УДК 37.018.46
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП И СВОДНЫХ ОТРЯДОВ ПОЛИЦИИ К СЛУЖЕБНЫМ КОМАНДИРОВКАМ
Н. В. Астафьев, В. В. Дубинецкий
Представлено обоснование организации подготовки в образовательных организациях МВД России сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона Российской Федерации. Обеспечить качественную подготовку сотрудников и сформировать служебный коллектив возможно только при совместном проведении практических занятий, тактико-специальных учений и психологических тренингов сотрудниками образовательных организаций и специалистами различных подразделений территориальных органов МВД России.
Ключевые слова: сводный отряд полиции; подготовка; образовательные организации МВД России; территориальные органы МВД России; взаимодействие; формирование служебного коллектива.
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами: недостаточное внимание отечественных ученых-теоретиков к данной проблеме и особая роль, которую играет система взаимодействия образовательной организации с органами и подразделениями МВД России при подготовке оперативных групп и сводных отрядов полиции в служебные командировки
В доступной литературе проблема взаимодействия образовательных организаций с органами и подразделениями МВД России при подготовке оперативных групп и сводных отрядов в служебные командировки на Северный Кавказ не получила общепринятого толкования и широкого изучения 1 .
После объединения учебных центров территориальных органов с образовательными организациями МВД России повысилось внимание педагогических работников к проведению научных исследований, направленных на совершенствование организации подготовки сотрудников, командируемых для участия в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Д . В. Глущенко, В. И . Косяченко разработали про-фессиограммы, отражающие требования, предъявляемые к профессиональной подготовке сотрудников ОВД, выполняющих оперативно-служебные задачи в условиях чрезвычайной ситуации 2. А. А . Белецкий и Р. А . Мерз-ликин указали, что необходимо увеличить количество часов на практические стрельбы, на отработку навыков отражения вооруженных нападений; на проведение стрельб в условиях световых и шумовых помех, после физической, интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки 3 . Однако конкретных предложений авторами предложено не было . С . В . Непомнящий, А . В . Ястребов, А А Белецкий отметили важность создания и использования в учебном процессе полигона «Пункт временной дислокации», говорили о целесообразности увеличения количества психологических тренингов и числа мероприятий, направленных на сплочение служеб-
ных коллективов 4 . Однако авторы не указали, как реализовать эти предложения, какие темы (занятия), в каком объеме и когда следует проводить, за счет учебного или внеучебного времени Многие из перечисленных рекомендаций очевидны, однако исследователи не отметили значимости взаимодействия образовательной организации и подразделений МВД России
Цель исследования — проверить эффективность способа организации подготовки личного состава оперативной группы (сводного отряда полиции) на базе образовательной организации МВД России, предусматривающего взаимодействие сотрудников образовательной организации МВД России и подразделений территориального органа
Подготовка сотрудников к командировке осуществляется в два этапа:
1) подготовка на базе образовательных организаций системы МВД России (16 дней, общая учебная нагрузка — 128 часов). Подготовка сотрудников, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, на базе образовательной организации МВД России длится три недели . За это время руководству оперативной группы (сводного отряда полиции) необходимо изучить психологические свойства сотрудников, которые наиболее ярко проявляются в экстремальных условиях служебной деятельности;
2) адресная подготовка в системе профессиональной служебной и физической подготовки в пунктах временной дислокации (продолжительность подготовки — 3 дня, общая учебная нагрузка — 24 часа) Данный этап организуется в целях быстрой адаптации сотрудников, изучения оперативной обстановки, особенностей месторасположения пункта временной дислокации (далее — ПВД) и специфики выполняемых оперативно-служебных задач
Н В Астафьев , О Д Войлошников отметили, что малая продолжительность подготовки оперативных групп (сводных отрядов полиции) в пунктах временной дислокации, а ввиду сложной оперативной обстановки и отсутствие второго этапа подготовки обусловливают адресную направленность подготовки личного состава в образовательной организации МВД России 5 . Авторы считают целесообразным уделять особое внимание так называемой командирской подготовке руководителей сводных отрядов полиции и оперативных групп, т. е . способам и приемам управления служебным коллективом в условиях участия сотрудников в контртеррористических операциях 6
Адресную направленность подготовки рекомендуется реализовать посредством планового и совместного командирования в пункты временной дислокации оперативных групп и сводных отрядов полиции профессорско-преподавательского состава и сотрудников комплектующего территориального органа
Цель совместных командировок — комплексное изучение оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных групп и сводных отрядов полиции, морально-психологического состояния личного соста-
ва и социально-психологического климата в служебном коллективе, состояния служебной дисциплины и законности 7.
