Раздел 12. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов
АСТАФЬЕВ Н.В., доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,
Кафедра огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования;
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
ASTAFYEV N.V.,
Doctor of Pedagogical Sciences, professor,
Honored Worker of Higher Professional
Education of the Russian Federation,
Chair of fire, tactical and
special training and operational planning;
Tyumen Advanced Training Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen,
625049, Russian Federation
КОНОВАЛОВ Е.В., [email protected] Учебный отдел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
KONOVALOV E.V., [email protected] Training Division;
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИй ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СВОДНЫХ ОТРЯДОВ ПОЛИЦИИ (ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП)
Аннотация. Большинство сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, планируемых к назначению на руководящие должности оперативных групп и сводных отрядов полиции, не имеют опыта выполнения служебных обязанностей в особых условиях (участия в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации). В связи с этим актуален пересмотр содержания образовательной программы повышения квалификации профессионального обучения по должности служащего «Полицейский». Авторами внесены обоснованные предложения по ее совершенствованию. Сделан вывод о необходимости проведения исследований, направленных на изучение специфики выполняемых оперативно-служебных задач; мер задействования сотрудников в различных видах службы; динамики показателей физической работоспособности, подготовленности и психомоторики сотрудников в процессе служебной командировки на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Ключевые слова: сводный отряд полиции; первый этап подготовки; образовательная организация.
THE PROSPECTS OF THE RESEARCH TO IMPROVE THE ORGANIZATION AND CONTENT OF TRAINING COMPOSITE POLICE SQUADS (OPERATIONAL GROUPS)
Annotation. Most of the officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation, planned for the appointment to senior positions of the operational units and composite police squads, do not have the experience of performing their duties in special conditions (participation in counter-terrorism operations in the North Caucasus region of the Russian Federation). In this regard, the review of the content of the educational program of advanced training and professional training for the position of the employee "Police officer" is topical. The authors have made reasonable suggestions for its improvement. It is concluded that it is necessary to conduct the research aimed at studying the specifics of the performed operational tasks; measures for engaging police officers in different types of service; dynamics of indicators of physical capacity, readiness and psychomotility of officers during the business trip to the territory of the North Caucasus region of the Russian Federation.
Keywords: composite police squad; first stage of training; educational organization.
Обучение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - сотрудники), в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России организовано с 2012 года. В период с 2012 по 2015 годы подготовлено 36 учебных групп, общей численностью около 900 сотрудников, в том числе: в 2012 году - пять учебных групп, в 2013 году - восемь учебных групп, в 2014 году - 15 учебных групп и в 2015 году - восемь учебных групп. В течение 2016 учебного года запланировано обучение 10 учебных групп (около 300 сотрудников). За это время накоплен определенный опыт как по организации образовательного процесса, так и по совершенствованию его методического содержания.
Подготовка сотрудников осуществляется в соответствии с примерной программой, утвержденной Департаментом государственной службы и кадров МВД России (далее - ДГСК МВД России) [1], в два этапа. Первый этап - профессиональное обучение по образовательной программе повышения квалификации по должности служащего «Полицейский» продолжительностью 16 дней (128 часов) проводится на базе образовательных организаций системы МВД России и центров профессиональной подготовки МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность и находящаяся в ведении МВД России). Второй этап -адресная подготовка в системе профессиональной служебной и физической подготовки в пунктах временной дислокации на территории Северо-кавказского региона Российской Федерации продолжительностью три дня (24 часа) проводится с целью быстрой адаптации сотрудников, изучения оперативной обстановки, особенностей его месторасположения и специфики выполняемых оперативно-служебных задач.
