DOI 10.24411/2541-9056-2020-11016 УДК 796
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
А.К. Карданов, Э.Б. Настуев
В статье рассматриваются вопросы, отражающие современные проблемы применения дистанционного обучения со слушателями образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке. Дистанционное обучение представляет собой непрерывное образование на основе оптимального сочетания различных форм подготовки и переподготовки в контексте интеграции профессионального и личностного пространства слушателей и содержит целенаправленную деятельность по формированию и поддержанию профессиональных умений и навыков, необходимых для решения оперативных, служебных и боевых задач в современных условиях профессиональной деятельности слушателей.
Ключевые слова: физическая подготовка, дистанционное обучение, информационные и компьютерные технологии.
APPLICATION OF DISTANCE LEARNING IN PHYSICAL TRAINING CLASSES WITH STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.K. Kardanov, E.B. Nastuev
The article deals with issues that reflect the current problems of using distance learning with students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in physical training classes. Distance learning is a continuous education based on an optimal combination of various forms of training and retraining in the context of integrating the professional and personal space of students. It is a purposeful activity to form and maintain professional skills, necessary for solving operational, service and combat tasks in modern conditions of professional activity of students.
Keywords: physical training, distance learning, information and computer technology.
Сегодня основу современного обра- ные инновации, в числе которых клю-
зования в системе МВД России состав- чевое место занимает дистанционное
ляет удовлетворение социально- обучение.
культурных и духовных потребностей Непрерывная профессиональная
обучающегося контингента. Для улуч- служебная и физическая подготовка
шения качества образовательной си- слушателей образовательных органи-
стемы крайне важно внедрять различ- заций МВД России - сотрудников ор-
Humanities researches of the Central Russia № 2 (15), 2020 39
ганов внутренних дел - в условиях реформирования как образовательного процесса, так и системы МВД России обусловлена реализацией мер по улучшению правоохранительной деятельности [4; 5].
Сегодня в практике обучения слушателей сложилась довольно противоречивая ситуация между традиционными формами и методами управления данным процессом и возникшей неизбежностью разработок новых путей его совершенствования, что выступает одним из приоритетных направлений кадровой политики МВД России.
Решение указанных проблем, по нашему мнению, лежит в плоскости поиска путей и направлений совершенствования управления процессом дистанционного обучения, предусматривающего интеграцию профессионального и личностного пространства слушателей и представляющего собой целенаправленную деятельность по формированию и поддержанию профессиональных умений и навыков, необходимых для решения оперативных, служебных и боевых задач в современных условиях и в совокупности составляющих профессиональную компетенцию слушателей [1; 4].
Цель физической подготовки слушателей в образовательных организациях МВД России состоит в формировании у них высокого уровня умений и навыков применения боевых приемов борьбы и физических качеств, обусловливающих
успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач.
Известно, что организационное и методическое обеспечение дисциплины «Физическая подготовка», а также контроль за ее состоянием осуществляется представителями кадровых подразделений территориальных органов МВД России [2; 7]. Организация процесса физической подготовки происходит посредством создания учебных групп в разрезе должностей и специализации слушателей, а руководителями этих групп выступают преподаватели кафедры физической подготовки. Указанная категория слушателей в целях совершенствования своего профессионального мастерства проходит обучение по программам повышения квалификации на базе образовательных организаций МВД России.
Сегодняшние реалии привели к тому, что процесс повышения квалификации слушателей - сотрудников ОВД, осуществляющих физическую подготовку, реализуется посредством дистанционного обучения, которое представляет собой непрерывное образование на основе оптимального сочетания различных форм подготовки и переподготовки в контексте повышения компетентности в условиях, обусловленных служебной деятельностью [8].
