Научная статья на тему 'О некоторых проблемах организации занятий по физической подготовке сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России'

О некоторых проблемах организации занятий по физической подготовке сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / РОСТ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ЗАДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПНИКОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / FIGHTING TECHNIQUES / PHYSICAL TRAINING / POLICE OFFICERS / EDUCATIONAL PROCESS / INCREASE IN CRIME / PREVENTION OF OFFENCES / DETENTION OF CRIMINALS / ORGANIZATION OF TRAINING / LOCOMOTOR SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полунин Виктор Петрович, Логинов Сергей Николаевич, Филимонов Дмитрий Геннадьевич, Колотов Иван Петрович

В данной статье рассматриваются основные проблемы организации учебного процесса на занятиях по физической подготовке сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России, препятствующие эффективному овладению ими необходимыми приемами и навыками, способствующими осуществлению ими служебной деятельности, связанной с охраной общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан от правонарушителей. Отмечается особая важность достижения сотрудниками надлежащего уровня профессиональной подготовки, достижение которого является задачей образовательных организаций, осуществляющих подготовку сотрудников полиции. В статье авторы обращают внимание на современное состояние развитие общества, рост преступности, возрастание форм и методов совершения преступлений, а равно увеличение количества нападений на сотрудников полиции, при этом отмечается неготовность последних оказать надлежащее сопротивление вследствие нехватки практических умений и навыков. Обучение соответствующим навыкам осуществляется на занятиях по физической подготовке, и в работе рассматриваются теоретические аспекты организации учебного процесса. Анализируются проблемы подготовки сотрудников полиции, связанные с несоответствием разработанных учебных программ требованиям настоящей действительности, предлагаются механизмы их разрешения. Также рассматриваются эффективные приемы, включение которых в образовательную программу подготовки сотрудников полиции способствует повышению качества их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полунин Виктор Петрович, Логинов Сергей Николаевич, Филимонов Дмитрий Геннадьевич, Колотов Иван Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING LESSONS WITH POLICE OFFICERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MIA OF RUSSIA

This article are considered the main problems of organization physical training lessons with police officers in educational organizations of MIA of Russia, that prevent police officers from mastering techniques, proportioning implementation of service activities, related to public order protection, protection of citizens` rights from offenders. It`s noticed an importance of police officers` s achievement of professional level, and their education is the purpose of educational organization, training police officers. The authors pay attention to the current state of development of the society, increase in crime, complication of commission of crime`s forms, increasing the number of attacks on police officers in this article, and it`s noticed an unwillingness of police officers to resist criminals because of lack of their practical skills. Such skills are educated to physical training classes, and it`s considered theoretical aspects of the educational process in this article. It`s analyzed the problems of police officers` s educational training, related to discrepancy between the curriculums and the requirements of this reality, and the article is offered the ways of solving these problems. It`s considered effective ways of improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах организации занятий по физической подготовке сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России»

педагогические науки

Полунин Виктор Петрович, Логинов Сергей Николаевич, Филимонов Дмитрий Геннадьевич и другие О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ...

УДК 378.147:796.814

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0055

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

© 2019

Полунин Виктор Петрович, начальник кафедры «Огневая и физическая подготовка» Логинов Сергей Николаевич, старший преподаватель кафедры «Огневая и физическая подготовка» Филимонов Дмитрий Геннадьевич, старший преподаватель кафедры «Огневая и физическая подготовка» Колотов Иван Петрович, преподаватель кафедры «Огневая и физическая подготовка» Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел России, филиал в Волгодонске (347360, Россия, Волгодонск, улица Степная, 40, e-mail: kolotov.ivan.1977@bk.ru) Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы организации учебного процесса на занятиях по физической подготовке сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России, препятствующие эффективному овладению ими необходимыми приемами и навыками, способствующими осуществлению ими служебной деятельности, связанной с охраной общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан от правонарушителей. Отмечается особая важность достижения сотрудниками надлежащего уровня профессиональной подготовки, достижение которого является задачей образовательных организаций, осуществляющих подготовку сотрудников полиции. В статье авторы обращают внимание на современное состояние развитие общества, рост преступности, возрастание форм и методов совершения преступлений, а равно увеличение количества нападений на сотрудников полиции, при этом отмечается неготовность последних оказать надлежащее сопротивление вследствие нехватки практических умений и навыков. Обучение соответствующим навыкам осуществляется на занятиях по физической подготовке, и в работе рассматриваются теоретические аспекты организации учебного процесса. Анализируются проблемы подготовки сотрудников полиции, связанные с несоответствием разработанных учебных программ требованиям настоящей действительности, предлагаются механизмы их разрешения. Также рассматриваются эффективные приемы, включение которых в образовательную программу подготовки сотрудников полиции способствует повышению качества их обучения.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, физическая подготовка, сотрудники полиции, учебный процесс, рост преступности, предотвращение правонарушений, задержание преступников, организация обучения, двигательный навык.

