний балл Единого государственного экзамена. Достижение высокого уровня данного показателя - цель всех высших учебных заведений. В 2020 году, когда весь мир переживает последствия пандемии коронавируса, этот вопрос стал еще более актуален. Увеличение числа бюджетных мест в вузах страны, изменение правил приема абитуриентов, позволяющих подавать заявления на большее, по сравнению с 2019 годом, число специальностей, внесут значительные коррективы в результаты показателей мониторинга вузов.
В последнее время многие научные деятели нашей страны, в том числе и в мире, пытаются разностороннее изучить влияние пандемии, связанной с COVID-19, на образовательный процесс. Так, Артеменков М.Н. и Сухова Е.Е. занимались выявлением образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19. Им удалось зафиксировать изменения миграционных намерений молодежи в целях получения высшего образования, факторов и мотивов выбора вузов. Установлено уменьшение миграционной активности выпускников школ и усиление возвратных настроений, определяемых на среднесрочную перспективу. Выявлено снижение востребованности крупных университетских центров при возрастании популярности высшего образования в вузах домашнего региона. Наблюдается значительное усиление значимости фактора финансовой доступности высшего образования. Определены незначительные сдвиги в мотивах выбора вуза: снижение устойчиво значимых ранее запросов (дополнительные пакеты образовательных услуг материально-технического оснащения, наличие преподавателей из числа известных ученых, бизнесменов, политиков) при усилении важности комфорта и безопасности [1].
Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме, был проведен Пилилян Н.Ю. Автор приходит к выводу, что дистанционное обучение естественным образом вписалось в традиционные и современные образовательные технологии. Для него применимы все дидактические системы, реализуемые в очном формате, и могут применяться на различных этапах взаимодействия учителя и ученика. Безусловно, подготовка педагогического коллектива будет играть немаловажную роль в будущем такого образования. Но и от учеников потребуется новый навык - учиться обрабатывать материал, полученный в такой форме, преобразовывать информацию и эффективным методам взаимодействия через компьютер. И помимо безусловных плюсов будут возникать сопутствующие риски и проблемы. Проблемы не только психолого-педагогического, морально-этического, но и гуманитарно-культурологического характера. Ясно одно - в ближайшей перспективе дистанционное образование займет решающую позицию на рынке образовательных услуг, и нам нужно готовиться к этому заранее [2].
С точки зрения социологии, педагогики и философии рассматривают дистанционное обучение Е.Ю. Мартьянов и ЕП Мартьянова. В своей статье «Опыт системного анализа дистанционного обучения в российских школах в период пандемии коронавируса: философско-методологический дискурс» они высказывают мнение об опасности формализации образовательного процесса в режиме дистанционного обучения, необходимости сохранения личностно-эмоционально-го контакта между педагогом и учеником. Дистанционные технологии проигрывают классической классно-урочной форме в отсутствии эмоционально-личностной связи, определенного рода эмпатии между учителем и учеником, значительным затратам времени в организации образовательного процесса, формализацией образовательного процесса, наличием технических ошибок при создании электронных образовательных ресурсов [3].
Особенностями жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), занимались В.Р Кучма, А.С. Седова, М.И. Степанова, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова, С.Б. Соколова, И.Э. Александрова, В.В. Чубаровский. Авторами установлено, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные устройства для доставки учебной информации с учетом возраста и состояния здоровья школьников. В период самоизоляции обучающиеся подвергаются таким неблагоприятным факторам, как значительно возросшая продолжительность «школьных учебных занятий» и выполнения домашних заданий (29,8 и 59,7% соответственно); у 46,7% увеличилось время работы с гаджетами; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами в течение 4 ч. и более отметили 77,2% респондентов; снижение продолжительности прогулок — 68,3% и физической активности — 55,2% детей. Основным средством ежедневного использования детьми был смартфон; 73,1% указали, что смартфон использовался для дистанционного образования. У 30,7% опрошенных отмечены признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2% - карпально-туннельного синдрома, характерные для лиц, использующих персональные компьютеры. Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и дистанционного обучения сказалась на психосоматическом состоянии школьников: у 83,8% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, лишь 13,4% школьников адаптировались к условиям
самоизоляции и дистанционного обучения. Установлено, что в период эпидемии COVID-19 отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, что указывает на необходимость гигиенического регламентирования дистанционного обучения и разработки программы действий в подобных условиях с целью снижения риска нарушения здоровья всех участников образовательного процесса в условиях самоизоляции и дистанционного обучения [4].