В научных исследованиях показано высокое значение психологической подготовки молодых сотрудников, командирующихся в регионы проведения контртеррористических операций [2], а также влияние гендерного состава на социаль-
но-психологический климат временных служебных коллективов [3]. По сведениям комплектующих территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее - комплектующий территориальный орган), от 40 до 60 % сотрудников не имеют опыта участия в проведении контртеррористических операций и представляют отделы полиции практически всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Перед руководством сводного отряда полиции (оперативной группы) стоит задача в течение трех недель изучить личностные особенности и деловые качества сотрудников, распределить их по должностям в соответствии со штатным расписанием, сформировать служебный коллектив. Примерная программа профессионального обучения сотрудников (первый этап подготовки) не предусматривает проведения занятий с руководящим составом сводного отряда полиции (оперативной группы) (так называемой «командирской подготовки»), а также практических занятий (психологических тренингов) с личным составом, направленных на сплочение служебного коллектива. Таким образом, совершенствование организации и содержания первого этапа подготовки сводных отрядов полиции (оперативных групп) является актуальной темой исследования.
О цели совместных командировок педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, и руководящего состава комплектующих территориальных органов в пункты временной дислокации сводных отрядов полиции (оперативных групп)
Цель командировок педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, в пункты временной дислокации сводных отрядов полиции (оперативных групп) - комплексное изучение их оперативно-служебной деятельности. Нормативные правовые акты и руководящие документы, регламентирующие оперативно-служебную деятельность сводных отрядов полиции (оперативных групп), передаются на соответствующие кафедры (циклы) для использования в учебном процессе, а также
руководству отряда (группы), прибывающему на профессиональное обучение, для использования в служебной деятельности. Командировки педагогических работников целесообразно совмещать с командировками руководящего состава комплектующего территориального органа.
Периодичность командировок руководящего состава комплектующего территориального органа МВД России определена подпунктом 1.6 приказа МВД России от 10 августа 2012 г. N 776 «О совершенствовании организационных мероприятий по командированию сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в Северо-Кавказский регион Российской Федерации и контроля за несением ими службы в ВОГОиП МВД России»*: «...выезды осуществлять не менее одного раза в два месяца в составе группы численностью не более трех человек». Кроме того, подпунктом 1.7 этого же приказа определено, что утвержденные графики выездов руководящего состава территориальных органов МВД России на очередное полугодие должны быть представлены в оперативное управление МВД России и ВОГОиП МВД России** ежегодно к 25 июня и 25 декабря, что определяет необходимость совместного командирования педагогических работников и руководства комплектующего территориального органа.
О целесообразности командирования педагогических работников в пункты временной дислокации сводных отрядов полиции (оперативных групп) нами было подготовлено предложение в ДГСК МВД России, которое получило одобрение, в связи с чем прорабатывается вопрос о внесении изменений в приказ МВД России от 10 января 2006 г. N 2 «О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»***, в котором планируется предусмотреть командировки педагогических работников к месту несения службы сводных отрядов.
Об использовании в учебном процессе оружия и боеприпасов
* Доступ из СТРАС «Юрист».
** ВОГОиП МВД России — Временная оперативная группировка органов и подразделений МВД России.
*** Доступ из СТРАС «Юрист».
В соответствии с указанием ДГСК МВД России от 10 ноября 2015 года нами было подготовлено предложение о том, что оружие, используемое в ходе профессионального обучения сотрудников, и оружие, используемое в качестве штатного в служебных командировках, должно быть одно и то же.
Об организации профессионального обучения
Личный состав сводных отрядов полиции (оперативных групп) формируется из числа сотрудников практически всех подразделений комплектующего территориального органа, абсолютное большинство которых не имеют знакомых среди тех, кто прибыл на профессиональное обучение. В составе сводного отряда полиции (оперативной группы), как правило, нет более одного-двух сотрудников из одного подразделения.
Опыт обучения личного состава сводных отрядов полиции (оперативных групп) показал, что в течение первого периода первого этапа подготовки образовательный процесс должен быть направлен на формирование служебного коллектива. Таким образом, профессиональное обучение сводного отряда полиции (оперативной группы) должно быть организовано в полном составе.