SOME PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING LESSONS WITH POLICE OFFICERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MIA OF RUSSIA

© 2019

Polunin Victor Petrovich, head of the Department «Fire and physical training» Loginov Sergey Nikolayevich, senior lecturer of the Department «Fire and physical training» Filimonov Dmitry Gennadievich, senior lecturer of the Department «Fire and physical training» Kolotov Ivan Petrocich, lecturer of the Department «Fire and physical training» Rostov Law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Volgodonsk branch (347360, Russia, Volgodonsk, street Stepnaya, 40, e-mail: kolotov.ivan.1977@bk.ru) Abstract. This article are considered the main problems of organization physical training lessons with police officers in educational organizations of MIA of Russia, that prevent police officers from mastering techniques, proportioning implementation of service activities, related to public order protection, protection of citizens' rights from offenders. It's noticed an importance of police officers' s achievement of professional level, and their education is the purpose of educational organization, training police officers. The authors pay attention to the current state of development of the society, increase in crime, complication of commission of crime's forms, increasing the number of attacks on police officers in this article, and it's noticed an unwillingness of police officers to resist criminals because of lack of their practical skills. Such skills are educated to physical training classes, and it's considered theoretical aspects of the educational process in this article. It's analyzed the problems of police officers' s educational training, related to discrepancy between the curriculums and the requirements of this reality, and the article is offered the ways of solving these problems. It's considered effective ways of improving the quality of education.

Keywords: fighting techniques, physical training, police officers, educational process, increase in crime, prevention of offences, detention of criminals, organization of training, locomotor skill.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе ввиду социальной нестабильности, возрастания, в том числе, уличной преступности особую актуальность приобретает необходимость обеспечения сотрудниками правоохранительных органов охраны общественного порядка, нормальной деятельности основных институтов гражданского общества. Надлежащее выполнение сотрудниками возложенных на них оперативно-служебных задач, количество и уровень сложности которых ввиду вышеуказанных факторов является значительным, возможно при высоком уровне их физической подготовки, владении необходимыми навыками

и умениями, способствующими оказанию противнику сопротивления, предотвращению нападения. Развитие необходимых физических навыков является обязанностью образовательных организаций и учреждений МВД России, в особенности при обучении сотрудников на этапе первоначальной подготовки.

Вместе с тем, как показывает практика, достаточно часто встречаются случаи, когда сотрудники полиции проявляют неспособность оказать необходимое сопротивление правонарушителям в целях из задержания, что свидетельствует о недостаточном уровне их профессиональной подготовки, неумении действовать в сложных ситуациях. Указанные обстоятельства обусловлены, в

Polunin Victor Petrovich, Loginov Sergey Nikolayevich, Filimonov Dmitry Gennadievich and others SOME PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING LESSONS WITH POLICE ..

pedagogical sciences

том числе, недостатками процесса обучения сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке, что препятствует эффективному усвоению ими учебного материала.