Ряд авторов, среди которых Степанова Л.И., Александрова О.М. и Орлов Е.В., в статье «Переход на дистанционное образование в школе, управленческие решения» рассуждают о процедуре принятия управленческих решений при переходе школы на работу в новой форме дистанционного обучения. Рассматривают порядок реализации управленческих функций и дают перечень управленческих действий и их содержание. По их мнению, последовательность управленческих действий может быть полезна администраторам образовательных организаций при разработке управленческих решений [5].
Кораблева Е.Л., Орлов Е.В., Степанова Л.И. рассматривают опыт организации воспитательной работы в школе в дистанционном режиме с использованием цифровых технологий и ресурсов. Они отмечают, что дистанционные формы воспитательной работы имеют некоторые преимущества: оперативное получение обучающимся и родителями информации, гибкий график и комфортная удобная обстановка для проведения онлайн-мероприятий, обеспечение контакта с учениками на их волне, в их режиме, возможность широкого использования готовых разработок (классных часов, фильмов, мастер-классов, онлайн-тестов и т.д.), большой охват участников. В то же время имеются и проблемы. Это, прежде всего, большая загруженность учащихся, которым необходимо заниматься урочной деятельностью в дистанционном режиме. Пока процесс не был налажен, а дети не привыкли к такой форме работы, у них уходило значительное количество времени на удалённое обучение по предметам. Времени на внеурочную деятельность оставалось совсем мало. Остальные проблемы, связанные с техническим оснащением, распределением компьютерного времени между членами семьи, степенью освоенности цифровых технологий такие же, как и в дистанционном учебном процессе [6].
Мы решили остановиться на изучении влияния дистанционной формы обучения во время пандемии коронавируса на результаты обучения учащихся школ, а именно на результаты Единого государственного экзамена по профильной математике. С этой целью в сентябре 2020 года нами был проведен опрос студентов первого курса ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья направлений подготовки 36.05.01 Ветеринария, 36.03.02 Зоотехния, 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза и 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура. Общее число опрошенных составляет 137 человек, из них 79% получили среднее общее образование в школах города и, соответственно, 21% - в сельских школах. Один из вопросов, который нас заинтересовал, касался сравнения фактических (полученных в результате сдачи) и ожидаемых баллов ЕГЭ по профильной математике (табл. 1).
Таблица 1
Анализ результатов ЕГЭ по профильной математике
Балл ЕПЭ Числа опрошенных, %
Ожидаемый результат Фактический результат
Село Пород Село Пород
27 - 49 29 31 29 38
50 - 67 47 41 53 52
68 - 100 24 28 18 10
Анализ табл. 1 позволяет сделать вывод, что фактический результат сдачи ЕГЭ по профильной математике оказался ниже ожидаемого результата, многие переоценили свои возможности. Подобная картина наблюдается независимо от места проживания учащихся: как у ребята из городских школ, так и из сельских ожидали получить балл выше. Процент «высокобалльников» по математике совсем небольшой, менее 15%. В целом же средний балл ЕГЭ по профильной математике среди опрошенных составил 51,57, это ниже, чем в целом за 2020 год по России (53,9). Стоит отметить, что если рассматривать средний балл ЕГЭ по категории «город - село», то нельзя сказать, что подготовка по математике на более высоком уровне проводится в городской школе или сельской, так как различия в средних баллах незначительные, для выпускников городских школ он составил 51,73, а сельских 51,41.
