Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения огневой подготовки как составной части профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

Актуальные проблемы обеспечения огневой подготовки как составной части профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОРУЖИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ СТРЕЛЬБЫ / ТИР / СИМУЛЯТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FIRE TRAINING / WEAPON / PHYSICAL TRAINING / EMOTIONAL STABILITY / PERSONAL SAFETY / TRAINING SHOOTING / SHOOTING RANGE / SIMULATORS / PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Вячеслав Евгеньевич, Кузнецова Елена Владимировна, Яблонский Константин Анатольевич

В статье рассмотрены особенности огневой подготовки курсантов и слушателей. Выделены основные проблемы, возникающие при огневой подготовке слушателя учебного заведения, влияющие на конечный результат усвоения теоретических знаний и практических навыков. Выявлены современные подходы в обучении сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в ОВД, способствующих безопасному и эффективному применению табельного оружия в служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Вячеслав Евгеньевич, Кузнецова Елена Владимировна, Яблонский Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PROVIDING FIRE TRAINING AS PART OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the features of fire training of cadets. The main problems arising at fire training of the listener of educational institution influencing the end result of mastering of theoretical knowledge and practical skills are allocated. Modern approaches in training of the police officers for the first time accepted on service in Department of internal Affairs promoting safe and effective use of the service weapon in office activity are revealed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения огневой подготовки как составной части профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

УДК 355.543.2 DOI: 10.22394/2074-7306-2019-1-1-79-83

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иванов преподаватель кафедры огневой и физической подготовки,

Вячеслав ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, Волгодонский филиал,

Евгеньевич капитан полиции

(347360, Россия, г. Волгодонск, ул. Степная, 40) E-mail:[email protected]

Кузнецова старший преподаватель кафедры огневой и физической

Елена подготовки, ФГКОУ ВО РЮИ МВД России,

Владимировна Волгодонский филиал, подполковник полиции (347360, Россия, г. Волгодонск, ул. Степная, 40) E-mail:[email protected]

Яблонский преподаватель кафедры огневой и физической подготовки, Константин ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, Волгодонский филиал Анатольевич майор полиции

(347360, Россия, г. Волгодонск, ул. Степная, 40) E-mail:[email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены особенности огневой подготовки курсантов и слушателей. Выделены основные проблемы, возникающие при огневой подготовке слушателя учебного заведения, влияющие на конечный результат усвоения теоретических знаний и практических навыков. Выявлены современные подходы в обучении сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в ОВД, способствующих безопасному и эффективному применению табельного оружия в служебной деятельности.

Ключевые слова: огневая подготовка, оружие, физическая подготовка, эмоциональная устойчивость, личная безопасность, учебные стрельбы, тир, симуляторы, психологическая устойчивость.

Огневая подготовка является основной частью профессиональной служебной и физической подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел. Данная дисциплина направлена на формирование устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием, оперативным его применением, а также на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками распознавания ситуаций, при которых крайне необходимо его использовать. Огневая подготовка способствует умелому владению табельным оружием, а также обеспечению его хранения, содержания, использования и применения.

В настоящее время остается актуальной проблема недостаточно высокого уровня подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного табельного оружия в служебной деятельности. [1, с 97].

Согласно №3-ФЗ «О полиции»1 сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018). Справочно-правовая система. Консультант Плюс.

для защиты другого лица

либо себя от посягательства, если это

посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья

для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции

для освобождения заложников

для задержания лица,

застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным

для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов,

общественных объединений, организаций и граждан

для пресечения побега из мест

содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В среднем на территории РФ сотрудниками органов внутренних дел табельное огнестрельное оружие используется не более 60 раз в год; лидирующие позиции среди подразделения МВД занимает ГАИ. [2, с. 129]. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

- для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

- для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

- для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;

- для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Проблема совершенствования профессиональной огневой и физической подготовки теоретиками юридической мысли и практиками [3, с. 42] (сотрудниками высших учебных заведений, реализующих эту дисциплину) рассматривается в трех аспектах. Первоначально - это усвоение обширной теоретико-методологической базы и практическое умение использования боевого оружия на занятиях по огневой подготовке, далее - физическая подготовка и выносливость организма, и в завершение - психологическая и эмоциональная устойчивость. Известно, что при поступлении на службу будущие сотрудники органов внутренних дел проходят медосвидетельствование и психофизиоло-

гическое исследование (включает тесты СМИЛ, КОТ, на скорость реакции, прохождение полиграфа); однако на первоначальных занятиях по огневой и тактической подготовки необходимо еще раз протестировать курсантов.

