Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов'

Основные направления совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / FIRE PREPARATION / ОБРАЩЕНИЕ С ОРУЖИЕМ И БОЕПРИПАСАМИ / WEAPON HANDLING AND AMMUNITION / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ / MODULAR DESIGN PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калуцкий Игорь Николаевич, Рабазанов Сиражутдин Ибрагимхалилович

в настоящее время в правоохранительной системе возник ряд проблем, связанных с качеством огневой подготовки, которые затрагивают три основных направления: методологическое, организационно-правовое и материально-техническое. В статье речь идет о путях достижения высокого уровня огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов. Эффективность огневой подготовки особенно важна при задержании преступных групп и вооруженных правонарушителей. Исследования причин потерь личного состава в ходе выполнения оперативнослужебных задач свидетельствуют о том, что отсутствие устойчивых навыков в обращении со стрелковым табельным оружием, его использовании и применении способствовало осуществлению против них преступных намерений со стороны лиц, совершающих противоправную деятельность. Планируемое внесение изменений в Курс стрельб ФСИН России непосредственно связано с регламентом построения и проведения упражнений практических стрельб, введением большого количества тактических и ситуационных упражнений, поэтому наиболее эффективным, предпочтительным и правильным является параллельное совершенствование методологического, организационно-правового и материально-технического обеспечения огневой подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калуцкий Игорь Николаевич, Рабазанов Сиражутдин Ибрагимхалилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF FIRE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

currently in the law enforcement system a number of problems associated with the quality of fire training, which affect three main areas: methodological, organizational and legal, logistical arose. The article is about the ways of a high level achievement of firing training among law enforcement office r s. The effectiveness of fire training is particularly important for detention of the criminal group and armed offenders. Researches of the causes of personnel losses during the duties performance speak about the lack of skills of service weapon handling, its use and application, it promoted implementation against them of criminal intentions on the part of persons committing illegal activities. Due to the planned modification of the Course of firing practice of the FPS of Russia that is directlyr elated to the regulation of building and conducting the exercises of practical shooting, the introduction of a large number of tactical and situational exercises, a parallel improving of methodological, organizational, legal and logistical support of fire training is the most effective, preferred and the correct.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов»

УДК 341.51.753.3:343.83 ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ КАЛУЦКИЙ,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]; СИРАЖУТДИН ИБРАГИМХАЛИЛОВИЧ РАБАЗАНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки (Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя),

e-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Реферат: в настоящее время в правоохранительной системе возник ряд проблем, связанных с качеством огневой подготовки, которые затрагивают три основных направления: методологическое, организационно-правовое и материально-техническое. В статье речь идет о путях достижения высокого уровня огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Эффективность огневой подготовки особенно важна при задержании преступных групп и вооруженных правонарушителей. Исследования причин потерь личного состава в ходе выполнения оперативно-служебных задач свидетельствуют о том, что отсутствие устойчивых навыков в обращении со стрелковым табельным оружием, его использовании и применении способствовало осуществлению против них преступных намерений со стороны лиц, совершающих противоправную деятельность.

Планируемое внесение изменений в Курс стрельб ФСИН России непосредственно связано с регламентом построения и проведения упражнений практических стрельб, введением большого количества тактических и ситуационных упражнений, поэтому наиболее эффективным, предпочтительным и правильным является параллельное совершенствование методологического, организационно-правового и материально-технического обеспечения огневой подготовки.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, огневая подготовка, обращение с оружием и боеприпасами, модульный принцип построения занятий.

Огневая подготовка является важнейшим компонентом профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов. Практические занятия по огневой подготовке должны моделировать различные ситуации, максимально приближенные к реальным условиям несения службы. В настоящее время, по нашему мнению, в правоохранительной системе возник ряд проблем, связанных с эффективностью огневой подготовки. Они затрагивают три основных направления: методологическое, организационно-правовое и материально-техническое.

Высокого уровня подготовки сотрудников правоохранительных органов можно добиться только на основе применения передовых знаний в области науки и практики, направленных на совершенствование средств и методов обучения, при условии постоянного повышения уровня профессиональной подготовки и ее составной части - огневой тренировки и учебных тренажей.

© Калуцкий И. Н., Рабазанов С. И., 2015

Для сотрудников правоохранительных органов ее эффективность особенно важна при задержании преступных групп и вооруженных правонарушителей, которые для достижения своих целей прибегают к опасным противоправным деяниям, не останавливаясь ни перед какими преступлениями, вплоть до убийства. Многочисленные исследования причин потерь личного состава в ходе выполнения оперативно-служебных задач свидетельствуют о том, что отсутствие устойчивых навыков в обращении со стрелковым табельным оружием, использовании и применении его способствовало осуществлению против них преступных намерений со стороны лиц, совершающих противоправную деятельность [1]. За последнее время табельное оружие сотрудниками правоохранительных органов применяется:

- на опережение, без тщательного прицеливания, в ограниченное время, а также сдвоенными выстрелами;

- в условиях ограниченной видимости (с использованием тактического фонаря);

- с переносом огня по фронту;

- в движении или на фоне сбивающих и отвлекающих факторов, вызванных физической или психологической составляющей;

- на коротких и сверхкоротких дистанциях;

- с использованием средней и низкой изготовок;

- с разворотом и перемещением.