Отметим, что результаты комплексного изучения оперативно-служебной деятельности оперативных групп (сводных отрядов полиции) используются для корректировки содержания образовательных программ в целях повышения адресной направленности подготовки сотрудников
Уместность нашего предложения о необходимости совместного командирования педагогических работников и сотрудников территориальных органов в ПВД оперативных групп и сводных отрядов полиции подтверждается одобрением ДГСК МВД России. В приложении к служебному письму ДГСК МВД России от 4 декабря 2015 г. № 21/9/12888 указано: « ...в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в приказ МВД России № 2-2006 г. , в котором планируется предусмотреть командировки педагогических работников образовательных организаций к месту несения службы сводных отрядов» .
Приказом МВД России от 6 июня 2012 г. № 563 отмечено, что для подготовки сотрудников оперативной группы (сводного отряда полиции) рекомендовано привлекать для совместного проведения занятий сотрудников подразделений специального назначения МВД России и психологов территориальных органов МВД России (п 2 3) Однако привлечение сотрудников подразделений специального назначения и психологов территориальных органов МВД России бывает затруднительно, в свете чего данное положение по различным причинам игнорируется работниками образовательных организаций
Качественное изучение личностных свойств сотрудников, сплочение служебного коллектива, обучение сотрудников приемам саморегуляции эмоциональных и психических состояний, профилактика и разрешение конфликтов — все это возможно только при совместном проведении занятий и психологических тренингов психологами образовательных организаций и штатными психологами оперативных групп
Важный аспект взаимодействия образовательной организации МВД России с комплектующими территориальными органами — обоснование необходимости организации подготовки оперативной группы (сводного отряда полиции) не по отдельным группам и в разное время, а в полном составе и одновременно. Объясняется это тем, что в период подготовки в образовательной организации МВД России учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на изучение личности сотрудников и на формирование служебного коллектива, а потому подготовка оперативной группы в полном составе и одновременно обязательна В связи с этим предложение Дальневосточного юридического института МВД России о подготовке личного состава оперативных групп в 2-3 периода в календарном году нецелесообразно (см приложение к служебному письму ДГСК МВД России от 4 декабря 2015 г. № 21/9/12888).
Накопленный нами опыт позволил обосновать методику организации подготовки сотрудников оперативной группы (сводного отряда)
На первой неделе подготовки штатным психологом оперативной группы и педагогическим работником образовательной организации проведены два психологических тренинга: «Знакомство и общение» и «Сплочение коллектива»
На второй неделе подготовки были проведены также два психологических тренинга: «Формирование навыков саморегуляции эмоциональных и психических состояний» и «Профилактика и разрешение конфликтов»
В конце второй недели подготовки (с двумя учебными группами) и в начале третьей недели (с двумя другими учебными группами) были проведены практические выездные занятия по тактико-специальной подготовке, включающие выполнение учебных заданий в составе служебного коллектива:
— передвижение походным маршем в составе подразделения (взвода) с отражением вооруженного нападения;
— отработку тактических способов действий в составе служебных нарядов по поиску и задержанию правонарушителей в горно-лесистой местности;
— организацию и несение службы на передвижном посту полиции;
— тактику досмотра автотранспорта и лиц, находящихся в нем;
— участие в проведении специальных мероприятий по задержанию вооруженных правонарушителей в отдельно стоящем здании;
— выполнение упражнений стрельб во взаимодействии (в составе служебного наряда)
Педагогическими работниками (совместно со специалистами специального отряда быстрого реагирования территориального органа МВД России) проводилось обучение личного состава оперативных групп (сводных отрядов полиции) тактике действий при досмотре автотранспорта, обеспечивающей личную и коллективную безопасность, боевым приемам борьбы, используемым для принудительного извлечения правонарушителей из автомобиля