К примеру, опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой), методика определения суицидальной направленности, Шкала депрессии Бека. После проведенного тестирования необходимо курсантов/слушателей не только научить стрелять из оружия, но и создавать ситуации, максимально приближенные к его будущей служебной деятельности. Одной из основных причин недостаточной профессиональной подготовки слушателя при выполнении оперативно-служебных задач является его психологическая уязвимость. Обратимся к статье И. В. Фишер «Проблемы, возникающие при обучении сотрудников в органах внутренних дел по огневой подготовке»: «...чтобы выполнять свой служебный долг требуется высокий уровень профессиональных навыков. Особенно необходима психологическая готовность к применению оружия, которая зависит не только от уровня профессионально-психологической подготовки, но и от развития профессиональных качеств и состояния личности сотрудника» [4, с 223].

Выделим основные проблемы, возникающие в рамках огневой подготовки слушателя учебного заведения, влияющие на конечный результат усвоения теоретических знаний и практических навыков. Итак, к объективным проблемам отнесем:

- состояние материальной базы (наличие и оборудование тиров).

- количество боеприпасов и вооружения;

- квалификация и уровень подготовки преподавателей/тренеров; К субъективным:

- отсутствие мотивации к образовательному процессу и формирования навыков стрессоустойчивости к будущим служебным «будням».

- недостаточно высокий уровень эмоциональной устойчивости курсантов/слушателей.

Становится очевидно, что слушатели должны преодолевать психологические проблемы, чтобы в полной мере овладеть грамотной техникой стрельбы при исполнении служебных обязанностей. Образовательный процесс при преподавании дисциплины «Огневая подготовка» должен постоянно совершенствоваться и обновляться исходя из актуальных проблем использования боевого оружия [5, с 33].

Теоретическая база курса должна включать следующие разделы1:

- правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника;

- материальную часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

- задержки при стрельбе и способы их устранения;

- основы баллистики;

- правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия, а также гранатометания;

- порядок и условия проведения стрельб и гранатометания;

- вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами;

- правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними. Практическая часть должна быть представлена следующими разделами:

- приемы и правила стрельбы из пистолета;

1 Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23.11.2017 №880. Справочно-правовая система Консультант Плюс.

- учебные стрельбы из пистолета;

- контрольные стрельбы из пистолета;

- приемы и правила стрельбы из автомата АК-74 (АКС-74У) и ПП-91 «Кедр»;

- учебные стрельбы из автомата АК-74 (АКС-74У) и ПП-91 «Кедр»;

- контрольные стрельбы из автомата АК-74 (АКС-74У) и ПП-91 «Кедр».

Таким образом, выделим признаки, формирующие устойчивые навыки стрельбы:

1. Количество практических занятий, проведенных в тире.

2. Наличие учебного оружия и игровых симуляторов.

3. Техническое оснащение тира (имеется виду достаточность освещения, шумоизо-ляция и т.д.)

4. Личная мотивация курсанта

5. Квалификация и харизма преподавателя.

Факторами, отрицательно влияющими на конечный результат - попадание выстрела в цель, являются следующие:

1. Боязнь стрельбы из заряженного оружия как потенциальной угрозы жизни.

2. Неуверенность в правильности своих действий

3. Синдром перфекциониста - повышенная ответственность и предожидаемость отличного результата как факторы провального выстрела

4. Отсутствие теоретических знаний об оружии

5. Психологическая неустойчивость курсанта.

Для решения возникших проблем необходимо разработать систему психологических тренингов, повышающих психоэмоциональную устойчивость слушателей, с целью адаптации их в обращении с табельным огнестрельным оружием и вовлечением в будущую служебную деятельность.

Литература

1. Емельянов О.А., Жемчужников А. В. Огневая подготовка - системообразующая дисциплина в системе подготовки курсантов военных вузов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 97 - 99.

