Научная статья на тему 'Совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации'

Совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
485
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / УМЕНИЕ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева О. А.

В статье рассматривается сущность и содержание профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в современных условиях. Определены особенности данного вида подготовки как процесса целенаправленного фор мирования у сотрудников органов внутренних дел психологической устойчивости и подго товки их к успешным действиям, в том числе в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальцева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»

УДК 159.9:34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

© 2017 О. А. Мальцева

канд. пед. наук, заместитель начальника кафедры специальной подготовки, подполковник полиции е-шаИ: O-malzeva@mail.ru

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

В статье рассматривается сущность и содержание профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в современных условиях. Определены особенности данного вида подготовки как процесса целенаправленного фор мирования у сотрудников органов внутренних дел психологической устойчивости и подго товки их к успешным действиям, в том числе в экстремальных условиях.

Ключевые слова: профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, особые условия, психологическая подготовленность, личная безопасность сотрудника, психологическая саморегуляция, межличностное общение, психологический контакт, умение разрешать конфликты.

Формирование правового государства, обеспечение законности и правопорядка требуют сегодня повышения эффективности деятельности органов внутренних дел. Большая роль в процессе выполнения задач и функций, которые возложены на органы внутренних дел, принадлежит административной деятельности, которая осуществляется административно-правовыми средствами и непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности зависит состояние правопорядка на территории РФ.

«Полицейский» - это сложная профессия в обществе, она требует от сотрудника способности с высокой эффективностью решать профессиональные задачи, которые связаны с риском для жизни, высоким уровнем ответственности за свои действия, ограниченным временем на принятие решения. Все вышеперечисленное требует от человека, который выбрал путь служения Закону, с одной стороны, высокого профессионализма, с другой - самосознания и самореализации как профессионала.

Проблема подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел всегда была достаточно актуальной. Исследователи - педагоги, социологи и психологи - предпринимают попытки поиска новых подходов к решению вопросов совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (И.В. Горлинский, А.М. Столяренко, В.Н. Смирнов, А.В. Димитров, Е.А. Козловская, Н.С. Кравчук, В.М. Кукушин, А.Д. Лазукин, И.А. Латкова, Х.Х. Лойт, А.И. Панкин, А.В. Пищелко, В.И. Постоев, В.Я. Слепов и многие другие).

Программа подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского

региона Российской Федерации, была утверждена в 2013 г. Целью обучения данной категории слушателей является формирование высокой готовности сотрудников к успешным действиям при выполнении оперативно-служебных задач на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в условиях привлечения к участию в контртеррористических операциях. Большое место отводится профессионально-психологической подготовленности каждого сотрудника, которая является результатом профессионально-психологической подготовки.

Профессионально-психологическая подготовка - научно организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников к решению оперативно-служебных задач [Столяренко 1995]. Сегодня профессионально-психологическая подготовка - особый вид профессионального становления сотрудника, целенаправленного формирования у сотрудников ОВД психологической устойчивости и подготовки их к успешным действиям, в том числе в экстремальных условиях [Назаров 2007].

Основными задачами профессионально-психологической подготовки, определяющими ее основное содержание, являются [Примерная программа... 2012]:

- совершенствование психологической подготовленности сотрудников, профессионально важных умений и навыков, связанных с применением оружия, специальных средств и боевой техники в условиях привлечения к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

- повышение уровня личной безопасности сотрудников, их готовности к действиям в различных кризисных ситуациях;

- совершенствование навыков управления силами и средствами при выполнении оперативно-служебных задач в условиях привлечения к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

- формирование психологической ориентированности личности при решении оперативно-служебных задач.

Кроме того, сотрудники обязаны знать психологические особенности профессиональной деятельности в особых экстремальных условиях, меры по обеспечению личной безопасности, уметь устанавливать психологический контакт с населением; выявлять, предупреждать и правильно разрешать конфликтные ситуации на улицах и в других общественных местах.