О гуманитарной подготовке сотрудников
Для формирования у сотрудников сводных отрядов полиции (оперативных групп) коммуникативных компетенций, позволяющих устанавливать вербальные контакты с местными жителями, необходима языковая подготовка - знание распространенных фраз, а также поведенческих обычаев и традиций народов Северного Кавказа. Организовать языковую подготовку можно в объеме 4 часов за счет следующих тем раздела «Правовая подготовка» образовательной программы: «Обеспечение и защита прав человека» и «Особенности выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми к проведению контртеррористических операций».
О подготовке руководящего состава («командирской подготовке»)
В конце первой учебной недели целесообразно ознакомить руководящий состав сводного отряда полиции (опера-
тивной группы) с целью и задачами командирской подготовки, в ходе которой изучаются: нормативные правовые акты Российской Федерации, приказы и распоряжения МВД России, ВОГОиП МВД России, Вог МВД России в субъекте Российской Федерации; методика проведения занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки; управление служебными нарядами и подразделением при выполнении задач по охране общественного порядка и проведении специальных мероприятий; формы и методы работы командиров по сплочению служебного коллектива [4].
Руководящий состав сводного отряда полиции (оперативной группы) следует привлекать к управлению личным составом при освоении обучающимися тем «Перевозка личного состава и техники различными видами транспорта. особенности организации марша и порядок движения колонн в районе проведения контртеррористической операции», «особенности несения службы сотрудниками органов внутренних дел при пресечении массовых беспорядков и деблокировании транспортных коммуникаций и объектов исполнительной власти», «комплексное тактико-специальное учение».
После прохождения командирской подготовки руководящий состав сводного отряда полиции (оперативной группы) привлекается к проведению учебных занятий по теме «Ориентирование и движение на местности». Подобный организационно-методический опыт формирования служебного коллектива при проведении практических занятий по учебной дисциплине «Топографическая подготовка» уже имеется с обучающимися по основным профессиональным образовательным программам высшего образования [5; 6].
командирская подготовка должна проводиться в основное учебное время.
О физической подготовке сотрудников
Изучение условий оперативно-служебной деятельности показало, что длительное нахождение сотрудников во время несения службы в средствах индивидуальной защиты (бронежилет) приводит к возникновению мышечных и суставных болей в области спины. В связи с этим имеется необходимость на занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка» об-
учать сотрудников самостоятельному выполнению физических упражнений, направленных на расслабление мышц спины и на растяжение позвоночника.
Изучение выполняемых оперативно-служебных задач возволило выявить необходимость в обучении личного состава сводных отрядов полиции (оперативных групп) боевым приемам борьбы, позволяющим обеспечить личную и коллективную безопасность при извлечении из автомобильного транспорта правонарушителей и вооруженных преступников, оказывающих физическое сопротивление. Обучение рационально проводить совместно с сотрудниками подразделений специального назначения. В связи с этим при освоении темы «Практическая отработка боевых приемов борьбы» учебно-боевые задания целесообразно выполнять в составе служебного наряда - в этом случае отрабатывается взаимодействие сотрудников при личном досмотре и задержании правонарушителей.
Об огневой подготовке сотрудников
При проведении учебных занятий с личным составом оперативной группы в декабре 2015 года и сводного отряда полиции в апреле 2016 года получен эмпирический материал, разработаны и внедрены в учебный процесс частные методики обучения стрельбе из табельного и штатного оружия. Для каждого вида оружия разработаны специальные упражнения стрельб и обоснованы критерии для их дифференцированной оценки.
При освоении темы «Особенности стрельбы и ведения огня из ручного стрелкового оружия в ситуациях несения службы в Северо-кавказском регионе» предусмотрено выполнение упражнения стрельб из автомата и пистолета во взаимодействии в составе служебного наряда.