Как известно, дистанционное обучение реализуется с помощью информационных и компьютерных технологий посредством возможностей гло-
бальной сети Интернет, когда обмен информацией между преподавателем и обучающимися (слушателями, осуществляющими физическую подготовку) происходит на расстоянии друг от друга [2]. Использование дистанционного обучения в отличие от традиционной формы обусловливается рядом преимуществ:
- во-первых, при использовании данной технологии обучения выявляется важная психологическая основа -слушатели учатся сами, а преподаватели создают для этого условия;
- во-вторых, применение дистанционных технологий в учебном процессе обеспечивает развитие личности и реализует разноуровневое обучение;
- в-третьих, преподаватели имеют возможность с помощью дистанционных технологий организовать учебный процесс наилучшим образом для самостоятельной работы слушателей;
- в-четвертых, преподаватели могут применять индивидуальную, фронтальную или групповую форму обучения;
- в-пятых, преподавателями осуществляется качественный контроль полученных слушателями знаний и умений [6].
Решая вопрос об эффективности дистанционного обучения слушателей, следует также в числе его положительных аспектов отметить возможность обучения без отрыва от основной деятельности, гибкость, модульность, экономическую эффективность.
Также дистанционное обучение снижает нервозность обучаемых (у некоторых из них наблюдается волнение и боязнь преподавателя, что мешает им показать полностью свои знания) при прохождении итоговой аттестации и мотивирует их к самостоятельному освоению умений и навыков информационного взаимодействия [3, 5].
К числу проблемных моментов дистанционного обучения следует отнести отсутствие очного общения обучающихся с преподавателями, что приводит к снижению мотивации у некоторых из них из-за отсутствия взаимодействия на эмоциональном уровне. Однако данную проблему можно решить, прибегнув к видеоконферен-цсвязи или же установлением индивидуальной переписки посредством электронной почты по наиболее актуальным темам [8].
Однако физическая подготовка ввиду своей практико-ориентированности не может быть полностью реализована путем дистанционного обучения, поэтому практические занятия целесообразно проводить непосредственно в подразделениях в имеющихся спортивных залах. А по прибытии в образовательную организацию для сдачи итоговой аттестации в последние 2-5 дней из курса обучения практические занятия проводятся преподавателями кафедры физической подготовки, на которых отрабатываются освоенные слушателями, осуществляющими фи-
зическую подготовку, двигательные умения и навыки, а также боевые приемы борьбы.
Современные реалии способствовали образовательным организациям МВД России, реализующим дистанционное обучение, повышать качество наполнения и технологического сопровождения дистанционного обучения [1; 3].
Вместе с тем, учитывая характерные особенности практико-ориентированной дисциплины «Физическая подготовка» в контексте изучения применения боевых приемов борьбы, отметим, что данная дисциплина технически не может осваиваться дистанционно - дистанционное обучение направлено на овладение необходимой теоретической и методической информацией по основам физической подготовки и спортивной тренировке слушателей. Данная информация необходима слушателям, осуществляющим физическую подготовку, для того чтобы получать и интерпретировать информацию об уровне физической подготовленности личного состава территориального ОВД. В последующем на основе проведенной интерпретации слушатели, осуществляющие физическую подготовку, находят и претворяют в жизнь эффективные средства и методы развития физических качеств и формирования навыков (тактических и технических основ) применения боевых приемов борьбы [2; 7].
Отличительной чертой организации повышения квалификации слушателей, осуществляющих физическую подготовку, является: недолговременный период обучения; большой массив учебного материала; преимущественное использование практико-ориентированного обучения; отсутствие требований к наличию квалификации (базового образования) по физической культуре и спорту [6; 7]. Все эти проблемы могут успешно решаться посредством использования технологических возможностей дистанционного обучения, путем разработки электронной образовательной среды с наполнением программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов данной категории обучения, нормативно-правовыми и учебно-методическими материалами, а также заданиями для промежуточного контроля знаний [2; 4].
Процессуально дистанционное обучение реализуется по аналогии с очной формой обучения путем составления ежедневного расписания, которое размещается также в электронной образовательной среде вместе с учебными материалами и тестовыми заданиями. Также на сайте образовательной организации организуется обратная связь с преподавателями в режиме реального времени. Затем, по завершении обучения слушатели, осуществляющие физическую подготовку, при-
бывают в образовательную организацию для прохождения аттестации по изучаемым дисциплинам (модулям) [6; 8].
