Научная статья на тему 'Порядок обоснования оценочных показателей (сопоставительных норм) разрабатываемых упражнений стрельб, обеспечивающих реализацию дидактического принципа «Доступность»'

Порядок обоснования оценочных показателей (сопоставительных норм) разрабатываемых упражнений стрельб, обеспечивающих реализацию дидактического принципа «Доступность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДОСТУПНОСТЬ / УПРАЖНЕНИЯ СТРЕЛЬБ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / TRAINING / DIDACTIC PRINCIPLES / AVAILABILITY / FIRING EXERCISES / ESTIMATES / NORMAL DISTRIBUTION / COMPARATIVE STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Черных Виталий Викторович

Для обеспечения практической направленности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, нормативными правовыми актами допускается возможность разработки педагогическими работниками учебных упражнений стрельб, которые моделируют условия применения огнестрельного оружия. При обучении упражнениям стрельб необходимо соблюдать дидактические принципы, одним из которых является принцип «доступности» (при необходимой степени трудности). Для обеспечения реализации дидактического принципа «доступность» необходимо, чтобы педагог-исследователь устанавливал такие оценочные показатели разработанных им упражнений стрельб, при которых бы распределение оценок соответствовало закону нормального распределения. Предлагается использование сопоставительных норм. Исследования показали, что в результате апробирования экспериментальных методик обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из табельного и штатных видов оружия установленные исследователями оценочные показатели упражнений стрельб обеспечивают реализацию дидактического принципа «доступность». Это обстоятельство подтверждает то, что при использовании исследователями четырехбалльной шкалы оценивания около 70 % обучаемых получили оценки «удовлетворительно» и «хорошо» и около 30 % обучаемых получили оценки «отлично» и «неудовлетворительно».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Черных Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The order of justification of the estimated indicators (comparative norms) of the developed shooting exercises, providing the implementation of the didactic principle of «accessibility»

To ensure the practical orientation of fire training police officers, are involved in counterterrorism operations in the North Caucasus region of the Russian Federation, normative legal acts allows for the development of teaching staff training exercise firings that simulate the conditions of use of firearms. When training exercises firing is necessary to observe the didactic principles, one of which is the principle of «availability» (with the necessary degree of difficulty). To ensure the implementation of the didactic principle of «availability» requires that teacher-researcher to establish such evaluation indicators of exercise developed by shooting them in which to distribution of scores corresponded to a normal distribution. It is proposed to use comparative law. Studies have shown that as a result of testing of the experimental techniques of training the employees of the Interior shooting from the organic and regular weapons established researchers estimates firing exercises ensure the implementation of didactic principle of «accessibility». This fact confirms that researchers using a four-point assessment scale about 70 % of students were rated «satisfactory» and «good» and 30 % of students were rated as «excellent» and «unsatisfactory».

Текст научной работы на тему «Порядок обоснования оценочных показателей (сопоставительных норм) разрабатываемых упражнений стрельб, обеспечивающих реализацию дидактического принципа «Доступность»»

УДК 37.02 АСТАФЬЕВ Николай Вениаминович

Начальник кафедры огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования ФГКУ ДПО ТИПК МВД России, доктор педагогических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования.

Адрес^ Россия, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75 Тел.: +7 (982) 911-38-58 E-mail: astnic@mail.ru

ASTAFEV Nikolay Veniaminovich

Head ofthe Department ofFire, Tactical and Special Training and Operational Planning of the Tyumen Institute for Advanced Training ofthe MIA of Russia, Doctor ofPedagogical Sciences, Professor,

Honored Worker of Higher Professional Education Address: Russia, 625049, Tyumen, Amurskaya str., 75 Ph.: +7 (982) 911-38-58 E-mail: astnic@mail.ru

ЧЕРНЫХ Виталий Викторович

Старший преподаватель кафедры огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования ФГКУ ДПО ТИПК МВД России, кандидат юридических наук

Адрес: Россия, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75 Тел.: +7 (929) 263-42-66 E-mail: blackvit@bk.ru

CHERNYKH Vitaliy Viktorovich

Senior Lecturer ofthe Department ofFire, Tactical and Special Training and Operational Planning ofthe Tyumen Institute for Advanced Training ofthe MIA of Russia, Candidate ofJuridical Sciences

Address: Russia, 625049, Tyumen, Amurskaya str., 75 Ph.: +7 (929) 263-42-66 E-mail: blackvit@bk.ru

