Научная статья на тему 'Методы и принципы обучения стрельбе из пистолета сотрудников органов внутренних дел, направляющихся в Северо-Кавказский регион Российской Федерации'

Методы и принципы обучения стрельбе из пистолета сотрудников органов внутренних дел, направляющихся в Северо-Кавказский регион Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / ОРУЖИЕ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / SHOOTING / PRINCIPLES / METHODS / WEAPONS / EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / OPERATIONAL AND SERVICE TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипов С.Н.

В системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел важное значение имеет огневая подготовка. Для повышения практической направленности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, направляющихся в Северо-Кавказский регион Российской Федерации, на основе изучения практики применения огнестрельного оружия сотрудниками и условий несения службы в настоящей статье рассмотрены вопросы оптимального сочетания методов и принципов обучения технике стрельбы. Эффективность предложенной автором системы методов и принципов, использование которой повышает степень восприятия и усвоения материала, создает условия для осуществления индивидуализации процесса обучения, позволяет обучаемым добиваться более высоких показателей, подтверждается результатами тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND PRINCIPLES OF FIREARMS TRAINING OF THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES WHO ARE BEING SENT TO THE NORTH CAUCASUS REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Firearms training is very important in the system of professional and physical training of the employees of the internal affairs bodies. To improve the practical focus of the firearms training of police officers who are being sent to the North Caucasus region of the Russian Federation, basing on the analysis of the practice of using firearms by police officers and the conditions of service, the author of the article considers the issues of optimal combination of methods and principles of training in shooting techniques. The effectiveness of the system of methods and principles proposed by the author, the use of which increases the degree of perception and learning, creates the conditions for the individualization of the learning process and allows the trainees to improve their performance, is confirmed by the test results.

Текст научной работы на тему «Методы и принципы обучения стрельбе из пистолета сотрудников органов внутренних дел, направляющихся в Северо-Кавказский регион Российской Федерации»

Раздел 12. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов

АРХИПОВ С.Н., as.master13@mail.ru Кафедра огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования;

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

ARKHIPOV S.N., as.master13@mail.ru

Chair of fire, tactical and special training and operational planning; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НАПРАВЛЯЮЩИХСЯ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел важное значение имеет огневая подготовка. Для повышения практической направленности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, направляющихся в Северо-Кавказский регион Российской Федерации, на основе изучения практики применения огнестрельного оружия сотрудниками и условий несения службы в настоящей статье рассмотрены вопросы оптимального сочетания методов и принципов обучения технике стрельбы. Эффективность предложенной автором системы методов и принципов, использование которой повышает степень восприятия и усвоения материала, создает условия для осуществления индивидуализации процесса обучения, позволяет обучаемым добиваться более высоких показателей, подтверждается результатами тестирования.

Ключевые слова: стрельба; принципы; методы; оружие; сотрудник органов внутренних дел; оперативно-служебные задачи.

METHODS AND PRINCIPLES OF FIREARMS TRAINING OF THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES WHO ARE BEING SENT TO THE NORTH CAUCASUS REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. Firearms training is very important in the system of professional and physical training of the employees of the internal affairs bodies. To improve the practical focus of the firearms training of police officers who are being sent to the North Caucasus region of the Russian Federation, basing on the analysis of the practice of using firearms by police officers and the conditions of service, the author of the article considers the issues of optimal combination of methods and principles of training in shooting techniques. The effectiveness of the system of methods and principles proposed by the author, the use of which increases the degree of perception and learning, creates the conditions for the individualization of the learning process and allows the trainees to improve their performance, is confirmed by the test results.

Keywords: shooting; principles; methods; weapons; employee of the internal affairs bodies; operational and service tasks.

Система профессиональной служебной и физической подготовки не всегда обеспечивает уровень огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД), необходимый для выполнения оперативно-служебных задач в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Проблемы подготовки сотрудников органов внутренних дел связаны с тем, что не только сотрудники, но и некоторые инструкторы и руководители

стрельб до сих пор искренне убеждены в том, что умение стрельбы из табельного оружия сводится лишь к правильному заряжанию, разряжанию оружия и нажатию на спусковой крючок. В результате, когда сотрудники начинают выполнять стрелковые упражнения, выявляется отсутствие единого выполнения элементов техники стрельбы, а именно удержания оружия, изготовки для стрельбы. Кроме того, не учитываются особенности анатомического

строения человеческого тела и т.д. В качестве подтверждения сказанного приведем результаты тестирования (рис. 1).