В настоящее время сотрудники правоохранительных органов при организации занятий по огневой подготовке используют устаревшие отраслевые приказы, которые регламентируют построение и проведение упражнений практических стрельб, что свидетельствует о консервативности и статичности. Данная ситуация характерна для большинства силовых структур, хотя, естественно, существуют исключения. Это можно проследить на примере вооруженных сил, где Курс стрельб (Наставление по огневой подготовке) принимается ежегодно, а в случае поступления на вооружение новых образцов выходят дополнения. По линии Министерства внутренних дел Российской Федерации указанная ситуация более позитивна, положительная тенденция прослеживается в возможности сотрудников моделировать различные ситуации, максимально приближенные к применению табельного оружия в реальных условиях несения службы, но не превышая нормы положенности расходования боеприпасов. Как было указано выше, оружие стало применяться в ограниченное время, на опережение, при перемещении, а также на коротких и сверхкоротких дистанциях.

Для построения и использования новейших методик и соответственно упражнений практических стрельб необходимы изменения в нормативно-правовой базе, регламентирующей данное направление. Проводя анализ основных учебно-методических материалов и нормативных актов, регулирующих огневую подготовку сотрудников правоохранительных органов, можно отметить тот факт, что условия и характер обучения стрельбе сотрудников и стрелков-спортсменов существенным образом различаются [2]. По мнению большинства преподавателей, годовая норма положенности боеприпасов, выделяемая на курсанта специализированного высшего учебного заведения, как и на сотрудника правоохранительных органов, недостаточна и сравнима с количеством боеприпасов, затрачиваемым на одно занятие в процессе обучения стрельбе стрелков-спортсменов. Время, выделяемое на огневую подготовку, также не соответствует требованиям, которые необходимы для приобретения, а также поддержания на должном уровне устойчивых навыков в применении огнестрельного

табельного оружия, особенно это объективно в связи с экстремальным характером службы. Так, курсанты вузов правоохранительных органов получают навыки огневой подготовленности в ходе практических занятий, которые проводятся не более 1 раза в 2 недели, в то время как стрелки-спортсмены занимаются стрельбой не менее 2-4 раз в неделю. Для сравнения, на физическую подготовку данной категории обучающихся в соответствии с рабочими учебными планами выделяется аудиторных часов в 2 раза больше. При равномерной форме распределения столь малое количество практических занятий в течение семестра значительно снижает эффективность получения и поддержания на должном уровне устойчивого навыка стрельбы. Данная проблема существует во всех учебных заведениях правоохранительных органов, и каждый решает ее по-своему: кто-то концентрирует весь объем часов на старших курсах, подводя итог дисциплины к выпуску, другие - с 1-го по 3-й курс. Однако во всех перечисленных вариантах существуют недостатки. В первом случае курсантов 1-го и 2-го года обучения запрещается привлекать к несению службы и выполнению оперативных задач с использованием огнестрельного табельного оружия, во втором - в течение двух последних лет обучения старшекурсники не имеют занятий по дисциплинам огневой подготовки, соответственно почти полностью теряют навык обращения с оружием и боеприпасами, поэтому по прибытии в территориальные органы для прохождения дальнейшей службы показывают низкий результат.

Академия ФСИН России пошла по другому пути, проведя эксперимент. Его принцип сводится к объединению всех семестровых практических занятий в модуль с интенсивностью проведения не реже одного раза в неделю. Семь групп юридического факультета придерживались данного модульного принципа построения занятий, соответственно шесть групп психологического и экономического факультетов использовали традиционную (равномерную) систему организации учебного процесса. Изучение текущего модуля заканчивалось зачетом, где лучший результат показали курсанты экспериментальных групп. Главной целью исследования было выяснить, какой процент остаточных знаний и особенно навыка стрельбы остается в мышечно-тактильных ощущениях обучающегося. Проводя дальнейшие исследования (входное тестирование), в начале следующего модуля (семестра) мы определили процент усвоения предыдущего материала на примере выполнения ранее изученного упражнения учебных стрельб. Контрольные стрельбы показали превосходство модульной системы организации учебного процесса по огневой подготовке. Несмотря на эффективный выход из сложившейся ситуации, связанной с дефицитом ау-

диторных часов, в конечном счете для качественной отработки более сложных упражнений, которые моделируют ситуации, максимально приближенные к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов, объективно необходимо увеличение количества практических занятий. Это обусловлено дифференцированным подходом к положению для ведения стрельбы в зависимости от определенной ситуации, что является существенным фактором, характеризующим специфику огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов. Если в рамках спортивной стрельбы позиция стрелка заранее определена, прогнозируема, то в процессе обучения необходимо сформировать навык ведения огня из различных положений и расстояний, под действием различных сбивающих факторов. В ситуации огневого контакта с преступником также весьма трудно предсказать обстановку.