В литературе нередко отмечалось наличие организационных проблем при проведении занятий по физической подготовке. Как указывает Е.И. Троян, несовершенство методики обучения боевым приемам борьбы, основанной на применении таких приемов к противнику, не оказывающему сопротивления, впоследствии на практике приводит к неспособности сотрудников противостоять сопротивлению преступника [1; с. 3] и, как следствие, получению различных травм. Подобное несоответствие между «потребностями практики и существующей системой профессиональной подготовки сотрудников полиции [4; с. 2]», вызванное неграмотным распределением учебных часов, выделяемых для изучения того или иного раздела физической подготовки, приводит к недостаточной профессиональной подготовленности сотрудников, что предопределяет необходимость изменения структуры их профессионального обучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Проблемы организации занятий по физической подготовке рассматривались в работах таких авторов, как Е.И. Троян [1], Л.В. Кан [2], Каленик Р.С. [3, 4], В.А. Хромов [5] и др. [6, 7]. Также в некоторых работах, положенных в основу исследования, а именно таких авторов как В.М. Гуралев [8], Х.Б. Ципинов [9], выдвигались предложения по структурированию учебного процесса в целях повышения эффективности усвоения сотрудниками полиции учебного материала по физической подготовке и овладении ими необходимыми навыками и боевыми приемами борьбы. Вместе с тем, практические проблемы, возникающие при непосредственной подготовке сотрудников в образовательных организациях МВД России, а равно организации учебного плана занятий в целях достижения основных целей профессиональной подготовки сотрудников полиции остались неразрешенными, а отельные аспекты существующих организационных недостатков не систематизированы, в связи с чем актуальным представляется рассмотрение данной темы в настоящем исследовании.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель настоящей научной работы состоит в рассмотрении процесса организации проведения занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, выработке практических рекомендаций, направленных на его совершенствование в целях овладения сотрудниками полиции необходимыми навыками, способствующими выполнению возложенных на них служебных задач.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одной из ключевых проблем организации учебного процесса сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке является, на наш взгляд, необоснованное ограничение количества учебных часов, уделяемых процессу обучения боевым приемам борьбы, что делает невозможным овладение сотрудниками необходимыми навыками ударной техники, защите от холодного и огнестрельного оружия. Вместе с тем, общее количество учебных часов, выделяемых на занятия по физической подготовке, является значительным, при этом, в тематический план включаются приемы, навыки, изучение которых не представляет практической значимости в деятельности сотрудников полиции. Подобное «загромождение» тренировочного процесса такими приемами препятствует эффективному освоению сотрудниками приемов и навыков, необходимость в которых обусловлена практической деятельностью.

Наиболее часто недостаточная физическая подготовленность сотрудников полиции проявляется при задер-

жании правонарушителей, оказывающих сопротивление в виде нанесения ударов руками в голову и туловище, нанесении ударов ногами, использовании ножа при попытке их задержания. Данные факторы свидетельствуют о необходимости формирования учебного процесса в соответствии с нуждами профессиональной деятельности, в частности, увеличении времени на изучение ударных защитно-атакующих действий.

Вместе с тем, указанная позиция не является единогласной в научной среде. Так, некоторые авторы в своих работах [10; с. 2] обосновывают нежелательность обучения сотрудников полиции методам ударной техники вследствие особой цели правоохранительной деятельности, которая заключается в защите прав и законных интересов граждан и организаций, пресечении правонарушений. В этой связи использование методов ударной техники, применяемых спортсменами на занятиях единоборствами, для сотрудников полиции неприемлемо, поскольку чревато причинением чрезмерного вреда правонарушителю при его задержании либо оказании сопротивлении ему. По нашему мнению, данная позиция не является обоснованной, поскольку отсутствие методов ударной техники в процессе обучения сотрудников полиции приводит к их неспособности использовать в служебной деятельности весь комплекс боевых приемов борьбы, что, в свою очередь, обусловливает их неспособность предотвратить незаконные действия правонарушителя, оказать ему сопротивление.

Как было отмечено ранее, надлежащей профессиональной подготовленности сотрудников способствует включение в учебный процесс занятия по физической подготовке боевых приемов борьбы, имеющих непосредственное практическое значение для служебной деятельности сотрудника полиции. К числу таких приемов можно отнести «болевые приемы задержания и сопровождения» [11; с. 5] , которые в связи с особенностями техники их выполнения называются также болевые приемы стоя, цель применения которых состоит в ограничении возможности передвижения правонарушителя посредством воздействия на руку последнего. Использование данного приема достаточно часто имеет место при вероятном оказании сопротивления правонарушителем в случаях, когда непосредственных активных действий такое лицо не предпринимает, однако уклоняется от исполнения законных требований сотрудника полиции. Также достаточно эффективным в практической деятельности сотрудника полиции является использование таких приемов, как «загиб руки за спину», «захват», в связи с чем в процессе обучения надлежит уделять значительное внимание их изучению.