Об изучении личностных характеристик сотрудников и сплочении временного служебного коллектива
Образовательная программа профессионального обучения предусматривает изучение раздела «Морально-психологическая подготовка», содержание которого не включает в себя проведение психологических тренингов.
Вместе с тем психолого-педагогические тренинги в обязательном порядке необходимы, так как это позволяет развить
у сотрудников психологические свойства личности, сформировать навыки поведения в малой группе. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общения, игры, практического обучения, оперативно-служебной деятельности.
В разделе «Морально-психологическая подготовка» программы предлагается в качестве формы проведения учебных занятий по темам «Психологические основы личной безопасности сотрудника органов внутренних дел в экстремальных условиях деятельности» (2 часа), «Причины возникновения конфликтного взаимодействия в экстремальных условиях деятельности и их профилактика» (2 часа), «Формирование психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел. Методы психологической саморегуляции» (2 часа), «Первая психологическая помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях» (2 часа) проводить тренинги. В то же время тема «Психологические типы террористов. Визуальная диагностика и выявление по психофизиологическим и поведенческим особенностям террориста-смертника» (2 часа) актуальна для изучения в традиционных групповых формах.
Начальнику сводного отряда полиции (оперативной группы) и его заместителям до начала реализации программы необходимо сообщить о том, что по окончании профессионального обучения будет проведено социометрическое исследование, которое позволит изучить межличностные отношения сотрудников, их психологическую совместимость, покажет связь ценностных ориентаций и социометрических характеристик личности, степень групповой сплоченности служебного коллектива, отношение к руководящему составу, а его результаты будут переданы руководству комплектующего территориального органа. Это будет стимулом для руководящего состава к более внимательной и чуткой работе с личным составом.
В качестве примера, подтверждающего необходимость внедрения в учебный процесс наших предложений, приведем результаты исследований состояния социально-психологического климата, процессов и явлений в одном из временных служебных коллективов - сводном отряде
полиции*. Наблюдение за личным составом в процессе профессионального обучения, а также общение с отдельными сотрудниками показали напряженность и разобщенность в коллективе, что и определило необходимость изучения социально-психологического климата.
Задачи исследования:
1. Оценить социально-психологический климат сводного отряда полиции по окончании обучения.
2. Определить степень авторитетности командира сводного отряда полиции.
3. Изучить причины возникновения конфликтов и трудностей среди сотрудников сводного отряда полиции.
4. Подготовить практические рекомендации по оптимизации социально-психологического климата сводного отряда полиции.
Методы исследования. Анонимное анкетирование; методика «Социометрия непараметрическая-1» (АППК «Мультип-сихометр»). Исследование внутригруппо-вых связей - межличностных отношений между руководством отряда (группы) и сотрудниками, а также среди сотрудников, изучение иерархии в сводных отрядах полиции (оперативных группах) выполнено при помощи метода социометрической техники Дж. Морено [7; 8; 9].
Была изучена типология социального поведения сотрудников сводного отряда полиции (две учебные группы, 45 человек), что позволило судить о социально-психологической совместимости членов групп. Социометрические измерения предусматривали: измерение степени сплоченности/ разобщенности во временном служебном коллективе; выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета сотрудников по признакам симпатии/антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый»; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
* Авторы статьи выражают благодарность за помощь, оказанную в проведении исследования, старшему психологу группы психологического обеспечения отделения морально-психологического обеспечения отдела по работе с личным составом Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России майору полиции М.А. Лусниковой.
Результаты социометрического исследования в первой учебной группе
Статус дистанцированных членов коллектива имеют два человека. Уровень группового единства и групповой сплоченности высокий. Имеются две конфликтные пары. Низкий социометрический статус отмечается у одного сотрудника, то есть личность занимает низкое, изолированное положение в неформальной структуре подразделения и практически не оказывает влияния на его членов. Крайне низкий социометрический статус имеет один сотрудник, то есть личность занимает в неформальной структуре подразделения положение «отвергнутого», наименее авторитетного ее члена.