Порядок обоснования оценочных показателей (сопоставительных норм) разрабатываемых упражнений стрельб, обеспечивающих реализацию дидактического принципа «доступность»

The order of justification of the estimated indicators (comparative norms) of the developed shooting exercises, providing the implementation of the didactic principle of «accessibility»

Для обеспечения практической направленности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, нормативными правовыми актами допускается возможность разработки педагогическими работниками учебных упражнений стрельб, которые моделируют условия применения огнестрельного оружия. При обучении упражнениям стрельб необходимо соблюдать дидактические принципы, одним из которых является принцип «доступности» (при необходимой степени трудности). Для обеспечения реализации дидактического принципа «доступность» необходимо, чтобы педагог-исследователь устанавливал такие оценочные показатели разработанных им упражнений стрельб, при которых бы распределение оценок соответствовало закону нормального распределения. Предлагается использование сопоставительных норм. Исследования показали, что в результате апробирования экспериментальных методик обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из табельного и штатных видов оружия установленные исследователями оценочные показатели упражнений стрельб обеспечивают реализацию дидактического принципа «доступность». Это обстоятельство подтверждает то, что при использовании исследователями четырехбалльной шкалы оценивания около 70 % обучаемых получили оценки «удовлетворительно» и «хорошо» и около 30 % обучаемых получили оценки «отлично» и «неудовлетворительно».

Ключевые слова: обучение; дидактические принципы; доступность; упражнения стрельб; оценочные показатели; нормальное распределение; сопоставительные нормы.

То ensure the practical orientation of fire training police officers, are involved in counterterrorism operations in the North Caucasus region of the Russian Federation, normative legal acts allows for the development of teaching staff training exercise firings that simulate the conditions of use of firearms. When training exercises firing is necessary to observe the didactic principles, one of which is the principle of «availability» (with the necessary degree of difficulty). To ensure the implementation of the didactic principle of «availability» requires that teacher-researcher to establish such evaluation indicators of exercise developed by shooting them in which to distribution of scores corresponded to a normal distribution. It is proposed to use comparative law. Studies have shown that as a result of testing of the experimental techniques of training the employees of the Interior shooting from the organic and regular weapons established researchers estimates firing exercises ensure the implementation of didactic principle of «accessibility». This fact confirms that researchers using a four-point assessment scale about 70 % of students were rated «satisfactory» and «good» and 30 % of students were rated as «excellent» and «unsatisfactory».

Keywords: training; didactic principles; availability; firing exercises; estimates; normal distribution; comparative standards.

Введение. К сотрудникам, привлекаемым к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской

Федерации, предъявляются повышенные требования к огневой подготовленности [1—5]. Сотрудники, находясь в служебной командировке, вооружены двумя видами

оружия — табельным (пистолетом Макарова) и штатным (автоматом или пулеметом Калашникова или снайперской винтовкой), и они должны уверенно владеть табельным и штатным оружием. Система профессиональной служебной и физической подготовки не всегда обеспечивает уровень огневой подготовленности, необходимый для выполнения оперативно-служебных задач в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, особенно с применением штатного оружия — автомата или пулемета Калашникова, снайперской винтовки [6].

Рекомендуемые действующим нормативным правовым актом упражнения стрельб для сотрудников, привлекаемых к проведению или участию в контртеррористической операции или в вооруженном конфликте, представляет собой лишь перечень упражнений, а не методику огневой подготовки. Анализ практики применения оружия сотрудниками, привлекаемыми к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, позволил выделить ряд специфических требований к огневой подготовленности: стрельба может вестись не только по определённой цели, но и в направлении цели; со сменой положений для стрельбы, из-за укрытия, с использованием упоров, в средствах бронезащиты, со сменой магазина, в движении, в составе служебного наряда (группы) и т.д. [7].

Эти обстоятельства указывают на необходимость учета условий стрельбы из табельного и штатных видов оружия в боестолкновениях при разработке упражнений стрельб для сотрудников, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации [8].

Кроме учета практики применения в боестолкновениях табельного и штатных видов оружия, необходимо учитывать и такие факторы, как объем учебной нагрузки по огневой подготовке, нормы положенности боеприпасов на огневую подготовку, уровень огневой подготовленности сотрудников, прибывших на обучение, и др.