2. Иванов В. Е., Кузнецова Е. В., Яблонский К. А. Основные проблемы деятельности и перспективные направления развития службы по пропаганде безопасности дорожного движения // По материалам межведомственной научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования)». Санкт-Петербург, 2019. 400 с.

3. Клименко А. М., Осипов О. О., Выштикалюк В. Ф. Обеспечение личной безопасности сотрудника полиции на этапе подготовки и повышения квалификации в рамках дисциплины огневая подготовка // В сборнике: совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Внутриведомственного круглого стола. Орёл, 2018. С. 41 - 44.

4. Фишер И. В. Проблемы, возникающие при обучении сотрудников ОВД огневой подготовке // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник Всерос. кругл. стола, 2017. С. 223 - 228.

5. Байкин Р. Ф., Горецкий И. И., Торгерсен А. С., Тюрин О. А. Совершенствование огневой подготовки слушателей факультета профессиональной подготовки образовательных организаций МВД России // отчет о НИР № п. 22 Плана научной деятельности СибЮИ МВД России от 01.01.2018 (Министерство внутренних дел РФ).

Ivanov Vyacheslav Evgenyevich, teacher of department of fire and physical training, police captain, Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgo-donsk branch (40, Stepnaya St., Volgodonsk, 347360, Russian Federation). E-mail:[email protected]

Kuznetsova Elena Vladimirovna, strashy teacher of department of fire and physical training, police lieutenant colonel, Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgodonsk branch (40, Stepnaya St., Volgodonsk, 347360, Russian Federation). E-mail:[email protected]

Yablonsky Konstantin Anatolyevich, teacher of department of fire and physical training, police major, Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgodonsk branch (40, Stepnaya St., Volgodonsk, 347360, Russian Federation). E-mail:[email protected]

ACTUAL PROBLEMS OF PROVIDING FIRE TRAINING AS PART OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article describes the features of fire training of cadets. The main problems arising at fire training of the listener of educational institution influencing the end result of mastering of theoretical knowledge and practical skills are allocated. Modern approaches in training of the police officers for the first time accepted on service in Department of internal Affairs promoting safe and effective use of the service weapon in office activity are revealed.

Key words: fire training, weapon, physical training, emotional stability, personal safety, training shooting, shooting range, simulators, psychological stability.

References

1. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 03.08.2018) «0 policii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 30.12.2018). Spravochno-pravovaja sistema. Konsul'tant Pljus.

2. Ob utverzhdenii Nastavlenija po organizacii ognevoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 23.11.2017 №880. Spravochno-pravovaja sistema Konsul'tant Pljus.

3. Bajkin R. F., Goreckij 1.1., Torgersen A. S., Tjurin O. A. Sovershenstvovanie ognevoj podgotovki slushatelej fakul'teta professional'noj podgotovki obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // otchet o NIR № p. 22 Plana nauchnoj dejatel'nosti SibJuI MVD Rossii ot 01.01.2018 (Ministerstvo vnutrennih del RF).

4. Emeljanov O. A., Zhemchuzhnikov A. V. Ognevaja podgotovka - sistemoobrazujushhaja disciplina v sisteme podgotovki kursantov voennyh vuzov // Uchenye zapiski universi-teta im. P.F. Lesgafta. 2018. № 9 (163). S. 97 - 99.

5. Ivanov V. E., Kuznecova E. V., Jablonskij K. A. Osnovnye problemy dejatel'nosti i perspek-tivnye napravlenija razvitija sluzhby po propagande bezopasnosti dorozhnogo dvizheni-ja // po materialam mezhvedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ak-tual'nye problemy dejatel'nosti po obespecheniju bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija (sostojanie, problemy, puti sovershenstvovanija)». Sankt-Peterburg. 2019. 400 s.

6. Klimenko A. M., Osipov O. O., Vyshtikaljuk V. F. Obespechenie lichnoj bezopasnosti sotrud-nika policii na jetape podgotovki i povyshenija kvalifikacii v ramkah discipliny ognevaja podgotovka // V sbornike: sovershenstvovanie ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik materialov Vnutrivedomstvennogo kruglogo stola. Orjol, 2018. S. 41 - 44.

7. Fisher I. V. Problemy, voznikajushhie pri obuchenii sotrudnikov OVD ognevoj podgotov-ke// Sovershenstvovanie ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik Vseros. krugl.stola, 2017. S. 223 - 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.