В связи с вышеизложенным можно предположить, что дистанционная форма обучения в период пандемии коронавируса все-таки отрицательно сказалась на результатах ЕГЭ. Об этом также свидетельствует оценка уровня подготовки по математике в дистанционной форме, для определения которой обучаемым было предложено выставить баллы по шкале от 0 до 10. Среднее значение уровня
подготовки по математике в дистанционной форме составило 4,9 баллов, при этом 62% опрошенных оценили данный показатель от 0 до 5 баллов. Низкий уровень подготовки к ЕГЭ в школе привел к необходимости прибегнуть за помощью к репетитору, 48% опрошенных указали, что при подготовке к Единому государственному экзамену по математике они обращались за дополнительной помощью.
Если говорить о репетиторстве, то можно отметить, что к этому процессу многие относятся неоднозначно. Одни его критикуют, считая, что школьный учитель должен обладать способность подготовить каждого ребенка, неависимо от его индивидуальных особенностей, другие положительно относятся к данному виду подготовки. Так, Кулешова О.Е. выделяет следующие основные достоинства индивидуального обучения (репетиторства): живой диалог учителя и ученика, который не могут заменить односторонние вещания информации со стороны педагога или самостоятельное считывание информации учеником; полностью индивидуализированное содержание занятия, позволяющее рассматривать любую тему предмета; личностно ориентированные подходы в образовании; индивидуальные темпы учебной деятельности ребенка; продолжительность занятия, которая определяется учеником, его родителями и репетитором совместно; работа в привычной домашней обстановке, где обучающийся не испытывает чувства страха или неловкости; экономная работа ученика, не тратится время на усвоенные понятия; постоянный контроль действий ученика, дающий возможность во-
Библиографический список
время вносить необходимые коррективы в его деятельность. Однако в современном мире репетиторство подвергается резкой критике за свои слабые стороны: финансовая неэкономичность (оплачивать услуги репетиторов могут позволить себе обеспеченные семьи); совмещение школьного образования и дополнительного обучения с репетитором способствует утомляемости детей; ограниченность влияния учителя, так как у репетитора нет возможности ставить оценки в журнал; отсутствие формирования умения работать в коллективе, что очень важно для социализации обучаемого [7].
Наше исследование показывает, что в условиях пандемии коронавируса у многих ребят просто не было выбора, они вынуждены были обращаться к услугам репетитора в связи со слабо организованной подготовкой к ЕГЭ в школе. Также исследование позволяет сделать вывод, что пандемия каронавируса стала не только фактором, отрицательно влияющим на результаты ЕГЭ, но и на выбор вуза и направления подготовки. Небольшой процент опрошенных ребят (15%), преимущественного проживающих в городе, отметили, что им пришлось изменить выбор вуза либо направления подготовки.
Таким образом, формат дистанционного обучения в настоящее время наиболее актуален и требует активного изучения и модернизации на основе современных инновационных образовательных компьютерных платформ. Внедрение новых форм обучения, позволяющих на высоком уровне осуществлять процесс обучения, является одной из важнейших областей современного образования [8].
1. Артеменков М.Н., Сухова Е.Е. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект. Региональные исследования. 2020; № 2 (68): 111 - 120.
2. Пилилян Н.Ю. Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме. Вопросы педагогики. 2020; № 6-2: 195 - 198.
3. Мартьянов Е.Ю., Мартьянова Е.Г. Опыт системного анализа дистанционного обучения в российских школах в период пандемии коронавируса: философско-методоло-гический дискурс. Концепция «Общество знаний» как новая форма постиндустриального общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. уфа, 2020: 241 - 247.
4. Кучма В.Р, Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; № 2: 4 - 23.
5. Александрова О.М., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Переход на дистанционное образование в школе. Управленческие решения. Современные тенденции развития системы образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020: 52 - 55.