Действующий нормативный правовой акт предусматривает возможность педагогическим работникам самостоятельно разрабатывать упражнения стрельб, условия и порядок их выполнения. Особое внимание необходимо уделять определению оценочных показателей упражнений стрельб. Необходимо, чтобы педагог-исследователь выбирал такие параметры оценки выполнения разработанных им учебных упражнений стрельб, при которых бы распределение оценок соответствовало закону нормального распределения. Это позволит обеспечить реализацию дидактического принципа обучения «доступность» (при необходимой степени трудности). Педагогические работники, привыкшие к использованию в учебном процессе упражнений стрельб, определённых нормативными правыми актами, в которых оценочные показатели уже заданы, как правило, не имеют представления о педагогической функции оценочных показателей (норм), о видах норм и о том, как разрабатываются нормы.

Необходимость реализации дидактического принципа «доступность» при освоении упражнений учебных стрельб частных методик обучения стрельбе из табельного и штатных видов оружия для сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контр-

террористических операций на территории СевероКавказского региона Российской Федерации, посредством установления оценочных показателей в виде сопоставительных норм, определяет актуальность темы исследования.

Результаты исследования. Накопленный нами опыт обучения в институте сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, показал, что объём учебных занятий в 28 часов (2 часа из которых зачёт) является достаточным для эффективного расходования того количества боеприпасов, которое положено на огневую подготовку сотрудников данной категории.

Огневая подготовка сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, осуществляется нами в форме модульного (блочного) обучения — изучение материала осуществляется одним блоком, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении. В течение четырёх дней проводятся практические занятия на стрельбище и на полигоне. Упражнения стрельб моделируют условия применения оружия как в одиночном порядке, так и в составе служебного наряда.

В связи с тем, что у сотрудника находятся на вооружении два вида оружия (табельное и штатное), а также в связи с тем, что штатное оружие может быть трёх видов (АК, РПК и СВД), все практические занятия имеют комплексную форму (комплексное отраслевое занятие).

Первой, в объеме 4 часов, осваивается тема «Приёмы и правила стрельбы (ПМ, АК, РПК, СВД)». Цель занятия — закрепить навыки безопасного обращения с табельным и штатными видами оружия и боеприпасами, приемы стрельбы из различных положений, действия по командам на учебных стрельбах, знания мер безопасности.

Далее, в объёме 4 часов, проводится занятие на тему «Проверка боя табельного и штатного оружия и приведение его к нормальному бою (ПМ, АК, РПК, СВД)». Цель занятия — проверить бой табельного и штатного оружия, при необходимости привести оружие к нормальному бою и вселить в сотрудников уверенность в безотказности работы оружия и точности его боя.

Далее, в объёме 14 часов, проводятся занятия на тему «Учебные стрельбы из табельного и штатного оружия, в т. ч. упражнения, моделирующие условия выполнения оперативно-служебных задач (ПМ, АК, РПК, СВД)». В объёме 4 часов проводятся занятия на тему «Контрольные стрельбы из табельного и штатного оружия, моделирующие условия выполнения оперативно-служебных задач (ПМ, АК, РПК, СВД)».

Зачёт по разделу «Огневая подготовка» включает в себя теоретическую часть — оценку теоретических знаний обучающихся и практическую часть — проверку навыков обращения с оружием (нормативы по огневой подготовке), осмотр оружия перед выходом на службу, чистку и смазку оружия, приёмы удержания оружия («хват» пистолета и способы его поддержки свободной рукой), приёмы стрельбы из различных положений и видов оружия.

При разработке методик обучения стрельбе из табельного и штатных видов оружия сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории

Северо-Кавказского региона Российской Федерации, необходимо:

— обеспечить проверку у обучаемых наличия навыков безопасного обращения с оружием и действий по командам на учебных стрельбах, при необходимости — сформировать эти навыки;

— оценить исходный уровень огневой подготовленности сотрудников и на основе этих данных разрабатывать частные методики обучения (для табельного и штатных видов оружия);

— учитывать действующие нормы положенности боеприпасов на огневую подготовку сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

— организовать обучение огневой подготовке одним блоком — на протяжении нескольких дней подряд изучается только одна дисциплина «Огневая подготовка»;

— в связи с нахождением на вооружении у сотрудников двух видов оружия (табельного и штатного) проводить только практические занятия, которые должны иметь комплексную форму (комплексное отраслевое занятие);

— при разработке упражнений стрельб необходимо учитывать практику (физические условия) применения оружия при участии сотрудников в проведении контртеррористических операций;