Кроме того, как нередко отмечалось в литературе и практике, достаточно частым является необходимость применения сотрудниками необходимых приемов в целях обезвреживания противника, находящегося в положении лежа [8; с. 4]. Однако в учебном плане обучения сотрудников боевым приемам борьбы отводится крайне мало времени на занятия по изучению способов активной борьбы лежа, удержанию и контролю противника в таком положении, что никак не коррелируют с нуждами практической деятельности.

Совершенствованию техники освоения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы, способов противодействия правонарушителям способствует использование бросковых приемов, последствием применения которых является незначительный вред здоровью правонарушителя, а равно его обезвреживание ввиду придания положения лежа [12; с. 3-4]. Использование бросковых приемов, в особенности бросков самбо, эффективность применения которых апробирована практикой, послужит обеспечению защиты от наиболее часто встречающихся ударов руками и ногами, а равно противодействию вооруженным правонарушителям.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, обоб-

216

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Полунин Виктор Петрович, Логинов Сергей Николаевич, Филимонов Дмитрий Геннадьевич и другие О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ...

щая изложенное выше, отметим обусловленную важностью и ответственность выполняемых сотрудниками полиции оперативно-служебных задач, основная цель которых состоит в защите прав и законных интересов граждан и организаций, необходимость высокого уровня их физической подготовки, владения боевыми приемами борьбы, что достигается посредством надлежащего обучения сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России, грамотной организации учебного процесса. Освоению сотрудниками полиции необходимых навыков и приемов борьбы способствует организация учебного процесса в соответствии с нуждами практической деятельности, а именно включение в учебный план занятия большего количества часов, уделяемых изучению боевых приемов борьбы, применение которых необходимо в целях оказания сопротивления правонарушителю, предотвращения его незаконных действий, а равно изучение приемов активной борьбы лежа, изучение бросков самбо и использование их в качестве «контрприемов» от основных ударных приемов, используемых правонарушителями, что способствует повышению эффективности организации учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Троян Е.И. Методика поэтапного обучения приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций МВД России //Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 1 (1). С. 110-115.

2. Кан Л.В. О необходимости систематизации приемов задержания, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С. 207-210.

3. Каленик Р.С. Условия формирования здоровьесберегаю-щей среды в образовательной организации системы МВД России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 132-135.

4. Каленик Р.С. Формирование компетенций здоровьесбереже-ния у педагогических работников образовательных организаций МВД России // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 224-228.

5. Хромов В.А. К вопросу развития методики обучения боевым приемам борьбы сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4. С. 254-257.

6. Афиногенов Т.П., Синянский В.А. Особенности формирования навыков меткой стрельбы у курсантов образовательных учреждений МВД // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 248-249.

7. Холостов К.М. Перспективы совершенствования системы подготовки руководителей органов внутренних дел российской федерации в контексте образовательной реформы //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 331-335.

8. Гуралев В.М. Обеспечение практической направленности обучения на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 52 (3). С. 34-41.

9. Ципинов Х.Б. Актуальные проблемы обучения боевым приемам борьбы сотрудников полиции, проходящих профессиональное обучение //Вестник экономической безопасности. 2017. № 1. С. 207-211.

10. Евтушенко А.А. Обучение боевым приемам борьбы сотрудников полиции на этапе первоначальной подготовки //Аллея науки. 2018. № 5 (21). С. 431-435.

11. Баркалов С.Н., Флусов Е.В., Струганов С.М. Актуальные аспекты обучения боевым приемам борьбы в системе физической подготовки сотрудников полиции // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 2. С. 3-10.

12. Муслимов Р.А. Использование бросков самбо в физической подготовке сотрудников полиции // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 2 (11). С. 144-148.

Статья поступила в редакцию 01.06.2019

Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.