Обобщая вышеизложенное, отметим, что несмотря на все положительные и проблемные составляющие дистанционного обучения, во многом ре-
шающими факторами, говорящими в пользу его применения, выступают быстрота, гибкость и мобильность, позволяющие осуществлять повышение квалификации в достаточно сжатые сроки, без отрыва от основной служебной деятельности [1; 3; 7].
Список литературы
1. Андреев А.А. Информационные технологии на службе правопорядка // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 1 (69). - С. 60-61.
2. Афов А.Х. Современные информационные технологии в физической подготовке слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Педагогический журнал. - 2018.
- Т. 8. - № 2A. - С. 318-325.
3. Безгачев Ф.В. Вопросы организации дистанционного обучения в системе органов внутренних дел // NovaUm.Ru. - 2017. - № 9. - С. 157-161.
4. Дадов А.В. Моделирование технологии физического воспитания сотрудников органов внутренних дел России // Наука и спорт: современные тенденции. -2018. - Т. 20. - № 3 (20). -С. 88-92.
5. Карданов А.К. Некоторые вопросы организации физической подготовки слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки в соответствии с порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / Ответственные редакторы В.М. Баршай, А.А. Тащиян. - Ростов-на-Дону, 2019. - С. 48-51.
6. Морозова Е.В. Новации сегодня - завтра традиции // Инновации в современной науке: Материалы III Международного зимнего симпозиума / Научный редактор Г.Ф. Гребенщиков. -М., 2014. - С. 40-44.
7. Троян Е.И. Перспективы дистанционного обучения сотрудников // Педагогика и психология.
- 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 160-163.
8. Федулов Б.А., Морозов В.А., Левченко А.А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 3 (74). - С. 43-47.
References
1. Andreev A.A. Informacionnye tekhnologii na sluzhbe pravoporyadka // Akkreditaciya v obra-zovanii. - 2014. - № 1 (69). - S. 60-61.
2. Afov A.H. Sovremennye informacionnye tekhnologii v fizicheskoj podgotovke slushatelej po pro-grammam professional'noj podgotovki MVD Rossii // Pedagogicheskij zhurnal. - 2018. - T. 8. - № 2A.
- S. 318-325.
3. Bezgachev F.V. Voprosy organizacii distancionnogo obucheniya v sisteme organov vnutrennih del // NovaUm.Ru. - 2017. - № 9. - S. 157-161.
4. Dadov A.V. Modelirovanie tekhnologii fizicheskogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossii // Nauka i sport: sovremennye tendencii. - 2018. - T. 20. - № 3 (20). - S. 88-92.
5. Kardanov A.K. Nekotorye voprosy organizacii fizicheskoj podgotovki slushatelej, obuchayush-chihsya po programmam professional'noj podgotovki v sootvetstvii s poryadkom organizacii podgotovki kadrov dlya zameshcheniya dolzhnostej v organah vnutrennih del rossijskoj federacii, utver-zhdennym Prikazom MVD Rossii ot 5 maya 2018 g. № 275 // Fizicheskoe vospitanie i sport: ak-tual'nye voprosy teorii i praktiki Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ot-vetstvennye redaktory V.M. Barshaj, A.A. Tashchiyan. - Rostov-na-Donu, 2019. - S. 48-51.
6. Morozova E.V. Novacii segodnya - zavtra tradicii // Innovacii v sovremennoj nauke Materialy III Mezhdunarodnogo zimnego simpoziuma. Nauchnyj redaktor: G.F. Grebenshchikov. - M., 2014. -S. 40-44.
7. Troyan E.I. Perspektivy distancionnogo obucheniya sotrudnikov, osushchestvlyayushchih fizi-cheskuyu podgotovku v OVD // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2017. -T. 6. - № 2 (19). - S. 160-163.
8. Fedulov B.A., Morozov V.A., Levchenko A.A. Napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya pro-cessom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2018. - № 3 (74). - S. 43-47.
Для ссылки: Карданов А.К., Настуев Э.Б. Применение дистанционного обучения на занятиях по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №2 (15). -С. 39-44.