— для формирования у педагогического работника представления о содержании частной методики обучения стрельбе (из конкретного вида оружия) условия, усложняющие выполнение упражнений стрельб, целесообразно отображать в графическом виде (в таблицах), которые должны быть расположены на одном листе;

— по окончании обучения (на тактико-специальном учении) необходимо отработать упражнение стрельб, выполняемое из двух видов оружия, последовательно. Обязательными условиями выполнения этого упражнения стрельб является экипировка обучаемых средствами индивидуальной бронезащиты; стрельбу следует выполнять после передвижения, с коротких остановок и со сменой положений для стрельбы;

— при определении параметров для оценки выполнения учебных упражнений стрельб, которые разрабатывают педагогические работники, необходимо соблюдать требования закона нормального распределения, что позволит соблюсти такой дидактический принцип обучения, как «доступность» (при необходимой степени трудности). Так, при использовании четырёхбалльной шкалы оценки упражнений стрельб целесообразно придерживаться следующего правила: оценки «удовлетворительно» и «хорошо» (интервал X + 1о) должны получить 68 % обучаемых, а оценки «отлично» и «неудовлетворительно» — 32% обучаемых [9].

Характеристика закона нормального распределения. Результаты выполнения упражнений стрельб при репрезентативной выборке должны распределяться в соответствие с нормальным законом. Нормальный закон распределения (закон Гаусса) играет исключительно важную роль в теории вероятностей и занимает среди других законов распределения особое положение. Нормальный закон распределения — наиболее часто встречающийся на практике закон распределения. Главная особенность, выделяющая нормальный закон среди других, состоит в том, что он является предельным законом, к которому приближаются

другие законы распределения, т.е. разброс данных, характеризующих самые различные явления, имеет общую характеристику.

Практически все значения нормально распределённой случайной величины (с вероятностью 0,9973) находятся в интервале (Х + За) (рис. 1). Это правило трёх сигм.

'-68%—'

-95%-

-99%-

Рис. 1. Количество наблюдений (в процентах) в интервалах в 1о при нормальном распределении.

Проблема оценивания. Процессу оценивания всегда предшествует некоторый субъективный момент, связанный с выбором способа оценки (в нашем случае — условия выполнения упражнений стрельб) и критерия оценки (в нашем случае — количество выбитых очков или количество попаданий в цель).

Следовательно, любой педагог-исследователь мог бы предложить свой вариант оценивания. В таком случае процедура оценивания потеряла бы смысл, т.к. её результат зависел бы не только от уровня измеренного свойства, но и от того, кто и как проводит оценивание. В этом случае оценки будут трудно сопоставимыми.

Поэтому значение имеет не только стандартизация процедур тестирования (условий выполнения упражнений стрельб), но и стандартизация критериев (шкал) оценивания (количество выбитых очков или количество попаданий в цель / в заданную зону поражения).

Основные понятия оценивания. Оценкой (или педагогической оценкой) называется унифицированная мера успеха в выполнении какого-либо задания (упражнения, теста). Процесс перевода результата измерения в оценку называют оцениванием.

Оценка может быть выражена в качественной (словесной) форме (например, «зачтено» или «не зачтено», «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») или в количественной форме (например, количество попаданий в цель).

Задачами оценивания являются:

— сопоставить уровень достижений обучаемых в одном упражнении стрельб;

— сопоставить уровень достижений обучаемых в разных упражнениях стрельб;

— определить нормы, т. е. установить, каким должен быть зачетный норматив для разных упражнений стрельб.

Критерии пригодности шкал. Вопрос о том, какая из шкал лучше, имеет смысл только в том случае, если заранее определена цель оценивания.

Любая шкала должна отвечать следующим критериям:

— быть справедливой, т.е. оценивать достижения одинаковой трудности (эквивалентные) одинаковым

количеством очков, а более высокие достижения — большим количеством очков;

— быть полезной, т.е. использование шкалы должно приводить к полезному, с точки зрения практики, результату.

Критерии эквивалентности шкал. Выбор критерия эквивалентности осуществляется не математическим путём, а на основе логического анализа цели, ради которой разрабатывается шкала. Основным критерием эквивалентности шкал является одинаковый процент людей, которым доступен результат в этих заданиях.

Нормы. В педагогике норма, кроме оценивающей функции, выполняет ещё и стимулирующую роль. Принято различать три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные.