Предлагаемый нами способ организации подготовки сотрудников оперативной группы дал положительные итоговые результаты, касающиеся социально-психологического климата. Отметим, что 94% сотрудников, прибывших на подготовку, ранее не были знакомы. Личный состав оперативной группы в количестве 105 человек был скомплектован из сотрудников всех подразделений УМВД России по комплектующему территориальному органу (аппарат УМВД, восемь городских отделов полиции, семь межмуниципальных отделов полиции, которые включают двенадцать отделений полиции, два отдела МВД России по районам области). Из каждого подразделения прибыло по одному сотруднику В связи с этим изучение состояния социально-психологического климата в начале подготовки среди прибывших сотрудников не проводилось
Таким образом, социально-психологический климат в учебных взводах оперативной группы на момент окончания подготовки имеет следующие характеристики:
— групповое единство (взаимная приемлемость членами коллектива друг друга) в учебных группах — высокий уровень;
— взаимная разобщенность и конфликтность — низкий уровень;
— интегральный уровень групповой сплоченности — высокий уровень
Результаты оценки социально-психологического климата в коллективе были представлены руководству оперативной группы для использования полученных данных при решении вопросов о назначении на штатные должности оперативной группы, комплектовании служебных нарядов и функциональных групп
Внедрение предлагаемого способа организации подготовки сводных отрядов полиции, предусматривающего обязательное совместное проведение педагогическими работниками образовательной организации, специалистами подразделений специального назначения и психологами подразделений территориальных органов МВД России практических занятий и психологических тренингов, позволило сформировать хороший социально-психологический климат, позволяющий эффективно выполнять оперативно-служебные задачи в условиях несения службы.
Исследование показало, что подготовка сотрудников сводных отрядов полиции (оперативных групп) в служебную командировку для участия в проведении контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона Российской Федерации является качественной и эффективной (при условии совместного участия сотрудников образовательной организации и сотрудников подразделений территориальных органов)
1 Глущенко Д. В., Косяченко В. И. Профессиограмма сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебно-боевые задачи в условиях чрезвычайной ситуации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012 . № 2 . С. 189-193 ; Непомнящий С. В., Медведев В. И., Ястребов А. В. Организация служебно-боевой и оперативной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях // Там же. 2014. № 2 . С. 140-144 ; Непомнящий С. В., Ястребов А. В., Белецкий А. А. О подготовке сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации // Там же. 2015. № 4. С. 134-139 ; Белецкий А. А., Мерзликин Р. А. Анализ профессиональной подготовки сводного отряда МВД России, привлекаемого к несению службы в особых условиях // Там же № 3 . С. 136-140 ; Астафьев Н. В., Войлошников О. Д. Повышение адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников органов внутренних дел к участию в проведении контртеррористических операций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59) . С. 83-85.
2 Глущенко Д. В., Косяченко В. И. Указ . соч . С. 189-193.
3 Непомнящий С. В., Медведев В. И., Ястребов А. В. Указ . соч . С. 140-144.
4 Непомнящий С. В., Ястребов А. В., Белецкий А. А. Указ . соч . С. 134-139 ; Белецкий А. А., Мерзликин Р. А. Указ. соч . С. 136-140.
5 Астафьев Н. В., Войлошников О. Д. Указ . соч . С. 83-85.
6 Астафьев Н. В. Обучение руководителей и формирование служебных коллективов сводных отрядов полиции и оперативных групп в процессе первого этапа подготовки к служебной командировке на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации // Право и образование. 2015 . № 10 . С. 115-124.
7 О совершенствовании организационных мероприятий по командированию сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в Северо-Кавказский регион Российской Федерации и контроля за несением ими службы в ВОГОиП МВД России : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 776.