36.0

6,0

с I

I 21 21-26 26-30 34?

неуц. УД- кор, отд.

35 30

гъ 20 15 10

5 О

количество выбитых очков в зоне поражения (мишени)

Рис. 1. Результаты тестирования и распределение оценок за выполнение 4-го упражнения. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданной зоной поражения

Нами была поставлена задача устранить названные недостатки в процессе подготовки, используя различные методы и принципы,апробированные и применяемые на занятиях по огневой подготовке, определив перечень тех из них, которые позволяют добиться лучших результатов. При этом учитывалась специфика несения службы сотрудниками органов внутренних дел в Северо-Кавказском регионе. Ниже представлено описание такой системы.

Метод обучения - наиболее рациональный способ преподавания дисциплины и усвоения обучаемым учебного материала. Методы обучения позволяют решать широкий круг задач с разным контингентом обучаемых, в разных формах занятия. Под методами, применяемыми на занятиях по огневой подготовке, понимаются способы использования различного рода заданий и упражнений для обучения двигательным действиям, совершенствования умений и навыков.

При обучении стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия сотрудников, обучающихся по программе «Подготовка сотрудников органов внутренних дел к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», необходимо использовать две группы мето-

□ Выполнило,

дов: общепедагогические и специфические.

Для обучения двигательным действиям, развития умений и навыков следует использовать такие общепедагогические методы, присущие процессу обучения, как:

1. Методы обеспечения наглядности, которые способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию за-□ Выполнило,чел нимающимися выполняемых заданий. К ним относятся [1, с. 163]:

1) метод непосредственной наглядности;

2) методы опосредованной наглядности;

3) методы направленного прочувствования двигательного действия.

Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Данный метод используется для создания у обучающихся правильного представления о технике выполнения изучаемого двигательного действия, он облегчает процесс усвоения материала. Через зрительный анализатор в процессе работы складывается объективная картина качества выполнения действия, например хватки пистолета, принятия изготовки и обработки спуска. Демонстрация упражнения или технического действия должна быть видна всем занимающимся. Преподаватель должен показывать технику выполнения упражнения или какого-либо элемента техники стрельбы как в быстром темпе, так и в медленном, останавливаясь на его ключевых фазах. Демонстрацию необходимо сопровождать пояснением, акцентируя внимание на важных и характерных особенностях и ошибках выполнения двигательного действия, что позволяет исключить слепое, механическое подражание.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К данным методам относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов, выполненные фломастером на специальной доске или мишени рисунки и др. [2]. Рисунки на специальной доске, а также учебное оружие дают возможность преподавателю (инструктору) достаточно наглядно демон-

стрировать технику выполнения того или иного элемента или действия (упражнения). Использование учебных мультимедийных материалов позволяет воспринимать информацию об изучаемом элементе (упражнении) в различных формах: звуковое пояснение, видеоинформация, текстовая и графическая информация.

Наглядные пособия позволяют обучаемым подробнее рассмотреть статическое положение фазы изучаемых двигательных действий.

Методы направленного прочувствования двигательного действия позволяют более точно воспринимать технику изучаемого двигательного действия. Их воздействие направлено на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела обучаемым. К указанным методам относится:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия.

При использовании метода направленной помощи при выполнении двигательного действия преподаватель (инструктор) акцентирует внимание обучаемого на правильности исполнения элемента, например, размещает оружие в кисти обучаемого и контролирует правильное удержание оружия, а последующее выполнение элемента в замедленном темпе способствует правильному разучиванию двигательного действия. В данном случае преподаватель (инструктор) и сам обучаемый имеют возможность вовремя выявить ошибки выполнения техники двигательного действия и устранить их. При разучивании и совершенствовании элементов техники стрельбы или выполнения какого-либо упражнения целесообразно использовать метод фиксации положения тела с оружием и его частей в отдельные моменты двигательного действия, для тренировки правильного и целостного выполнения разучиваемого действия (упражнения).

К специфическим методам, которые могут использоваться для обучения двигательным действиям и совершенствования техники стрельбы из пистолета, относятся:

- методы частично регламентированного упражнения;

- методы строго регламентированного упражнения.