Сопоставительные нормы предназначены для оценки какого-либо свойства или способности человека путём его сравнения с характеристикой той генеральной совокупности, к которой он принадлежит. Чаще всего такие нормы строятся на основе стандартной шкалы. При этом в зависимости от строгости подхода за нормальные значения могут приниматься различные интервалы.

Индивидуальные нормы разрабатываются на основе данных, полученных от одного и того же человека в разных состояниях, и служат для оценки состояния этого человека путём сравнения с типичным для него уровнем. Индивидуальные нормы должны сопоставляться с популяционными.

Должные нормы. Под должной нормой понимают то, что человек должен знать или уметь, для того чтобы успешно справляться с какой-либо деятельностью (например, для выполнения тех или иных оперативно-служебных задач). В ряде случаев оправданным является построение нормы в виде так называемой «должной величины» — наиболее вероятного значения оцениваемого признака, рассчитанного в зависимости от зна-

чения нескольких признаков (в этом случае строятся уравнения множественной регрессии).

Критерии пригодности норм. Нормы составляются всегда для определённой совокупности людей и пригодны только для данной оценки представителей этой совокупности. Это свойство норм называется релевант ностью.

Нормы разрабатываются по результатам выборочных исследований. Нормы будут пригодны для всей совокупности, только если они построены по данным, полученным на репрезентативной выборке. Следовательно, вторым требованием к нормам является репрезентативность.

Следует учитывать, что со временем нормы устаревают и требуют пересмотра. Отсюда третье требование к нормам — современность.

60 - 50 - лп

54

30 -33 20 - 10 8

4

и

Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо

Отлично

Рис. 2. Распределение оценок (в процентах) за выполнение 3-го упражнения стрельб из автомата Калашникова.

В качестве примера представим шкалу оценок и распределение оценок у слушателей (в процентах) за выполнение 3-го упражнения стрельб «Стрельба по неподвижной мишени из положения стоя» частной методики обучения стрельбе из автомата Калашникова.

Таблица 1.

Распределение оценок (в процентах) среди сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, за выполнение упражнений в стрельбе из автомата Калашникова

Порядковый номер упражнений стрельб Название упражнения стрельб Количество оценок (в %)

неудовлетворительно удовлетворительно хорошо ОТЛИЧНО

1 Стрельба с места по неподвижной цели из положения «лёжа» 15 6 38 42

2 Стрельба с места по неподвижной цели из положения «с колена» 13 19 58 10

3 Стрельба с места по неподвижной цели из положения «стоя» 8 33 54 4

4 Стрельба с места по неподвижной цели со сменой положений 15 17 19 50

5 Стрельба со сменой положений по неподвижной цели, очередями и сменой магазина 27 42 21 10

6 Стрельба со сменой положений по неподвижной цели в ограниченное время 15 17 25 44

7 Стрельба со сменой положений по неподвижным целям с переносом огня по фронту в ограниченное время 4 13 48 35

8 Стрельба после передвижения с коротких остановок со сменой положений по неподвижным целям в составе группы 13 17 33 38

9 Стрельба с места из пистолета и после передвижения из автомата (ручного пулемета) со сменой положений по неподвижным целям в составе группы 4 19 50 27

Для оценки результатов выполнения упражнения стрельб была определена следующая шкала: «отлично» — выбить 45 очков; «хорошо» — 35 очков; «удовлетворительно» — 25 очков. Распределение оценок (в процентах) за выполнение 3-го упражнения стрельб из автомата Калашникова представлено на рисунке 2.Из рисунка 2 видно, что распределение оценок практически соответствует закону нормального распределения. Это означает, что педагог-исследователь правильно определил оценочные показатели упражнений стрельб.

На основе сформулированных нами условий разработки упражнений стрельб и порядка учёта требований закона нормального распределения при определении оценочных показателей упражнений стрельб разработаны три частные методики обучения стрельбе сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-

Кавказского региона Российской Федерации — из автомата Калашникова (ручного пулемета Калашникова), пистолета Макарова, снайперской винтовки. Разработаны комплексы упражнений стрельб (определена последовательность выполнения упражнений стрельб), параметры и критерии оценки упражнений стрельб для перечисленных выше видов оружия.

Разработанные частные методики апробированы в учебном процессе ТИПК МВД России. В исследованиях приняли участие около 150 сотрудников УМВД России по Курганской области и УМВД России по Тюменской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате обучения сотрудников УМВД России по Курганской области и УМВД России по Тюменской области стрельбе из автомата Калашникова по разработанной частной методике получены следующие результаты (табл. 1).