Еще пять лет назад подготовка данной категории сотрудников представляла собой отработку действий в экстремальной ситуации, акцент делался на физическую и огневую подготовку в ходе проведения психологической подготовки. Например, в Учебном центре отрабатывались навыки прохождения психологической полосы препятствий, которая в себя включала преодоление высоты, водную преграду, отражение нападения противника, огневую подготовку. Сегодня в силу изменений в политической обстановке на территории Северо-Кавказского региона ясно, что необходим несколько иной подход к организации профессионально-психологической подготовки. А именно, кроме развития и совершенствования психологической готовности к физическим нагрузкам при несении службы в экстремальных условиях, необходимо развивать у сотрудников коммуникативную компетентность, умение предупреждать и разрешать конфликты в ходе межличностного взаимодействия. В образовательной программе подготовки сотрудников имеется блок «Морально-психологическая подготовка», который включает в себя такие темы: «Формирование морально-психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел во время участия в специальных мероприятиях и операциях»; «Практическое использование методов регуляции психического состояния для повышения морально-

Мальцева О. А. Совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций

на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации

психологической устойчивости личного состава»; «Психологические особенности несения службы в особых условиях»; «Психология профессиональной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач» и т. п. Всего на профессионально-психологическую подготовку отведено 12 часов с принятием дифференцированного зачета.

С 2013 г. подготовка сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, осуществляется в образовательных организациях МВД России.

С целью выявления особенностей профессионально-психологической подготовки проведено анкетирование слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, обучающихся по программе подготовки сотрудников органов внутренних дел привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в котором приняли участие 455 человек (68% от всего количества обучающихся).

Анализ результатов анкетирования показал следующее: возраст респондентов очень разный — от 25 до 50 лет, социальное положение - от комнаты в коммунальной квартире (съемное жилье) до собственной квартиры в новостройке, холостые и женатые, с детьми (15 сотрудников имеют троих детей, 24 - новорожденных) и без детей. То есть публика достаточно разная. Но главное — мотивация каждого сотрудника к командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Здесь мнения разделились следующим образом: 49% — необходимость в улучшении материального положения семьи, 16% — смена обстановки, 11% — с целью самоутверждения, 18% — «Кто, если не я?», 6% — романтика. Очень важно: впервые сотрудник направляется в командировку (28%) или нет (72%), так как процесс адаптации к особым условиям может затянуться.

В плане организации и проведения подготовки в целом ожидания слушателей совпало с содержанием программы. Однако респонденты обратили внимание на то, что необходимо уделять больше внимания практической направленности, а именно особенностям службы в особых условиях. Самой оптимальной формой проведения занятия была названа - практические занятия по отработке конкретных вводных. В частности, в рамках профессионально-психологической подготовки рекомендовано больше ролевых игр по повышению уровня компетентности в общении с местными жителями, а также по разрешению конфликтов между собой в отряде. Также была отмечена необходимость занятий с упражнениями по обучению снятия психоэмоционального напряжения и обеспечения личной безопасности сотрудников.

Кроме того, была отмечена практика приглашения для проведения занятий, по предварительному согласованию, психологов отделения организации психологической работы, а также психологов комплектующего органа УМВД России по Орловской области (патрульно-постовой службы, охраны и конвоирования, Госавтоинспекции и прочие направления деятельности), как правило имеющих опыт участия в выполнении задач на Северо-Кавказском регионе.

За 2013—2016 учебные годы в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова было обучено 670 сотрудников (включая резерв) данной категории. Занятия по профессионально-психологической подготовке проводятся на многофункциональном межкафедральном учебно-полигонном комплексе. В рамках

данных занятий проводятся ролевые игры по взаимодействию сотрудников органов внутренних дел с гражданами Северо-Кавказского региона, каждый сотрудник проходит психологическую полосу препятствия, которая включает в себя физическую подготовку, шумовой раздражитель, задание на слуховую и зрительную память. Опыт показывает, что не все сотрудники успешно проходят психологическую полосу препятствий.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать организацию и проведение профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, принимая во внимание мотивацию к командировке, возрастные особенности, впервые направляется в командировку или наоборот 4 или 5 раз был там. Кроме того, важен срок, который прошел по прибытии из предыдущей командировки. То есть все эти данные говорят об индивидуализации и практико-ориентированности обучения в ходе профессионально-психологической подготовки, так как трудности и проблемы экстремальных ситуаций находятся не только вне человека, но и в нем самом. Ему обязательно надо знать и пони мать себя, уметь готовить себя, управлять собой, чтобы выходить из экстремальных ситуаций победителем. Культура современного образованного человека предполагает его подготовленность к трудностям жизни, здоровое отношение к ним и их преодолению, культуру саморегуляции поведения и своих состояний.

Библиографический список

Назаров Ю.Н. Особенности психологической подготовки личного состава спецподразделений // Вестник Московского университета МВД России. 2007. №4. С. 12.

Примерная программа подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона Российской Федерации (извлечение). М.: ДГСК МВД России, 2012. С. 6.

Столяренко А.М. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах: учеб.-методич. материалы и рекомендации. М.: Академия МВД России, 1995. 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.