6. Кораблева Е.Л., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Опыт проведения воспитательной работы во время дистанционного обучения. Научный форум: педагогика и психология. сборник статей по материалам XLI Международной научно-практической конференции. Москва, 2020: 18 - 24.
7. Кулешова О.Е. Педагог-репетитор в современном образовательном пространстве. Современные образовательные технологии в системе образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Центр научной мысли, 2017: 8 - 11.
8. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Использование элементов технологии развития критического мышления на занятиях по математике у студентов инженерного профиля. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 242 - 246.
References
1. Artemenkov M.N., Suhova E.E. Transformaciya obrazovatel'nyh strategij vypusknikov shkol v usloviyah rasprostraneniya koronavirusa COVID-19: regional'nyj aspekt. Regional'nye issledovaniya. 2020; № 2 (68): 111 - 120.
2. Pililyan N.Yu. Analiz ispol'zovaniya sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij v obrazovatel'nom uchrezhdenii, rabotayuschem v distancionnom rezhime. Voprosy pedagogiki. 2020; № 6-2: 195 - 198.
3. Mart'yanov E.Yu., Mart'yanova E.G. Opyt sistemnogo analiza distancionnogo obucheniya v rossijskih shkolah v period pandemii koronavirusa: filosofsko-metodologicheskij diskurs. Koncepciya «Obschestvo znanij» kak novaya forma postindustrial'nogo obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2020: 241 - 247.
4. Kuchma V.R., Sedova A.S., Stepanova M.I., Rapoport I.K., Polenova M.A., Sokolova S.B., Aleksandrova I.'E., Chubarovskij V.V. Osobennosti zhiznedeyatel'nosti i samochuvstviya detej i podrostkov, distancionno obuchayuschihsya vo vremya 'epidemii novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19). Voprosy shkol'noji universitetskojmediciny izdorov'ya. 2020; № 2: 4 - 23.
5. Aleksandrova O.M., Orlov E.V., Stepanova L.I. Perehod na distancionnoe obrazovanie v shkole. Upravlencheskie resheniya. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2020: 52 - 55.
6. Korableva E.L., Orlov E.V., Stepanova L.I. Opyt provedeniya vospitatel'noj raboty vo vremya distancionnogo obucheniya. Nauchnyj forum:pedagogika ipsihologiya. sbornik statej po materialam XLI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2020: 18 - 24.
7. Kuleshova O.E. Pedagog-repetitor v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v sisteme obrazovaniya: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Centr nauchnoj mysli, 2017: 8 - 11.
8. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Ispol'zovanie 'elementov tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyah po matematike u studentov inzhenernogo profilya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 242 - 246.
Статья поступила в редакцию 30.09.20
УДК 37 001.12.18
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior ledurer, Attal Siaie Pedagogical Universiiy (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@aHspu.ru
Datsyuk N.N., MA Sudert (Pedagogy), Mai Siaie Pedagogical Universiy (Barnaul, Russia), E-mail: dai999@mail.ru
COMPLEX PROGRAM AS AN INNOVATIVE EXPERIMENTAL ACTIVITY: EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL DEVELOPMENT. The authors note that the development and implementation of a comprehensive program of psychological and pedagogical support of families raising young people with disabilities in a complex center of social services for the population, a priority area of activity, within which is the implementation of group and individual forms of psychological and pedagogical support of both parents raising young disabled people and the adult children themselves. Families raising young disabled people in the activities of the specialists of the complex center for social services of the population are to increase the level of psychological and pedagogical literacy of parents and the degree of involvement in the correctional and developmental process, the formation of an accepting attitude towards an adult child.
Key words: comprehensive program, features of development and implementation, innovative activities.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: bokova_oa@aHspu.ru
Н.Н. Дацюк, магистрант, Институт психологии и педагогики АлтГПУ, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,
г. Барнаул, E-mail: dai999@mail.ru