Методы частично регламентированного упражнения используются для изучения и совершенствования двигательных навыков. К ним относятся игровой метод и соревновательный метод.

Сущность игрового метода заключается в использовании каких-либо упражнений или нормативов в игровой форме. Данный метод обычно используется для совершенствования навыков обращения с оружием, профессионально значимых двигательных навыков и элементов. Соревновательный метод применяется для повышения психологической устойчивости сотрудника полиции. Суть метода заключается в участии сотрудников в состязании при выполнении различных действий с оружием (выполнение отдельных нормативов, упражнений стрельб или комплекса этих действий).

Для игрового метода характерно: наличие сути игры; наличие различных способов достижения цели игры; возможность комплексного применения различных двигательных действий. Игровой метод может использоваться для формирования навыков применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при выполнении оперативно-служебных задач в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. В процессе использования игрового метода у обучаемых формируются и проявляются двигательные навыки не изолированно, а комплексно.

Методы строго регламентированного упражнения используются для обучения новым двигательным действиям и развития физических качеств. Для обучения новым двигательным действиям применяются методы: целостно-конструктивный метод; расчлененно-конструктивный метод; метод сопряженного воздействия.

При использовании целостно-конструктивного метода двигательное действие разучивается в целом, без расчленения на отдельные части. Данный метод подходит для разучивания структурно несложных движений (принятие изготовки к стрельбе).

При использовании расчлененно-конструктивного метода двигательное

действие разучивается по частям (фазам упражнения или приема). Данный метод применяется на начальных этапах обучения, а также для обучения сложным двигательным действиям. При расчленении упражнения необходимо выделять относительно самостоятельные части (фазы), логически связанные между собой.

Метод стандартно-интервального упражнения характеризуется многократностью повторения одной и той же нагрузки с различными интервалами отдыха между повторениями (например, приведение оружия в готовность или смена магазина).

Для решения комплекса задач целесообразно использовать разнообразные сочетания различных методов.

Перечисленные выше методы неразрывно связаны с педагогическими принципами обучения. Педагогический принцип - это основная идея, следование которой помогает лучшим образом достичь поставленной педа-

м 50 -

гогическои цели. Для под- Д5 готовки сотрудников ОВД, ю прибывших на обучение, 35 был реализован ряд педа- 30 гогических принципов об- 20 учения: 15

- принцип доступно- ю сти и индивидуализации;

о

- принцип систематичности;

- принцип непрерывности.

Принцип доступности и индивидуализации в огневой подготовке означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов возможностям обучающихся. При реализации принципа должна быть учтена готовность обучающихся к выполнению предложенных заданий, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий

Принцип доступности должен обеспечить для каждого обучаемого наиболее оптимальные условия для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, исключить непосильные тренировочные задания и требования. Под индивидуализацией процесса обучения понимается процесс подготовки сотрудников, в котором используются частные

средства, методы и формы, при помощи которых осуществляется индивидуальный подход к обучаемым и создаются условия для развития умений и навыков, а также для глубокого и всестороннего совершенствования в стрельбе из пистолета.

Данный принцип использовался нами на всех занятиях, связанных с отработкой приемов и действий с оружием, перед проверкой боя оружия и выполнением упражнений стрельб из пистолета, результатом такого подхода стало качественное выполнение стрелковых упражнений. На рисунках 2 и 3 видно, что качество выполнения упражнений стало высоким в сравнении с результатами тестирования в начале обучения (рисунок 1). Это означает, что индивидуальный подход и контроль действий обучаемого при выполнении стрелковых упражнений повышают качество исполнения элементов техники стрельбы, тем самым улучшая результат стрельбы.

□ Выполнило,

□ Выполнило, чел

<3 Зи> 020см й 01Бсм 4 010см

неуд. УД- хор. отл.

количество попадании и диаметр рассеивания пробоин в зоне поражения (мишени)

Рис. 2. Распределение оценок за выполнение 1-го упражнения.

Стрельба с места по неподвижной цели из пистолета (проверка боя оружия)

Принцип систематичности заключается в необходимости изложения материала в определенной последовательности. В обучении стрельбе из пистолета со сложным содержанием элементов (ее совершенствовании) важно построить процесс обучения так, чтобы, изучив элементы техники стрельбы и их правильное выполнение, перейти к освоению и совершенствованию этих элементов.