№ 9 - норма неУД| 4_уд. 19

хор. 50

№ 8 - поощрение _неуд. 13 |_уд. 17

хор. 33

№ 7 - поощрение неуд] 4 уд. 13

хор. 48

№ 6 - поощрение

неуд. 15

УД. 17

хор. 25

№ 5 - стимулирование

неуд. 27

УД. 42

хор. 21

№ 4 - поощрение

неуд. 15

УД. 17

хор.19

№ 3 - норма неуд. 8

УД. 33

хор. 54

№ 2 - поощрение _неуд. 13 |_уд. 19

№ 1 - поощрение _неуд. 15 | уд. 6 |_

хор. 58

хор. 38

0

10

20

30

40

50

60

70

90

100

Рис. 3. Распределение оценок (в процентах) среди сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и педагогическое назначение упражнений стрельб из автомата Калашникова.

отл. 27

отл. 38

отл. 35

отл. 44

отл. 10

отл. 50

отл. 4

отл. 10

отл. 42

Заключение. Результаты выполнения разработанных нами упражнений стрельб (распределение оценок), которые входят в содержание частных методик обучения стрельбе, подчиняются закону нормального распределения. т.е. находятся в интервале от х — За до х + За.

При разработке упражнений стрельб нами были соблюдены требования стандартизации процедуры тестирования: строго регламентированы условия и порядок выполнения упражнений стрельб, а также критерии их оценки.

Пригодность (релевантность) разработанных норм определятся тем, что они действительны только для сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по программе подготовки к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Об эквивалентности шкал для различных упражнений стрельб свидетельствует примерно одинаковый процент обучающихся, которым доступен норматив.

Разработанные упражнения стрельб и шкалы оценки (нормативы) современны, т.к. учитывают прак-

тику применения оружия сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Пригодность шкал подтверждается тем, что они приводят к полезному результату — уровень огневой подготовленности сотрудников, прибывших на обучение, повышается. У сотрудников формируются навыки стрельбы, которых ранее не было.

Разработанные нормативы (шкалы оценки упражнений стрельб), кроме оценивающей функции, выполняют стимулирующую роль — поддерживают у обучающихся желание осваивать новые, более сложные упражнения стрельб.

Таким образом, разработанные комплексы упражнений стрельб из табельного и штатных видов оружия для сотрудников, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, обеспечивают выполнение требований дидактического принципа «доступность при необходимой степени трудности».

Список литературы:

1. Астафьев, Н. В., Войлошников, О. Д. Повышение эффективности адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников ОВД к участию в проведении контртеррористических операций II Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2014. — № 4 (59). — С. 83—85.

2. Астафьев, Н. В. Обучение руководителей и формирование служебных коллективов сводных отрядов полиции и оперативных групп в процессе первого этапа подготовки к служебной командировке на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации II Право и образование. — 2015. — № 10. — С. 115— 124.

3. Астафьев, Н. В., Коновалов, Е. В. Перспективы проведения исследований по совершенствованию организации и содержания подготовки сводных отрядов полиции (оперативных групп) II Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 2 (36). - С. 174-181.

4. Астафьев, Н. В., Дубинецкий, В. В. Опыт организации подготовки оперативных групп и сводных отрядов полиции к служебным командировкам II Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 3 (66). - С. 77-79.

5. Басатин, А. Е. Особенности проведения занятий по тактико-специальной подготовке с сотрудниками ОВД, привлекаемыми к участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации II Наука и практика. - 2014. - № 4 (61). - С. 122-124.

6. Каримов, А. А. К вопросу о проблемах огневой подготовки в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел II Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сб. материалов российской науч.-метод, конф. - Иркутск, 2016. - С. 260-263.

7. Минеев, Ю. В., Тарасенко, В. А. Особенности проведения практических занятий по огневой подготовке в группах сотрудников, подготавливаемых к участию в контртеррористических операциях II Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сб. материалов российской науч.-метод. конф. - Иркутск, 2015. - С. 222-224.

8. Фромич, Ю. В. О некоторых аспектах подготовки сотрудников ОВД России, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации II Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сб. материалов российской науч.-метод, конф. - Иркутск, 2014. - С. 388-391.

9. Попков, В. Н. Тестирование и оценивание. - Омск, 2004. - 96 с.

©Астафьев Н.В., Черных В.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.