Результаты социометрического иссле-дованияво второй учебной группе
Ядром коллектива являются практически все сотрудники. Статус дистанцированного члена коллектива имеет один человек. Уровень группового единства и групповой сплоченности высокий. Отсутствуют конфликтные пары. Крайне низкий социометрический статус имеет один человек.
Выводы социально-психологического исследования
Социально-психологический климат в сводном отряде полиции следует признать неустойчивым, но достаточно благоприятным, с тенденцией к ухудшению. Уровень группового единства и групповой сплоченности высокий. Командир сводного отряда полиции авторитетом не пользуется, основная часть сотрудников составляет ядро временного служебного коллектива. В коллективе имеются две конфликтные пары. Статус дистанцированных членов коллектива имеют два человека. Основным предложением сотрудников п о улуч шен ию пси хол огич еского кл им ата в сводном отряде является замена его командира.
Рекомендации. Основным затруднением межличностного взаимодействия в коллективе сводного отряда полиции выступают напряженные отношения с командиром отряда. В связи с этим прогнозируется неэффективность оперативно-служебной деятельности подразделения в период служебной командировки. Рекомендуется осуществить замену командира сводного отряда полиции и дополнительно провести психологическую работу, на-
правленную на повышение уровня групповой сплоченности.
Перспективы проведения дальнейших исследований
Для совершенствования содержания образовательной программы первого этапа подготовки сводного отряда полиции (оперативной группы) считаем целесообразным провести изучение специфики выполняемых оперативно-служебных задач, меру задействования сотрудников в различных видах службы, динамику показателей физической работоспособности, подготовленности и психомоторики сотрудников в процессе 180-суточной командировки. Тестирование следует проводить не реже 2 раз в месяц. Результатом научно-исследовательской работы должен быть научно-аналитический обзор.
Задачи исследования:
- изучить специфику выполняемых оперативно-служебных задач;
- изучить динамику задействования сотрудников в различных видах службы;
- изучить динамику физической работоспособности сотрудников (предлагаемые показатели: массо-ростовой индекс Кетле, тест PWC170);
- изучить динамику общей физической подготовленности сотрудников - упражнения для оценки силовой выносливости (предлагаемые тесты: сгиба-н ие и разгиба н ие рук в уп оре л ежа , н а -клоны туловища вперед из положения лежа на спине), быстроты (предлагаемые тесты: челночный бег 10 х 10 м, изготовка к стрельбе из автомата после бега на 10 м), координации (предлагаемые тесты: метание теннисного мяча на точность (дальность 5 м, цель - круг диаметром 1 м), гибкости (предлагаемые тесты: наклон вперед);
- изучить динамику психомоторики сотрудников (с использованием АППК «Мультипсихометр». Предлагаемые тесты: тесты на простую и сложную зрительно-моторную реакции; тест на чувство времени; тест на силу нервных процессов (теппинг-тест), тест на статическую координацию - проба Ромберга «пяточно-но-сочная» и др.).
Выводы и практические рекомендации научно-аналитического обзора целесообразно использовать при разработке новой редакции образовательной про-
граммы профессионального обучения (повышения квалификации) сотрудников, а также при организации физической подготовки в системе профессиональной служебной и физической подготовки в пунктах временной дислокации.
Выводы
1. Проведенные исследования показали необходимость пересмотра содержания программы профессионального обучения «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» по должности служащего «Полицейский», в том числе и примерной программы, утвержденной ДГСК МВД России, в следующем объеме:
- в образовательной программе предлагается выделить самостоятельный раздел - «командирская подготовка», целью которого является изучение руководителями сводного отряда полиции (оперативной группы) нормативных актов, действующих на территории пунктов временной дислокации, правил управления подразделением при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, при проведении специальных мероприятий, психолого-педагогических методов формирования служебного коллектива;
- необходимо организовать занятия с руководящим составом сводных отрядов полиции (оперативных групп) («командирскую подготовку») - командиром специальной огневой группы, а с командирами и заместителями командиров взводов - по методике физической, огневой и тактико-специальной подготовки;
- «командирская подготовка» должна проводиться по отдельному плану (расписанию) в учебное время, иметь соответствующее методическое обеспечение и учитываться как учебная (преподавательская) работа педагогических работников;
- по завершении профессионального обучения на практическом занятии «Комплексное тактико-специальное учение» руководящий состав сводных отрядов полиции (оперативных групп) должен привлекаться к управлению служебными коллективами при выполнении учебных задач.