Обобщение практики свидетельствует о том, что решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, зависит не только от достаточного количества квалифицированных сотрудников, от степени их оснащенности разнообразными материальными и техническими средствами, но и от умения профессионально грамотно их применять в конкретной ситуации. Недостаточное обеспечение личного состава, выполняющего повседневные оперативные задачи или участвующего в проведении операций по предотвращению и пресечению различного рода неправомерных действий, вооружением, специальными средствами, средствами связи, образцами и комплексами специальной техники, а также их неэффективное использование отрицательно влияет на морально-психологическое состояние сотрудников правоохранительных органов, их готовность и способность выполнить поставленную задачу, приводит к неоправданным травмам и потерям. Профессиональное владение оружием возможно лишь тогда, когда сотрудник не только имеет специальные знания (из теории стрельбы, правовых оснований применения и использования оружия и т. д.), но и обладает необходимыми двигательными умениями и навыками, связанными с его эффективным и

безопасным обращением при выполнении оперативно-служебных или боевых задач.

Как отмечено ранее, практические занятия по огневой подготовке должны моделировать различные ситуации, максимально приближенные к реальным условиям несения службы. Благодаря этому будут эффективно формироваться необходимые прикладные знания, умения и навыки в обращении с оружием, готовность к мгновенному использованию его в сложных оперативных ситуациях, воспитываться психологическая устойчивость к сбивающим факторам, развиваться координационные, скоростно-силовые физические способности, а также прививаться культура обращения с оружием [3]. Достичь высоких результатов в стрельбе можно только постоянными тренировками с оружием с использованием инновационных технических средств и выверенных практикой методик обучения [4]. Одна из таких методик - использование в обучении оптико-сенсорных, лазерных стрелковых тренажеров «СКАТТ» и «РУБИН», а для стрельбы боевыми патронами - мультимедийного аппаратного комплекса огневой подготовки, например, компании ООО «ГЕРЦ». Эти системы позволяют моделировать различные упражнения и практические ситуации, возникающие в правоохранительных органах, с применением огнестрельного оружия.

Планируемое внесение изменений в Курс стрельб ФСИН России непосредственно связано с регламентом построения и проведения упражнений практических стрельб, введением большого количества тактических и ситуационных упражнений, поэтому наиболее эффективным, предпочтительным и правильным является параллельное совершенствование методологического, организационно-правового и материально-технического обеспечения огневой подготовки. Это повлечет за собой не только изменение норм расхода боеприпасов на боевую подготовку, но и увеличение количества практических занятий по огневым дисциплинам с использованием новейших методик обучения как в учебных заведениях, так и в практических органах правоохранительных структур.

Список литературы

1. Чернов А. И. Организация личной безопасности сотрудников ОВД. Домодедово, 2001. 40 с.

2. Кочеткова С. В., Таран А. Н. Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД. URL : http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/3/pedagogika/ kochetkova-taran.pdf (дата обращения: 03.11.2015).

3. Щипин А. И., Ковшов Н. В., Шестопалова Е. В. Огневая подготовка в органах внутренних дел : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. 240 с.

4. Крючин В. Практическая стрельба. М., 2006. 264 с.

IGOR NIKOLAEVICH KALUTSKY,

senior lecturer of fire preparation department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]; SIRAZHUTDINIBRAGIMKHALILOVICH RABAZANOV,

phd in pedagogy,

associate professor of the tactical and special, fire and physical preparation department (Ryazan branch of the Ministry of internal affairs Moscow Kikot university),

e-mail: [email protected]

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF FIRE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Annotation: currently in the law enforcement system a number of problems associated with the quality of fire training, which affect three main areas: methodological, organizational and legal, logistical arose. The article is about the ways of a high level achievement of firing training among law enforcement officers.

The effectiveness of fire training is particularly important for detention of the criminal group and armed offenders. Researches of the causes of personnel losses during the duties performance speak about the lack of skills of service weapon handling, its use and application, it promoted implementation against them of criminal intentions on the part of persons committing illegal activities.

Due to the planned modification of the Course of firing practice of the FPS of Russia that is directly related to the regulation of building and conducting the exercises of practical shooting, the introduction of a large number of tactical and situational exercises, a parallel improving of methodological, organizational, legal and logistical support of fire training is the most effective, preferred and the correct.

Key words: law enforcement officers, fire preparation, weapon handling and ammunition, modular design practice.

References

1. Chernov A. I. Organizacija lichnoj bezopasnosti sotrudnikov OVD [Organization of personal security of staff of law-enforcement bodies]. Domodedovo, 2001. 40 р.

2. Kochetkova S. V., Taran A. N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sovershenstvovanija ognevoj podgo-tovki sotrudnikov OVD [Teoretiko-metodologichesky bases of improvement of fire training of staff of law-enforcement bodies]. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/3/pedagogika/ ko-chetkova-taran.pdf (Accessed 3 November 2015).

3. Shhipin A. I., Kovshov N. V., Shestopalova E. V. Ognevaja podgotovka v organah vnutrennih del [Fire preparation in law-enforcement bodies]. 2-d edition. Moscow, 2005. 240 р.

4. Krjuchin V. Prakticheskaja strel'ba [Practical firing]. Moscow, 2006. 264 p.

© Kaluckij I. N., Rabazanov S. I., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.