Принцип непрерывности заключается в систематическом использовании на всех занятиях по огневой подготовке полученных знаний и умений, что позволит

укрепить двигательные навыки и мышечную память. Систематические занятия по огневой подготовке ставят целью полноценное изучение и закрепление ранее изученного материала. Освоение техники стрельбы происходит на занятиях в процессе овладения специальными знаниями, навыками, умениями и совершенствуется в процессе тренировок на протяжении всего времени обучения. Таким образом, обучение и тренировка составляют две стороны единого педагогического процесса [3].

38.0

20,0

10

<3 3 и> 020см 4 015см 4 010см

неуд, УД- кор. РТЛ,

□ Выполнило, в% в Выполнило, чел

количество попаданий и диаметр рассеивания пробоин в зоне поражения (мишени)

Рис. 3. Распределение оценок за выполнение 2-го упражнения. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданной зоной поражения

Изучение практики применения огнестрельного оружия сотрудниками, привлекаемыми к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, позволило выделить ряд специфических требований к огневой подготовленности: стрельба может вестись не только по определенной цели, но и в направлении цели; со сменой положений для стрельбы, из-за укрытия, с использованием упоров, в средствах бронезащиты, со сменой магазина, в движении на цель, от цели, в составе служебного наряда (группы) и т.д. [4]. В связи с этим были разработаны упражнения стрельб, моделирующие условия применения табельного оружия в одиночном порядке и в составе служебных нарядов при выполнении оперативно-служебных задач и определены приемы и методы для их реализации.

Разработанные упражнения стрельб и шкалы оценки (нормативы) современны, т.к. учитывают практику применения

оружия сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Используемые шкалы оценки упражнений стрельб стимулируют и поддерживают у обучающихся желание осваивать новые, более сложные упражнения стрельб.

Для реализации специфических требований к огневой подготовленности сотрудников, привлекаемых к участию в "проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и разработанных упражнений стрельб из общепедагогических приемов методов обучения, были определены сочетания приемов и методов, которые позволяют овладеть специальными знаниями, навыками, умениями в процессе всего времени обучения. Результатом применения на занятиях всего комплекса приемов и методов обучения двигательным действиям стал эффект от проведенного занятия, который должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла их аккумуляция (степень аккумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих занятия) у сотрудников в виде:

а) знаний:

- правильного выполнения элементов техники стрельбы;

- тактических особенностей применения и использования боевого ручного стрелкового оружия при индивидуальных и групповых действиях сотрудников ОВД в процессе оперативно-служебной деятельности;

б) умений и навыков:

- скоростной стрельбы из пистолета из различных положений с переносом огня по фронту, после передвижения, в движении с использованием средств индивидуальной бронезащиты, со сменой магазина, с использованием различных изготовок и положений для стрельбы;

- передвижения с оружием;

- правомерного применения огнестрельного оружия в типовых ситуациях пресечения различных противоправных действий.

В процессе обучения стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, учитывая современные повышенные требования к сотруднику полиции, на первый план выходит:

- дальнейшее совершенствование материально-технического обеспечения органов внутренних дел и образовательных организаций системы МВД России, а именно строительство современных

тиров и стрельбищ, оснащенных классами стрелковых тренажеров;

- правильная организация и методическая подготовленность руководителей занятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- индивидуальная работа с сотрудником на занятии, которая подразумевает внимание к каждому обучаемому со стороны преподавателя (инструктора) при выполнении элементов техники стрельбы (действий с оружием) для быстрого выявления ошибок (или оценки выполняемого действия), вскрытия их пагубных последствий и рекомендаций по способу их устранения.

Список литературы

1. Архипов С.Н. Основы обучения стрельбе из пистолета сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / под ред. А.И. Числова. 2-е изд., стереотип. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2009. 167 с.

2. Технические и методические вопросы обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из пистолета: учеб.-практ. пособие / С.Н. Архипов [и др.]. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2010. 133 с.

3. Архипов С.Н. Огневая подготовка в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел проблемы и пути их решения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. N 1 (6). С. 171-173.

4. Минеев Ю.В., Тарасенко В.А. Особенности проведения практических занятий по огневой подготовке в группах сотрудников, подготавливаемых к участию в контртеррористических операциях // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сб. материалов всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2015. С. 222-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.