2. С целью формирования работоспособного служебного коллектива сводного отряда полиции (оперативной группы) вместо традиционных групповых форм проведения занятий раздела «Морально-психологическая подготовка» следует проводить психологические тренинги.
3. Для формирования коммуникативных компетенций, позволяющих сотрудникам сводного отряда полиции (оперативной группы) устанавливать контакты с жителями Северо-Кавказского региона, в котором они несут службу, вместо некоторых тем раздела «Правовая подготовка» следует проводить учебные занятия, направленные на получение знаний распространенных фраз языков народов, проживающих в районе пункта временной дислокации.
4. Для оценки авторитета формальных (назначенных руководством комплектующего территориального органа) и неформальных (проявившихся при обучении в условиях организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России) лидеров служебного коллектива в конце профессионального обучения необходимо проводить социометрическое исследование, результаты которого позволят оказать помощь руководству сводного отряда полиции (оперативной группы) в назначении сотрудников на штатные должности и минимизировать количество межличностных конфликтов в течение служебной командировки.
5. По окончании профессионального обучения сводного отряда полиции (оперативной группы) рекомендации, вытекающие из результатов социометрических исследований, необходимо направлять начальнику территориального органа МВД России на региональном уровне для принятия окончательного управленческого решения о штатной расстановке сотрудников.
6. На стадии зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность и находящуюся в ведении МВД России, на профессиональное обучение при формировании учебных групп целесообразно отбирать их из специалистов, полицейских огневых групп. Руководство сводного отряда полиции (оперативной группы) должно быть распределено в каждую учебную группу для обеспече-
ния возможности изучать личный состав в процессе учебной деятельности.
7. Для совершенствования содержания образовательной программы первого этапа подготовки сводного отряда полиции (оперативной группы) необходимо провести исследования, направленные на
изучение специфики выполняемых оперативно-служебных задач, меры задействования сотрудников в различных видах службы, динамики показателей физической работоспособности, подготовленности и психомоторики сотрудников в процессе служебной командировки.
Список литературы
1. Примерная программа подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. М.: ДГСК МВД России, 2012.
2. Расписенко Н.П. Роль психологического обеспечения в профессиональной подготовке молодых сотрудников, убывающих в зону антитеррористических действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. 2012. N 7 (89). С. 109-114.
3. Кузнецова О.В. Влияние гендерного состава на социально-психологический климат служебных коллективов органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 1. С. 87-88.
4. Астафьев Н.В., Войлошников О.Д. Повышение эффективности адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников ОВД к участию в проведении контртеррористических операций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. N 4 (59). С. 83-85.
5. Астафьев Н.В. Воспитание боевой слаженности коллектива учебного взвода на занятии по основам топографической подготовки с использованием соревновательного метода обучения // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2009. N 4 (8). С. 57-64.
6. Астафьев Н.В. Воспитание боевой слаженности учебного взвода // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. N 41 (2). С. 53-58.
7. Герасименко И.Я., Юсупов Р.М. Социометрия конфликта / РАН, Санкт-Петербургский ин-т информатики и автоматизации. СПб., 1994.
8. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. А. Бокови-кова. М.: Академический Проект, 2001.
9. Марино Р.Ф. История доктора: Д.Л. Морено - создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / пер. с англ. М.И. Завалова. М.: Класс, 2001.